Программа внеурочной деятельности "Юные экологи"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и обсуждена на МО учителей начальных классов Протокол №1 Дата: Руководитель МО:____________ | Одобрена и рекомендована научно-методическим советом МОУ Мало-Куналейская СОШ Протокол № Дата: Зам.директора по УВР:_________ | Утверждена Приказ № от Директор школы:____________ |
Программа
«Юные экологи»
1 класс
Составила : Л.И. Астрихинская
Учитель начальных классов
Пояснительная записка
Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала ХХI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояние практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосфере стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юные экологи».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Программа «Юные экологи» ставит перед собой следующие задачи:
- Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей.
- Воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
- Способствовать становлению осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
- Развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развивать альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
- Развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развивать знания и умения по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы :
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи экологической этики (В.Е.Борейко) и концепция личностно- ориентированного образования (В.В.Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, рассчитана на 80 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики - «Экология моего дома» (80 часов: теория – 52 часа, практика – 28 часов).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу.
Новизна. Содержание программы «Юные экологи» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А.Плешаков, «Открывая мир» - В.Самкова, «Экология» - авт. А.Зверев) развёрнутостью , личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля – единая экосистема.
- Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы , учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения . педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой. Ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарём природы» в классных уголках, а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности : семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зелёной комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юные экологии» выявляется с помощью комплекса диагностических методик : в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники :ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемый результат. Показатели в личностной сфере ребёнка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш большой дом;
- солнце – источник жизни на земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры) ;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений , животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (луга, леса и т.д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология – наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь :
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели , тропические цепи;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшить состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- гербаризировать растения;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать своё отношение у природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.
Учебно – тематический план
1-ый год обучения
мер но- мер | Номер заня- тия | тема | Кол-во часов | |
теория | прак- тика | |||
Введение | 2 | |||
1-2 | Что такое экология? | 2 | ||
2 | ||||
1 | Мой дом за окном | 8 | 4 | |
3-4 | Мой дом | 2 | ||
5 | Дом, где мы живём | 1 | ||
6 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | ||
7 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | ||
8 | Экскурсия – прогулка «Краски и звуки зимы» | 1 | ||
9 | Деревья твоего двора | 1 | ||
10 | Экскурсия по территории школы | 1 | ||
11-12 | Птицы нашего двора | 2 | ||
13 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 | ||
14 | Дорога из дома в школу | 1 | ||
12 | ||||
2 | Я и моё окружение | 12 | 8 | |
15 | Моя квартира | 1 | ||
16 | Моя семья | 1 | ||
17 | Соседи - жильцы | 1 | ||
18 | Мой класс | 1 | ||
19 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | 1 | ||
20 | Дом моей мечты | 1 | ||
21 | Рассказы , стихи о семье | 1 | ||
22-23 | Комнатные растения в квартире, в классе | 2 | ||
24-25 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 2 | ||
26-27 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | |||
28 | Экскурсия в парк | 1 | ||
29-31 | Животные в доме | 3 | ||
32-33 | Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных | 2 | ||
34 | Практическое занятие «Уход за домашними животными» | 1 | ||
20 | ||||
3 | Гигиена моего дома | 8 | 6 | |
35 | Уход за квартирой | 1 | ||
36 | Гигиена класса | 1 | ||
37 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | ||
38-39 | Бытовые приборы в классе | 2 | ||
40 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | ||
41 | Природа в квартире и классе | 1 | ||
42 | Наша одежда и обувь | 1 | ||
43-44 | Русская народная одежда | 2 | ||
45 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 | ||
46 | Практическое занятие «Уход за одеждой» | 1 | ||
47 | Экскурсия в музей | 1 | ||
48 | Моделирование и демонстрация одежды | 1 | ||
14 | ||||
4 | Вода – источник жизни | 8 | 3 | |
49-50 | Вода в моём доме и в природе | 2 | ||
51 | Стихи, рассказы о воде в природе | 1 | ||
52 | Экскурсия в парк | 1 | ||
53 | Весна в нашем селе | 1 | ||
54 | Экскурсия в парк | 1 | ||
55 | Вода в жизни растений | 1 | ||
56 | Вода в жизни животного мира | 1 | ||
57 | Вода и здоровье человека | 1 | ||
58 | Личная гигиена | 1 | ||
59 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | ||
11 | ||||
5 | Солнце и свет в нашей жизни | 8 | 3 | |
60 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 | ||
61 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | ||
62 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | ||
63 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | ||
64 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | ||
65-66 | Электрический свет и тепло в моём доме | 2 | ||
67 | Откуда приходят свет и тепло в мой дом | 1 | ||
68 | Телевизор в моём доме | 1 | ||
69 | Сколько стоят свет и тепло. | 1 | ||
70 | Итоговое занятие | 1 | ||
11 | ||||
6 | Воздух и здоровье | 1 | 1 | |
71 | Воздух и здоровье человека | 1 | ||
72 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | ||
2 | ||||
7 | Мой край | 3 | 1 | |
73 | Растительный мир республики | 1 | ||
74 | Животный мир республики | 1 | ||
75 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | ||
76 | Экскурсия в музей | 1 | ||
4 | ||||
8 | Весенние работы | 4 | ||
77-78 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 | ||
79-80 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | 2 | ||
4 | ||||
52 | 28 | |||
Итого: | 80 |
Содержание программы
1-ый год обучения
№ п/п | Разделы, темы | Кол- во час. | Краткое содержание | Формы, методы | Формы подведения итогов |
Введение | 2 | Теория- 2 часа | |||
1-2 | Что такое экология? | 2 | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека. Дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса; связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. | Беседа Беседа Рассказ Диалог Игра «Живое – неживое» | |
1 | Мой дом за окном | 12 | Теория -8 часов, практика – 4 часа | ||
3-4 | Мой дом | 2 | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. | Рассказ Диалог Игра | Рисунок «Мой дом» Рассказ «Я живу в селе» |
5 | Дом, где мы живём | 1 | Соблюдение чистоты и порядка во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. | Беседа Рассказ | Плакат «Какие бывают дома» |
6 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчёт о выполнении задания наблюдение. | Беседа | |
7 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | Выясняем, откуда берётся и куда девается мусор. | Беседа Эксперимент «Что будет, если каждый из уч-ся бросит бумажку». | Мини сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наше село были чистыми». |
8 | Экскурсия – прогулка «Краски и звуки зимы» | 1 | Наблюдения в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой?(снегопад) Из чего состоит снег? (из снежинок). Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. | Рассказ Диалог Игра Наблюдение | Рисование на снегу. |
9 | Деревья твоего двора. | 1 | Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? | Беседа Загадки Кроссворд «Листья» Игра «Узнай листок» | Рисунок «Вид деревьев зимой» |
10 | Экскурсия по территории школы | 1 | Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? (размеры стволов, формой, цветом, толщиной коры, осенней окраской листьев, созревшими плодами). Для чего сажают деревья в городах, посёлках? | Беседа Наблюдение Игра «Подбери слово каждому дереву» | Сказка о деревьях |
11-12 | Птицы нашего двора | 2 | Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник,водоём). Перелётные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри); самых крупных (страус. Пингвин, индюк);самых быстрых и т.д. значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. | Беседа Рассказ Сказки-шутки Игра «где живёт птичка» | Рисунок «птицы нашего двора».весёлые и интересные случаи поведения птиц. |
13 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 | Изготовление кормушек | Вывешивание кормушек | |
14 | Дорога из дома в школу | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы. | Беседа Игра «Зажги сигналы светофора» Игра «Чья это улица, чей это дом» Ситуации | Создание макета безопасного пути в школу. Инструктаж Рисунки «Дорожные знаки» |
2 | Я и моё окружение | 20 | Теория – 12 часов, практика – 8 часов. | ||
15 | Моя квартира | 1 | Светлая (солнечная, затемненная, теплая, холодная) квартира,цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение. | беседа | Рисунок «Моя квартира» |
16 | Моя семья | 1 | Происхождение слова «семья» ( от слова семя). Маленькое семя с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы. Затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». | Диалог Рассказ | Составить рассказ о своей семье. Сколько человек в семье? Какие бывают профессии? Каковы общие увлечения? Любимые семейные праздники. |
17 | Соседи - жильцы | 1 | Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. | Диалог Рассказ Игра «Что я люблю и чего не люблю» | Рассказ «Интересные люди рядом» |
18 | Мой класс | 1 | Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу. | Беседа Игра «Продолжи фразу: Я хочу, чтобы в нашем классе …» | Правила дежурного |
19 | Практическое занятие «Создание уюта в игровой и классной комнатах». | 1 | Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы учащихся о проделанной работе. | ||
20 | Дом моей мечты | 1 | Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? | Диалог игра | Рисунок |
21 | Рассказы, стихи о семье | 1 | Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружде, труде | Игра «Вежливые слова» Ситуации Игра «Глядя в зеркальце, скажи себе ласковое слово» Игра «Учимся быть вежливыми» | Правила вежливости Рисунок «Цветок любви»Кому хотел бы подарить его? |
22-23 | Комнатные растения в квартире, в классе | 2 | Познавательные, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений : освещенность, частоту полива, уход за комнатными растениями. | Беседа Игра «Узнай по описанию « Игра «Угадай по силуэтам» Опыт Наблюдения Эксперимент. | Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных растений. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок. Пословиц. |
24-25 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 2 | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после произведённых работ. | ||
26-27 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 2 | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. | Опыты с одновременным посевомсухих и пророщенных семян (горох, фасоль). Эксперимент Наблюдение | |
28 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе и в природе. Взаимосвязь света и тепла, их взаимодействие на растения, на природу в целом. | Наблюдение опыт | Рисунок «Весна» |
29-31 | Животные в доме | 3 | Домашние животные. Цель содержания животных. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой.?соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. | Беседа Рассказ наблюдение | Рисунки и фотоальбом «Мой друг» Наблюдение за поведением животных в доме. Сообщение. |
32-33 | Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных | 2 | Чтение рассказов о домашних питомцах. | диалог | Забавные истории о домашних животных |
34 | Практическое занятие «Уход за домашними животными» | 1 | Наблюдения за изменениями , произошедшими после проделанной работы. | Диалог рассказ | Алгоритм ухода за домашними животными |
3 | Гигиена моего дома | 14 | Теория – 8 часов, практика – 6 часов | ||
35 | Уход за квартирой | 1 | Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. | беседа | Рисунок «Моя квартира» |
36 | Гигиена класса | 1 | Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, полив, рыхление почвы, протирание листьев). | Беседа диалог | Рисунок «Школа будущего» |
37 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчёт групп о проделанной работе. Необходимость соблюдения правил гигиены. | Диалог рассказ | |
38-39 | Бытовые приборы в квартире | 2 | Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, правила безопасности при их эксплуатации. | Беседа эксперимент | инструктаж |
40 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов. | беседа | Правила безопасности. Описание «Кухня в моей квартире» |
41 | Природа в квартире и в классе | 1 | Наблюдение за развитием ростков, листочков на срезанных веточках. Взаимосвязь с живой и неживой природы. | Наблюдение Опыт беседа | Рисунок «Веточка сирени» |
42 | Наша одежда и обувь | 1 | Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. | беседа | рекомендации |
43-44 | Русская народная одежда | 2 | История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. | беседа | Рисунок «Девица-красавица и добрый молодец» |
45 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 | Придумывание одежды. Изготовление одежды из природного материала. | беседа | Конкурс моделей одежды |
46 | Практическая работа «Уход за одеждой» | 1 | Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? | ||
47 | Экскурсия в музей | 1 | История русского костюма | Мини-сочинение «Чему ты удивился?» | |
48 | Моделирование и демонстрация одежды | 1 | Придумать одежду самим (для учёбы, праздников, прогулок и т.д.) и продемонстрировать. | Конкурс «Лучший модельер» | |
4 | Вода – источник жизни | 11 | Теория – 8 часов, практика – 3 часа | ||
49-50 | Вода в моём доме и в природе | 2 | Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется , куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода, почему её надо экономить? | Беседа Опыт по очистке воды Ситуации | Рисунок «Охрана воды» придумать экологические знаки |
51 | Стихи, рассказы о воде в природе | 1 | Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана. | Беседа диалог | Сказка о капельке воды |
52 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдения за изменениями в природе. Признаки весны. Краски и звуки весны. | Беседа Наблюдение рассказ | Пускание корабликов по ручейкам |
53 | Весна в нашем селе | 1 | Впечатления детей об экскурсии в парк. Описание весны | рассказ | Рисунок «А из нашего окна весна красная видна» |
54 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдение за почками на деревьях | Наблюдение беседа | Рисунок «Веточка с почками в вазе на подоконнике» |
55 | Вода в жизни растений | 1 | Как вода влияет на жизнь растений? | Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений | Обобщающая беседа |
56 | Вода в жизни животного мира | 1 | Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? | Беседа наблюдение | Мини-сочинение |
57 | Вода и здоровье человека | 1 | Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? | Беседа | Рисунок |
58 | Личная гигиена | 1 | Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. | Беседа Опыт измерения температуры воды | Продолжи сказку ;»Жил-был мальчик, он не любил купаться …» |
59 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы?» | 1 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Беседа | Рисунок Алгоритм ухода за зубами. |
5 | Солнце и свет в нашей жизни | 11 | Теория – 8 часов, практика – 3 часа. | ||
60 | Солнце, Луна, звёзды – источники света. | 1 | Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звёзд в ночное время суток. | Беседа Эксперимент Наблюдение | Рисунок «Небо» |
61 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. | 1 | Влияние тепла и света на комнатные растения. | Эксперимент Наблюдение Опыт | Рисунок «Моё любимое комнатное растение» |
62 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света. | 1 | Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить обязанности. Отчёт о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы. | Игра «Солнечные зайчики» | Практикум по размещению комнатных растений. |
63 | Отношение к свету и теплу различных животных. | 1 | Выяснить, как животные относятся к свету и теплу. Роль солнечного и лунного света в жизни животных. | Опыт Наблюдение | Мини-сочинение «Моё любимое животное» |
64 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи». | 1 | Сравнение света Солнца, Луны, фонаря, лампы, свечи. Роль света в жизни человека. | Опыт Наблюдение Эксперимент | Рисунок «Солнечный день» |
65-66 | Электрический свет и тепло в моём доме. | 2 | Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Освещённость рабочего места. глаз – орган зрения. Что мы различаем при помощи зрения? Гигиена зрения. Зарядка для глаз. | Беседа Опыт Эксперимент Диалог | Инструктаж Правила обращения с электроприборами. Рисование предметов ближайшего окружения. |
67 | Откуда приходят свет и тепло в мой дом? | 1 | Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты. | Беседа | |
68 | Телевизор в моём доме. | 1 | Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. | Диалогическая беседа | Мини-сочинение «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?» Правила просмотра телевизора. |
69 | Сколько стоит свет и тепло | 1 | Экономия света и тепла (дома и в школе). | Диалог | Сообщение «Как ты экономишь свет и тепло?» |
70 | Экскурсия в музей | 1 | Источники тепла и света в русской избе (печь, лучина). | Беседа | Рисунок |
6 | Воздух и здоровье | 2 | Теория – 1 час, практика – 1 час | ||
71 | Воздух и здоровье человека | 1 | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Какие загрязнители воздуха есть в помещении?Как с ними бороться? Болезни органов дыхания.вред табачного дыма. Комплекс дыхательной гимнастики. | Опыт Наблюдение вдоха и выдоха воздуха. Беседа игра с воздушными шарами. | Мини-сочинение «Что ты можешь предложить людям, которые курят?» |
72 | Практическое занятие «Уборка в классе». | 1 | Влажная уборка класса. Проветривание. | ||
7 | Мой край | 4 | Теория -3 часа, практика – 1 час. | ||
73 | Растительный мир родного края | 1 | Многообразие растений республики.основные экогруппы (растения степи, леса, луга, поля). Красная книга Республики Бурятия. | Рисунок растения из Красной книги. | |
74 | Животный мир республики Бурятия. | 1 | Многообразие животных республики. Особенности жизни животных республики. | Беседа Наблюдения | Рисунок животного из Красной книги. |
75 | Исчезающие растения и животные родного края. | 1 | Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. | Беседа Диалог | Написание письма другу, в котором выраженатревога об исчезающих растениях и животных. |
76 | Экскурсия в музей | 1 | Растения и животные республики |
| |
8 | Весенние работы | 4 | практика – 4 часа | ||
77-78 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. | 2 | Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). | Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» | таблица |
79-80 | Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | 2 | Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка: уход и наблюдение за всходами. | Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений» | Обобщающая беседа |
Литература.
- Аксёнова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2/М. Аксёнова, С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995.
- Баранчикова, Л.А. Комнатные растения в интерьере школы / Л.А.Баранчикова // Школа и производство. – 1991. - № 12.- С. 25-28.
- Благосклонов, К.Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки / К.Н.Благосклонов. – М.,1991.
- Большой атлас природы России : иллюстрированная инцеклопедия для детей. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
- Брылёв, В.А. Красная книга : Редкие и охраняемые растения и животные. – Волгоград, 1992. - с.148
- Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, о. Ганичкина. – М.: Оникс, 2006.
- Грехова, Л.И. В союзе с природой : эколого-природоведенческие игры и развлечения с детьми / Л.И.Грехова. – М.: Илекса; Ставрополь, 2000. – с. 286.
- Ердаков, Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л.Н. Ердаков // Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – с. 19-22.
- Машкова, С.В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С.В.Машкова. Е.И. Руднянская. – Волгоград, 1996. – с.36
- Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П.Молодова. –Минск : Асар, 1996. – с. 128.
- Никитина, Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б.А. Никитина. – Самара, 1996.
- Сзабова, С. Экоигры в школе и вне школы / С. Сзабова. – Владивосток : Зов тайги, 1996.
- Шустова, И.Б. Азбука. Звери и птицы России / И.Б. Шустова. –М.: Дрофа, 2006. – (Дошкольник. Мир природы).
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
- Ядовитые животные и растения СССР / под ред. Б.Н.Орлова – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Моя первая экология
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...
"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология
Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».
Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...
Программа внеурочной деятельности "Экология"
Программа внеурочной деятельности "Экология"...
Программа внеурочной деятельности "Эколог.ру"
Программа ВД для учащихся 1-4 классов...