Обучение речевому этикету
план-конспект урока (2, 3, 4 класс)

Смирнова Анастасия Анатольевна

Данный материал и занятия были разработаны для обучения младших школьников речевому этикету, занятия расчитаны на 2 класс, но можно использовать для повторения и в более старших классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_rechevomu_etiketu.docx17.86 КБ
Файл uroven_vladeniya_rechevym_etiketom.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников речевому этикету.

Совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие, и соблюдение определенных правил. Именно поэтому можно утверждать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества и стал необходимым условием его существования. В правилах этикета прописаны требования к поведению в различных ситуациях (в гостях, театре; столовый этикет; деловой этикет и т.д.). Знать и соблюдать данные требования должен каждый, так этикетные правила являются основой бесконфликтного общения.

         Вопросы  речевого  этикета рассматриваются в работах  Акишиной А.А., Гольдина В.Е.,  Формановской Н. И. Вопросы обучения речевому этикету раскрыты в трудах Бондаренко А. А., Курочкиной И.Н.,  Ладыженской Т. А., Львовой С. В. 

В целом под речевым этикетом понимаются «регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [4]

Обучение этикету, в том числе и речевому, начинается уже в школе. В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников  формулировке мыслей, следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Проблема обучения речевому этикету актуальна, так как родители в наше время из-за сложных социальных условий не уделяют достаточно времени развитию культуры   речи  ребенка.

 Исследования доказывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет.   «Необходимы не единичные обращения на уроках к правилам русского речевого этикета, не показ образцов речевой вежливости самим учителем, а ежедневная работа по освоению правил речевой вежливости» [1] . По мнению И. Н. Курочкиной «родители и учителя должны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно»[2].

Но на уроках русского языка проблемам речевого этикета, как правило, отводится недостаточно времени. Специальные занятия позволят успешно познакомить младших школьников с основами речевого этикета.

Цель внеурочных занятий «Школа Речевого этикета»:

1.повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся;

2.формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, развитие речи.

Задачи внеурочных занятий «Школа Речевого этикета»:

1.Раскрыть понятие "этикет" и "речевой этикет";

2.Познакомить с основными формулами речевого этикета в различных ситуациях (приветствие, знакомство , извинение,  просьба,  прощание);

3.Познакомить с этикетной ролью интонации и невербальных средств общения;

4.Научить детей соотносить речевую ситуацию с формулами речевого этикета, служащими для выражения вежливости;

5.Научить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

     В результате проведённых занятий младшие школьники должны научиться:

  • Пользоваться правилами поведения в обществе;
  • Обращаться к знакомым и незнакомым людям;
  • Знакомиться, используя правила речевого этикета;
  • Выражать приветствие, благодарность, просьбу, извинение;
  • Правильно подбирать тональность в зависимости от ситуации.

Программа кружка рассчитана на учащихся 2 класса.

Режим занятий: 6 часов – 1 час в две недели первого полугодия.

Тема

Содержание.

1

«Что такое этикет?»

Раскрытие понятия этикет, речевой этикет. Краткий рассказ о содержании курса.

2

«Скажи при встрече: «Здравствуй».

Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при приветствии. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты.

3

«Давайте познакомимся»

Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. Важность использования слов: " Здравствуйте", "Очень приятно" .

4

«Примите мои извинения »

Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при извинении. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. Важность использования слов: "Прошу прощения", " Не стоит".

5

«Будьте добры.»

Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при просьбе. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому; ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. Важность использования слов: " Прошу прощения", "Спасибо"

6

«До встречи »

Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при прощании. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, и их соблюдение должно стать привычкой.

Библиографический список

  1. Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе // Начальная школа. 2013. №1. С 21-28.
  2. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. М.,2014
  3. Львова С.И. "Позвольте вас пригласить..." или Речевой этикет: пособие для учащихся/ С.И. Львова – 4-е изд., Дрофа; М;  2007
  4. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты / Н.И. Формановская. - М.: Рус. яз., 1982
  5. Формановская Н.И.: Вы сказали "Здравствуйте!". (Речевой этикет в нашем общении). - М.: Знание, 1989



Предварительный просмотр:

                                Уровень владения речевым этикетом

Для выявления актуального уровня владения младшими школьниками речевым этикетом предлагаю следующее:

  1. Задания для учеников

     

   Ι            

        1. Как ты поздороваешься с учителем из своей школы?

         2 Как ты поздороваешься с одноклассником?

        3. Какие слова ты скажешь при прощании с учителем из своей школы?

        4. Какие слова ты скажешь при прощании с одноклассником?

        5. С какими словами ты обратишься с просьбой к учителю из своей                       школы?

        6. С какими словами ты обратишься с просьбой к однокласснику?

        7. Как ты попросишь прощение у учителя из своей школы?

        8. Как ты попросишь прощение у учителя из своей школы?

   

  ΙΙ       

 1. Встретились три друга. Первый молча кивнул головой. Второй              сказал: "Салют, пацаны!" и помахал рукой. А третий с улыбкой и со словами "Привет!" пожал руки друзьям. В чьем приветствии проявляется   доброжелательность и радость встречи?

   1) первого друга                     2) второго друга            3) третьего друга

        2. Уроки закончились, Маша и Оксана собрались домой. Маша сказала                 " Пока, Оксана, до завтра." Оксана обняла подругу и ответила "Привет, Маша." Кто из девочек произнёс фразу верно?

  1) Маша                               2) Оксана

        3. Была самостоятельная работа, Миша и Наташа опоздали и им не выдали тетрадь. Наташа подняла руку и сказала: " А мне тетрадь не выдали, дайте мне тетрадь", Миша сказал :" Татьяна Антоновна, простите, можно мне пожалуйста выдать тетрадь ". Кто из ребят сказал верно?

    1) Наташа                               2) Миша

        4.  Катя пригласила к себе домой гостей к 16: 00. Саша, Ира и Кирилл опоздали.  Кто из ребят был более вежлив?

1. Саша " Катюха, я очень хочу кушать, стол уже накрыт?"

2. Ира "Катюша, прости пожалуйста"

3. Кирилл: " Привет Катя, извини меня за опоздание, я очень спешил к тебе"

При выполнении Ι задания правильными считались ответы: привет, добрый день, здравствуй(те), пока, до свидания, до встречи, прошу, пожалуйста, извини(те), прошу прощения. За каждый правильный ответ 1 балл, в сумме за это задание ученик может получить 8 балла.

       При выполнении ΙΙ задания правильными считались ответы:

1. 3) третьего друга

2. 1) Маша

3. 2) Миша

4. 3) Кирилл

        За каждый правильный ответ 1 балл, в сумме за это задание ученик может получить 4 балла.

  1. Наблюдение

В течение 5 дней провести наблюдение  за поведением школьников  в ситуациях приветствия, прощания, просьбы и извинения. За верное употребление формул речевого этикета в каждой ситуации (приветствие, прощание, извинение, просьба) ученик получал  1 балл (всего за один день – 4 балла).

По результатам выполнения заданий, итогов  наблюдения за употреблением школьниками  этикетных формул  ученики были распределены по уровням владения речевым этикетом.

Таблица 1 - Уровни  владения  речевым этикетом

критерии

Методики

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Знание

1

Испытывает значительные трудности при подборе формул речевого этикета к соответствующим ситуациям

Допускает незначительные ошибки  при подборе формул речевого этикета к соответствующим ситуациям

Безошибочно подбирает формулы речевого этикета к соответствующим ситуациям

Понимание

2

Испытывает значительные трудности при

 соотнесении формулы речевого этикета и ситуации

Допускает незначительные ошибки  при соотнесении формулы речевого этикета и ситуации

Безошибочно соотносит  формулу  речевого этикета и ситуацию

Употребление

3

Редко использует в своей речи  формулы речевого этикета

Иногда использует в своей речи формулы речевого этикета

Регулярно использует в своей речи формулы речевого этикета

Баллы

22 и меньше

27-23

32-28

Итоги выполнения можно фиксировать в данной таблице.

Итоги выполнения заданий учащимися 2 "А" класса.

          № задания

Имя ученика

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

Итог

Уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

презентация "Обучение речевому этикету"

Презентация "Обучение  речевому этикету"Выразительность речи, соблюдение правил речевой культуры – признаки культурного и образованного человека. Главной задачей лю...

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....