Обучение речевому этикету
план-конспект урока (2, 3, 4 класс)
Данный материал и занятия были разработаны для обучения младших школьников речевому этикету, занятия расчитаны на 2 класс, но можно использовать для повторения и в более старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_rechevomu_etiketu.docx | 17.86 КБ |
uroven_vladeniya_rechevym_etiketom.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение младших школьников речевому этикету.
Совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие, и соблюдение определенных правил. Именно поэтому можно утверждать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества и стал необходимым условием его существования. В правилах этикета прописаны требования к поведению в различных ситуациях (в гостях, театре; столовый этикет; деловой этикет и т.д.). Знать и соблюдать данные требования должен каждый, так этикетные правила являются основой бесконфликтного общения.
Вопросы речевого этикета рассматриваются в работах Акишиной А.А., Гольдина В.Е., Формановской Н. И. Вопросы обучения речевому этикету раскрыты в трудах Бондаренко А. А., Курочкиной И.Н., Ладыженской Т. А., Львовой С. В.
В целом под речевым этикетом понимаются «регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [4]
Обучение этикету, в том числе и речевому, начинается уже в школе. В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников формулировке мыслей, следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
Проблема обучения речевому этикету актуальна, так как родители в наше время из-за сложных социальных условий не уделяют достаточно времени развитию культуры речи ребенка.
Исследования доказывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет. «Необходимы не единичные обращения на уроках к правилам русского речевого этикета, не показ образцов речевой вежливости самим учителем, а ежедневная работа по освоению правил речевой вежливости» [1] . По мнению И. Н. Курочкиной «родители и учителя должны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно»[2].
Но на уроках русского языка проблемам речевого этикета, как правило, отводится недостаточно времени. Специальные занятия позволят успешно познакомить младших школьников с основами речевого этикета.
Цель внеурочных занятий «Школа Речевого этикета»:
1.повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся;
2.формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, развитие речи.
Задачи внеурочных занятий «Школа Речевого этикета»:
1.Раскрыть понятие "этикет" и "речевой этикет";
2.Познакомить с основными формулами речевого этикета в различных ситуациях (приветствие, знакомство , извинение, просьба, прощание);
3.Познакомить с этикетной ролью интонации и невербальных средств общения;
4.Научить детей соотносить речевую ситуацию с формулами речевого этикета, служащими для выражения вежливости;
5.Научить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.
В результате проведённых занятий младшие школьники должны научиться:
- Пользоваться правилами поведения в обществе;
- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;
- Знакомиться, используя правила речевого этикета;
- Выражать приветствие, благодарность, просьбу, извинение;
- Правильно подбирать тональность в зависимости от ситуации.
Программа кружка рассчитана на учащихся 2 класса.
Режим занятий: 6 часов – 1 час в две недели первого полугодия.
№ | Тема | Содержание. |
1 | «Что такое этикет?» | Раскрытие понятия этикет, речевой этикет. Краткий рассказ о содержании курса. |
2 | «Скажи при встрече: «Здравствуй». | Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при приветствии. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. |
3 | «Давайте познакомимся» | Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. Важность использования слов: " Здравствуйте", "Очень приятно" . |
4 | «Примите мои извинения » | Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при извинении. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. Важность использования слов: "Прошу прощения", " Не стоит". |
5 | «Будьте добры.» | Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при просьбе. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому; ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. Важность использования слов: " Прошу прощения", "Спасибо" |
6 | «До встречи » | Правила речевого поведения, которые нужно соблюдать при прощании. Этикетные формулы, адресованные старшему знакомому и незнакомому, старшему близкому, ровеснику. Сопутствующие сигналы: тон, голос, жесты. |
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, и их соблюдение должно стать привычкой.
Библиографический список
- Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе // Начальная школа. 2013. №1. С 21-28.
- Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. М.,2014
- Львова С.И. "Позвольте вас пригласить..." или Речевой этикет: пособие для учащихся/ С.И. Львова – 4-е изд., Дрофа; М; 2007
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты / Н.И. Формановская. - М.: Рус. яз., 1982
- Формановская Н.И.: Вы сказали "Здравствуйте!". (Речевой этикет в нашем общении). - М.: Знание, 1989
Предварительный просмотр:
Уровень владения речевым этикетом
Для выявления актуального уровня владения младшими школьниками речевым этикетом предлагаю следующее:
- Задания для учеников
Ι
1. Как ты поздороваешься с учителем из своей школы?
2 Как ты поздороваешься с одноклассником?
3. Какие слова ты скажешь при прощании с учителем из своей школы?
4. Какие слова ты скажешь при прощании с одноклассником?
5. С какими словами ты обратишься с просьбой к учителю из своей школы?
6. С какими словами ты обратишься с просьбой к однокласснику?
7. Как ты попросишь прощение у учителя из своей школы?
8. Как ты попросишь прощение у учителя из своей школы?
ΙΙ
1. Встретились три друга. Первый молча кивнул головой. Второй сказал: "Салют, пацаны!" и помахал рукой. А третий с улыбкой и со словами "Привет!" пожал руки друзьям. В чьем приветствии проявляется доброжелательность и радость встречи?
1) первого друга 2) второго друга 3) третьего друга
2. Уроки закончились, Маша и Оксана собрались домой. Маша сказала " Пока, Оксана, до завтра." Оксана обняла подругу и ответила "Привет, Маша." Кто из девочек произнёс фразу верно?
1) Маша 2) Оксана
3. Была самостоятельная работа, Миша и Наташа опоздали и им не выдали тетрадь. Наташа подняла руку и сказала: " А мне тетрадь не выдали, дайте мне тетрадь", Миша сказал :" Татьяна Антоновна, простите, можно мне пожалуйста выдать тетрадь ". Кто из ребят сказал верно?
1) Наташа 2) Миша
4. Катя пригласила к себе домой гостей к 16: 00. Саша, Ира и Кирилл опоздали. Кто из ребят был более вежлив?
1. Саша " Катюха, я очень хочу кушать, стол уже накрыт?"
2. Ира "Катюша, прости пожалуйста"
3. Кирилл: " Привет Катя, извини меня за опоздание, я очень спешил к тебе"
При выполнении Ι задания правильными считались ответы: привет, добрый день, здравствуй(те), пока, до свидания, до встречи, прошу, пожалуйста, извини(те), прошу прощения. За каждый правильный ответ 1 балл, в сумме за это задание ученик может получить 8 балла.
При выполнении ΙΙ задания правильными считались ответы:
1. 3) третьего друга
2. 1) Маша
3. 2) Миша
4. 3) Кирилл
За каждый правильный ответ 1 балл, в сумме за это задание ученик может получить 4 балла.
- Наблюдение
В течение 5 дней провести наблюдение за поведением школьников в ситуациях приветствия, прощания, просьбы и извинения. За верное употребление формул речевого этикета в каждой ситуации (приветствие, прощание, извинение, просьба) ученик получал 1 балл (всего за один день – 4 балла).
По результатам выполнения заданий, итогов наблюдения за употреблением школьниками этикетных формул ученики были распределены по уровням владения речевым этикетом.
Таблица 1 - Уровни владения речевым этикетом
критерии | Методики | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | ||
Знание | 1 | Испытывает значительные трудности при подборе формул речевого этикета к соответствующим ситуациям | Допускает незначительные ошибки при подборе формул речевого этикета к соответствующим ситуациям | Безошибочно подбирает формулы речевого этикета к соответствующим ситуациям |
Понимание | 2 | Испытывает значительные трудности при соотнесении формулы речевого этикета и ситуации | Допускает незначительные ошибки при соотнесении формулы речевого этикета и ситуации | Безошибочно соотносит формулу речевого этикета и ситуацию |
Употребление | 3 | Редко использует в своей речи формулы речевого этикета | Иногда использует в своей речи формулы речевого этикета | Регулярно использует в своей речи формулы речевого этикета |
Баллы | 22 и меньше | 27-23 | 32-28 |
Итоги выполнения можно фиксировать в данной таблице.
Итоги выполнения заданий учащимися 2 "А" класса.
№ задания Имя ученика | Ι | ΙΙ | ΙΙΙ | Итог | Уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века" и презентация к уроку по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
презентация "Обучение речевому этикету"
Презентация "Обучение речевому этикету"Выразительность речи, соблюдение правил речевой культуры – признаки культурного и образованного человека. Главной задачей лю...
Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....