Развитие устной речи при обучении первоклассников навыкам общения и речевого этикета на внеурочных занятиях
материал (1 класс)

Доклад "Развитие устной речи при обучении первоклассников навыкам общения и речевого этикета на внеурочных занятиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Развитие устной речи при обучении первоклассников навыкам общения и речевого этикета на внеурочных занятиях»

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. С помощью речи мы выражаем наши чувства, эмоции, переживания, отношение к окружающим нас людям. Кроме того, речь - это совместная деятельность, которая не должна вызывать дискомфорта у ее участников. Поэтому необходимо соблюдать каждым из них норм речевого этикета.

Речевой этикет – это правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.

В настоящее время приходится констатировать недостаточный уровень речевого этикета школьников, в том числе и младших. Несомненно, на этот факт должны ориентироваться учителя начальных классов. Когда ребёнок приходит в 1 класс, кроме обучения его навыкам чтения, письма и счёта, стоит учитывать и воспитание культурного человека.

Наблюдая за первоклассниками я увидела, что не все дети могут легко найти общий язык со своими одноклассниками и с взрослыми, особенно учителями, так как не всегда могут подобрать нужные слова. Настораживает и тот факт, что есть дети, которые заходят в класс не здороваясь и уходят не прощаясь, что не всегда дети готовы извиниться за свои поступки, а также не считают нужным использовать правила речевого этикета в местах общего пользования , н-р в столовой.

В этике речи значительное место занимают навыки и привычки. Чтобы они не отставали от знания соответствующих правил, нужно проводить упражнения по этике речи. Правила речевого этикета разъясняют детям в беседах, инсценировках, в дидактических играх.

Я осуществляю свою работу на уроках, внеурочных занятиях, на классных часах.

Я провела классный час «Уроки этикета», мы учились применять слова приветствия, прощания, извинения, благодарности. Разыграли ситуацию Виолетта и Даниил пошли гулять, по дороге они встретили Влада. Виолетта знала Влада, а Даниил нет. Виолетта решила познакомить мальчиков. Как правильно это сделать?

Провела игру-викторину «Знатоки этикета». Ребята разделились на две команды , одно из заданий было составить кластер у одной команды со слово приветствие, у другой со словом прощание. ( т. е подобрать подходящие фразы к этим словам). Следующее задание было «Разговор по телефону», ребята учились правильно общаться по телефону.

Более подробно я работала над темой «Вежливая просьба», сделала «Цветок вежливости», в серединке надпись вежливая просьба, ребята подходят срывают лепесток читают фразу, которую должны закончить.

Использование в каждодневной жизни элементарных правил речевого этикета даст возможность каждого ребенку повысить свою самооценку и почувствовать себя защищенным. Ученики должны понимать, что вежливый человек – это не просто тот, кто соблюдает правила вежливости, учтивости, а прежде всего тот, при котором другой чувствует себя комфортно и даже защищено. Как говорят в Англии : «Джентльмен-это такой человек, с которым любой другой чувствует себя джентльменом».

Хотелось чтобы не только школа занималась этой темой, но и семья, родители были примерами для своих детей.

Список используемой литературы

1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. Управление начальной школой.-2016г

2. Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе. Начальная школа.-2013г.

3. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №6, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

Обучение навыкам общения и речевого взаимодействия

в данной статье раскрыты особенности речевого развития и виды альтернативной коммуникации у детей с аутизмом...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....

Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении.

Тема :Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении....