Статья по теме: Цель, задачи и содержание деятельности ГПД.
статья (1 класс)

Шонина Екатерина Сергеевна

Данная статья отвечает на воспрос, какова основная цель организации групп продленного дня, основные задачи, формы внеурочной работы, режимные моменты, общие требования безопасноти в ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПД

Шонина Екатерина Сергеевна– воспитатель ГПД,

ГБОУ СОШ №596 Приморского района, Санкт-Петербург

Основная цель организации групп продленного дня - Максимальное развитие личности каждого ребенка; воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта; целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Основные задачи:

 помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

 развивать познавательные процессы и интересы личности;

 развивать основные нравственные качества личности ребенка;

 развивать коммуникативные отношения ребенка;

 развивать мыслительные процессы, творческие способности;

 укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;

 формировать полезные привычки.

Основные направления работы ГПД: 

  1. Образовательная,
  2. Развивающая,
  3. Воспитательная,
  4. Спортивно-оздоровительная деятельность.

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В ГПД

Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, при необходимости привлекает к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея идр.

Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатели приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи самоподготовки:

 закрепить навыки самообразовательной работы;

 воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;

 сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания;

 научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСЕЩЕНИЯ ГПД

 Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня в соответствии с требованиями СанПиН и возрастными особенностями учащихся.

 В группах продленного дня созданы условия для полноценного развития личности младшего школьника: воспитания эмоциональной сферы, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных интересов, способностей к самовыражению.

 ГПД работает в тех же учебных кабинетах, в которых дети учатся в первой половине дня. Также используются спортивный зал, библиотека и другие учебные помещения. Кабинеты ГПД оснащены детскими книгами, игрушками, настольными играми, спортивным инвентарем.

 В ГПД обеспечено горячее питание (как за счет средств родителей, так и льготное).

 Ежедневно в группах проводится прогулка на улице.

 Продолжительность самоподготовки воспитанников определяется классом обучения. После самоподготовки дети участвуют во внеклассных мероприятиях, занятиях в кружках.

 В течение года работают кружки, в которых преподаватели, педагоги дополнительного образования создают комфортные условия для интеллектуального, физического, эстетического развития детей в соответствии со способностями и интересами учащихся.

 Особое место в режиме групп продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам (беседы, викторины, конкурсы).

Задача воспитателей - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. У наших воспитателей есть разнообразные, интересные идеи и необходимый методический материал для индивидуальных и коллективных занятий.

 При организации занятий в ГПД учитывается потребность детей младшего школьного возраста как в умственной, так и в игровой деятельности, а также индивидуальные склонности, интересы и возможности ребенка.

 Воспитатели ГПД создают все условия, чтобы деятельность ребят в свободное от уроков время была привлекательной и соответствовала их разносторонним интересам, а также опиралась на инициативу и самоуправление детей, свободу выбора ими содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

ГПД ребёнок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный обед, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции, приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время. Если вам приходится выбирать между группой продленного дня и тем, что ребёнок будет находиться один дома до вечера, то, пожалуй, стоит выбрать первое. Вы будете гораздо спокойнее работать, зная, что ваш ребёнок защищен от различных неприятностей.

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ГПД

 Подготовка к обеду: формирование навыков гигиены и культуры питания

 Обед

 Послеобеденный отдых в помещении, подготовка к прогулке

 Активный отдых на свежем воздухе: спортивные, подвижные игры

Самоподготовка

 Физкультминутка и гимнастика для глаз

 Досуговая деятельность: кружки, экскурсии, занятия

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ГПД

  • К работе в группе продленного дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  • К занятиям в группе продленного дня допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и зачисленные в ГПД приказом по школе.

1.1. На территории школы и в учебных кабинетах воспитатели, учителя, руководители кружков должны соблюдать следующие правила:

— выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка;

— классные руководители сопровождают учащихся в группу продленного дня после окончания уроков;

— руководители кружков перед началом занятий забирают учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из школы;

— воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей;

— в случае травмирования учеников педагог должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и немедленно сообщить медицинскому работнику школы, дежурному администратору о происшествии.

1.2. Воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группе продленного дня.

1.3. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредны факторов:

— нарушения осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе

размеров ученической мебели;

— нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

— поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.

1.4. Учащиеся группы продленного дня должны:

— при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения,

расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

— выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;

— передвигаться по городу в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя;

— не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории школы, не

покидать специально отведенное для прогулки место;

— быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;

— не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения;

— не входить в столовую в верхней одежде;

— перед началом работы группы продленного дня переодеваться в сменную одежду.

1.5. При проведении занятий, прогулок, посещении столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю, который информирует об этом администрацию, медицинского работника школы.

1.7. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5–0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5–0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4–2,7 м,  расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.

2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18–20 градусов С.

2.6. Учащиеся должны:

— ознакомиться с планом работы на текущий день;

— перед посещением столовой вымыть руки и просушить их;

— перед прогулкой надеть удобную обувь и одежду, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде.

2.7. Классный руководитель должен предупредить воспитателя о причине отсутствия учащихся класса

в группе продленного дня.

2.8. Воспитатель должен проверить явку и убедиться в готовности учащихся к работе в режиме группы продленного дня.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

3.1. Во время самоподготовки учащихся посадить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100–115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка)

– рост 115–130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130–145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145–160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175см.

  • 3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами.
  • Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках крупные цветы.

3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть

исправными и иметь заземление или зануление.

3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.

3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.

3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.

3.8. Воспитатель ГПД должен:

— рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями;

— обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеорологических условиях;

— во время принятия детьми пищи следить за правильным использованием детьми столовых приборов, поведением;

— контролировать длительность просмотра телепередач;

— обеспечить соблюдение режима (распорядка) дня в ГПД.

3.9. Учащиеся группы продленного дня должны:

  • — содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями;
  • — в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья окружающих;
  • — при возникновении конфликтных ситуаций обращаться к педагогу;
  • — бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче;
  • — аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • — соблюдать правила пожарной безопасности;
  • — после приема пищи в столовой организованно и аккуратно отнести посуду на специально отведенный стол;
  • — во время прогулки:
  • — находиться в поле зрения воспитателя и не покидать отведенное для прогулки место без разрешения воспитателя;
  • — не пробовать на вкус какие-либо растения и плоды;
  • — не трогать руками опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы;
  • — не пить воду из непроверенных источников;
  • — бережно относиться к окружающей природе.

3.10. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении пожара немедленно, не создавая паники, эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.4. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания воспитателей.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

5.1. Воспитатель группы продленного дня должен:

— выключить все демонстрационные и электроосветительные приборы;

— закрыть окна и фрамуги;

— произвести уборку своего рабочего места;

__ проводить детей до выхода из школы.

5.2. Учащиеся группы продленного дня должны:

— отправиться домой в сопровождении взрослых или самостоятельно, при наличии заявления от родителей;

— в случае если за детьми не пришли взрослые, учащиеся должны дожидаться их в здании школы под присмотром воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Коммуникативные задачи как средство формирования грамотного чтения

p { margin-bottom: 0.21cm; } В современном обществе интеллектуальное развитие личности школьника становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Одним из факторов , определяющих ...

Тема, цель, задачи МО.

Титульный лист, тема, цель, задачи МО учителей начальных классов....

Занятие по развитию метапредметных умений по теме "Цели и функции учебной деятельности. Роль учителя."

Данный материал раскрывает  все этапы работы по развитию метапредметности....

Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"

В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к лю...

Статья по теме "Проектные задачи как новая форма учебной деятельности"

О            Одним из новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является пр...

Статья на тему "Цели, задачи и содержание ГПД" (1-4класс)

Статья на тему "Цели, задачи и содержание ГПД" (1-4класс)...