Методическая статья на тему "Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей"
методическая разработка на тему
В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать любые проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fomchenko_v._43_gruppa.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектные задачи на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей
(по материалам курсового исследования)
В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни и быстро меняющимся условиям, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать любые проблемы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.
В современной педагогике этой проблемой занимаются занимаются такие ученые как Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Евдокимова Е.с. и др. Сторонниками метода проектов в России являются В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования УУД в начальных классах. Применяя систему проектных задач, можно подготовить ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
В нашем курсовом исследовании мы рассмотрели использование проектной деятельности на уроках литературного чтения. Главным средством обучения на этом предмете является книга. Задачи современной методики – обосновать специфику построения системы проектных задач на литературном чтении.
На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования «Проектные задачи в начальной школе на уроках литературного чтения». Исходя из темы исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- Изучить научную и методическую литературу;
- Обобщить теоретический материал по теме исследования;
- Описать метод проектов в начальной школе и выявить специфику этого метода на уроках литературного чтения;
В курсовом исследовании мы использовали следующие методы теоретического исследования:
- изучение и анализ научной литературы;
- сравнение точек зрения известных ученых;
- систематизация и классификация материала;
- обобщение материалов исследования;
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентрированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. В нашем исследовании мы подробно рассмотрели историю этого метода, его принципы и специфику, присущую ему в начальной школе.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Работа над проектами в разных программах проводиться по-разному. Мы проанализировали две самые популярные программы начальной школы: «УМК Школа России» и «УМК Перспективная начальная школа». В первой программе ведется наиболее полная работа над проектом в соответствии с требованиями ФГОС, но, несмотря на это, обе программы требуют доработки самим учителем, который работает по ним.
В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают ее содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность. Но ее основное преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.
Проектная деятельность школьников, предоставляя школьнику, широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.
Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровье сберегающей.
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально – нормативную деятельность, в которой ребенок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и отвественности.
Список литературы
1. Воронцов А.Б. Проективные задачи в начальной школе: пособие для учителя «Стандарты второго поколения» / Воронцов А.Б. – М.; Издательский центр «Академия», 1997. – 512 с.
2. А.Г. Асмолов «Стандарты второго поколения» Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. – 30 с.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 197 с
4. Федеральный государственный образовательный стандарт. – М: Просвещение, 2011. – 27 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной деятельности"
Доклад по литературному чтению...
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей
Творчество – это умственная гимнастика.Творчество – это ключ для развития мышления.Творчество – это свобода деятельности и мысли....
«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».
Все приемы и задания творческого характера, о которых идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...
Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей.
Методический конкурс «Лучшая статья об эффективном педагогическом опыте в рамках ФГОС» (март 2015)...
Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.
Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....
Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Этаработа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты,необходимый запас жизненных впечатлений и зрит...