Доклад "Адаптация первоклассников к новым условиям"
материал (1 класс)

Отчёт-выступление на педагогическом совете на тему "Адаптация первоклассников к новым условиям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_k_novym_usloviyam.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к новым условиям.

Подготовила учитель начальных классов Кушнер Л.И

          Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в    жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

           Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

           Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

           Физиологическая адаптация.

           Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

           1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

           2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

           3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Моя задача как учителя и воспитателя была прежде всего :

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», чтобы девочки почувствовали себя принятыми  в школьную семью, были уверены  в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях, в том , что у них все получится. Положительное представление  о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же  сформирует эмоционально-положительного отношение к школе

    В этом учебном  году  к нам в школу поступили 4 первоклассника  3 мальчика и 1 девочка.  Совершенно разные  по характеру, поведению, отношению к учебной деятельности, с разной степенью воспитанности.

           Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Самой первой  большой проблемой для первоклассников стала проблема  удерживания правильной рабочей позы на протяжении  урока.  Огромного труда стоит показать  и доказать детям важность той работы , которую они выполняют . Интереса  и стремления к обучению имеется ,но в недостаточном количестве.. Первые 4-5   недель   дети в большинстве просто не горели желанием  видеть свой труд и интереса не проявляли  к этому .  А сейчас немного иначе. Стараются увидеть свой труд и донести его до родителей. Что очень важно для детей.Очень трудным   оказалось  понятие  «школа». Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе- это большой труд для первоклашек. Ведь увлечение   многих первоклассников телевизионными передачами, компьютерными   играми, прогулками играми на свежем воздухе  отходит на второй план. А это  приводит к    нервным срывам детей потому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу.

    И такие срывы  были  неоднократно  замечены на уроках и  при необходимости проведений дополнительных занятий по предметам именно письму и чтению

 В этом плане проводилась большая работа в построении урока ,с изучения правил правильной посадки, умения держать ручку,что очень трудно дается всем первоклассникам. Быть внимательным , умение слушать и видеть того, кто беседует с детьми. рассказывает. Очень трудно дается умение слушать и вообще слышать другого  ребенка.

          Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.  Мы учили правила поведения на уроке и перемене. Знакомились  с  правами и обязанностями ученика. Проводили необходимые инструктажи. Та проделанная работа  показывает ,  что не все дети готовы к этому. Все  первоклассники     с разным  уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

   Мною как учителем, классным руководителем  с начала первых дней обучения и знакомства детей  с коллективом  были проведены тренинги  «Давайте знакомиться»., « У самовара!»

Детям предлагались задания на тему «Расскажи о себе и о своих увлечениях», «Расскажи  о своей мечте», «Волшебные очки!», где дети рассказывали о том, кто стоит рядом, «Я желаю тебе!», «Нити  крепкой дружбы», где дети произносили  добрые слова-пожелания и правила дружбы. Но и при всем этом  часто происходят  конфликтные ситуации среди детей 1 и 2–го классов  в школе .

      В 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю  и  их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

   Мною были проведены беседы с родителями «Ваш ребенок стал школьником», «Психологические и физиологические особенности детей 6-7 летнего возраста», «Роль родителей в обучении и воспитании  первоклассника».

Проводились индивидуальные беседы-встречи  с семьями Жученко , Ларионовых, Костровых и Манушкиных., где обсуждались проблемы обучения в изучении букв, цифр, письма слогов и слов,  других понятий и терминов, выполнения домашнего задания, и просто помощь родителям  в  вопросах понимания значимости обучения, изучаемой программы.

          Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Вот та обстановка  в которой оказались первоклассники для них была тревожной в первый месяц обучения Внутренняя напряженность и страх особенно остро чувствовалось у двоих  первоклассников. В первый месяц обучения  у детей  поднималась температура, обострялись хронические заболевания, проявился  большой интерес к просмотру мультфильмов, игрушки в замен урокам, домашним заданиям.(Ларионов Артем, Костров Кирилл)

 Я старалась :

-  ввести  детям понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.

- научить ребенка задавать вопрос

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения.  Ведь школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание,  предлагаемые в устной форме и  по зрительно воспринимаемому образцу. В этом мне помогло проведение  дидактических игр и игр по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.

- развивать учебную мотивацию.  Это увлекательные  задания ,  где дети сами бы захотели узнать новое, разгадать, найти.

- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и  других участников совместной коллективной деятельности.

          Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации  так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Многое зависит от учителя и родителей , от индивидуальных  особенностей ребенка  и его психологического здоровья.

 Я проводила с детьми  и их родителями беседы о достижениях, неудачах, переживаниях поддерживала их  активность  в преодолении различных трудностей.  Старалась быть ближе к ним. Посещала неоднократно детей на дому. Дети с радостью  показывали свои рабочие места, места для сна, игр.

    Старалась сблизить коллектив в совместных прогулках, экскурсиях, днях Здоровья, спортивных мероприятиях,в  подготовке и проведении праздников, совместных играх. Показать этим , что без них бы не получилось таких прекрасных праздников, что они очень нужны  и востребованы в коллективе.

Признаки успешной адаптации:


Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. 
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Но самым важным,  признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. .

  В заключении можно сказать , что адаптация у детей прошла ,  не так болезненно ,а в более благоприятной среде. Они  осознали для чего они здесь. Я думаю  дезадаптации  у детей не произойдет , а вот  трудности в обучении будут, что будем совместно  с родителями  устранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни

Статья на тему: "Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни"...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан ...

Обмен опытом. «Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни»

Выступление на заседании МО в целях обмена опытом....

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Влияние психологической готовности к школе на процесс адаптации первоклассников к новым социальным условиям

В презентации представлена информация о понятии "психологическая готовность к школе", обозначены методики для диагностики психологической готовности к школе и представлены результаты диагнос...