Родительское собрание по теме "Адаптация первоклассников к новым учебным условиям"
консультация (1 класс)

Марина Вячеславовна Решетникова

Тема: «Адаптация первоклассников  к новым учебным условиям»

Задачи:

1) Познакомиться:

  • с понятием «адаптация»;
  • с психолого-физиологическими особенностями первоклассников;
  • с психолого-педагогическим сопровождением.

2) Прогнозировать трудности адаптации.

3) Определить помощь родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._rod.sobranie_2024_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе. (сентябрь)

Тема: «Адаптация первоклассников к новым учебным условиям»

Задачи:

  • познакомиться:
  • с понятием «адаптация»;
  • с психолого-физиологическими особенностями первоклассников;
  • с психолого-педагогическим сопровождением.
  • Прогнозировать трудности адаптации.
  • Определить помощь родителей.

Ход собрания:

Вступительное слово. (слайд №1)

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами.

Поздравляю вас с тем, что ваш ребёнок стал первоклассником. Это достаточно волнительный период, как для детей, так и для родителей. Кто-то первый раз пришёл в школу, у кого-то за плечами уже есть опыт разрешения трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания.

Ну что же, наш малыш уже не малыш, а ученик – первоклассник. Первоклассник 3 недели. В первые полгода происходит перестройка всего детского организма. Вы сами удивитесь тому, как изменится ваш ребенок. А ведь ему в это время нужно еще и привыкнуть, адаптироваться к незнакомым условиям. И в этом отрезке времени для него очень важна наша помощь, поддержка, направляющая сила.

В процессе адаптации испытывают трудности не только дети, но и их родители, педагоги. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, понимать, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенностей нервной системы детей, темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного опыта.

  1. Эмоциональный настрой на собрание.
  • Игра «Корзина чувств» (слайд №2)

Что же чувствует сегодня, сейчас наш первоклассник?

Уважаемые мамы и папы, бабушки! У меня в руках прекрасный осенний букет из листьев. На каждом листочке написаны слова, обозначающие разные чувства , эмоции. Достаем лист и читаем вслух, передаем дальше.

Здесь есть позитивные и негативные, т.е все, которые может испытывать человек.

После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, его переполняют самые разнообразные чувства и эмоции.

(Положительные чувства: радость, удовольствие, веселье, желание учиться, удивление, гордость, воодушевление, интерес, любознательность, восторг, желание быть лучшим, желание порадовать родителей, любопытство

Отрицательные чувства: неуверенность, страх, равнодушие, отвращение, беспечность, беспокойство, тревожность, отчаяние, растерянность, неопределенность, недоверие, раздражительность, усталость)

  • (слайд№3) Такой эмоциональный портрет первоклассника у нас получился. Наша

с вами задача, помочь разобраться в этих чувства и эмоциях, чтобы от процесса обучения, общения, наши дети получали больше положительных эмоций.

  • (слайд №4) Задачи.

Сегодня мы познакомимся с понятием «адаптация», с психолого-физиологическими особенностями первоклассников. Познакомимся с тем, как организована работа по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников, спрогнозируем трудности адаптации и определим наши дальнейшие действия, чтобы процесс адаптации к новым учебным условиям прошел успешно.

  1. Понятие «адаптация».

Что такое «адаптация» - это привыкание к чему –либо новому.

(слайд № 5) Какие ассоциации у вас вызывает слово "адаптация"? (типичными ответами родителей первоклассников : "новый коллектив", "новые знания", "учительница", "новые впечатления"…и "большие нагрузки".

Большая часть родителей считает: главное при наличии обучения в школе – социально-психологические перемены: новые отношения, новые обязанности, новая роль – ученик. Всё это, конечно, важно, но ко всему перечисленному добавляется самое главное – учёба, учебные нагрузки, порой непосильные для детского организма и психологического восприятия данного возраста.

  1. Ко всему этому новому ещё добавим психолого-физиологические особенности данного возраста. (слайд № 6)

  • Кризис 7 лет.
  • Который сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью,

перепадами настроения, изменениями в характере (упрямство, непокорность). Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки - привычные бытовые ритуалы, вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать.

  • Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний, длительное нахождение в

вынужденной сидячей позе, общение в разнородном коллективе, вызывает напряжение организма. Обычные виды деятельности для школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 % , а при ответе у доски и контрольной работе пульс учащается на 15 – 30 ударов в минуту , артериальное давление повышается на 15 – 30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови.

  • К 6-7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее,

чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения ещё превалируют над процессами торможения, что и говорит нам о таких характерных поведенческих особенностях, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость.

  • В физиологическом плане так же необходимо отметить, что в 6-7 летнем возрасте

созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большей точности, поэтому дети та быстро устают при выполнении мелких движений. Поэтому детям очень сложно выводить красивые буквы, цифры.

  • Большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Поэтому предусмотрены на уроках физкультминутки, прогулки на свежем воздухе.
  • С поступлением в школу меняется и социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность. В детском саду ведущим видом деятельности является игра, а сейчас учебная деятельность.
  • На основе новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Поэтому сейчас очень благоприятный период для развития ребёнка. Ребнок, как губка впитывает все новое.

  • Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка –

рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Как будут оценивать его результаты деятельности взрослые: учитель, родители.

  1. Возможные трудности. (слайд №7)

Проанализировав все особенности данного возрастного периода, можно прогнозировать трудности протекания адаптационного периода первоклассника:

  • снижение аппетита
  • плаксивость
  • напряжение, тревожность
  • повышение температуры
  • нарушение сна
  • обострение хронических заболеваний
  • быстрое утомление
  • повышенная возбудимость, впечатлительность
  • неорганизованность, несобранность, недисциплинированность
  • нежелание учиться, посещать школу;

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может протекать по – разному. Здесь можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.

- Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения . Это при благоприятном стечении всех обстоятельств . Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. Даная группа детей, о которых можно сказать , что они уже адаптировались к школьному процессу и получили статус «школьник», «ученик». У детей, благополучно прошедших адаптацию преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе , желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя .

- Второй группе детей ( около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной. Не сразу выполняют нужные требования, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У таких детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

- Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 14 % ). Это дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года . Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться .Часто именно с этими детьми не хотят дружить ,сотрудничать , что вызывает новую реакцию протеста : они ведут себя вызывающе, задираются , мешают проводить урок.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение. (слайд № 8)

Ну что же, мы подошли с вами к кульминации нашего разговора. Как помочь нашему новоиспечённому ученику?

Разрабатывается план психолого-педагогического сопровождения. Здесь отражена работа со всеми участниками образовательных отношений. Конечно же, в большей степени с учащимися. Начиная со второго месяца обучения проводятся адаптационные занятия по программе «Я - школьник», на которых мы с детьми говорим о том, чем отличается школа от детского сада, ученик от дошкольника. Знакомимся с правилами поведения в школе, на уроке, учимся укладывать рюкзаки и т.д.

В конце ноября планируется проведение диагностики интеллектуального развития учащихся, результаты анализируются на малом педсовете, выявляются трудности в обучении. Информация доводится до родителей, даются рекомендации. По результатам проведенной диагностики, успехам в освоении учебной программы, с письменного согласия родителей, при необходимости создаются группы для коррекционно-развивающих занятий по программе У.В.Языкановой «Интеллектика».

Но без вашего участия в процессе оказания помощи детям нам не обойтись. Мы должны объединить свои усилия в этом направлении, только тогда получим положительный результат.

  1. Помощь родителей. (слайд №9)

Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации.

  • Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, Иными словами организация режима дня. Как бы это банально не звучало, но это Ваш первый помощник в воспитании самостоятельности у ребенка, правильных привычек. Все режимные моменты необходимо регулярно, ежедневно в одни и те же часы выполнять. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться . Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний . Установлено, что нерационально организованный режим ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

Попробуйте вместе с ребенком составить удобный распорядок дня. Объясните ребенку: зачем это нужно, как важно, чтобы все происходило примерно в одно и то же время. Можно сказать, что об этом говорила учительница на собрании – это добавит важности к данной процедуре.

Не расписывайте день по минутам – смотрите на это реальнее. Лучше сразу не вписывать пункты, которые вы не сможете ежедневно выполнять. Оформите все это вместе с ребенком красивыми большими цифрами и буквами, картинками.

И самое главное – первое время проконтролируйте, как ребенок выполняет установленный распорядок дня, а также постарайтесь сами его не ломать.

  • Рабочее место. Самый худший вариант- кухонный стол.
  • Сон не менее 10 часов в сутки. Укладывать спать в 21.
  • Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке.
  • Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть

с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

  • Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле

" уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

  • Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего

внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми. Помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

  • Учить самоорганизации: медленно, методично, и последовательно (собирать

портфель, следить за внешним видом, расписание).

  • Ещё на один момент хотела бы обратить Ваше внимание. При всей необходимости

привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от обязанностей по дому. Отказ от поручения ребенку выполнения этих обязанностей может не только усилить уже существующие у него проблемы привыкания к школе, но и создать новые! Если, например, ребенок дома не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему будет гораздо труднее привыкать к этому в школе.

  • Создайте в семье спокойную стабильную атмосферу.
  • Встречая ребёнка из школы, постарайтесь усилить в нём положительные

впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Что было интересного?

  • После выполнения уроков – похвалите ребёнка. Ты сегодня так всё быстро и

хорошо сделал!»

  • Ключ к успеху – понимание трудностей ребёнка и спокойная родительская

уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребёнок всегда будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

  • Перед сном шепните на ушко: Я так счастлива , что ты у меня есть!

Для нормального самочувствия ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день, не забывайте ласково обнять ребёнка, сколько бы ему ни было лет.

  1. Советы врачей (слайд №10)
  2. Эстафета.

Родители должны продолжить начатое предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч

Спасибо за внимание!

Успехов и ярких положительных эмоций от процесса обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...

Родительское собрание. Ваш ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности.

Родительское собрание. Ваш  ребенок — первоклассник. Новые обязанности — первые трудности....

Родительское собрание в 1 классе"Новые обязанности- первые трудности"

В данном материале говорится об адаптации первоклассников....

Родительское собрание в 1 классе"Новые обязанности- первые трудности"

В данном конспекте говорится об адптации первоклассников...

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

Родительское собрание «Подготовка детей к школе в условиях внедрения ФГОС НОО– федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения»

Экспериментальная работа по  внедрению ФГОС НОО  Организация внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году.  ...

Родительское собрание: Адаптация четвероклассников к новым условиям обучения в средней школе.

Родительское собрание: Адаптация четвероклассников к новым условиям обучения в средней школе....