Практикум «Учимся общаться»
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект часа общения для 3 класса
Тема: Практикум «Учимся общаться»
Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Задачи:
создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
способствовать сплочению классного коллектива;
создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся учатся проявлять доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдать этические нормы общения с окружающими;
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развивают критическое мышление);
Предметный: обучающиеся знакомятся с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.
Ход часа общения
I. Организационный этап.
-Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычный классный час. Тему его вы определите сами, но немного позднее.
А вначале нашего классного часа я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….
-А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки.
Игра «Встреча взглядами».
Цель игры:
Создание комфортных микрогрупп для дальнейшей, продуктивной работы на классном часе».
Ход игры:
Учитель: Опустите глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с одним человеком, улыбнитесь ему.
II. Постановка задач
- Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего… Возьмите в руки 1 карандаш. Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш и, не произнося, ни слова. Кому не понятно?
(игровой тренинг: дети в парах рисуют дерево)
- Удалось ли вам это сделать хорошо?
Обучающиеся: не у всех получилось.
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
Обучающиеся: трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться.
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным и правильным?
Обучающиеся: Надо было сначала обсудить, что будем рисовать и как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.
-: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Обучающиеся: как надо общаться.
- Все верно. Ребята, а для чего нам нужно общение?
Обучающиеся: Общение нужно для того, чтобы уметь договариваться.
- А все ли умеют правильно общаться и договариваться?
- А что значит по вашему мнению правильно общаться?
-Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками, какие существуют различия?
Обучающиеся: Употребляем разные слова приветствия (привет, здравствуйте, обращение на «вы» и «ты».)
- Правильно, а как выдумаете какую цель мы поставим сегодня на классном часе?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
- Все верно. Цель нашего классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом».
III. Основная часть
- Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?
Обучающиеся: Это разговоры, беседы и т.д.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова общению дается такое определение : Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.
- Скажите, а с чего же начинается общение?
Обучающиеся: С приветствия или знакомства.
- Назовите фразы приветствия, которые вы знаете?
Обучающиеся: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
- А как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
Обучающиеся: До свидания! До завтра!
- Какое правило общения можно вывести из этого?
Обучающиеся: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.
Игровой тренинг - инсценировка «Встреча»
- Сейчас я предлагаю поработать в группах. Группу будет составлять один ряд в классе. Ваша задача продумать и обсудить предложенную мной ситуацию, выбрать актеров и в течение 3 минут отрепетировать коротенькую сценку с использованием вежливых фраз, а потом показать ее всему классу. Ситуации я вам сейчас раздам.
(раздаются на листочках каждой группе)
1 ряд – ученик встречается с директором школы в магазине.
2 ряд – мальчик пришел к другу в гости, но дверь открыла его мама.
3 ряд – Девочка встретилась со своей подругой на улице.
-Давайте посмотрим на ваши инсценировки, догадались вы о какой ситуации идет речь, кто с кем встретился и пообщался? По каким элементам вы это поняли? (приветственные и прощальные фразы, обращение по имени, обращение на «вы» или на «ты», употребление места встречи, места знакомства и т.д.)
(одна группа показывает, две другие отвечают)
- Как мы увидели из инсценировок, важным элементом в общении, кроме приветственных и прощальных слов, являются жесты и мимика. Вы знаете что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.
-Покажите мне какой-нибудь жест. (машут рукой приветствуя и прощаясь).
-Изобразите мне мимику огорчения, а радости. (дети показывают)
-А что делает человек, когда видит друга?
Обучающиеся: Тоже улыбается.
-А вы умеете улыбаться? Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! Какие у всех красивые улыбки! Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Какой из этой фразы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно улыбаться собеседнику, использовать дружественную мимику и приветственные жесты!
- А вы знаете какими жестами пользуются люди в разных уголках планеты при встрече друг с другом? А хотите узнать?
Игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», выходят 5 пар детей, встают у доски, показывают и рассказывают)
1 пара детей: В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
2 пара детей: Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
3 пара детей: В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.
4 пара детей: Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
5 пара детей: Самоанцы обнюхивают друг друга.
Самоанцы — коренное население островов Самоа. Проживают также в Австралии, Новой Зеландии, на Гавайских островах.
- Ребята, а покажите как вы встречаетесь с друзьями, какими жестами и мимикой вы обмениваетесь?
(пары изображают дружескую встречу)
-Какой жест приветствия, из какой страны, вам особенно понравился?
- А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем
Подвижная игра на развитие навыков общения «Поздороваемся»
-Все встаньте из- за парт. И давайте представим себе, что мы попали в разные страны и даже на другие планеты. И вы превратились совсем в других людей с другой культурой и манерой общения и соответственно с другими правилами приветствия.
Итак:
1 ряд- это папуасы, которые здороваются, потершись носами.
2 ряд- инопланетяне, которые здороваясь, подпрыгиваете на двух ногах.
3 ряд- Вы, японцы, и здороваетесь полупоклоном.
Запомнили, давайте дружно поздороваемся друг с другом.
А теперь немного усложним ситуацию:
1 ряд- Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами, сидя на корточках .
2 ряд- Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая и наклонившись вперед.
3 ряд- Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном, прыгая на одной ноге.
- А теперь пусть каждый еще раз поздоровается с соседом в ряду!
-Успокаивайтесь, занимайте свои места, мы продолжаем наш мастер- класс по общению.
-Ребята, скажите, вы любите получать подарки? А какие?
-А бывают ли подарки в другом виде, например, выраженные словами.
- Да, конечно. Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова. Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
-Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!
Игра: «Комплименты»
-А теперь мы с вами сыграем в игру «Комплименты». Для этого нам нужно встать в проходы между партами.
(дети встают в проходы между рядами)
- Сейчас мы будем передавать друг другу игрушку и говорить комплимент. Я начинаю.
- Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем! Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
-Какой мы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.
- Присаживайтесь за парты!
(дети занимают свои места за партами)
-А мы двигаемся дальше. Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
Обучающиеся: Нет нельзя.
- А если что-то очень важно хочется сказать?
Обучающиеся: Нельзя или только в особых случаях, попросив у собеседника извинения.
- Итак, какое правило можно сформулировать из выше сказанного?
Обучающиеся: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца, а потом обратиться к нему.
Упражнение «Подели на группы»
-Для полноценного общения, ребята, мы должны знать не только эти правила, но и помнить, что общаться нам помогают простые человеческие качества.
-Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению. Над нужными качествами поставьте «+», над плохими качествами в общении поставьте «-«. Кому не понятно, что мы сейчас делаем?
(раздаются карточки каждому ученику со словами: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.)
-Давайте проверим: зачитайте слова первой группы, которые помогают общению.
Обучающиеся: доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
- Какие качества мешают общению?
Обучающиеся: подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.
- Итак, давайте подведем итог, чтобы общение у нас было полноценным. Какими качествами надо пользоваться.
Обучающиеся: (Зачитывают еще раз положительные качества).
-Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества.
IV. Рефлексия.
-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
-Мы достигли этой цели?
(Игровая проектная деятельность)
Учитель: Давайте вспомним еще раз все правила общения и создадим вот такое солнышко, на лучах которого будут написаны правила дружбы. Каждая команда сейчас получает свой лучик и красивым подчерком и крупными буквами записывает правила дружбы, которые сегодня узнали на классном часе.
Первый ряд, какие правила запишет? (Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться, Дарить собеседнику комплименты).
Второй? (Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему, При встрече использовать приветственные жесты и улыбку)
Третий ряд? ( Чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества и избавляться от плохих)
-Ребята, какие же вы молодцы! Посмотрите, какое замечательное солнце общения у нас с вами получилось!
(Ребята вывешивают лучики к солнышку на доске, на экране открывается готовое. Сверяем, так ли все получилось?
Открыть 12 слайд: солнце с правилами общения)
-А у нас с вами получилось пообщаться?
-Что вы получили от этого занятия? Какие выводы вы сделали для себя?
-А сейчас давайте сыграем в игру « Закончите предложения».
На классном часе было интересно…
На классном часе было трудно…
После классного часа я научился…
- Давайте в заключение нашего мероприятия, продуктивного сегодняшнего и дальнейшего общения в нашем классе, проведём праздничный салют.
(подвижная игра «Салют»)
Учитель: На слово «красный» - хлопают мальчики. На слово «жёлтый» - хлопают девочки . И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:
«Красный» - хлопают дети.
«Жёлтый» - хлопают гости.
«Зелёный» - хлопают все вместе.
-На этом наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова, так необходимые для качественного общения с окружающими и с друзьями: «Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учимся общаться"
Урок рефлексии в 1 классе...
тематическое планирование практикума " Учимся работать с интегрированной комплексной работой"
тематическое планирование практикума...
Рабочая программа практикума "Учимся работать с интегрированной работой"
Рабочая программа практикума...
Практикум «Учимся работать с интегрированной контрольной» 2 класс
Цель:подготовка обучающихся 2 классов к комплексной интегрированной работе.Задачи:1. Организовать эффективную деятельность по подготовке к итоговой интегрированной комплексной ...
Игра-практикум « Учимся толерантности.»
Данное мероприятие направленно на формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого....
Практикум "Учусь читать художественную прозу" Л.Н.Толстой "Косточка"
Тема: Практикум «Учусь читать художественную прозу»Цели:• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из ...
Игра-практикум: "Учимся вести домашнее хозяйство".
ЗАДАЧИ:1. изучить технологию засолки капусты;2. повторить правила техники безопасности;3. развивать практические навыки, память, речь; расширять кругозор детей;4. подготовка к самостоятельной жизни....
- Мне нравится (1)