Рабочая программа практикума "Учимся работать с интегрированной работой"
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа практикума
«Учимся работать с интегрированной контрольной »
3 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа практикума составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сборника интегрированных контрольных работ для учащихся начальной школы, автор С.П.Казачкова и сборника «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2класс», авторы О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева.
Программа практикума рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Цель практикума: овладение школьником общим подходом к работе с интегрированной контрольной работой.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе .
Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Они строятся на основе не сплошного текста (в настоящих примерах – естественно научного характера, но это условие не обязательное, возможны работы такого рода и любой направленности), к которому дается от 11 до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий. В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат. Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему. Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика, окружающий мир.
С помощью этих работ оценивается:
- В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
- техника и навыки чтения
- скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
- общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
- сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.
- культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
- читательский отклик на прочитанное.
- В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
- овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
- целостность системы понятий (4 кл.);
- фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
- разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
- разбор предложения по частям речи;
- синтаксический разбор предложения;
- умение строить свободные высказывания:
- словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
- предложения
- связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
- на этическую ситуацию
- на нравственную и социальную проблему
- на экологические проблемы
- задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
- сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
- объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);
- В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
- овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
- умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
- умение рассуждать и обосновывать свои действия;
- В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
- сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
- тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
- объекты живой и неживой природы;
- классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
- распознавание отдельных географических объектов;
- сформированность первичных предметных способы учебных действий
- навыков измерения и оценки;
- навыков работа с картой;
- навыков систематизации;
- сформированность первичных методологических представлений
- этапы исследования и их описание;
- различение фактов и суждений;
- постановка проблемы и выдвижение гипотез.
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
Комплект итоговых контрольных работ сопровождается детальными рекомендациями по
- проведению работ;
- оцениванию каждого отдельного задания (с приведением списка проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов, с указанием критериев правильности выполнения задания);
- оцениванию работы в целом
- интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;
- фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.
Фиксация результатов выполнения интегрированной работы
Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем в таблицу. По результатам итоговой проверочной работы учитель может не только относительно объективно оценить уровень подготовки каждого ученика и выявить группы риска, но и оценить эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.
Примерные ориентиры для отнесения детей к той или иной группе для данной контрольной работы составляют:
- Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 10 баллов из 50 возможных.
- Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от 11-12 баллов до 20-21 балла (из 50 возможных).
- Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более 25 баллов (из 50 возможных).
С помощью данной работы возможно оценить и отдельные, описанные выше, важнейшие аспекты обучения по отдельным предметам, включая сформированность умственных действий.
Список используемой литературы
С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2011
О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3класс», - М.; «Просвещение», 2012
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Учимся работать с интегрированной контрольной . | 1 | ||
2 | Проверка скорости чтения текста «Ежи» | 1 | ||
3 | Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы). | 1 | ||
4 | Отработка знаний, умений и навыков области системы языка. | 1 | ||
5 | Отработка знаний, умений и навыков в области математики | 1 | ||
6 | Отработка знаний, умений и навыков в области окружающего мира. | 1 | ||
7 | Оценивание каждого отдельного задания и работы в целом. | 1 | ||
8 | Знакомство с интегрированной контрольной работой «Золотая хохлома» | 1 | ||
9 | Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения. | 1 | ||
10 | Отработка знаний, умений и навыков области системы языка. | 1 | ||
11 | Отработка знаний, умений и навыков в области математики. | 1 | ||
12 | Отработка знаний, умений и навыков в области окружающего мира. | 1 | ||
13 | Результаты выполнения интегрированной работы. | 1 | ||
14 | Самостоятельное выполнение интегрированной контрольной работы «Пингвины» | 1 | ||
15 | Самостоятельное выполнение интегрированной контрольной работы. «Пингвины» | 1 | ||
16 | Результаты выполнения интегрированной работы. | 1 | ||
17 | Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения. «Не растерялся» | 1 | ||
18 | Отработка знаний, умений и навыков области системы языка. | 1 | ||
19 | Отработка знаний, умений и навыков в области математики. | 1 | ||
20 | Отработка знаний, умений и навыков в области окружающего мира. | 1 | ||
21 | Результаты выполнения интегрированной работы. | 1 | ||
22 | Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения. «Лесная красавица» | 1 | ||
23 | Отработка знаний, умений и навыков области системы языка. | 1 | ||
24 | Отработка знаний, умений и навыков в области математики. | 1 | ||
25 | Отработка знаний, умений и навыков в области окружающего мира. | 1 | ||
26 | Результаты выполнения интегрированной работы. | 1 | ||
27 | Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения. «Картошка» | 1 | ||
28 | Отработка знаний, умений и навыков области системы языка. | 1 | ||
29 | Отработка знаний, умений и навыков в области математики. | 1 | ||
30 | Отработка знаний, умений и навыков в области окружающего мира. | 1 | ||
31 | Результаты выполнения интегрированной работы. | 1 | ||
32 | Самостоятельное выполнение интегрированной контрольной работы «Жаба ага» | 1 | ||
33 | Самостоятельное выполнение интегрированной контрольной работы «Жаба ага» | 1 | ||
34 | Результаты выполнения интегрированной работы. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа классного руководителя по воспитательной работе программы «Родник» для 2 класса на 2012 - 2013учебный год
Содержание Страницы Пояснительная записка 3Таблица основных направлений5Ожидаемые результаты проделанной работы6Социальный паспорт класса...
Рабочие программы по предметам для индивидуальной работы с обучающимся.
Материал предназначен для работы по индивидуальной программе (2 класс, коррекционное обучение, 8 вид)...
Рабочая программа по технологии модуль "Практика работы на компьютере" для 4 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание учебной дисциплины, результаты обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования
Рабочая программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО110800.02...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....
Рабочая программа ПМ.04 «Выполнение облицовочных работ плитками и плитами» по профессии 08.01.25 «Мастер отделочных строительный и декоративных работ»
Рабочая программа ПМ.04 «Выполнение облицовочных работ плитками и плитами» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образов...