Выступление на ШМО "Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников."
учебно-методический материал (2 класс)

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования.  

Одна из задач учителя  - научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

         Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников.

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования.  

Одна из задач учителя  - научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

        Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Этапы формирования самоконтроля

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Можно выделить следующие этапы формирования самоконтроля:

На первом этапе  ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.

На втором этапе   ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Полученные навыки контроля при взаимопроверке ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

На третьем этапе    ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности  со стороны учителя.

Действия самоконтроля

Особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности.

К действиям самоконтроля относятся:

  • Сверка результата с написанным образцом, заданным в материальной форме; сравнение промежуточных результатов с эталоном; с образцом, заданным через систему условий; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности.
  • Проверка по инструкции: воспроизведение состава контрольных действий и операций, заданных учителем; выполнение действий по развернутой инструкции; осуществление самопроверки по плану, включающему несколько пунктов; использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем; выполнение действий по инструкции с ограничениями; самопроверка по плану с отсутствующими звеньями; выполнение действий по общей инструкции.
  • Самоконтроль во время выполнения задания: выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам; выполнение задания по образу.
  • Взаимопроверка: работа в парах; работа в малых группах; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы;
  • Самостоятельное составление заданий и способов действий:  самостоятельное придумывание заданий; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального; составлении проверочных заданий для самоконтроля.
  • Самостоятельное составление алгоритмов действий  и  способов контроля: перечисление последовательности действий и операций контроля; участие  в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям; корректировка памяток; коллективно-распределительное составление алгоритмов; составление  модели значимых условий деятельности под руководством учителя; определение состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом индивидуальных  трудностей.

Традиционные приёмы формирования основ самоконтроля и самооценки

Для формирования у обучающихся основ самоконтроля и самооценки накоплен целый банк  педагогических приёмов, которые широко используются в педагогической практике.

Многие учителя используют в своей практике  приёмы формирования основ контроля и самоконтроля у учащихся, которые стали уже традиционными:

  • Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.
  • Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.
  • Учитель при объяснении “допускает” ошибку.
  • Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам.
  • Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение.
  • Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.
  • Учащимся дается задание с избыточными данными.
  • Самостоятельная работа.
  • Разноуровневые задания.

Не привожу здесь подробного объяснения каждого из перечисленных приёмов, т.к. они имеются во многих статьях, найденных мной на педагогических порталах без каких либо изменений и авторских отличий.

Рефлексия

Рефлексия  (от лат. reflexio - обращение назад)  – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности.  

Приёмов проведения рефлексии достаточно много, например:

  • Приём незаконченного предложения. Учитель просит  устно или письменно на листе бумаги  закончить предложение.   Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…»,  « Я хочу узнать …», и т.д.
  • Использование мишеней;

Приложения:

Рефлексия

Вопросы для рефлексии

Продолжите фразы (по желанию):

Мне было легко …

Мне мешало работать …

Я понял(а) что …

Я узнал(а) что …

Я могу …

Хочу спросить …

Форма для самооценки

Оценка __________________(Поставьте себе оценку сами)

Что Вам помешало выполнить работу полностью?

  • Мне ни чего не мешало;
  • Мне не хватило времени;
  • Я не понимаю некоторые слова и термины;
  • Я не понял, что надо записывать в таблицу;
  • Мне не хватает практических знаний;
  • Мне не хватает теоретических знаний;
  • Плохая техника;
  • Шум в классе;
  • Я медленно читаю;
  • Я медленно пишу;
  • Я медленно думаю;

Другое: _____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

    Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. "Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в нач...

"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."

Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника....

Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников

В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования  навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД

Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...

Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников

Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня...