Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
статья
Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samokontrolya_i_samootsenki_u_mladshih_shkolnikov.ppt | 935.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоконтроль – есть форма деятельности, которая проявляется в проверке поставленной задачи, критической оценке процесса работы, в исправлении её недочётов. Цель самоконтроля состоит не только в том, чтобы научить учащегося находить и исправлять ошибки, но и уметь их предотвращать, понимать причину их происхождения.
ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ: Способность действовать по заданному образцу. Умение действовать строго по инструкции. Умение осуществлять самопроверку по плану. Способность к программированию и планированию своей деятельности. Умение выполнять поставленную задачу и руководить своими действиями в соответствии с заданными правилами. Сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме.
САМООЦЕНКА - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом- эталоном.
СРЕДСТВА САМООЦЕНКИ: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение.
ВИДЫ САМООЦЕНКИ адекватная устойчивая заниженная завышенная.
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ речевые разминки, творческие работы, задания «Найди ошибку», не исправление ошибок, а указывание на слова или строчки, в которых допущены ошибки, слова одобрения, обмен впечатлениями, групповые дискуссии, рефлексия при подведении итогов урока; учащимся предлагается оценить свои достижения, чувства, состояние, познавательный интерес, межличностные отношения.
САМОКОНТРОЛЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ Понимание учащимися и их родителями значимости и необходимости решения данной проблемы Освоение методик развития самостоятельных контрольных действий Умение планировать, контролировать и прогнозировать свою деятельность.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей
ТАК В 1 КЛАССЕ ДЕТИ УЧАТСЯ: - сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; - воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем; - выполнять действия по развернутой инструкции; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; - использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
ВО 2 КЛАССЕ УЧЕНИКАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ: - сравнивать промежуточный результат с эталоном; - перечислять последовательность действий и операций контроля; - корректировать памятки; - выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; - участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 КЛАССЕ УЧЕНИКИ ТРЕНИРУЮТСЯ В: - сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; - составлении проверочных заданий для самоконтроля; - коллективно-распределительном составлении алгоритмов; - выполнении действий по инструкции с ограничениями; - самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; - составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
В 4 КЛАССЕ ШКОЛЬНИКИ УПРАЖНЯЮТСЯ В: - сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; - определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей; - выполнении действий по общей инструкции; - самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями; - самостоятельном корректировании плана проверки; - целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ Сигнальные карточки («Светофор») Шкала оценивания («волшебная палочка») Говорящие рисунки
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ: «Лесенка»
ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: - не скупиться на похвалу; - хвалить исполнителя, критиковать исполнение; - «На ложку дегтя – бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем; - « За двумя зайцами….», т. е. не ставить перед детьми несколько задач одновременно, перед каждой работой определять конкретные цели. - не использовать слова: « Опять ты не ….». Это способствует формированию неудачников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."
Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника....
Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....
Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД
Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важного фактора повышения качества образования младших школьников»
Выступление на ШМО...
Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".
Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....
Выступление на ШМО "Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников."
Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Одна из задач учителя - научить ученика...