Воспитательная программа РИТМ
рабочая программа
Поможет составить план воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_ritm.docx | 289.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45 ИМ.Д.И.БЛЫНСКОГО Г.ОРЛА
(Программа расчитана на 4 года для учащихся 1-4 классов)
Составила
Учитель начальных классов
Гурова Елена Юрьевна
Пояснительная записка
Период младшего школьного возраста правомерно рассматривать как социальную систему, представляющую собой институт социализации человека, когда у младшего школьника формируются те качества и свойства личности, те социальные навыки и умения, которые позволят ему в дальнейшем эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
Представители гуманистической педагогики и психологии (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Е.Н. Степанов, В.И.Слободчиков) доказывают, что у школы есть возможности предоставления каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для развития интеллектуальных и творческих способностей, формирования ключевых компетенций, вовлечения родителей в совместную деятельность класса, развития социального партнерства. Действенным средством объединения воспитания и обучения является воспитательная программа «РИТМ».
Миссия программы - предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для развития интеллектуальных и творческих способностей; вовлечение родителей в совместную деятельность класса; развитие социального партнерства.
Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
Программа «Р.И.Т.М.(Развитие.Интеллект.Творчество.Мышление)» создана на основе учебно-методического комплекса «РИТМ (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)» с учетом основных задач начального образования в контексте ФГОС.
Выбор названия программы «Р.И.Т.М.» не случаен. Во-первых, программа поможет достичь каждому гармонии не только в себе, но и, что немаловажно, в отношениях со сверстниками и взрослыми (родителями и учителями), во-вторых, дает возможность сочетать различные виды и формы работы в урочной и внеурочной деятельности, используя возможности дополнительного образования.
Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа школы «Дом, который строим мы»
Воспитательная программа «Р.И.Т.М.» разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 класса.
Цели и задачи программы
Цель: Создание в классе нравственной и эмоционально благоприятной среды, способствующей развитию и самореализации каждого ученика
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС, определены задачи:
- формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни способности к преодолению трудностей;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации
В основе программы воспитания лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий (Приложение №1 ).
Принципы
Наиболее значимые ценности в воспитании - самоактуализация, сотрудничество, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие.
Эти ценности являются ориентиром для определения принципов воспитательной программы:
Принцип самоактуализации
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.
Принцип выбора.
Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.
Принцип «общих способов деятельности»
Способность ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.
Принцип систематичности.
Рассматривается как частный случай общих способов деятельности, поскольку он определяет такую организацию жизнедеятельности класса, которая формирует способность ученика выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне класса.
Принцип «проектности».
Формирует способность к деятельности не только в режиме «штатного расписания», но и в проектном режиме, формирует способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту, организации деятельности других людей и т.д.
*Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.
В Программе используются следующие педагогические технологии, формы, методы и приемы воспитания:
Технологии
- Педагогика сотрудничества
- Воспитательные игровые технологии
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного воспитания и обучения
по интересам детей (И.Н.Закатова)
Методы
- Беседа (в т.ч. эвристическая)
- Пример
- Поощрение
- Убеждение (самоубеждение)
- Внушение (самовнушение)
- Игровые методы
- Метод воспитывающих ситуаций
- Метод соревнования
- Создание и анализ проблемных ситуаций
- -методика коллективной творческой деятельности
- - метод проектов
- -ситуация успеха
- -ситуация соревнования
- -ситуация творчества
Формы
- Классные часы
- Игровые тренинги
- Коммуникативные тренинги
- Праздники
- КТД
- Игровые и конкурсные программы
- Викторины, познавательные игры
Структура программы
Программа состоит из 4 ступеней и 5 направлений.
Ступени
1 ступень –"Познай себя – это интересно!";
2 ступень– "Сотвори себя – это необходимо!";
3 ступень– "Утверди себя – это возможно!";
4 ступень– "Прояви себя – это реально!".
*Каждая ступень, в зависимости от особенностей класса, может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Направления
- «Я - ученик»
- «Мое здоровье»
- «Моя семья»
- "Мое творчество"
- «Мои друзья»
- «Я – Орловец».
*Работа по каждому направлению имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны. Каждое из направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей (Приложение №1 ).
Содержание программы
"Познай себя – это интересно!"
Цель: Создание условий для адаптации обучающихся в новом коллективе
Задачи:
- Определение близких и дальних перспектив деятельности на этапе;
- Формирование деловых отношений в общей деятельности;
- Удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности, в рамках работы обучающихся по программе;
– о требованиях и педагогической позиции учителя; - Изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя на ступени "Познай себя – это интересно!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Источник информации" | Ознакомление родителей с Уставом школы. Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе |
"Хранитель школьных | Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, Фестиваль талантов, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник, осенний бал и др. Создание классных традиций. Выявление детских талантов |
"Аналитик" | Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение и анализ диагностики |
"Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей |
Критерии успешного завершения ступени "Познай себя – это интересно!":
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
"Сотвори себя – это необходимо!"
Цель: создание условий для самореализации творческой личности
Задачи ступени:
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- организация работы актива класса.
Роль учителя на ступени "Сотвори себя – это необходимо!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Лучший слушатель" | Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга |
"Штурман" | Направление работы актива класса, организация работы творческих групп |
"Организатор" | Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей |
Критерии успешного завершения ступени "Сотвори себя – это необходимо!":
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в классе и школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности ступени: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
"Утверди себя – это возможно!"
Цель: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи ступени:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Роль учителя на ступени "Утверди себя – это возможно!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Старший товарищ" | Помощь во включении в различные виды деятельности. Организация различных творческих дел |
"Корректор" | Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка |
"Организатор" | Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации |
Критерии успешного завершения ступени "Утверди себя – это возможно!":
- обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
"Прояви себя – это реально!"
Цель: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. Создание условий для сотворчества.
Задачи:
- обучение детей методам анализа и самоанализа деятельности;
- создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Роль учителя на ступени "Прояви себя – это реально!"
Роль учителя | Характеристика деятельности |
"Сподвижник" | Оказание детям помощи в самореализации |
"Носитель культуры" | Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов) |
Критерии успешного завершения ступени "Прояви себя – это реально!":
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Характеристики направлений программы "Р.И.Т.М."
Девиз | Цели | Задачи | Формы реализации |
Направление "Я - ученик" | |||
"Ученье свет, | Развитие познавательной активности обучающихся | Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности | Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру",); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; кружок "Юный математик»; клуб "Почемучки" (информационные газеты); смотры знаний |
Направление "Мое здоровье" | |||
"В здоровом теле – здоровый дух" | Сохранение | Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением | Организация горячего питания; посещение бассейна и спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (спартакиада, "Веселые старты", "Мама, папа, я – спортивная семья"); ролевые игры |
Направление "Моя семья" | |||
"В дружбе взрослых | Взаимодействие | Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетрования; консультации; проведение совместных походов и внеклассных мероприятий |
Направление "Мое творчество" | |||
"Дело мастера боится" | Развитие творческой активности | Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков | Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, всероссийские и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности (хорового, изобразительного искусства; ритмики и др.); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность |
Направление «Мои друзья» | |||
"Один за всех | Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления | Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности | Тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива класса |
Направление "Я - Орловец" | |||
"Ты тоже родился | Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры | Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания | Уроки мужества; диспуты; социальная акция "Милосердие"; интегрированные образовательные путешествия по памятным местам г.Орла и Орловской области |
*План реализации программы "Р.И.Т.М." дан в Приложении №2.
Ожидаемый результат.
1 класс: 1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Выявление потенциальных возможностей школьников. | 2 класс: 1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми 2. Формирование навыков внутренней позиции. 3. Формирование нравственных понятий | |
3 класс 1. Формирование нравственных понятий. 2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей. 3. Накопление опыта нравственного поведения. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
| 4 класс 1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. |
Результат реализации воспитательной программы в целом:
- Позитивное отношение обучающихся и их родителей к воспитательной работе.
- Повышение социальной активности школьников.
- Дети проявляют
-желание и готовность продолжить самостоятельно добывать новые знания
-способность к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.
-владение умениями и навыками культуры общения.
Модель выпускника начальной школы.
Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи:
Личностные качества (черты характера):
- дисциплинированность;
- порядочность
- честность, правдивость
Отношение к окружающим:
- общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
- информационный кругозор
- потребность применять знания на практике
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность
- старательность
- осознанность
Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- любовь и интерес к спорту
- отсутствие вредных привычек
- знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
- умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
Диагностики:
-Опросник Айзенка.
-Оценка психологического состояния по Айзенку.
-Анализ воспитанности детей в семье.
-Ваша воля.
-Диагностика уровня развития теоретического мышления.
-Диагностика Кэттела.
-Методика характеристических особенностей личности.
- Цветовой тест Люшера
Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника;
Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
Социометрические методы;
Анкета «Я и моя школа»;
Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
Тест «Цветок настроения»;
Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;
Литература для учителя:
1. Н. И. Дереклеева “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.
- Е. Н. Арсенина “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001
- Н. И. Дереклеева “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.
- Л. Н. Яровая “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004
- М. П. Нечаев “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,
- Е. В. Титова “Если знать, как действовать” М., 1993.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб., 1998.
- 8.Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
- 9.Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
- 10.Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
- 11.Н.Е Степанов Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
- 12.Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,1994.
- 13.Н.Е.Щуркова "Программа воспитания школьника". М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 1993.
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, – С–П.: Речь, 2001 – 346 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, – С–П.6 Речь, 2001 – 189 с.
- Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 – 47 с.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, – М: Издательство Института Психотерапии, 2002 – 212 с.
- Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
Приложение №2
План реализации программы "Р.И.Т.М."
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Блоки программы | ||||||||||
"Я ученик" | "Мое здоровье" | "Моя семья" | "Мое творчество" | "Мои друзья" | «Я – Орловец» | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
1-й класс | ||||||||||
1-я четверть | ||||||||||
Работа кружка "Юный математик", клуба "Почемучки". Посещение выставочного зала, краеведческого музея. Проведение игры "Знаешь ли ты свой край", презентация «Мой город» (окр.мир) | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Работа танцевального кружка. Проведение | Проведение родительского собрания "Адаптация школьников к обучению". Индивидуальные консультации родителей Проведение праздника "День рождения класса". Презентация «Моя семья» (окр.мир) Выставка рисунков «Старость в радость» Организация работы родительского комитета | Работа хора, танцевального кружка, кружка "Бумажная фантазия". Проведение игры "Давайте знакомиться". Организация конкурса плакатов и рисунков по толерантности. Выставка поделок из природного материала | Проведение классных часов "Давайте знакомиться" Посвящение обучающихся в первоклассники | Организация поздравления учителей Проведение игры "Знаешь ли ты свой край". Презентация «Мой город» (окр.мир) Проведение акции «Помоги птицам» | |||||
2-я четверть | ||||||||||
Работа кружка "Юный математик", клуба "Почемучки". Посещение городских музеев. Проведение классных туров олимпиад по математике и краеведению | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Работа танцевального кружка. Организация лыжного похода | Проведение Новогоднего утренника. Организация зимнего похода. Проведение родительского собрания "Особенности деятельности младшего школьника", Дня открытых дверей Организация работы родительского комитета | Работа хора, танцевального кружка, кружка "Бумажная фантазия". Украшение класса Организация конкурса рисунков "Зимние забавы". Изготовление подарков | Украшение класса Проведение классного часа "Вместе весело шагать". Смена актива класса. Проектная групповая деятельность "Снежные забавы" | Организация поздравления учителей с Новым годом Проведение акции «Милосердие» (изготовление Новогодних игрушек для детей д\с) КТД «Русские народные музыкальные инструменты» | |||||
3-я четверть | ||||||||||
Работа кружка "Юный математик", клуба "Почемучки". | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Посещение кружка «Азбука спорта» Проведение соревнования "Папа, мама, я – спортивная семья" | Проведение классных мероприятий, посвященных Индивидуальные консультации родителей Проведение родительского собрания "Физическое развитие школьников". Организация работы родительского комитета | Работа хора, танцевального кружка, кружка "Бумажная фантазия". Сочинение "Мой папа – Оформление поздравительной открытки "Любимой мамочке". Организация выставки рисунков, конкурса стихов, проекта "Рисуем книгу". Выпуск поздравительных газет | Проведение беседы "О дружбе мальчиков и девочек"; конкурсных программ | Проведение акции "Милосердие" | |||||
4-я четверть | ||||||||||
Работа кружка "Юный математик", клуба "Почемучки". Посещение музеев города | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Работа танцевального кружка. Организация похода | Проведение открытого урока "Чему мы научились", родительского собрания Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского | Работа хора, танцевального кружка, кружка "Бумажная фантазия". Организация конкурса рисунков на асфальте "Пусть всегда будет солнце", проекта "Дом, в котором мы живем" | Проведение праздника "Масленица", Дня именинников. Организация похода | Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны. Проведение классного часа "Подвиг ваш никогда | |||||
2-й класс | ||||||||||
1-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик", клуба "Почемучки". Проведение игры по краеведению; Подготовка | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Организация здорового питания. Посещение бассейна. Проведение Дня здоровья. Поход в осенний лес | Проведение родительского собрания "Как хорошо уметь читать", "Праздника Осени". Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского | Работа хора, кружков Бумажная фантазия. Изготовление сувениров ко Дню именинников. Проведение "Праздника осени"
| Выбор актива класса. Распределение поручений. Организация работы классного актива. Проведение классных часов "Наш класс "Как мы выполняем поручения" | Организация поздравления учителей с Днем учителя. Проведение акций "Помоги собрать ребенка в школу" (сбор учебных принадлежностей для детей | |||||
2-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" Посещение музея. Участие в конкурсе "Русский медвежонок", школьных турах олимпиад | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Организация похода на лыжах. Проведение зимних эстафет | Организация праздников "Новый год", "Вот какая мама!". Проведение родительского собрания "Первые отметки", Дня открытых дверей в начальной школе. Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия" Проведение конкурса рисунков "Зимние забавы". Украшение кабинета Выпуск поздравительных газет. Изготовление подарков | Украшение кабинета к Новому году. Классные часы, посвященные умению общаться. Смена актива класса. Организация работы классного актива. Проведение праздника "День именинника". Изготовление кормушек для птиц | Проект Поздравление детей д\с с Новым годом. Сбор игрушек для ребят из детских домов Заочное путешествие «Мой родной город. Его прошлое, настоящее и будущее» | |||||
3-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" Посещение музеев города Сочинения "Моя мама лучше всех". Участие в конкурсе "Кенгуру" | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Проведение "Веселых стартов" "Мой папа и я", "День здоровья". | Проведение "Веселых стартов" "Мой папа Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета. Проведение родительского собрания "Учимся быть внимательными" | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия", танцевального Изготовление подарков к Организация выставки рисунков и сочинений «Зимняя фантазия» Проведение конкурса снежных поделок | Проведение конкурсов "А ну-ка, мальчики!", "А ну-ка, девочки!", праздника "День именинника". Организация работы с активом класса | Проведение акции "Милосердие", экскурсии | |||||
4-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик". Участие в конкурсе "Познание | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Организация похода | Проведение открытых уроков "До свидания, второй класс!", "Чему мы научились"; праздника окончания второго класса | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия", танцевального. Организация конкурса рисунков "В каждом рисунке – солнце", конкурса рисунков на асфальте "Здравствуй, лето!" | Проведение похода, классного часа "Умеем ли мы решать конфликты?", праздника "День именинников". Анализ работы актива класса | Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, посильная помощь им. Проведение экскурсии | |||||
3-й класс | ||||||||||
1-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик". Участие в конкурсе "Русский медвежонок". | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Проведение Организация похода | Проведение родительского собрания "Опять в школу!", праздника "Мисс осени". Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия", танцевального. | Выбор актива класса. Выборы командира класса. Проведение классных часов "Мы снова вместе", "Комплименты"; праздника "День именинника". Организация деятельности детей | Проведение акции "Помоги собрать ребенка в школу". Поздравление учителей с Днем учителя | |||||
2-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик". Посещение музеев города Участие в классных турах олимпиад по русскому языку, математике; интеллектуальном марафоне; международной игре "Русский медвежонок" | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Проведение зимних эстафет. Организация похода на лыжах | Организация новогодних утренников, Дня открытых дверей в начальной школе. Проведение родительского собрания "Поощрение Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", Украшение класса Проведение конкурсов объемных новогодних игрушек, сочинений "Мой лучший Новый год". Изготовление кормушек для птиц | Проведение классных часов "Мостики дружбы", "Что делать, если тебя не понимают"; праздника "День именинника". Организация поездки по городам Золотого кольца России. | Проведение акции "Поздравь друга" (отправление поздравительных открыток Поздравление детей д\с с Новым годом | |||||
3-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" Посещение музеев и театров Участие в школьных турах предметных олимпиад, международной игре "Кенгуру" | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Организация лыжного похода. Проведение зимних эстафет. Посещение катка | Проведение родительского собрания "Как мы выполняем домашние задания", "Веселых стартов" "Папа, мама, Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия", танцевального Проект "Урок-театр". Организация выставки рисунков | Проведение классного часа "Дружба мальчиков и девочек"; праздничных конкурсов | Проведение акции "Собери игрушки для детей | |||||
4-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" Посещение музеев города Проведение классного конкурса "Самый умный" | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Организация похода | Проведение родительского собрания "Особенности младшего подросткового возраста", Дня открытых дверей, "Праздника окончания третьего класса". Организация похода. Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия". Проведение музыкальной гостиной "Об истории военной песни". Подготовка поздравительных открыток ветеранам Великой Отечественной | Проведение праздника "День именинника" | Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы. Проведение акций "Ладошки Добра", "Чистый двор" | |||||
4-й класс | ||||||||||
1-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" Посещение музея города Подготовка | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, "веселых стартов", турнира по игре "Снайперы", школьной спартакиады | Проведение родительского собрания "Как развивать память", "Праздника осени". Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия" Участие в конкурсе рисунков, посвященных Дню матери. Проект "Машина времени" | Создание классной газеты "Классная жизнь!" Выбор актива класса. Выборы губернатора класса. Распределение поручений. Проведение праздника "День именинника". Организация работы почты "Ваше мнение" | Проведение акций "Помоги собрать ребенка в школу", "Собери семена". Поздравление бабушек Поздравление ветеранов педагогического труда с Днем учителя | |||||
2-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, "веселых стартов". Участие в школьной спартакиаде, турнире по пионерболу
| Проведение родительского собрания "Дружная семья – залог успеха". Организация новогодних утренников, Дня открытых дверей. Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия" Мастерская Деда Мороза". Проведение конкурса объемных игрушек | Создание классной газеты "Классная жизнь!" Проведение классного часа "Классное портфолио", праздника "День именинника". Анализ работы актива класса. Организация работы почты Поездка в Санкт-Петербург | Поздравление детей д/с с Новым годом Организация акции "Помоги птицам" | |||||
3-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" Посещение театра, музеев Участие в конкурсе "Кенгуру". | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, "веселых стартов". Участие в школьной спартакиаде | Проведение родительского собрания "Детская агрессия", Дня открытых дверей, праздников 23 Февраля и 8 Марта. Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия" Организация выставки рисунков. Проект "Страничка энциклопедии". Выпуск поздравительных газет к 1 апреля | Создание классной газеты "Классная жизнь!" Проведение классного часа | Проведение классных часов "Моя родословная", "История моего государства и моей семьи". | |||||
4-я четверть | ||||||||||
Работа кружков "Юный математик" Посещение театра Игра "Умники и умницы" | Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок. Участие в школьной спартакиаде | Проведение родительского собрания "Переход в среднее звено", праздника "Прощание с начальной школой", открытых уроков. Индивидуальные консультации родителей обучающихся. Организация работы родительского комитета | Работа хора, кружков "Бумажная фантазия", танцевальный Организация выставки рисунков. Украшение класса Представление личного портфолио учащихся. Подготовка поздравительных открыток ветеранам | Создание классной газеты "Классная жизнь!" Проведение классного часа | Проведение классного часа "История родного края. История школы", акции "Ладошки добра". Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы |
Приложение №1
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы должна быть направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это уклад жизни обучающегося, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации (семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций). Уклад школьной жизни поддерживает непрерывность детства. В разноуровневом, полисубъектном, многомерно-деятельностном пространстве воспитания и социализации, скрепленном национальными ценностями и духовными традициями, обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.
Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей.. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни.
Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.
Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Национальный воспитательный идеал
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Ритм" 3 класс Русский язык
Программа разработана с учетом ФГОС. В программе прописаны предметные, метапридметные и личностные результаты, а так же учебные действия...
Рабочая программа "Ритм" 3 класс Литературное чтение
Программа разработана с учетом ФГОС В программе прописаны предметные, метапредметные и личностные результаты...
Рабочая программа "Ритм" 3 класс Окружающий мир
Программа разраьотана с учетом ФГОС...
Рабочая программа "Ритм" 3 класс Музыка
Программа разработана с учетом ФГОС...
Рабочая программа "Ритм" 3 класс Технология
Программа рахработана с учетом ФГОС...
Рабочая программа "Ритм" 3 класс Изо
Программа разработана с учетом ФГОС...