Исследовательский проект по патриотическому воспитанию
проект (3 класс)
Проект « Дети войны » ориентирован на патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований различных источников о Великой Отечественной войне. Работа над проектом предполагает совместную деятельность обучающихся, родителей и учителя.
Тема проекта «Дети войны» актуальна, значима и интересна. Проект посвящен Дню Победы. Этот проект расширяет знания учащихся о Великой Отечественной войне, о детях войны, на долю которых выпало пережить все её ужасы. Младшие школьники учатся ценить подвиг советского народа, с уважением относится к поколению людей, чьё детство прошло в годы войны. В сознании обучающихся происходит формирование нравственной позиции личности, которая определяет отношение ребенка к обществу, к своему Отечеству. Поэтому для повышения уровня знаний учащихся об истории Родины, формирования их патриотических качеств и общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.docx | 667.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект подготовила Карп Татьяна Владимировна
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»
Название проекта | Исследовательский проект по патриотическому воспитанию «Дети войны» |
Предмет, класс | Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, внеурочная деятельность (3класс) |
Краткая аннотация проекта | Проект « Дети войны » ориентирован на патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований различных источников о Великой Отечественной войне. Работа над проектом предполагает совместную деятельность обучающихся, родителей и учителя. Тема проекта «Дети войны» актуальна, значима и интересна. Проект посвящен Дню Победы. Этот проект расширяет знания учащихся о Великой Отечественной войне, о детях войны, на долю которых выпало пережить все её ужасы. Младшие школьники учатся ценить подвиг советского народа, с уважением относится к поколению людей, чьё детство прошло в годы войны. В сознании обучающихся происходит формирование нравственной позиции личности, которая определяет отношение ребенка к обществу, к своему Отечеству. Поэтому для повышения уровня знаний учащихся об истории Родины, формирования их патриотических качеств и общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность. |
Цель проекта | Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению истории Великой Отечественной войны |
Основания проекта | Проект направлен на развитие общекультурных компетенций обучающихся, на их духовно-нравственное и патриотическое воспитание, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие исследовательских навыков поведения. |
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос | Почему важно сохранить память о Великой Отечественной войне? |
Проблемные вопросы | 1)Как привлечь внимание сверстников к изучению истории нашей Родины? 2)Можно ли изучая биографии ветеранов, беседуя с людьми пережившими войну, чьё детство было подвергнуто страшным испытаниям жуткой войны, пополнить свои знания о Великой Отечественной войне? |
Учебные вопросы | 1)Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали? Назовите авторов. Найдите: -Книги о детях – участниках военных действий, партизанского движения. - Книги о детях на оккупированных территориях. - Книги о жизни детей в тылу врага 2) Найдите стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне, о детях во время войны; 3) Вспомните пословицы Родине, составьте свою пословицу. 4) Найдите записи песен времен войны, выучите любую. 5)Поделитесь впечатлениями от фотографий военных лет и картин на тему войны и Парада Победы. 6) Посетите краеведческий музей, узнать, какой вклад внес п. Волосово в Победу, о детях Волосовского района во время войны, узниках концлагерей, партизанах. 7)Интервьюируйте старших членов семьи об их участии в войне, как они встретили Победу 1945. 8)Нарисуйте рисунки о Великой Отечественной войне. Оформите выставку. 9)Напишите сочинение «Письмо солдату». (Разговор с солдатом, не вернувшимся с фронта). |
Ожидаемые результаты обучения | Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о Великой Отечественной войне, о детях, переживших ужасы войны, на формирование патриотических качеств обучающихся. Младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников: (статьи из газет, энциклопедии, справочники, словари, художественные книги, альбомы с репродукциями картин советских художников, интернет-сайты, телепередачи, ссылки, которые указаны учителем, архивные документы из краеведческого музея, встречи со старшим поколением, которое пережило ужасы войны). В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде проектных творческих работ, фото-рассказов о своих наблюдениях. |
Продолжительность проекта | 7-8 недель |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | Технологии — оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, проекционная система, сканер, сеть Интернет, семейные и музейные архивы. |
План проекта | I этап. Организационно-ознакомительный Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем буклета для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Деление на группы по интересам, распределение ролей в группах. Предварительное совместное планирование продвижение по проекту. II этап. Реализация проекта 1.Конкурс чтецов «Детям войны посвящается». 2. Встреча с председателем Совета ветеранов войны и труда и общественных организаций Изварского сельского поселения Карпом Константином Петровичем: «Детство, опалённое войной» 2.Посещение краеведческого музея г. Волосово. Экскурсии по темам: «Освобождение п. Волосово от фашистских захватчиков», «Партизанское движение в Волосовском районе в годы Великой Отечественной войны», «Подвиг героя Советского Союза В. В. Хрустицкого». 3.Творческий отчёт « Война глазами детей». 4.Встреча с писателем Виктором Васильевым - презентация повести о военном детстве автора «Зарубки на сердце». 5.Конкурс рисунков « Военное детство». 6. Конкурс сочинений «Письмо солдату». 7.Участие в музыкально-литературной композиции «Священная война» - использование стихотворений Расула Гамзатова, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Анны Ахматовой, Михаила Исаковского, Александра Твардовского и песен о Великой Отечественной войне. 8.Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Самостоятельная или групповая работа по выполнению проекта. Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту. III этап. Завершающий – оформление результатов проектной деятельности. (Фотографии, выставка рисунков, материалы экскурсий. Фото Всероссийской акции «Бессмертный полк». Аудиозапись стихов. Оформление презентации, сканирование рисунков и сочинений, фотографии ветеранов). IV этап. Итоговый Презентация проекта учащимся класса и на школьной научно-исследовательской конференции «Первые открытия». |
План работы групп разных направлений проекта | 1. План работы группы исследователей
2. План работы группы фотокорреспондентов
3. План работы группы литераторов
4. План работы группы художников
5. План работы группы знатоков
|
Результат проекта |
дети военного времени, где бы они ни жили: в глубоком тылу, на оккупированных территориях были лишены детства.
|
Приложение
Исследовательская работа « Дети войны» ученика 3 класса
Дятлова Ильи
Цель моей работы:
На примере биографии моей бабушки, ребёнка в годы Великой Отечественной войны показать тяжесть и горечь пережитого.
Задачи, которые я перед собой поставил:
1.Отыскать и изучить документальные источники: семейные фотографии и письма, архивные документы о моей бабушке - Дятловой Валентине Николаевне.
2.Привлечь внимание сверстников к изучению истории нашей Родины.
3.Быть благодарными и уважительно относиться к целому поколению – поколению детей Великой Отечественной войны
Актуальность проекта
К празднованию 75-летия Великой Победы! Важно: отдать дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Кто они – дети войны - наши ровесники из сороковых годов? Как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали? Людей, переживших войну, помнящих это ужасное время, становится все меньше. Их воспоминания очень важны, дороги и ценны.
Этапы проекта:
- Сбор и изучение информации.
- Подготовка презентации.
- Защита проекта.
Реализация проекта
Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы! Когда можно играть с друзьями! Когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя мир! Какой ужас несёт в себе война! Сколько бед и горя! Гибнут люди, разрушаются дома, уничтожаются леса!
В нашей стране Великая Отечественная Война не обошла никого.
Нет такой семьи в России, которую бы не затронула.
Мои прадеды воевали на фронте. Оба не вернулись! Погибли, защищая нашу Родину, свою землю, свои семьи, своих детей! Я всегда буду помнить и гордиться своими бесстрашными прадедушками!
Рассказать я хочу о своей бабушке Дятловой Валентине Николаевне.
Дятлова Валентина Николаевна родилась 30 марта 1936 года. Во время войны она была ребёнком. Жила вместе с матерью в городе Уральске. Бабушка рассказывает мне о своём трудном военном детстве.
Вспоминает Валентина Николаевна:
«Нелегко было! Продукты выдавали по талонам, нормы были мизерные. Электричества не было: пользовались керосиновыми лампами. Окна в домах были плотно занавешены одеялами, чтобы не привлекать внимание немцев во время бомбежек. Но никто не жаловался на невзгоды.»
Вспоминает Валентина Николаевна:
« Голод пришлось пережить. Мать потеряла продуктовые карточки. Соседи помогли не умереть. Все понимали чужое горе и искренне как родным спешили на помощь!
« Не смотря на то, что мы не доедали, были ослаблены, каждый стремился в школе получать хорошие отметки»
И бабушка выжила! Как и её ровесники они ждали возвращения своих отцов. Твёрдо верили, что фашистов уничтожат и будет снова мир! Не надо будет прятаться от бомбёжек! Все будут сыты и здоровы! Можно спокойно учиться в школе!
И наконец, фашистов погнали за пределы нашей страны.
Дети стали ходит в школу.
Моя бабушка очень старательно училась. Особенно ей нравились уроки математики и физики. После окончания школы она уехала в город Ленинград и поступила в педагогический институт. Всю свою жизнь Валентина Николаевна посвятила детям. Она работала в школе и преподавала математику и физику. Её ученики часто бывают у бабушки в гостях.
Я рассказал о моей бабушке Дятловой Валентине Николаевне ребятам класса и отправил материалы семейного архива для участия в районном фотоконкурсе «Ветераны глазами детей». Моя работа опубликована в газете « Сельская новь» и в книге – сборнике «Ветераны глазами детей».
Выполняя исследовательскую работу, я сделал следующие
выводы:
- Война и дети – эти слова никогда не должны стоять рядом.
- Горе и страдания, боль утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость. Трудолюбие и прилежание – все те качества, которые помогают стать настоящими людьми.
- Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
- Война и детство несовместимы, война жестока.
Заключение
Дети войны знали, что такое горе, страдания, смерть. Но дети войны не чувствовали себя несчастными, потому что они знали - их несостоявшееся детство положено на алтарь Великой Победы. Они были лишены детства, чтобы сейчас детство было у каждого из нас.
Но 9 мая 1945 года эти рано повзрослевшие дети были по- настоящему счастливы, потому что пришла Победа, которую они приближали своим трудом, страданиями и верой. Для них это был праздник единства с Великой страной, с Великим народом, одолевшим страшного врага
В ходе проекта – исследования была подтверждена гипотеза: дети военного времени, где бы они ни жили: в глубоком тылу, на оккупированных территориях были лишены детства в современном понимании этого слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...
Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»
Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала». На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...
Образовательный проект по патриотическому воспитанию "Я гражданин России"
Образовательный проект "Я гражданин России" содержит в себе описание разделов реализации патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся....
Научно-исследовательская работа «Система патриотического воспитания в современном образовании»
B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем ш...
Исследовательский проект по патриотическому воспитанию «Ветеран в моей семье»
Проект «Ветеран в моей семье» ориентирован на патриотическое воспитание учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуа...