Научно-исследовательская работа «Система патриотического воспитания в современном образовании»
методическая разработка на тему
B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 380.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская работа
«Система патриотического воспитания
в современном образовании»
Зимакова Татьяна Петровна,
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Всё может родная земля:
и напоить из своих светлых родников,
и накормить своим хлебом,
и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только
не может – защитить себя,
и сделать это должен тот
кто пьёт её воду,
ест её хлеб, и любуется её красотой
А. В. Суворов
Актуальность проблемы.
B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуёмное стремление
к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции.
Одна из главных задач современного развития России – духовное возрождение нации. Для России важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Объект исследования – процесс обучения и гражданско-патриотического воспитания школьников в начальной школе.
Предмет исследования – формирование гражданской позиции младших школьников посредством систематической работы в урочное и внеурочное время.
Цель эксперимента – выявить и обосновать эффективность целенаправленной работы над формированием гражданской позиции младших школьников
Задачи эксперимента:
- выявить уровень социализации обучающихся, готовности их к жизни в современной действительности посредством диагностики;
- проанализировать, отобрать и систематизировать эффективные приемы по формированию гражданской позиции на уроках и во внеклассной работе;
- осуществить внедрение приемов и методов по формированию гражданской позиции для социализации обучающихся, готовности их к жизни
в современной действительности; - развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности; находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию;
- создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- знакомить с народными традициями своего края, страны.
- систематизировать и интерпретировать результаты эксперемента в форме методических рекомендаций
Гипотеза эксперимента: если процесс обучения и воспитания будет осуществляться на основе:
- осуществления принципа непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования, взаимосвязи процессов воспитания и обучения,
- включения на уроках и во внеурочной деятельности целенаправленных приемов по формированию гражданской позиции, то:
- результаты обучения и воспитания будут высокими для конкретных условий при оптимальных затратах;
- учащиеся разовьют гуманистическое отношение к окружающему миру, людям, внутреннюю потребность в постоянном самосовершенствовании;
- в целом процесс обучения и воспитания будет эффективным и оптимальным.
Сроки эксперимента:
Сентябрь 2014 г. – май 2018 г.
Методы и конкретные методики исследования.
- Теоретические:
- изучение научной литературы по теме эксперимента;
- моделирование системы обучения и воспитания;
- абстрагирование в поиске научно обоснованного алгоритма деятельности;
- анализ и синтез для нахождения оптимального решения;
- сравнение полученных результатов с поставленными целями и прогнозом;
- обобщение результатов.
- Эмпирические:
- педагогическое наблюдение ученического коллектива;
- тестирование учащихся.
- социологические методы-опросы, беседа, интервьюирование;
- анкетирование;
- ранжирование;
- изучение и обобщение опыта
Этапы эксперимента:
1 этап (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.):
- Изучение научной литературы и опыта по решению поставленной проблемы.
- Мероприятия, направленные на решение задач эксперимента:
- экскурсии: «Я живу в Надыме», "Животный мир Приполярья"; "Живая природа"; "Экология северных территорий"; Гостевой чум "Мядомти мя";
- викторины: «Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»;
- конкурсы рисунков и фотографий: «Портрет мамы», «День Победы», «Зеркало природы», « Нет краше Севера нашего».
- акции: «Посылка солдату», «Чистый класс», «Благотворительный марафон – лето 2015»
- классные часы: «В единстве наша сила», день Героев Отечества «Война отняла у них детство», «Если армия сильна, непобедима и страна!», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!», «Первооткрыватели космоса», «Дружба, вежливость, доброта, с нами в жизни навсегда»
- праздники: « Папа, мама, я - спортивная семья», « Моя любимая мама»
- Промежуточная диагностика сформированности личностных умений.
- Анализ первичных результатов по данному направлению работы.
2 этап (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.):
- Мероприятия, направленные на решение задач эксперимента:
- экскурсии: в музей археологии, "Этнография. Народная экология ненцев", "Живая природа Ямала», День здоровья.
- викторины: «Моя семья живёт в России», «Наши семейные традиции»
- конкурсы рисунков и фотографий: «Это мы с мамой сделали сами», «Мой край родной», конкурс рисунков на асфальте ««Пусть всегда будет мама»
- акции: "Школьный двор", «Посылка солдату», «Кормушка», «Благотворительный марафон – лето 2016»
- классные часы: «Моя дружная семья участвует в жизни страны», День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией Наполеона (1812), «Все профессии нужны, все профессии важны», «Ямал - мой край родной», «С чего начинается Родина»
- праздники: «Моя мама – лучшая на свете», "Защитники Земли Русской", «Проводы масленицы»
- проект: «Великие открытия российских учёных», участие в родительском проекте «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
- конкурс стихов: «Этот день Победы», «О семье», «Мой край родной»
- участие в шествии Бессмертный полк.
- Коррекция процесса обучения и воспитания на основе анализа 1 этапа.
- Создание необходимых методических материалов для организации уроков и мероприятий в процессе обучения и воспитания в целом.
- Промежуточное отслеживание сформированности гражданской позиции для социализации обучающихся
- Анализ 2 этапа.
- Обобщение опыта работы и его презентация.
- этап (сентябрь 2016 г. – май 2017 г.):
1.Мероприятия, направленные на решение задач эксперимента:
- экскурсии: «Улицы моего города», «Памятные места города», посещение школьного музея, "Выставка редких и лекарственных растений Тюменской области";
- викторины: «Зеленый мир вокруг нас», «Весенняя неделя добра», «Счастливый случай»
- «4 ноября – День народного единства», «Вперёд, мальчишки!»
- конкурсы рисунков и фотографий: «Традиции моей семьи», «Россия Родина моя!», конкурс строя и песни «Юные, умелые – патриоты смелые!»
- акции: «Рябиновая аллея памяти», «День чистой воды», «Благотворительный марафон – лето2017»
- классные часы: «Народы нашей страны», «Конституция – основной закон нашей страны», «Голубь мира», «Я имею право» (по правам человека), «Жизнь дана на добрые дела», «Талисманы и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения», «Памятники культуры Надымского района»
- праздники: «А ну-ка мальчики!», «Если мы вместе – мы победим!», «Весенняя фантазия»
- проекты: «Свою маму берегите, дети!», «Моя родословная»
- участие в шествии Бессмертный полк
Состав участников эксперимента.
- Князева В.И. – учитель начальных классов;
- Зимакова Т.П. - учитель начальных классов
База исследования:
учащиеся 1а,в – 4а,в класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Надыма».
Критерии эффективности результатов исследования:
- Создание эмоционального климата на уроке и во внеурочной деятельности;
- Адекватная степень сформированности гражданской позиции для социализации обучающихся;
- Развитие внутренней потребности в постоянном самосовершенствовании учащихся и выведение их на более высокий уровень обучения и воспитания;
- Обеспечение личностного морального выбора на основе социальных и личностных ценностей.
Возможные негативные последствия
В ходе эксперимента возможны низкие результаты вследствие причин:
- Неточность диагностики учащихся;
- Недостаточная результативность планируемых мероприятий.
- Перегрузки в педагогической деятельности педагогов, связанные с разработкой программно-методических и диагностических, аналитических материалов.
- Различный уровень психологического и физического развития учащихся.
- Несформированность личностно-ценностных ориентаций учащихся.
Компенсаторные меры
- Формирование положительной мотивации, индивидуальная работа, объективная оценка деятельности каждого участника эксперимента, обеспечение моральной и материальной систем поощрения.
- Системно-аналитический подход в реализации мероприятий данного проекта
уточнение диагностики и консультация у психолога по конкретному ученику.
3. Реализация системы гражданско-патриотического воспитания, направленной
на успешную социализацию личности учащихся
Список использованной литературы:
1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М: Айрис-пресс, 2002.
2. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
3. Ефремова, Г.Н. Патриотическое воспитание школьников /Г. Н. Ефремова Воспитание школьников- №8, 2005.
4. Козакова, И.В. Особенности патриотического воспитания дошкольников/ И.В. Казакова - Обуч - № 6, 2003.
5. Кобылянский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма /В.А. Кабылянский Педагогика - № 5, 2001.
6. Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование /
А. А. Леонтьев Начальная школа (плюс и минус) -№ 4, 2002.
7. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности /Н.В. Мазыкина Воспитание школьников -№6, 2002.
8. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.
9.Сейненский, А.Е. Экскурсия /А.Е. Сейненский Российская педагогическая энциклопедия.- М: Изд-во Просвещение , 2003.
10. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника/Н.Е. Щуркова.- М: Центр «Педагогический поиск», 2010.
приложение № 1
Анкета для учащихся.№ 1
1.Нравятся ли тебе мероприятия, которые проходят в классе, школе?
2.Какие мероприятия тебе не нравятся? Почему?
3.Какие мероприятия тебе не нравятся? Почему?
4. Любишь ли ты сам участвовать в мероприятиях класса, школы? Или тебе просто нравится быть зрителем?
5. Если бы тебе предложили ответственное поручение ты бы:
а) стал сам его выполнять
б) попросил ребят помочь
в) обратился за помощью к учителю
г) посоветовался бы с родителями
6.Каких мероприятий, по-твоему, не хватает в нашем классе?
7.А какие мероприятия ты бы сам провёл в нашем классе?
Анкета для учащихся.№ 2
1. Что такое Родина?
Родина - это……………………………..…………………………………………
Малая Родина – это ……………………………………………………………..…
2. Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется……………………………………………………………
3. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ………………………………..…………………
4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я ……………………………………………………………………
5. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит …………………………..…………………
6. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит …………………………………………………
7. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть …………………………………………..……………
8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу ……………………………………………..…………
9. Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю ……………………………………………………………..………………
10. Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет ………………………………………………………..
11. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы ……….………………………………………………
12. Какие символы есть у нашего города?
У нашего города есть …………………………………………………………
Анкета для родителей
- Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?
- Какие мероприятия класса и школы понравились вам?
- Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?
- Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?
- В каких мероприятиях класса и школы в будущем году могли бы участвовать ваш сын или дочь?
- Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?
- В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?
- На что вы считаете необходимым обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?
- Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?
- Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить.
приложение № 2
Урок-путешествие «Звезда по имени Надым»
Цель: Продолжать формировать элементарные представление детей о малой Родине - Надыме на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями города.
Задачи:
Образовательные:
-дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство
-продолжать знакомить детей с историей нашего города. Закреплять название улиц, знание детей о гербе и его символическом значении.
Развивающие:
-развивать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами; Воспитательные:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, культуру речевого общения;
-продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Участники: дети 2 класса, участник Великой Отечественной войны Шпиленко Владимир Иванович.
Ожидаемый результат: умение обобщить знание о городе, вызвать чувство уважения к своей малой родине.
Оформление: стулья стоят в 2 ряда в виде самолета, на стенах класса прикреплены облака, которые создают атмосферу неба.
Оборудование:
- знаки "Почетный надымчанин",
- мультимедийная презентация "Звезда по имени Надым!",
- экран,
- аудиозапись песни Э.Ахметова "Надым - мой дом".
Форма: урок-путешествие.
Ход урока
Классный руководитель | Сегодня мы совершим необычное путешествие на удивительном самолете, который может передвигаться во времени. В конце мы подведем итоги, а самые активные участники получат награды. Наш самолет готовится к взлету, займите свои места, пристегните ремни. |
Дети садятся на стулья в два ряда, звучит звук самолета. | |
Классный руководитель | Ребята, наш самолет попал во временную петлю, и нас отбросило на 35 лет назад. |
На экране появляется иллюстрация поселка. | |
Классный руководитель | Что вы видите в своих иллюминаторах? |
Учащиеся | Балки, деревья, деревянные домики. |
Классный руководитель | Как вы думаете, что это? |
Учащиеся | Поселок. |
Классный руководитель | А кто догадался, как называется этот поселок? |
Учащиеся | Надым. |
Классный руководитель | Раньше ненцы на этом месте пасли оленей, затем появился поселок Надым. Происхождение названия "Надым" на сегодня является загадкой. Версия состоит в том, что название происходит от ненецкого слова "няда", которое на русский язык переводится как "мох". Например "Няда ям" означает в переводе на русский язык "яглистая река". Существует предположение, что слово "Надым" - тунгусское. В 1967 году в Надыме было около шести тысяч человек; небольшое почтовое отделение, почти самодельная пекарня, два ларька - продовольственный и промтоварный. По поселку было разбросано около трех десятков домов барачного типа, из тех, что строились во времена прокладки железной дороги, и два деревянных дома. Именно людям, первопроходцам, стоит у въезда в город памятник - вездеход РТТ. |
Классный руководитель | А что за поселком? |
Учащиеся | Лес, речка. |
Классный руководитель | А какой лес? |
Учащиеся | Тайга. |
Классный руководитель | Что такое тайга? |
Учащиеся | Дикий хвойный лес. |
Ученик | В старину прадеды издалека |
Классный руководитель | Строительство города началось в связи с открытием на Севере в 60 годы крупных месторождений газа. |
На экране появляется иллюстрация месторождения. | |
Классный руководитель | Какие газовые месторождения вы знаете? |
Учащиеся | Медвежье, Уренгойское, Ямбургское. |
Классный руководитель | С месторождения Медвежьего началось становление газодобывающей отрасли России. Газовики Ямала сегодня обеспечивают газом всю страну и пол-Европы. |
На экране появляется иллюстрация нового города | |
Классный руководитель | А вот теперь мы возвращаемся в настоящее время. Что вы видите на месте поселка? |
Учащиеся | Город Надым. |
Капитан корабля | Звезда по имени Надым! |
Классный руководитель | Где находится наш город? Сколько ему лет? |
Классный руководитель | В каком году Надым получил статус города? Надым свой городской статус получил в марте 1972 года. Площадь территории района составляет 110 тысяч квадратных километров (ребята отвечают на вопросы). |
Звучит песня Э Ахметова "Надым - мой дом". | |
Классный руководитель | Ребята, посмотрите, как вырос наш город. Это один из красивейших городов Крайнего Севера с особенной красотой, неповторимым ландшафтом. |
На экране появляется иллюстрация озера. | |
Классный руководитель | А что вы видите сейчас? |
Учащиеся | Озеро |
Классный руководитель | Вспомните название озера. Почему его так назвали? (ответы учащихся, их размышления) |
На экране появляется иллюстрация бульвара. | |
Классный руководитель | Справа располагается бульвар. В честь кого он назван? |
Учащиеся | В честь первого генерального директора "Надымгазпрома" Владислава Стрижова. |
На экране появляется иллюстрация дома культуры "Прометей". | |
Классный руководитель | Мы пролетаем над домом культуры "Прометей". На каких мероприятиях вы были в "Прометее"? |
На экране появляется иллюстрация развлекательного комплекса "Победа". | |
Классный руководитель | Посмотрите, что вы видите? |
Учащиеся | Развлекательный комплекс "Победа". |
Классный руководитель | Открытие "Победы" состоялось 9 мая 1975 года, отсюда и название кинотеатра. |
На экране появляется иллюстрация "Вечного огня". | |
Классный руководитель | А что вы сейчас видите? |
Учащиеся | "Вечный огонь". |
Классный руководитель | Не забыли надымчане о погибших в Великую Отечественную войну, соорудив скульптурный комплекс постоянно горящим факелом - "Вечным огнем" В любое время года можно видеть цветы, а в дни праздников проходят митинги горожан. В салоне нашего корабля участник ВОВ Шпиленко Владимир Иванович. |
Рассказ Владимира Ивановича о своем детстве, о войне. | |
Классный руководитель | Улицы города носят названия своих создателей и некоторых исторических личностей. Улица А. Зверева стала главной въездной магистралью города, а также улицей офисов: Мэрии, "Надымгазпрома", строительных организаций т. д. А кто знает, в честь кого названа улица Зверева? |
Учащиеся | Житель Надымского района, Герой Советского Союза. |
Классный руководитель | Вспомните и назовите улицы нашего города? В честь кого названа улица Рыжкова? |
Учащиеся | Электрика СМУ -60, погибшего при аварии на газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород, спасавшем жизнь товарищей по работе. |
Классный руководитель | Почему проспекту Ленинградский дали это название? |
Учащиеся | В честь ленинградских архитекторов, которые проектировали наш город. |
На экране появляется иллюстрация парка. | |
Классный руководитель | В центре города вы видите прекрасную лиственную рощу, которую сохранили для нас первые строители, а по проекту ее должны были вырубить. Первые жители отстояли рощу, заставив проектировщиков изменить проект. А люди, каких национальностей живут в нашем городе? (Ответы учащихся) |
На экране появляется иллюстрация коренных национальностей. | |
Классный руководитель | Кого вы видите? |
Классный руководитель | Совсем мало живет в городе коренного населения этого района. Как вы думаете почему? |
Учащиеся | Их традиционный уклад и занятие - оленеводство, заставляют вести кочевой образ жизни. |
Классный руководитель | О каком празднике идет речь в этом стихотворении? |
Счастливый случай
игра для учащихся 3 класса
Цель: углубить и обобщить знания учащихся о своей малой родине.
Задачи:
1. Формировать представления детей о родном городе.
2. Воспитывать умение видеть красоту родного города, формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному городу.
3. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме
Предметные умения:
- расширение знаний о малой родине;
- знание истории происхождения своего города, достопримечательностей города и края;
-умение ориентироваться по карте, находить свой город;
Планируемый результат
Личностные УУД:
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину;
-формирование учебной мотивации,
- формирование адекватной самооценки,
- необходимость приобретения новых знаний.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- проводить анализ учебного материала;
- извлекать информацию, представленную в разной форме;
- формулировать конечный результат
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- использовать знаково-символические записи
Участники: учащиеся3 класса.
Ожидаемый результат: возможность узнать как можно больше о родном крае.
Оформление: паспорт места жительства, веревка с петлей, длинная палка для конкурса «Темная лошадка».
Оборудование: на столах каждой команды находится комплексная карта Тюменской области (масштаб в 1 см 6 км), бумага, ручка, карточки с заданиями.
Форма: интеллектуальная игра
Условия игры: командам одновременно выдаются одинаковые задания (преимущественно на карточках), устанавливается время выполнения и максимальное количество баллов. По истечению времени команды сдают заполненные карточки-задания жюри или демонстрируют выполнение. За быстроту и оригинальность жюри может добавить 0.5-1 балл.
Содержание
Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые родители, гости и ребята! Мы с
вами на игре «Счастливый случай». Встретились мы с вами
для того, чтобы поговорить о нашем родном крае. Мы уже
немного узнали и давайте поделимся своими знаниями.
Главными действующими лицами будут две команды:
Полярная звезда, Северное сияние.
1 гейм: Разминка: паспорт места жительства
Паспорт записан на доске для двух команд.
Ведущий. - Заполнить анкету для паспорта места жительства нашей
школы:
Галактика-
Система (звездная)-
Планета-
Страна-
Область-
Район-
Город-
Ответы:
- Млечный путь; 2)Солнечная; 3) Земля; 4) Россия; 5) Тюменская; 6) Надымский; 7) Надым.
2 гейм: Картографический
Командам выдаются карточки с заданиями, на столах имеются карты Тюменской области.
1. Назовите округа Тюменской области
2. Назовите столицу Ямало-Ненецкого округа.
3. Какой остров говорит о своих размерах?
4. Что в переводе с ненецкого означает Ямал ?
5. Какое море омывает полуостров Ямал?
Ответы:
- Ханты- Мансийский национальный округ, Ямало-Ненецкий
национальный округ.
2. Салехард.
3. Ямал.
4. Край земли.
5. Карское море.
3 гейм: Географический
1.Где находится Надым?
2.Назови национальные поселки Надымского района.
3.Прежнее название города Салехарда?
4.Название какого города в переводе с хантыйского обозначает «семь
лиственниц»?
Ответы:
1.В Тюменской области, Ямало – Ненецкого автономного округа.
2. Ныда, Нори, Кутопьюган, Лонгьюган.
3. Обдорск.
4.Лабытнанги.
4 гейм: «Темная лошадка»
В роли «темной лошадки» выступает родитель. Он предлагает учащимся игру «Поймай оленя». Инструкция к игре: как можно точнее и быстрее накинуть верёвку с петлёй на палку (командное соревнование).
5 гейм: Культура и традиции народов Севера
1.Как называется меховая мужская верхняя одежда из оленьих шкур?
2.Как называется меховая женская одежда из оленьих шкур?
3.Как называется длинная веревка для ловли оленей?
4.Что такое нарты?
5.Когда на них ездят?
6.Кого запрягают в нарты?
7.Как называется шест длиной в три метра, которым погоняют оленей?
8.Что такое бубен?
9.Кто такой шаман?
Ответы:
1.Малица
2.Ягушка
3.Аркан
4.Северная повозка.
5.Ездят на нартах и зимой и летом.
6.Оленей
7.Хорей.
8.Музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей.
9.Колдун, знахарь.
5 гейм: Природа родного края
1. Как называется пахучий низкорослый кустарник?
2. Что такое ерник?
3. Как называется северная хищная птица?
4. Как местные жители называют крупную чайку?
5. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги?
6. Кровожадный хищник наших лесов.
7. Кто на своей голове лес носит?
8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега?
9. Какая ягода заменяет лимон?
10. Вкусная ягода, от которой рот синеет?
11. Неутомимый бродяга, вороватый зверь. В названии есть родство с
утренней росой
12. А этот зверек – великий умелец – добывать рыбу, мех у него
прочный и красивый, живет в реках.
13. Около носа вьется, а в руки не дается?
14. Ее осенние гроздья горят как огонь.
Ответы:
1. Багульник.
2. Низкорослый кустарник.
3. Канюк.
4. Халей.
5. Заяц.
6. Волк.
7. Олень
8. Клюкву, бруснику.
9. Клюква
10. Черника
11. Росомаха
12. Выдра
13. Комар.
14. Рябина.
Ведущий. - Ребята, сегодня вы много узнали и продемонстрировали уже
имеющиеся у вас знания о родном крае. Ребята, любите
родной край, берегите природу родного края, оберегайте
птиц и животных.
Жюри подводит итоги, определяет команду- победительницу. Каждой команде предлагается выбрать лучшего игрока и выигравшую команду жюри награждает призами, дипломами.
Литература:
1. Никонов С. П., Тарасенков Г.Н., Черезов И. В. География Тюменской
области. Свердловск, 1992
- Олимпиады и интеллектуальные игры: Внеклассная работа: М.: Издательство «Первое сентября», 2000
- Северные родники/ Автор – составитель Федорова Л.В., Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
- Ненецкая литература: Сборник. – М: Литературная Россия, 2003
приложение № 3
Экскурсии по родному краю
Спортивные мероприятия.
Защита исследовательских работ.
Акция «Рябиновая аллея памяти»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в современной начальной школе.
Данная работа затрагивает некоторые проблемы патриотического воспитания школьников в современном обществе на начальном этапе обучения, а также предлагает конспект занятия в 1-2ом классе по заданной те...
Нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях.
Данная работа содержит опыт и наработки по данной тематике....
Патриотического воспитания в современной начальной школе.
Содержание Введение……………………………………………………………………..Психолого-педагогические основы патриотического воспитания в современной начальной школе. Основные направления и задачи педагогиче...
"Любовь к родине начинается с семьи: Социально-педагогический проект как способ организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся в современном образовательном учреждении"
АННОТАЦИЯБудущее России, ее конкурентоспособность на мировом рынке, инновационное развитие промышленности и экономики зависят от тех, кто сегодня сидит за школьной партой. Одной из важнейших задач сов...
Система работы по патриотическому воспитанию
Система работы по патриотическому воспитанию...
Система работы по патриотическому воспитанию Т.В.Назаровой
Содержание презентацииСлайд №3 - эпиграф к работе.Слайд№4 – идея, цель, задачи.Слайд №5 – определение патриотизма.Слайд №6-7 -70 лет Победе.Слайд №8 –9 о Е.В.Камышеве.Слайд №10-11 ...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...