Внешние условия для комфортной социальной адаптации у обучающихся начальной школы.
статья (3 класс)

Марина Леонидовна Алфарес

Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внешние условия для комфортной социальной адаптации у обучающихся начальной школы.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности.
Понятие «социальной адаптации» рассматривается в работах Т.В. Азаровой, Н. Алешиной, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, М.А. Галагузовой, М.М. Кольцовой, В.С, Маркова, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, и др.

По М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.

По мнению Мудрика А.В., сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Ж. Пиаже, Р. Мертон дают определение социальной адаптации, как процессу и результату встречной активности субъекта и социальной среды.

Таким образом, социальная адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением. Мы считаем, что данное определение подчеркивает важность процесса взаимодействия субъектов социальной адаптации в условиях данной работы.

Необходимо отметить, что содержание   социальной адаптации как педагогического явления включает ряд взаимосвязанных компонентов:

- коммуникативный компонент- овладение языком и речью;

- познавательный компонент-освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;

- поведенческий компонент-усвоение культурных норм поведения и взаимоотношений между людьми;

- ценностный компонент- усвоение норм и ценностей общества.

Для анализа процесса успешной социальной адаптации рассмотрим средства социальной адаптации, предложенные ученым Мудриком А.В. Он отмечает некий набор универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. Это способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, и предметно-практической и духовно-практической деятельностях,  спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Следует постоянно помнить  о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-указательной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка. Добиться успехов в социальной адаптации поможет формирование у детей разнообразных форм самообслуживания труда. Для того чтобы научиться минимально разбираться в людях, ему нужно больше знакомых людей и больше контактов.

Отметим ещё раз, что социальное развитие ребенка осуществляется только в деятельности и общении с другими людьми, и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Таким образом, состояние ребёнка  напрямую зависит от состояния семьи, а  состояние семьи – от состояния общества. Семья является психическим агентом общества. Состояние же общества в настоящее время оставляет желать лучшего. Культурные и нравственные ценности активно вытесняются ценностями материальными, достаточно высок уровень агрессии, отчуждённости. А ведь вполне понятно, что любой ребенок должен расти в обстановке эмоционального благополучия и при высоком уровне понимания со стороны окружающих. Как сам ребенок, так и его семья привыкают к определенному уровню дискомфорта во взаимоотношениях и бессознательно поддерживают его. Создается жесткий семейный стереотип, в котором ребенку отведено определенное место. Факт наличия в семье больного ребенка является источником эмоциональных и психологических травм, и чем тяжелее случай, тем тяжелее переживаются эти травмы. Следствием является то, что к окончанию дошкольного возраста ребенка вся жизнь семьи уже в корне перестроена. При этом "обратная перестройка" способна вызвать массу проблем, поскольку, в свою очередь, очень травматична для семьи.

Как уже отмечалось ранее, одной из особенностей взаимодействия ребёнка с людьми является непонимание последним чувств, испытываемых партнёром при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются им не как живые и чувствующие субъекты, а скорее движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей. Попытки объяснить ребёнку ошибки взаимодействия при помощи речи редко достигают долговременного результата и часто приводят к возникновению отрицательных эмоций обеих взаимодействующих сторон. Намного более эффективным объяснением для ребёнка является непосредственное "отзеркаливание" неконструктивных действий, направленных на партнёра.

Поэтому одна из задач родителей детей и психологов, работающих с этими детьми, - научить их понимать психологию людей, распознавать эмоции, видеть мотивы поступков окружающих.  Более высокий уровень понимания людей уменьшает тревогу, сопровождающую ребенка при общении, делает его более адекватным в контактах. Повышение уровня понимания возможно в любом возрасте, важнее не возраст, а постоянное развитие навыка понимания. Развитие этого навыка понимания необходимо не только ребенку, но и тому, кто с ним взаимодействует. К сожалению, слишком часто родителями и профессионалами движет желание изменить ребенка, а не желание понять его. Реальный мир и обычные люди не ставят задачу понять ребенка, и маловероятно, что ему придется встретиться с этим пониманием, - в этом трагедия ребенка. Поэтому, хотя бы в микросоциальном окружении, ребенок может рассчитывать на больший уровень понимания, - это повысит уровень его душевного комфорта и сделает более доступным терапевтическому воздействию. Нежелание, а зачастую и неспособность ребенка выразить то, что он хочет, приводит к тому, что многие из взаимодействующих с ним людей рассматривают такого ребенка как существо, не имеющее иных потребностей, кроме витальных, и начинают управлять им, исходя из своих представлений о том, что хорошо, а что плохо для него.

Человек, общающийся с неговорящим ребенком, должен уметь понять (почувствовать) желание ребенка, сформулировать для себя и озвучить для него. Это возможно только при условии истинно партнерских отношений и безусловного уважения к личности ребенка.

Таким образом, социальная адаптация обучающихся напрямую зависит от особенностей семейного воспитания ребенка, отношения родителей к проблемам ребенка. Поэтому можно утверждать, что она будет успешно реализована только  при комплексном взаимодействии педагогов образовательного учреждения с родителями обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как основной стабилизирующий фактор социальной адаптации ребёнка обучающегося на дому (доклад)

Очень редко и скудно отражена работа по организации занятий с детьми, страдающими эпилептическими припадками. В связи с этим появилась необходимость поделиться своим опытом работы с мальчиком, по мног...

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"

Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...