Инновационный образовательный проект" Разработка инструкций по оцениванию достижений обучающихся начальной школы в условиях безотметочного обучения
проект (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Даются инструкции по оцениванию достижений в условиях безотметочного обучения  1-3класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РАЗРАБОТКА ИНСТРУКЦИЙ

ПО ОЦЕНИВАНИЮ

ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ»

       

Автор проекта:

Демьянова И.П. - учитель начальных классов (НОУ)гимназии "Школа бизнеса"

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Актуальность введения новой системы оценивания ...................................3

2.Цели, задачи, ожидаемые результаты и ресурсы реализации проекта........4

3.Этапы реализации проекта и возможные риски ............................................5

4. Оценивание достижений обучающихся начальной школы в условиях безотметочного обучения.....................................................................................6

5. Список используемой литературы.................................................................12

6. Приложение .....................................................................................................13

1. АКТУАЛЬНОСТЬ  ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ

СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

     Изменения, произошедшие  в содержании современного образования за

последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и

навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий -  влекут  за  собой  и изменение системы оценивания.

     Безотметочное обучение - это поиск нового подхода  к  оцениванию,

который  позволил  бы  преодолеть недостатки существующей "отметочной"

системы оценивания.

   

  Традиционная пятибалльная система оценивания:

     - не дает полноценной возможности для  формирования  у  учащегося

оценочной  самостоятельности  -  "краеугольного  камня" здания учебной

самостоятельности.  Указанная способность  признана  сегодня  ключевой

компетенцией,   определяющей  новое  качество  содержания  российского

образования (см.  Концепцию модернизации  российского  образования  на

период   до   2010   года,  утвержденную  распоряжением  Правительства

Российской Федерации от 29.12.2001  N  1756-р;  НГР:Р0102378  (п.  2).

Общепринятая  "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя.  Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий,  ни  сопоставления  его  внутренней  оценки  с  внешней  оценкой   (оценкой   учителя,   других

учеников);

     - затрудняет   индивидуализацию    обучения.    Учителю    трудно

зафиксировать  и  положительно  оценить  реальные  достижения  каждого

конкретного  ребенка  в  сравнении  с  предыдущими  результатами   его

обучения.  Фактически  учителю  приходится  лавировать между фиксацией

успешности результата ребенка,  сравнивая этот результат  с  некоторой

среднестатистической  нормой  ;

     - является малоинформативной.  В силу своей  формализованности  и

скрытости  критериев  по  отметке часто нельзя судить о действительном

уровне  знаний  и,  что  самое  главное,  нельзя   определить   вектор

дальнейших  усилий - что именно надо улучшить,  над чем поработать,  в

какой степени это вообще возможно для данного ребенка;

     - часто имеет травмирующий характер.  Полностью сосредоточенная в

руках  учителя,  "отметочная"  система  нередко  оказывается   орудием

манипуляции и психологического давления,  которое направлено,  с одной

стороны,  непосредственно на ребенка,  с другой стороны, на родителей.

Последние,  в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют

это средство для оказания давления на ребенка.  Все это приводит,  как

известно,  к  снижению  интереса  к  обучению,  росту психологического

дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к

ухудшению его физического здоровья.

     

     Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который

позволил бы устранить негативные моменты в обучении,  способствовал бы

гуманизации обучения,  индивидуализации учебного  процесса,  повышению

учебной  мотивации  и учебной самостоятельности в обучении.  С поиском

таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

     Было бы   преждевременно   говорить  о  том,  что  такая  система

оценивания разработана на уровне технологии.  Вместе с тем учеными уже

определены и сформулированы некоторые общие подходы к ее построению, в  педагогической   практике   нарабатываются   конкретные    формы    ее

организации.

2.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Тема: "Разработка инструкций по оцениваю достижений обучающихся начальной школы в условиях безотметочного обучения"

Проблема: как разработать новый подход к оцениванию достижений обучающихся начальной школы, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания?

Цель: нахождение нового подхода к оцениванию, позволяющего устранить негативные моменты в обучении, способствующего гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Задачи:

  • формировать представление о самооценке и самоконтроле;
  • создать условия для успешного формирования у учащихся оценочной самостоятельности;
  • формировать самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
  • развивать способности к рефлексии;
  • повышать учебно-познавательный интерес.

Ожидаемые результаты:

-Разработать инструкцию по оцениванию достижений обучающихся начальной школы в условиях безотметочного обучения;

-Разработать мониторинговые карты достижений обучающихся по предметам (литература, математика и русский язык);

-Разработать диагностические контрольные и тестовые работы по русскому языку и математике для 3 класса;

-Апробировать созданные документы.

Ресурсы: учителя начальных классов, владеющие технологией развивающего обучения, материально-техническая база гимназии, цифровые образовательные ресурсы, административный корпус гимназии.

3.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

1. Подготовительный этап (сбор материала, разработка критериев оценивания, разработка мониторинговых карт достижений, разработка диагностических контрольных и тестовых работ по русскому языку и математике для 3 класса) - сентябрь-октябрь 2011г.

2. Апробация созданных материалов и внедрение разработанногоматериала в других классах - ноябрь 2011г. - май 2012 г.

3.Подведение итогов - май 2012 г.

Возможные риски:

недостаточная материально- техническая база образовательного процесса, заполнение документации требует много времени.

4. ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Безотметочное обучение по системе Д.Б.ЭльконинаВ.В.Давыдова

На  протяжении  всех  этапов  развития  педагогической  науки  контроль  и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной организации разных аспектов контроля и оценки в нём зависит во многом успех в целом образования ребёнка.         

Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова опирается на безотметочное оценивание, чему способствуют и содержание, и формы организации всего учебного процесса на разных ступенях школьного обучения.

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе, которая отражает прежде всего качественный результат процесса обучения и определяется не только уровнем усвоения обучающимся знаний по предмету, но и уровнем его развития.

1.Особенностями системы оценки являются:
   - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);

- использование  планируемых  результатов  освоения  ООП  в  качестве критериальной  и  содержательной  базы  оценки;
  - оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности  к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
 - оценка динамики образовательных достижений учащихся;
 - сочетание   внешней  и   внутренней   оценки  как  механизма    обеспечения  качества  образования;

- уровневый  подход  к  разработке   планируемых  результатов, инструментария  их оценки  и представления;

   - использование накопительной системы оценивания (портфель достижений  учащегося), характеризующей  динамику  индивидуальных  образовательных   достижений;

  -  использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких форм и методов оценки как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.

   

2. Принципы и виды контроля

 

Основными принципами безотметочного обучения являются:

а) критериальность

Содержательный контроль и оценка результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся, строятся на критериальной основе, причем критерии не должны задаваться учителем в готовом виде, а вырабатываются им совместно с учащимися. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

б) приоритет самооценки

 В учебном процессе наряду и использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность обучающихся  самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания способности к адекватной самооценке применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

в) гибкость и вариативность

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие способов его применения при анализе индивидуальных и коллективных результатов учебной деятельности.

При осуществлении контроля и оценки образовательной деятельности учащихся важен как качественный, так и количественный аспект.

Качественная составляющая оценки обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.

Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений результатов обучения, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты  с нормативными критериями.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

г) естественность процесса контроля и оценки 

Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих  напряжение и исключающих стрессовые ситуации.

 

 Основными видами контроля в системе развивающего обучения являются:

– стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся на определенный момент времени, например, начало учебного года;

– прогностический контроль, т.е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

– пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом, а при отсутствии образца – путем проверки полученного результата на соответствие «здравому смыслу»;

– рефлексивный контроль – контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

– итоговый контроль, на основе которого определяется уровень  сформированности знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников.

 Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

     Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю  самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

3. Контроль и оценка развития  учащихся в системе развивающего обучения

    Основными показателями развития учащихся  являются:

– сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности;

– учебно-познавательный интерес;

– основы умения учить себя самостоятельно;

– способности к рефлексии как основе теоретического мышления;

– самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

– способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;

– сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;

– способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.

 

Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной  динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

 Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе стартовых и итоговых проверочных работ, проводимых соответственно в начале и в конце каждого учебного года.

  4. Контроль и оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения

  Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком  и не допускают сравнения его с другими детьми.

           Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

– стартовые и итоговые проверочные работы;

– тестовые диагностические работы;

– текущие проверочные работы;

– «портфель» ученика;

– публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. 

          Одной из форм отслеживания результативности продвижения учащегося в нравственном развитии, сформированности его мотивации к обучению, уровня его воспитанности остаются методы наблюдения, анкетирование обучающихся, их родителей (законных представителей).

  Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, наметить зону ближайшего развития, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

          Результаты стартовой работы фиксируются учителем в  оценочных листах обучающихся.  

 Тестовая диагностическая работа включает в себя задания, направленные на проверку усвоения учащимся пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются учителем в оценочных листах (по каждой конкретной операции).

         

         Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей темы на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в оценочные листы по теме.

 

Самостоятельная работа  учащихся проводится  для решения двух задач: а) коррекции недостатков в знаниях и умениях учащихся (если у школьников обнаружены проблемы и трудности в освоении учебного материала); б) углубления и расширения знаний и умений учащихся по теме (по желанию учащихся). Материал для самостоятельной работы представлен в дидактической копилке начальной школы.

 Итоговая проверочная (контрольная) работа включает задания по всем основным темам учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, общих умений и способов деятельности, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов.

 «Портфель ученика»  представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей), предназначенных для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей коррекции процесса обучения.

 

Предъявление (демонстрация) достижений ученика за год. Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и предмету, перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

 По всем видам работ определяется:

а) уровень освоения отдельных проверяемых  умений (операций);

б) процент выполнения работы в целом.

5. Оценивание  достижений обучающихся начальной школы в условиях безотметочного обучения»

        Безотметочное обучение в гимназии вводится в 1-3-х  классах и направлено на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

               Особенность  процедуры  оценивания  при   безотметочном   обучении состоит   в   том,   что   самооценка   ученика   должна   предшествовать учительской  оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения.  

             Для  оценивания  и  самооценивания выбираются только такие задания,  где существует объективный однозначный  критерий  оценивания (например,  количество  звуков  в  слове),  и  не  выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например,  красота написания  буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны  и  должны быть предметом договора между учителем и учениками.

            Самооценка ученика должна дифференцироваться,  т.е.  складываться из оценок своей работы  по  целому  ряду  критериев.  В  таком  случае ребенок  будет  учиться  видеть  свою  работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

           Содержательное   самооценивание    неотрывно   от   умения  себя

контролировать.  В  обучении  должны  использоваться  особые  задания,

обучающие  ребенка  сличать  свои  действия  с  образцом.

          Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

       

          Право ребенка на сомнение и незнание должно быть  оформлено  не  только устно.  Вводятся знаки сомнения (например,  знак   вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий,  специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.  

   Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю  самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

        Оценивание уровня усвоения обучающимся программы  по учебным предметам в условиях безотметочного обучения и введения ФГОС НОО осуществляется на основе инструкции для учителя 1-3 классов  гимназии   (См. ПРИЛОЖЕНИЕ ). 

       

        Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

 

 Результативность обучения осуществляется в мониторинговых картах индивидуальных достижений обучающихся по предметам для каждого вида работ. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ)

         При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки, (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик) соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители:

Качество освоения предмета

Отметка в 5-балльной системе

85% – 100%

                   65% –  84%

                   40% –  64%

меньше 40%

«5»

«4»

«3»

«2»

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, НГР:Р0102378(п.2).

      2. Ульянова Л.Г. Безотметочное обучение в начальной школе. - Завуч начальной школы №3,2007.

      3. Контроль и оценивание в учебной деятельности, материал для слушателей курсовой подготовки учителей начальной школы. - Москва, 2003г.

      4.Цукерман Г.А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку.

      5. Тайкин В.А. Аргументы против отметок. Безотметочное обучение.

      6. А.Б. Воронцов. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - Москва, 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Инструкции по оцениванию достижений обучающихся начальной школы в

условиях безотметочного обучения в

1 -3 классах

РУССКИЙ ЯЗЫК.

1.  ТЕСТОВЫЕ  РАБОТЫ.

( Тестовые работы проводятся в конце каждой четверти. Стартовая тестовая работа проводится в начале сентября)

Самый  высокий уровень -   85-100%

Высокий уровень              -   70-84%

Средний уровень              -  50-69%

Низкий уровень                 - менее 50%

2.ДИКТАНТ.

(Для диктантов (списывания) целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, носить воспитательный, познавательный характер. Для 1 класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. )

Уровни

Критерии оценивания диктанта

Самый высокий

Нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, чётко.

 Допускаются  единичные случаи отступления от норм  каллиграфии, а также одно исправление  (вставка  пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т.п.)

Высокий

1-2 орфографических  ошибки и 1 пунктуационная.

Допускается  1исправление любого  характера.

Средний

3-5 ошибок. Работа выполнена небрежно.

Допускается  1 исправление  любого характера.

Низкий

более 5 ошибок. Работа выполнена небрежно.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ  К  ДИКТАНТУ.

СВ. уровень- всё верно

В. уровень- не менее 3/4 верно

Ср. уровень- не менее 1/2 верно

Н.уровень-не выполнено больше половины.

3. СПИСЫВАНИЕ.

Уровни

Критерии оценивания списывания

2 класс

3 класс

Самый высокий

нет  ошибок

нет  ошибок

Высокий

1-2 ошибки и 1исправление

1 ошибки  и

1 исправление

Средний

3 ошибки и 1 исправление

2ошибки  и 1 исправление

Низкий

4 ошибки  и более

3 ошибки  и более

5. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

Объём диктанта:  1класс- от 7 до 8слов,

                                 2класс- от 8 до 10 слов,

                                 3 класс- от 10 до 12 слов,

                                 4 класс- от 12 до 15 слов.

Уровни

Критерии оценивания словарного диктанта

Самый высокий

нет  ошибок

Высокий

1 ошибка

Средний

2-3 ошибки и 1 исправление

Низкий

4 ошибки и более

4. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Уровни

Критерии оценивания изложения

Содержание текста

Грамотность текста

Самый высокий

Правильное,  последовательное изложение текста автора. Отсутствие недочётов в  употреблении слов, в построении предложений и         

словосочетаний

Отсутствие орфографических ошибок. Допускается 1-2 исправления.

Высокий

Достаточно правильно и полно передан авторский текст, но

незначительно нарушена последовательность изложения мысли, есть единичные ( 1-2 фактические и речевые неточности)

1-2 орфографические ошибки  и

 1-2 исправления.

Средний

Есть некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мысли, ошибки в  построении 2-3 предложений.

Допущены 3-6 орфографических ошибок  и 1-2 исправления.

Низкий

Имеются значительные отступления от авторского текста (пропуск важных эпизодов, главной части и др.); нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь  между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Примечание:

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, низкий уровень  выставляется только за контрольные изложения!

Допущены 7 и более орфографических ошибок, наблюдается 3 и более исправлений.

МАТЕМАТИКА.

1. ТЕСТОВЫЕ  РАБОТЫ.

( Тестовые работы проводятся в конце каждой четверти)

Самый  высокий уровень -   85-100%

Высокий уровень              -   70-84%

Средний уровень              -  50-69%

Низкий уровень                 - менее 50%

ЗАЧЁТ  ПО  УСТНЫМ  ВЫЧИСЛЕНИЯМ.

(Зачёт по устным вычислениям входит в каждую тестовую работу и состоит из 50-60 примеров )

СВ. уровень- 0-1  ошибки

В. уровень-   2-5   ошибок         

Ср. уровень- 6-10 ошибок

Н. уровень – более 10 ошибок

2.МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

(Математический  диктант  состоит из 10 заданий.)

Уровни

Критерии оценивания математического диктанта

Самый высокий

нет  ошибок

Высокий

1 ошибка

Средний

2-3 ошибки

Низкий

4 ошибки и более

3.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

  1. Контрольная работа - комбинированная, состоит из двух  задач, примеров и заданий  других видов.

Уровни

Критерии оценивания контрольной работы

Самый высокий

нет  ошибок

Высокий

- если допущены ошибки в построении схемы;

- или  допущены ошибки в построении схемы и 1-2 вычислительные ошибки;

-или  нет ошибок в ходе решения задач, но допущены  1-2  вычислительные ошибки;

- или  допущена ошибка в ходе решения 1 задачи, при правильном  выполнении всех остальных  заданий.  

 

Средний

- если допущены ошибки в ходе решения  1 задачи и в способе решения уравнения;

-или допущена ошибка в ходе решения  1 задачи  и 1-3 вычислительные  ошибки;

- или  допущены ошибки в ходе решения  2 задач;

- или допущены 3-5 вычислительных  ошибок  при отсутствии ошибок  в ходе решения задач.

Низкий

- если допущены ошибки в ходе решения  1 задачи,  в способе решения уравнения и есть хоть 1 вычислительная ошибка;

- или допущены ошибки в ходе  решения  1 задачи, а  так же  есть  4 и более  вычислительные  ошибки;

- или допущено при решении задач и примеров  6 и более  вычислительных  ошибок.

или

Уровни

Критерии оценивания контрольной работы

Ошибки в задаче

Ошибки в способе решения уравнения

Вычислительные ошибки

Самый высокий

нет  ошибок

нет  ошибок

нет  ошибок

Высокий

1)если допущены ошибки в построении схемы

нет  ошибок

нет  ошибок

2)если допущены ошибки в построении схемы

нет  ошибок

1 - 2  вычислительные ошибки

3)нет  ошибок

нет  ошибок

1 - 2  вычислительные ошибки

4)допущена ошибка в ходе решения  1 задачи

нет  ошибок

нет  ошибок

Средний

1)если допущена ошибка в ходе решения  1 задачи

в способе решения уравнения

нет  ошибок

2) допущена ошибка в ходе решения  1 задачи  

нет  ошибок

1-3  вычислительные  ошибки

3) допущена ошибка в ходе решения  2 задач

нет  ошибок

нет  ошибок

4)нет  ошибок

нет  ошибок

3 - 5 вычислительных  ошибок

Низкий

1)если допущены ошибки в ходе решения  1 задачи

в способе решения уравнения

1 и более вычислительные ошибки.

2)если допущены ошибки в ходе  решения  1 задачи  

нет  ошибок

4 и более  вычислительные ошибки.

нет  ошибок

нет  ошибок

если допущено при решении задач и примеров   6 и более  вычислительных  ошибок.

  1. Контрольная работа, содержащая только задачи.

(Контрольная работа состоит из 5 задач)

Уровни

Критерии оценивания контрольной работы

Самый высокий

нет  ошибок

Высокий

- если допущены 1-2 ошибки в построении схемы;

-или нет ошибок в ходе решения задач, но допущены  1-2  вычислительные ошибки;

- или нет ошибок в ходе решения задач, но допущены  1-2  вычислительные ошибки и 1-2 ошибки в построении схемы;

- или  допущена ошибка в ходе решения 1 задачи, при отсутствии вычислительных ошибок;

Средний

- если допущена ошибка в ходе решения  1  задачи  и  

1-4  вычислительных  ошибки;

 

- или допущены ошибки в ходе решения  2 задач, при   отсутствии вычислительных ошибок;

- или  допущены ошибки в ходе решения  2  задач  и

 1-2 вычислительные  ошибки .

- или допущены 3-5 вычислительных  ошибок  при отсутствии ошибок  в ходе решения задач;

Низкий

- если допущены ошибки в ходе решения  2  задач, а так же есть 3 и более  вычислительные ошибки .

 - или  допущены ошибки в ходе решения 3 и более  задач, при отсутствии вычислительных ошибок;

- или допущено при решении задач  более 6 вычислительных  ошибок.

или

Уровни

Критерии оценивания контрольной работы

Ошибки в задаче

Вычислительные ошибки

Самый высокий

нет  ошибок

нет  ошибок

Высокий

1)если допущены 1-2 ошибки в построении схемы

нет  ошибок

2) нет  ошибок

1 - 2  вычислительные ошибки

3) если допущены 1-2 ошибки в построении схемы

1 - 2  вычислительные ошибки

4)допущена ошибка в ходе решения  1 задачи

нет  ошибок

Средний

1)если допущена ошибка в ходе решения  1 задачи

1-4  вычислительные  ошибки

2) допущены ошибки в ходе решения   2  задач

нет  ошибок

3) допущены ошибки в ходе решения  2 задач  

1-2  вычислительные  ошибки

4)нет  ошибок

3 - 5 вычислительных  ошибок

Низкий

1)если допущены ошибки в ходе решения  2 задач

3 и более вычислительные ошибки.

2)если допущены ошибки в ходе  решения 3 и более задач  

нет  ошибок

3)нет  ошибок

если допущено при решении задач и примеров   6 и более  вычислительных  ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

Уровни

Критерии оценивания читательских умений

Самый высокий

    -    понимание содержания прочитанного;

    -    умение правильно ответить на вопросы учителя

 пересказать  содержание;

    -    самостоятельно определяет жанры литературы;

    - чтение правильное, плавное; темп чтения по норме;

    -    отчётливое произношение звуков, слов; не

допускается искажение, замена, перестановка   букв, слогов в словах;

    -    правильная постановка ударения; соблюдение

интонации;

    -    твёрдое знание текста стихотворения, его

выразительное чтение;

    -    тема сочинения раскрыта;

    -  в сочинении используются средства литературной выразительности.

Высокий

    -    понимание содержания прочитанного;  

    -    умение ответить на вопросы учителя, пересказать содержание,  при  некоторых речевых неточностях, исправленных самим  учеником;

     -   самостоятельно определяет жанры литературы, допускаются  единичные  ошибки;

     -   чтение правильное, плавное; темп чтения чуть ниже  нормы;  1-2 ошибки  при чтении;

      -   отчётливое произношение звуков, слов; не допускается искажение, замена, перестановка  букв, слогов в словах;

      -   правильная постановка ударения; соблюдение  интонации;

      -   знание текста стихотворения, его выразительное чтение с  единичными ошибками;

      -   тема сочинения раскрыта;

      -   речь в сочинении с частичным использованием средств  литературной  выразительности.

Средний

      -  воспроизведение содержания только с помощью вопросов  учителя;

       - пересказ с нарушением последовательности, речевыми ошибками, исправленными с помощью учителя;

       - определяет  жанры литературы с помощью учителя;

       - темп чтения ниже нормы; допускается при чтении 3-5 ошибок;

       -   не соблюдение логических пауз;  

       - знание текста стихотворения, его неточное воспроизведение;

       -   тема сочинения раскрыта неполностью;

       - речь в сочинении без использования средств литературной   выразительности.

     

Низкий

       -    не понимание содержания прочитанного;

       -    не умеет отвечать на вопросы учителя;

       -    отсутствие пересказа;

       -    не умеет определять жанры литературы;

       -  темп чтения очень низкий, огромное количество ошибок ;

       -   искажение, замена, перестановка букв, слогов в словах,

       -  неправильная постановка ударения; отсутствие  интонации;

       -   нарушение при чтении наизусть последовательности и полноты  стихотворения;

       -   тема сочинения  не раскрыта;

       -   в сочинении не использованы  средства  литературной  выразительности.

          Предлагаются следующие примерные требования норм  техники чтения  по каждому классу, они носят рекомендательный характер и нужны для ориентира учителя.

           Ни для кого не секрет, что быстрое чтение – это не обязательно правильное, выразительное, осознанное чтение. Да и добиваясь высокой скорости чтения, невозможно отследить, как изменяется способ чтения, как  изменяется период безошибочного чтения, какого рода проблемы возникают в понимании текста. Более того, искусственно форсируя скорость чтения как один из показателей умения читать, мы не даём ребёнку «прожить» в том или ином способе чтения столько времени, сколько ему может понадобиться. Сегодня общепризнанным является тот факт, что дети отличаются не только антропометрическими данными друг от друга, но и темпом обучения.

         

Класс

Полу-годие

Входной контроль

Рекомендательная норма

Способ чтения

1 класс

1

     -----

25слов

Слог

2

40 слов

Слог + слово

2 класс

1

40 слов

50 слов

Слово

2

65 слов

Слово + словосочетание

3 класс

1

65 слов

70 слов

Словосочетание

2

75 слов

Словосочетание

+смысловой отрезок фразы

4 класс

1

75 слов

80 слов

Смысловой отрезок фразы

2

90-100 слов

Фраза

         Важен подбор текстов, предлагаемых учащимся во время проверки техники чтения. Все тексты различны по сложности структуры слов, предложений, объёму, жанрам.

         

Результативность обучения осуществляется в мониторинговых картах индивидуальных достижений обучающихся по предметам для каждого вида работ.

Например:

             

                  КАРТА  ДОСТИЖЕНИЙ     ОБУЧАЮЩИХСЯ    ПО  ПРЕДМЕТУ  «МАТЕМАТИКА»    3 «А»  КЛАССА  

                  4.10.11.     КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА   №1            ПО  ТЕМЕ: «      …  »

№п/п

                                            № ученика        

                                                                                     

1

2

3

4

5

             

9.

Ф.И. ученика

1

= > <  по  признакам

1.Алавидзе  Лия

2

Части и целое

схема

2.Антия   Ангел.

формула

3.Барышникова

3

«+» с  пер. через 10

4.

4

«-»  с  пер через 10

5.

5

 «+»  в пределах 100

6.

6

«-»  в  пределах 100

1

7.

7

 «+» мног числа

8.

8

 «-» мног числа

9.

9

«х» табл

10.

10

«:» табл

11

 «х» внетабл

12

 «:» внетабл

2

13

«х» мног на одн.

14

«:»  мног на одн.

15

«х» мног на мног

16

 «:» мног на мног

17

порядок  действий

18

«х» на 10, 100, 1000 и т. п

19

«:»  на 10, 100, 1000 и т. п

20

Табл. умножение  круглых чисел

21

Табл. деление  круглых чисел

22

Свойства умножения

23

Именованные  числа

24

Уравнения

схема

А + х = с,А - х = с

А х Х = с, А: х =с  

сложное

25

задачи  простые

схема

ход  решения

26

задачи  сложные

схема

ход  решения

27

Задача на на-хождение  P,S

формула

ход  решения

28

Геометрич.  фигуры построение

29

      Другие  ошибки

СООТВЕТСТВУЕТ      УРОВНЮ

Карты достижений в 1-3 классе разные по наполняемости. В картах достижений класса по математике или русскому языку в таблицу выставляется количество ошибок по данному виду. Эти ошибки фиксируются и  в индивидуальных картах достижений каждого ученика. Такой способ фиксации результатов даёт возможность учителю  и родителям ученика иметь представление о состоянии каждого критерия, позволяет увидеть продвижение ученика на протяжении года и от класса к классу.

          2011 \2012    КАРТА  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ   ДОСТИЖЕНИЙ  В  КОНТРОЛЬНЫХ   РАБОТАХ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  

            УЧЕНИКА (-ЦЫ)        3»А»     КЛАССА        АЛАВИДЗЕ   ЛИИ

 №п/п                                                                                                    

                                              Дата проведения работы

4.10

12.11

23.12

Адм.

29.01

1

= > <  по  признакам

2

Части и целое

схема

формула

3

«+» с  пер. через 10

4

«-»  с  пер через 10

5

 «+»  в пределах 100

6

«-»  в  пределах 100

1

7

 «+» мног числа

8

 «-» мног числа

9

«х» табл

10

«:» табл

11

 «х» внетабл

12

 «:» внетабл

2

1

1

13

«х» мног на одн.

14

«:»  мног на одн.

15

«х» мног на мног

16

 «:» мног на мног

1

17

порядок  действий

18

«х» на 10, 100, 1000 и т. п

19

«:»  на 10, 100, 1000 и т. п

20

Табл. умножение  круглых чисел

21

Табл. деление  круглых чисел

22

Свойства умножения

23

Именованные  числа

24

Уравнения

схема

А + х = с,А - х = с

А х Х = с, А: х =с  

сложное

25

задачи  простые

схема

ход  решения

26

задачи  сложные

схема

ход  решения

27

Задача на на-хождение  P,S

формула

ход  решения

28

Геометрич.  фигуры построение

29

      Другие  ошибки

СООТВЕТСТВУЕТ      УРОВНЮ

                   

       

  2009 \2010                 Карта достижений в контрольных по   русскому языку   1 А  класса

№п/п

                        № ученика        

                                                                                   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Список   уч-ся

1

I. Орфограммы, несвязанные с обозначением звуков буквами:

пропуск, замена

1

Алавидзе Лия

2

границы предложения

2

Антия Ангелина

3

перенос

3

Барышникова Ал

4

большая буква

4

Беляйкин Алекс

5

интервалы между словами. предлоги

5

Бородин Захар

6

НЕ  с глаголами

6

Гюльбангян Кар

7

предлоги с местоимениями

7

Демирова Лаура

8

знаки  препинания

8

Донсков Сергей

9

однородные члены

9

10

2. Орфограммы сильных позиций

буквы а,е,и,у после шипящих

10

11

буквы о,ё после шипящих

11

12

орфограммы чн, чк

12

13

Буквы и,ы после ц

13

14

ь –как показатель мягкости

14

15

b после шипящих на конце слова

15

16

разделительные ь и ъ знаки

16

17

удвоенные согласные буквы

17

18

3. Орфограммы слабых позиций

Гласные в корне

18

19

согласные, парные по звон кости-глухости

19

20

согласные, парные по мягкости-твёрдости

20

21

непроизносимые согласные

21

22

-тся, ться

22

23

приставка

23

24

суффикс

25

словарные слова

26

корни с чередованием

27

родовые окончания имен прилагательных

28

падежные окончания имен существительных

29

падежные окончания имен прилагательных

30

родовые окончания  глаголов

31

личные окончания глаголов

32

другие ошибки

СООТВЕТСТВУЕТ УРОВНЮ

          Одним из важнейших умений, способствующих успешному освоению предметного содержания в различных образовательных областях, является умение читать. Работа над формированием читательского умения ведётся кропотливо, в течение длительного времени. И чтобы затраченные усилия не пропали впустую, необходимо очень чётко выстроить систему не только по формированию и совершенствованию читательских умений, но и систему контроля и оценивания полученных результатов.

       

          Работая в условиях безотметочного обучения, наша задача в том, чтобы сформировать у учащихся «…рефлексивную самооценку – знание о собственном знании и незнании» ( в нашем случае – умение и неумение), «о собственных возможностях и ограничениях» (по Цукерман Г.А. «Оценка без отметки»). «Основой  рефлексивной самооценки …являются две способности:

  1. способность видеть себя со стороны;
  2. способность анализировать собственные действия».

          На  мой взгляд, предлагаемая мной технология оценивания читательских умений способствует формированию рефлексивной самооценки.

        Была   разработана инструкция оценивания, на основании которой производится оценивание учащихся , а так же карты достижений класса и каждого ученика. Карты достижений в 1-3 классе разные по наполняемости.  (См. ПРИЛОЖЕНИЕ)

 

          Примерные требования норм техники чтения по каждому классу носят рекомендательный  характер  и  нужны  для  ориентира  учителя.

           Ни для кого не секрет, что быстрое чтение – это не обязательно правильное, выразительное, осознанное чтение. Да и добиваясь высокой скорости чтения, невозможно отследить, как изменяется способ чтения, как  изменяется период безошибочного чтения, какого рода проблемы возникают в понимании текста. Более того, искусственно форсируя скорость чтения как один из показателей умения читать, мы не даём ребёнку «прожить» в том или ином способе чтения столько времени, сколько ему может понадобиться. Сегодня общепризнанным является тот факт, что дети отличаются не только антропометрическими данными друг от друга, но и темпом обучения.

         

             Исходя  из всего этого, были выделены следующие критерии, по которым ведётся проверка:

  • понимание
  • правильность (безошибочность)
  • способ чтения( в 1классе и  во 2 классе, I полугодие  )
  • разучивание стихов
  • умение писать сочинения (во 2 классе, II полугодие   и  в 3 классе)

            При  формировании читательского умения ценность этих составляющих равнозначна. Поэтому таблица, в которой фиксируются результаты контроля техники чтения, выглядит  так:

КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1 «А»  КЛАСC    20___/20____уч.г.

Ф. И.

Понимание

Правильность чтения

Способ чтения

Разучивание стихов

2

ПОЛУГОДИЕ

Уровень

ГОД

Понимание содержан

Ответы на вопросы

Пересказ

Качество чтения

Пропуск, замена, искажение

Повторы слов  и слогов

Постановка ударения

Соблюдение  интонации, логические паузы

По слогам

По слогам  и  целыми словами

Целыми словами

Знание текста

Вырази-тельность

+ /-

Уро

вень

Ур

Ур

+ /-

+ /-

+ /-

+ /-

+ /-

+ /-

+ /-

Ур

+ /-

Уровень

1

Алавидзе Лия

2

Антия Ангелина

3

Барышникова Ал.

4

Беляйкин Алекс.

5

Бородин Захар

6

Гюльбангян Кар.

7

Демирова Лаура

8

Донсков Сергей

9

Завгородняя Ел.

10

Игнатова Алиса

11

Калустова Диана

12

Костина Мария

13

Кузнецов Владим.

14

Мнацаканян Вал .

15

Мнацаканян Пав.

16

Мурская Анастас.

17

Патрыжный Ант.

18

Пипия Пантелей

19

Покровский Альб

20

Сайтариди София

21

Харламова Арина

22

Чурбанова Анаст.

23

Эгнатосян Давид

ОБУЧЕННОСТЬ

КАЧЕСТВО

КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»  2 «А» КЛАССА     20__/20__ уч.г.

Ф. И.

Понимание

Правильность чтения

Разучивание стихов

Умение писать сочине-ния

1 ЧЕТВЕРТЬ

Уровень

Понимание содержан

Ответы на вопросы

Пересказ

Определе-ние жанров

Качество чтения

Пропуск, замена, искажение

Повторы слов  и слогов

Постановка ударения

Соблюдение  интонации, логические паузы

Знание текста

Вырази-тельность

+ /-

Ур

Ур

Ур

Ур

+ /-

+ /-

+ /-

+ /-

Ур

+ /-

Ур

Уровень

1

Алавидзе Лия

2

Антия Ангелина

3

Барышникова Ал.

4

Беляйкин Алекс.

5

Бородин Захар

6

Гюльбангян Кар.

7

Демирова Лаура

8

Донсков Сергей

9

Завгородняя Ел.

10

Игнатова Алиса

11

Калустова Диана

12

Костина Мария

13

Кузнецов Владим.

14

Мнацаканян Вал .

15

Мнацаканян Пав.

16

Мурская Анастас.

17

Патрыжный Ант.

18

Пипия Пантелей

19

Покровский Альб

20

Сайтариди София

21

Харламова Арина

22

Чурбанова Анаст.

23

Эгнатосян Давид

ОБУЧЕННОСТЬ

КАЧЕСТВО

СОЧИ-2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача  современной школы – ...

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно приним...

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостояте...

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

В соответствии  с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача современной школы - "формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятел...

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

Выступление на школьном методсовете. Изложен материал о системе оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организации....

Система оценивания достижений обучающихся начальной школы и её организация

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов задача  современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного само...

Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Оценка и отметка. Формы оценки.Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по предметам....