Развитие творческих способностей младших школьников в группе продлённого дня
статья (2 класс)
В статье приведены примеры форм работы с младшими школьниками в группе продлённого дня по развитию творческих способностей (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_v_gpd.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Способность творить заложена в ребенке с раннего детства и поэтому ее нужно уметь раскрыть. Только творческий человек может найти выход из необычной, неординарной ситуации.
В процессе творческой деятельности создается что- то новое. Поэтому на занятиях необходимо пробудить творческое начало в каждом ребенке, помочь понять и найти себя, чтобы жизнь в группе продленного дня стала радостной и насыщенной.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность. Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.
Продленный день является неизмеримым потенциалом воспитательного воздействия при максимальном использовании всех режимных моментов.
Целью работы по развитию творческих способностей младших школьников в группе продленного дня является: формирование творческой личности каждого обучающегося, развитие эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира.
Чтобы достигнуть цели ставятся следующие задачи:
- Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
- Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
- Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура, литература, театр.
- Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
Для эффективного развития творческих способностей в группе продлённого дня необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы.
В работе используются различные формы и методы работы: групповая . индивидуальная, работа в парах и со всей группой.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Важно обогатить мир ребенка яркими впечатлениями, новыми знаниями, полученными через разнообразную деятельность, помочь получить свой собственный опыт.
Ведущая идея педагогической деятельности - создание условий для формирования творческой, активной личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника.
ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Задача воспитателя ГПД заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Занятия в ГПД способствуют также формированию системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Доброжелательная обстановка, внимательное отношение, помощь друг другу, взаимовыручка – необходимые условия для личностного развития учащегося, учебной, досуговой, оздоровительной деятельности, которые создаются группе продленного дня для младших классов.
Творческие способности – это, прежде всего: гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую. Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения. Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое. Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться. Тяга к экспериментированию, созиданию нового.
Оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности, что ярко прослеживается в условиях группы продлённого дня. Часы свободные от учебных занятий заполняются интересными делами, дающими выход творческой энергии детей, развивающими их креативные и познавательные способности, расширяющими кругозор и умение общаться.
Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения младшими школьниками различных кружков и секций. Что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается. Конечно же, работа должна вестись планомерно и целенаправленно.
В работе используются различные формы и методы работы: групповая . индивидуальная, работа в парах и со всей группой.
Участие младших школьников в различных видах деятельности способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, коммуникативность, стремление к успеху .
Художественно – речевая деятельность в группе продленного дня разнообразна. Значительное место в художественно- речевой деятельности занимают такие ее виды, как выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ.
Большое внимание воспитатель должен уделять и технике речи: четкой дикции и умению управлять своим голосом.
Художественно - речевая деятельность тесно переплетена с театрально игровой, в процессе которой, дети драматизируют небольшие художественные произведения, инсценируют сказки.
Большое внимание уделяется изобразительной деятельности, к которой относятся занятия изобразительным искусством, конструирование, лепка, аппликация и оригами.
Занятия изобразительным искусством. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира. Чем больше у детей младшего школьного возраста развито восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче и выразительнее их рисунки.
Лепка из различных материалов: пластилина, теста, позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. Ребенок должен уметь отражать характер образов и динамику действий, пропорциональные соотношения фигур и умение их соединять.
Лепка расширяет кругозор детей, способствует восприятию художественного вкуса детей, умению наблюдать, ведь герои, которых они делают рядом с нами, оживают, живут, ходят по улице.
Аппликация – самый распространенный и доступный вид занятий. Для нее используют бумагу, салфетки, кожу, мех, солому. Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. При выполнении аппликаций у детей развивается память, мышлении, воображение, фантазия.
Занятия оригами вызывают у детей много положительных эмоций, из фигурок которых они создают целый фантастический мир.
Оригами развивает мелкую моторику рук, воспитывает наблюдательность, самостоятельность и аккуратность.
Детские праздники, проведенные в группе продленного дня, дают возможность проявить себя и свои способности, а воспитателю лучше узнать каждого ребенка.
Каждый праздник - это яркое событие в жизни детей, которое запоминается надолго. Дети любят праздники потому, что они вызывают бурю положительных эмоций и переживаний. И не только праздники, но и сама подготовка к ним - это большое и важное коллективное дело, требующее фантазии, творчества, выдумки и инициативы.
Воспитатели ГПД имеют очень широкие возможности (это прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки) для создания условий, необходимых для организации в начальной школе систематической работы по развитию творческих способностей. Такие условия трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Следовательно, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня
Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....
Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня
Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....
"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю
Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги для развития интеллектуально-творческих способностей детей...
Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня.
Мой опыт работы....
Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»
Статья«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУГБОУ СОШ №147Воспитатель ГПД: Пунько Алена Александровн...
Статья "Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня"
Основные условия для формирования творческих способностей младших школьников в группе продленного дня. Игровая деятельность, как основная часть развития творчества у младших школьников. Формы пр...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
laquo;Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов).Способность творить заложена в ребенке с раннего детства и поэтому ее нужно умет...