Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня
статья на тему

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под творческими способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию  новых и оригинальных продуктов,имеющих общественное значение.

Творчество-это предугадывание результата,правильного поставленного опыта,создание усилием мысли рабочей гипотезы , близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: больших и маленьких, простых и сложных.И каждое дело –задача,более или менее трудная.

При решении этих задач происходит  акт творчества, находится новый путь их решений и создаётся нечто новое.Вот здесь-то и требуются особые качества ума,такие,как наблюдательность,умение сопоставлять и анализировать,находить связи и зависимости,что и составляет в совокупности творческие способности .Дети обладают разнообразными способностями.Наша задача в группе продлённого дня-выявить эти способности в доступной и  интересной для детей деятельности.Я считаю,что развитие способностей-это значит вооружить детей способам деятельности,дать ребёнку в руки ключ,принцип выполнения работы,создать условия для выявления и развития его одарённости.Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии.

При  изучении данной проблемы одной из самых главных задач было выявление эффективных приёмов развития творческих способностей в условиях группы продлённого дня и их использование в своей работе.

Первой задачей,которую надо было решить-это  развитие интереса к творчеству.

Творческие игры- одно из  решений этой задачи.Творческие игры- явление многообразное.С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в развитии творчества у детей.Особенно ярко это проявляется в играх-драматизациях.Творчество  детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации.Творческая игра учит детей обдумывать,как осуществить тот или иной замысел,развиваются ценные для детей качества:активность,самостоятельность.Формируя интерес к этим играм я проводила подготовительную работу,совместно с детьми мы знакомились с произведениями художественной  литературы,прочитывая их по ролям.

Детям это очень нравилось,затем рассматривали иллюстрации к произведениям и пробовали сделать (нарисовать) их сами.Каждый выбирал себе отрывок худ. Произведения и рисовал к нему иллюстрацию.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством,в частности рисованием и аппликацией с природным и подручным материалом.

По характеру того,что и как изображает ребёнок,можно судить о его восприятии окружающей действительности,об особенностях памяти,воображения,мышления.В своей работе я чаще всего испольльзую коллективные творческие работы,ставя перед собой не только формирование и развитие творческих способностей,но и воспитательные задачи по сплочению коллектива,умению ставить и выполнять общую задачу внося в эту работу каждого индивидуальность учитывая решения и творчество каждого участника,находя этому применение и обогощая общие познания,умения и развития.

Развитие творческих способностей также происходит в игре.Для этого нужны игры нового типа:творческие,развивающие.

Основной идеей этих игр является:

1.Каждая игра представляет собой набор задач.

2.Задачи дают ребёнку в разной форме,и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3.Задачи ставятся в порядке возрастания от простого к сложному.

4.Задания должны иметь широкий диапазон трудностей.

Игры на развитие системности мышления:

«Нелепица»-Рисуются картинки по любому сюжету и на этой картинке должно быть 8-10 ошибок,то есть что-то должно быть нарисовано то,чего не бывает на самом деле.Дети показывают,что нарисовано неверно.

«Сюрреалистическая игра»(рисунок в несколько рук)

Первый участник делает первый набросок,изображая какой-то элемент своей идеи.Остальные продолжают рисовать по очереди отталкиваясь от набросков предыдущих участников и т.д. до закон-ченности рисунка.

«Волшебная клякса»  Перед игрой на листе делают одну или несколько клякс,за тем лист складывают пополам и разворачивают.Участники по очереди рассказывают,что они видят в изображении.Выигрывает тот,кто больше назовёт изображений.

«Что на что похоже»  4-5 человек (отгадчики) выходят за дверь,а остальные участники игры договариваются,какой предмет будет сравниваться.Отгадчики заходят и ведущий начинает игру:»То, что я загадал похоже на … и даёт слово тому,кто первый нашёл сравнение и поднял руку:Например,бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой , винтом ветолёта,с цифрой 8 ,которая лежит на боку.Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

Во время самоподготовки так-же можно стимулировать творческую активность детей так,как воспитатель в это время побуждает детей к самостоятельному размышлению,всячески стимулирует его волевые усилия,развивает мыслительные способности.Для этого можно проводить развивающие занятия перед самоподготовкой буквально умственная разминка на 10-15 минут.

Задания на развитие творческого мышления (дивергентные задания) – эти задания развивают такие качества,как оригинальность гибкость, беглость(продуктивность)мышления,лёг-кость  ассоциирования.

Например:1.Нарезать из цветного картона разных геометрических фигур и предложить составить из них,как можно больше фигурок животных и людей.

2.Из разных иллюстрированных журналов и ярких кусочков ткани нарезать разной конфигурации формы и предложить составить из них панно создать картинки или арнамент.

3.Найти , как можно больше оригинальных приминений к одному предмету(бумага,кирпич,песок,глина и т.д.)

4.Задание:подобрать существительные и прилагательные,заклюю-чающие в себе какое-либо понятие (темнота,тепло,грустно и т. д.)

Свет- -яркий,ласковый,живой (солнце,костёр,лампа)

5.Посмотри на рисунки и придумай сказку(Можно каждый придумывает эпизод сказки,продолжая рассказ предыдущего.)

Из всего сказанного можно сделать вывод:Все виды деятельности способствуют развитию творческих способностей у ребёнка,если эта деятельность вызывает сильные и устойчивые положительные эмоции,и удовольствие.Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности,тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею.Наша задача создать условия в группе продлённого дня для разных видов деятельности.Важно организовать деятельность учащихся так,чтобы они преследовали цели,всегда немного превосходящие их возможности.При этом развивая и воспитывая у детей настойчивость в преодалении трудностей,помогая пережить радость победы над препятствием. Под творческими способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию  новых и оригинальных продуктов,имеющих общественное значение.

Творчество-это предугадывание результата,правильного поставленного опыта,создание усилием мысли рабочей гипотезы , близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: больших и маленьких, простых и сложных.И каждое дело –задача,более или менее трудная.

При решении этих задач происходит  акт творчества, находится новый путь их решений и создаётся нечто новое.Вот здесь-то и требуются особые качества ума,такие,как наблюдательность,умение сопоставлять и анализировать,находить связи и зависимости,что и составляет в совокупности творческие способности .Дети обладают разнообразными способностями.Наша задача в группе продлённого дня-выявить эти способности в доступной и  интересной для детей деятельности.Я считаю,что развитие способностей-это значит вооружить детей способам деятельности,дать ребёнку в руки ключ,принцип выполнения работы,создать условия для выявления и развития его одарённости.Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии.

При  изучении данной проблемы одной из самых главных задач было выявление эффективных приёмов развития творческих способностей в условиях группы продлённого дня и их использование в своей работе.

Первой задачей,которую надо было решить-это  развитие интереса к творчеству.

Творческие игры- одно из  решений этой задачи.Творческие игры- явление многообразное.С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в развитии творчества у детей.Особенно ярко это проявляется в играх-драматизациях.Творчество  детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации.Творческая игра учит детей обдумывать,как осуществить тот или иной замысел,развиваются ценные для детей качества:активность,самостоятельность.Формируя интерес к этим играм я проводила подготовительную работу,совместно с детьми мы знакомились с произведениями художественной  литературы,прочитывая их по ролям.

Детям это очень нравилось,затем рассматривали иллюстрации к произведениям и пробовали сделать (нарисовать) их сами.Каждый выбирал себе отрывок худ. Произведения и рисовал к нему иллюстрацию.

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством,в частности рисованием и аппликацией с природным и подручным материалом.

По характеру того,что и как изображает ребёнок,можно судить о его восприятии окружающей действительности,об особенностях памяти,воображения,мышления.В своей работе я чаще всего испольльзую коллективные творческие работы,ставя перед собой не только формирование и развитие творческих способностей,но и воспитательные задачи по сплочению коллектива,умению ставить и выполнять общую задачу внося в эту работу каждого индивидуальность учитывая решения и творчество каждого участника,находя этому применение и обогощая общие познания,умения и развития.

Развитие творческих способностей также происходит в игре.Для этого нужны игры нового типа:творческие,развивающие.

Основной идеей этих игр является:

1.Каждая игра представляет собой набор задач.

2.Задачи дают ребёнку в разной форме,и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3.Задачи ставятся в порядке возрастания от простого к сложному.

4.Задания должны иметь широкий диапазон трудностей.

Игры на развитие системности мышления:

«Нелепица»-Рисуются картинки по любому сюжету и на этой картинке должно быть 8-10 ошибок,то есть что-то должно быть нарисовано то,чего не бывает на самом деле.Дети показывают,что нарисовано неверно.

«Сюрреалистическая игра»(рисунок в несколько рук)

Первый участник делает первый набросок,изображая какой-то элемент своей идеи.Остальные продолжают рисовать по очереди отталкиваясь от набросков предыдущих участников и т.д. до закон-ченности рисунка.

«Волшебная клякса»  Перед игрой на листе делают одну или несколько клякс,за тем лист складывают пополам и разворачивают.Участники по очереди рассказывают,что они видят в изображении.Выигрывает тот,кто больше назовёт изображений.

«Что на что похоже»  4-5 человек (отгадчики) выходят за дверь,а остальные участники игры договариваются,какой предмет будет сравниваться.Отгадчики заходят и ведущий начинает игру:»То, что я загадал похоже на … и даёт слово тому,кто первый нашёл сравнение и поднял руку:Например,бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой , винтом ветолёта,с цифрой 8 ,которая лежит на боку.Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

Во время самоподготовки так-же можно стимулировать творческую активность детей так,как воспитатель в это время побуждает детей к самостоятельному размышлению,всячески стимулирует его волевые усилия,развивает мыслительные способности.Для этого можно проводить развивающие занятия перед самоподготовкой буквально умственная разминка на 10-15 минут.

Задания на развитие творческого мышления (дивергентные задания) – эти задания развивают такие качества,как оригинальность гибкость, беглость(продуктивность)мышления,лёг-кость  ассоциирования.

Например:1.Нарезать из цветного картона разных геометрических фигур и предложить составить из них,как можно больше фигурок животных и людей.

2.Из разных иллюстрированных журналов и ярких кусочков ткани нарезать разной конфигурации формы и предложить составить из них панно создать картинки или арнамент.

3.Найти , как можно больше оригинальных приминений к одному предмету(бумага,кирпич,песок,глина и т.д.)

4.Задание:подобрать существительные и прилагательные,заклюю-чающие в себе какое-либо понятие (темнота,тепло,грустно и т. д.)

Свет- -яркий,ласковый,живой (солнце,костёр,лампа)

5.Посмотри на рисунки и придумай сказку(Можно каждый придумывает эпизод сказки,продолжая рассказ предыдущего.)

Из всего сказанного можно сделать вывод:Все виды деятельности способствуют развитию творческих способностей у ребёнка,если эта деятельность вызывает сильные и устойчивые положительные эмоции,и удовольствие.Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности,тогда у него возникает стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею.Наша задача создать условия в группе продлённого дня для разных видов деятельности.Важно организовать деятельность учащихся так,чтобы они преследовали цели,всегда немного превосходящие их возможности.При этом развивая и воспитывая у детей настойчивость в преодалении трудностей,помогая пережить радость победы над препятствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....

"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю

 Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО

quot;Развитие творческих  способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО"...

«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»

Отчет о работе по теме самообразования«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»...

Развитие творческих способностей младших школьников в группе продлённого дня

В статье приведены примеры форм работы  с младшими школьниками в группе продлённого дня по развитию творческих способностей (из опыта работы)...


 

Комментарии

Развитие творческих способностей у детей важно.

Развитие творческих способностей у детей важно.