Методическая разработка на тему: " Развитие творческих способностей младших школьников в группе продлённого дня".
методическая разработка (1 класс)

Тестова Юлия Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_20.12.24.y.docx6.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка на тему:

«Развитие творческих способностей младших

школьников в группе продлённого дня»

Тестова Ю.А.

воспитатель гпд

                                                                                                     

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является разнообразная деятельность в условиях группы продлённого дня. Творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. Деятельность детей в группе продлённого дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для творчества. Для решения этой задачи используются разные виды деятельности:

  • игры, конкурсы, викторины
  • проектная деятельность
  • дискуссии, проблемные диалоги, проблемные ситуации
  • клубные часы
  • театрально-игровая деятельность
  • художественная деятельность

Конечно же, развитие творческих способностей невозможно без наличия природных задатков, но несомненно задатки есть в каждом ребёнке.

И именно здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры и занятия, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически. Умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки. Способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий. При таких занятиях хорошо развивается память, формируется устойчивое внимание.

В игровой деятельности и творческих проектах в группе продлённого дня дети получают навыки групповой работы, создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

        При организации игр и творческих занятий в группе продлённого дня, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Работая с детьми, необходимо учитывать, что в 1-2 классе у обучающихся в играх преобладает личная ответственность, коллектив ещё неустойчив. Поэтому игры и проектная деятельность в группе продлённого дня на этом этапе должны быть направлены на сплочение детского коллектива. Чем старше дети, тем всё большее место занимает в игре соревнование. У обучающихся 3-их классов уже заметен рост коллективной игры и стремление к большому игровому коллективу. Они уже охотно включаются в совместные игры и работу, выполняют коллективные творческие проекты. На этом этапе появляется возможность делить детей на постоянные команды как в игре, так и на группы во время занятий. К 4-ому году обучения в большей степени, класс представляет собой команду, участвующий в спортивных состязаниях. Способный организованно решать цели творческих проектов и слажено работать в коллективе.

        Ребёнок не может перейти на следующий этап возрастного развития, пока не пройдёт предыдущий.

        Особое внимание следует уделить интеллектуальным занятиям в форме игры. Это могут быть игры, направленные по школьным циклам:

  • математические игры
  • игры, прививающие любовь к родному языку
  • литературные игры
  • экологические игры
  • игры по правилам дорожного движения

        Кроме того, что такие игровые занятия позволяют повторить в занимательной форме необходимый материал, они содействуют сплочению детского коллектива. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка, стремление к активной борьбе за победу. Это игры, в которых ребёнок идёт от развлечения к развитию.

        Огромное значение имеют игры, направленные на развитие логического мышления.

  • ребусы
  • кроссворды
  • интересные логические задачи
  • головоломки

        Такие задания и упражнения не только развивают логическое мышление, но и способствуют развитию творчества у детей.

                Большим успехом у детей пользуется художественно-театрализованная деятельность, которая даёт возможность раскрыть ученикам свои индивидуальные возможности, проявить талант, сплотить коллектив. Такая форма занятий способствует развитию речи, развивает умение работать в коллективе, учит согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умением выслушивать своих одноклассников. При постановке театрализованного представления важно учитывать интересы детей, совместно обдумывая роли, костюмы персонажей, декорации.

        Развитие творческих способностей ребёнка является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Одной из главных задач является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах творческой деятельности.

        Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

                В развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся. Именно поэтому так актуальны слова выдающегося педагога наших дней Василия Александровича Сухомлинского о том, что «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности и познавательности», и именно они лежат в основе педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня"

Основные условия для формирования творческих способностей младших школьников в группе продленного дня.  Игровая деятельность, как основная часть развития творчества у младших школьников. Формы пр...

Развитие творческих способностей младших школьников в группе продлённого дня

В статье приведены примеры форм работы  с младшими школьниками в группе продлённого дня по развитию творческих способностей (из опыта работы)...