Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
рабочая программа (1 класс)

Михеева Валентина Александровна

Рабочая программа по дополнительному образованию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.          Данная программа рассчитана для учащихся 1 класса на 1 год обучения. На  реализацию курса отводится  33ч (1 час  в  неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_pervye_proekty.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТОДОЛИЩЕНСКАЯ
средняя школа

Рассмотрено на ШМО

Протокол №__________

От «____» _________2016 г.

Руководитель ШМО

_________ (В.А.Юрченкова)

Согласовано

Заместитель директора по
ВР

_______ (Н.Г. Степченкова) «____» ____________2016 г.

«Утверждаю»
Директор школы
_______ (С.В. Данченкова)

Приказ № ______
от «____» __________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В 1 «Б» КЛАССЕ

«МОИ ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ»

Составитель:

учитель высшей категории

Михеева В.А.

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

              Рабочая программа по дополнительному образованию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.          Данная программа рассчитана для учащихся 1 класса на 1 год обучения. На  реализацию курса отводится  33ч (1 час  в  неделю).

Общая характеристика курса

            Актуальность программы основывается на интересе, потребностях  учащихся и их родителей. Программа способствует ознакомлению учащихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает  к наблюдениям и экспериментированию, опираясь также на собственный жизненный опыт. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, станут в будущем основой для организации научно-исследовательской деятельности.                Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

   Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

     Программа предусматривает поиск путей и способов оптимизации процесса обучения детей и позволяет ориентировать на творческую самореализацию личности развивать,  интеллектуальные и физические возможности ребенка, его волевые качества и творческие способности в процессе создания нового продукта под контролем учителя и родителей.

         Цель проектной  деятельности дополнительного образования:

Развитие личности ребенка, воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России и создание основ творческого потенциала обучающихся на ступени начального общего образования.

         

      Задачи проектной  деятельности:

  1.     воспитание  познавательного интереса к познанию вне зависимости от предметной области;
  2. способствовать с помощью  проектов расширению понимания окружающего мира, чтобы понять сходство и различие между культурами разных народов;
  3. развитие  с помощью проектной деятельности таких качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность  к целепологанию;
  4. формирование позитивной самооценки, способности к организационной деятельности  и управлению ею;
  5. формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией как с классическими источниками ( книги, энциклопедии) так и с новейшими источниками (интернет, видео и  аудиоматериалы)
  6. воспитание способности к рефлексии, как одному из путей деятельностного подхода  к урочной и внеурочной деятельности.  

          Программа построена на основе образовательных технологий, предусматривающих исследовательский поиск в процессе  внеурочной деятельности, развитие у учащихся ключевых компетенций, заложенных во ФГОС второго поколения.

Специфика курса

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают  черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Содержание программы

      Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория (с элементами практики)

Практика

1.

 Введение. Что такое исследование?

1

1

2.

 Учимся делать проекты.

7

7

3.

Мы исследователи.

23

23

4.

Подведение итогов.

2

2

Итого:

      33

8

25

Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в дополнительной работе.

     Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение  работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на улице. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методы проведения занятий:

беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.

Методы контроля:

защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация,  научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

       

 Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками окружающего мира.

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

         Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

           Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

         Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов.

       По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).

     По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Последовательность работы над проектом

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. 

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Мои первые проекты» является формирование следующих умений:

- формирование у детей мотивации к обучению, помощь в самоорганизации и саморазвитии.

- развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Метапредметными результатами изучения курса «Мои первые проекты» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

- умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

- поиск необходимых знаний и их использование в конкретной работе; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 - освоение основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

-осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

- способность выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-  умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

– вести  устный диалог на задуманную тему;

– выполнению творческих работ по темам: фотографий, поделок, рисунков, газет, электронных презентаций и др.;

– самостоятельным видам исследовательской деятельности;

– публичной защите проекта;

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное –почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

п / п

Тема урока

Кол-во часов

Срок проведения

Основные виды деятельности

Понятия

План

Факт

Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

Познававтельные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве

1

Что такое проект. Что такое команда? Как работать в команде.

1

05.09

Знакомить с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Проблема, объект исследования.  

2

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

12.09

Ознакомить с понятием тема, формировать умение видеть тему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о теме. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема, материал к теме.

3

Как собирать материал. Твои помощники. Этап.

1

19.09

Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Материал, наблюдение, базовые знания

4

Что такое проблема. Самый первый проект «Мы растем»

1

26.09

Ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

5

Решение проблемы. Гипотеза.

Предположение. Как мы познаём мир

1

03.10

Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

6

Цель проекта. Задача проекта.

1

10.10

Ознакомить с понятиями «цель», «задача» проекта, формировать умение определять цель, ставить перед собой задачу. Упражнения в постановке цели, задачи.

7

Выбор нужной информации. Время года – осень.

1

17.10

Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

Сезонные изменения в природе

8

Интересные люди – твои помощники.  Удивительный вопрос.

1

24.10

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

9

Продукт проекта. Виды продукта.

1

14.11

Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации

10

Создание проекта «Замки Средневековья» (макет)

1

21.11

Архитектура дворцов и замков, замки Средневековья. Главные составные части укрепленного замка.

Архитектура. Средневековья.

11-12

Визитка. Как правильно составлять визитку к проекту

2

28.11

05.12

Знакомство с понятием « словари»,виды словарей; зачем нужны словари.

Виды словарей .

13

Выступление перед аудиторией.

1

12.12

Прослушивания устного народного творчества. Нахождения созвучий в стихотворных формах. Определения целей использования и значения рифм.

Рифма, созвучия.народное творчество.

14

Математика вокруг нас «Узоры и орнаменты на посуде»

1

19.12

Создания альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередования элементов, правило их расположения друг за другом

Узор. Орнамент.

15-16

Оригами

2

26.12

16.01

Создания различных фигурок животных, птиц, рыб, цветов и многое другое из бумаги.

Оригами.

17

Чашка для сказочного героя

1

23.01

Придумывания и конструирования чашки, для сказочного героя.

Конструирование..

18

Украшения

1

30.01

Придумать украшения и сделать его макет. Материал дети выбирают сами.

Украшения. Макет.

19

Алфавит

1

06.02

 Организация выставки книг в алфавитном порядке.         Азбука в картинках. Систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

20

Пишем письмо

1

20.02

Виды писем. Как правильно написать письмо.

Письмо. Конверт. Адресат. Обращения.

21

Почему мы любим семейные праздники.

1

27.02

Новогодние подарки.прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

22

Игры  и игрушки наших дедушек и бабушек

1

06.03

Игры нашей семьи. Зимние забавы. Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

игра, товарищ, друг

23

Мои игрушки.

Мио игры, мои игрушки. Игра. Правила игры. Игры современных детей.

24

И в шутку и всерьез.

1

13.03

Выполнения задания в шуточной форме.

Шутка. Юмор.

25

Растения

1

20.03

Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений .

виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

26

Животные

1

03.04

Общение знаний о животных, о роли  животных в жизни человека; воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта. Дикие и домашние животные. Животные  родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Охрана животных..

Виды животных ,дикие и домашние животные.

27

Детская косметика: за и против

1

10.04

Выяснить,необходимы ли ребенку специальные гигиенические средства для детей;узнать в чем польза и вред декоративной косметики для девочек.

Польза и вред, декоративная косметика

28

Сказки

1

17.04

Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. Привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Добро, зло, театр, спектакль, герой.

29

Время года - весна

1

24.04

Играем – сочиняем стихи. Ждем весну. Весенние заклички, песни. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы

Процессы происходящие в природе весной.

30

Опасности, с которыми можно столкнуться на улице и дома

1

08.05

Моделирование и анализ опасных ситуаций на улице и дома. Проект « Безопасный дом». Просмотр фрагментов мультфильмов с ситуациями дорожного движения, их обсуждение.

Безопасное поведения на улице и дома.

31

Говорящие знаки.

1

15.05

Как я знаю правила дорожного движения. Безопасный маршрут из школы домой. Просмотр фрагментов мультфильмов с ситуациями дорожного движения, их обсуждение.

Правила дорожного движения ПДД.

32

Летний  отдых: как сделать его безопасным?

1

22.05

Маленький «я» в таком огромном мире. Как сделать летний отдых интересным, полезным и безопасным.

Безопасный летний отдых.

Обобщение опыта

33

Что мы узнали и чему научились за год.

Моя лучшая работа.

1

29.05

Подведение итогов. Выставка работ. Защита лучших проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
  3. Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
  6. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
  7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
  8. Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  9. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
  10. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
  11. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
  12. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.

Для обучающихся:

  1. Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
  2. Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
  3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
  4. Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
  5. Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
  6. Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
  7. Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
  8. Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.
  9. Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
  10. Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
  2. Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
  3. Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
  4. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
  5. Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
  6. Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
  7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/
  8. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
  9. Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
  10. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
  11. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа:http://standart.edu.ru/
  12. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
  13. Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
  14. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/

Описание материально-технического обеспечения.

  • Компьютерная техника.
  • Аудиотехника
  • Интернет-ресурсы.
  • Энциклопедии.
  • Карандаши
  • Краски
  • Цветная бумага

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов

работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании

ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о

ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся

оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся:  преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).  

Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Этапы работы над проектом:

1. Поисковый

- Определение тематического поля и темы проекта.

- Поиск и анализ проблемы.

- Постановка цели проекта.

2. Аналитический

- Анализ имеющейся информации.

- Сбор и изучение информации.

- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

- Анализ ресурсов

3. Практический

- Выполнение запланированных технологических операций.

- Текущий контроль качества.

- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

- Подготовка презентационных материалов.

- Презентация проекта.

- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

- Анализ результатов выполнения проекта.

- Оценка качества выполнения проекта.

Перечень возможных форм продуктов:

  • WEB-сайт
  • видеофильм
  • выставка
  • газета, журнал
  • игра
  • постановка
  • праздник
  • коллекция
  • мультимедийный продукт
  • справочник

Перечень возможных форм презентаций:

  • демонстрация готового продукта
  • выставка
  • реклама
  • спектакль

Отчёт о работе над проектом

1. Название проекта: _____________________________________________________________________________

2. Почему я начал работу над проектом? _____________________________________________________________________________

3. Для чего я работал над проектом? _____________________________________________________________________________

4. Какой продукт я хотел получить? _____________________________________________________________________________

5. Как я работал над проектом:

Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос, затруднение

Консультант

Помощь

6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

7. Что нового я узнал, чему научился?

8. Мои впечатления от работы над проектом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа по курсу «Мои первые проекты»

Рабочая программапо курсу«Мои первые проекты»...