Классный час "Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского"
классный час (2, 3, 4 класс)
Сценарий классного часа по предмету математика. Работа написана в соавторстве с Кечкиной О.Ф. Классный час опубликован во Всероссийском журнале "Педагогический опыт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kechkina_of_plotnikovatd.docx | 382.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБОУ «Школа №1239»
Учить не для экзамена, а для жизни.
С.А. Рачинский
«Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского»
(классный час по предмету математика для 3-4 класса)
Авторы:
Кечкина Ольга Федоровна,
учитель начальных классов
Плотникова Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов
Москва, 2021
Содержание
- Информационная карта……………………………………………….……3
- Сценарий классного часа «Учить не для экзамена, а для жизни.
Школа С.А. Рачинского»…...……………………………………………...4
- Библиографический список ………………………………….……….….16
Информационная карта
Название | «Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского» |
Автор, должность | Кечкина Ольга Федоровна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239» Плотникова Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239» |
Возрастная категория | Учащиеся начальной школы (3-4 класс) |
Форма проведения | Классный час |
Ключевые цели | - ознакомление учащихся с опытом педагогической деятельности и системой воспитания и обучения С.А. Рачинского; - подготовка учащихся к восприятию и применению на практике приемов устного счета в области математического образования (по системе С.А. Рачинского); - развитие умения выслушать сообщение и выделить главное, на практике применить полученные знания. |
Сценарий классного часа
Учить не для экзаменов, а для жизни.
С.А. Рачинский
Учитель: Сегодня нам хотелось бы провести необычный урок математики. Этот урок будет посвящен педагогической системе обучения и воспитания детей сельской школы С.А. Рачинского. Возможно, кто-то из вас видел картины Н.П. Богданова-Бельского, посвященные именно Татевской сельской школе С.А. Рачинского. В этом году исполняется 185 лет со дня рождения С.А. Рачинского. Наш классный час посвящается памяти великого народного учителя.
Сергей Александрович в области народного просвещения на протяжении своей деятельности построил более 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. В 1868 г. организовал в своем имении начальную школу, где и учительствовал, стремясь развить у крестьянских детей математические способности, вызвать у них интерес к математике. Это отражено на известной картине бывшего ученика этой школы Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет», где изображен С.А. Рачинский на уроке математики.
Татевская средняя школа работает в настоящее время, при ней создан музей С.А. Рачинского. Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге «Сельская школа» (1902 г.).
Его перу принадлежат и специальные учебные пособия по математике: «Арифметические забавы», «Геометрические забавы» (1901 г.); «1001 задача для умственного счета» (1899 г.).
Учитель: На доске вы видите картину «Устный счет», которая упоминалась ранее. Что изображено на картине?
Учащийся: Мальчики собрались около классной доски и что-то рассматривают.
Учитель: Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане. Видно, нелегкую задачу дал учитель. А тот, который что-то шепчет на ухо учителю, кажется, уже решил задачу. Учитель слушает ученика внимательно, но на лице нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают, и потому не спешит одобрить его ответ?
Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Учитель — это Сергей Александрович Рачинский.
Учитель: Хотите ли Вы узнать задание, которое записано на доске?
Учащиеся: Да.
Учитель: На доске я запишу задачу так, как привыкли писать вы:
(10•10 +11•11+ 12•12 + 13•13 + 14•14) : 365=
Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.
Вот так задача! Такой пример не скоро решишь, да еще в уме. А все-таки попробуйте сосчитать устно, в трудных местах я буду помогать вам. Десятью десять — сто, это знает каждый. Одиннадцать умножить на одиннадцать — это тоже нетрудно сосчитать: 11•10 = 110, да еще 11, всего 121. Умножая 12 на 12, поступаем так: 12 • 10 = 120, да еще 12 • 2 = 24, а всего будет 144.
Действуя аналогично, получите: 13 • 13 = 169 и 14 • 14 = 196.
Но пока мы умножали, то почти забыли, какие числа получились ранее. Потом я помогу вспомнить их, а ведь эти числа надо еще сложить, да потом сумму разделить на 365. Придется вам немного помочь. Какие же числа у вас получились?
Учащиеся: 100, 121, 144, 169 и 196.
Учитель: Теперь вы, скорее всего, хотите сразу сложить все пять чисел, а потом уже делить результат на 365? Давайте мы это сделаем по-другому. Ну-ка, сложим первые три числа: 100, 121 и 144. Сколько получится?
Учащийся: 365.
Учитель: А делить насколько необходимо?
Учащийся: Тоже на 365!
Учитель: Сколько же получится, если сумму первых трех чисел разделить на 365?
Учащийся: Один.
Учитель: Теперь сложите остальные два числа: 169 и 196. Сколько получится?
Учащийся: Тоже 365.
Учитель: Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два! Только для его решения необходимо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а каждое слагаемое в отдельности или же по группам в два-три слагаемых, а потом сложить получившиеся результаты.
Учитель: Ребята, вы молодцы. Все успешно справились с заданием. Сейчас на похожих примерах мы с вами закрепим навык быстрого устного счета. Оказывается, существует очень много приемов устного счета. Овладев ими, вы сможете считать без калькулятора. Давайте начнем с простого. Устно попробуем сложить два двухзначных числа:
62+54 = ?
Учащийся: 116.
Учитель: Расскажите, как вы считали?
Учащийся: К 2+4= 6. К 6+5= 11. И того 116. (Дети считают «столбиком»)
Учитель: Поднимите руку те, кто знает более простой и быстрый способ решения примера.
Учащийся: С помощью калькулятора.
Учитель: Нет, ребята. Устно. На контрольных, как вы знаете, пользоваться калькулятором нельзя, поэтому я вам расскажу и объясню приемы быстрого устного счета больших чисел.
62+54 =
Учитель:К 62 прибавим 50, получим сколько?
Учащийся: 112.
Учитель: К 112 прибавим 4, сколько получим?
Учащийся:116.
Учитель: Думаю, теперь вы сможете справиться с заданиями такого вида.
Раз все разобрались, решаем устно примеры без помощи калькулятора.
3745 + 637 = ?
Учитель: Посчитайте, что у вас получится? Напоминаю, что мы считаем устно без калькулятора. Как быстро решить данный пример?
Учащийся:К 3745 прибавим 600, к сумме 4345 прибавим 30, а к 4375 прибавим 7. Получим 4382.
Учитель: Я вам покажу еще более быстрый способ решения: к 37 сотням прибавим 6 сотен, получим 43 сотни, т.е. 4300. Затем сложим 45 и 37, получим 82 единицы. 4300+82 = 4382.
Теперь самостоятельно попробуйте решить подобный пример, а затем объяснить способ действия. Будьте внимательны, примеры будут на вычитание.
824 – 396 = ?
Учащийся: 428.
Учитель: Молодцы!
Есть легкий способ решения. Кто-нибудь из вас уже догадался? Тогда я вам объясню. Дополнив вычитаемое 4 единицами, вычитаем 400 из 824. Добавляем затем к разности 428 ранее вычтенные 4 единицы и получаем 428. Т.е., 824 – 396 = (824 – 400) + 4 = 428.
Вам понятно как мы сосчитали?
Тогда, пользуясь данным приемом, попробуйте решить следующий пример самостоятельно. Одного человека попрошу выйти к доске.
687 – 293 = ?
Учащийся: 687 – 293 = (687– 300) + 7= 394.
Учитель: Молодцы! Выполним физкультминутку.
Физкультминутка
Мы считали и устали.
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали,
Раз- два – три.
Ножками потопали,
Раз – два – три.
И еще потопали,
И дружней похлопали.
Сели, встали, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Учитель: Молодцы. Сейчас мы говорили о приемах сложения и вычитания, но вы знаете еще и другие математические действия. Какие?
Учащийся: Умножение и деление.
Учитель: Правильно. Умножение и деление. Давайте рассмотрим некоторые из приемов быстрого устного счета на умножение и деление.
Как известно, дети любят умножать на 10, 100, 1000. Так же быстро и легко можно умножать на 5 и 50, особенно четные числа. Давайте попробуем умножить 68 на 5, для этого мы должны 68 разделить на 2. Сколько у нас получится?
Учащийся: 34.
Учитель: 34•10. Посмотрите, как это будет выглядеть: (68:2) •5•2= 34•10 = 340.
Попробуйте сами сделать аналогично. 68•50.
Учащийся: (68:2) •50•2 = (68:2) •100 = 3400.
Учитель: Так же можно поступить и с нечетными числами: 17•50 = (16+1) •50 = (8•2 +1) •50 = 8•2•50 + 1•50 = 8•100 + 50 = 800 + 50 = 850.
А вот этот пример будет вашим домашним заданием, запишите его, пожалуйста: 13•50.
Учитель: Теперь давайте рассмотрим приемы быстрого устного счета на 11, 111, 1111.
Умножьте 72 на 11. Нет, нет, не думайте, я сразу открою вам секрет как это делается.
72•11 = 7 (7+2) 2 = 792.
94•11 = 9 (9+4) 4 = 9 (13) 4 = (9+1) 34 = 1034
А теперь сами попробуйте решить.
35•11 = ?
Учащийся: 385.
Учитель: Давайте решим 24 • 111. Будьте внимательны. Решение будет выглядеть следующим образом.
24•111 = 2 (2+4) (2+4) 4 = 2664
24 •1111 = 2 (2+4) (2+4) (2+4) 4 = 26664
Примеры решите дома:
36•111 = ?
36•1111= ?
Учитель: Вот видите, какой секрет для умножения на 11, 111, 1111. Надеюсь, вы это запомните и будете пользоваться в дальнейшем на уроках математики. Теперь перейдем к делению, что часто вызывает затруднение. Например, чтобы устно разделить число на 5, отделяют запятой в удвоенном числе последнюю цифру. Посмотрите на доску:
68:5 = 136: 10 = 13,6
(68•2): (5•2) = 136:10 = 13,6
Этот пример также будет вашим домашним заданием, запишите его, пожалуйста:
237:5 = ?
Учитель: Посмотрите как просто деление на 5. А вот еще один прием: чтобы устно разделить число на 15, делят удвоенное число на 30. Например,
240:15 = (240•2) : (15•2) = 480 : 30 = 48: 3 = 16.
Учитель: Так же полезно запомнить следующее: 37•З =111
Запомнив это, легко выполнять устно умножение числа 37 на 6, 9, 12 и т. п.
37•6=37•3•2=222
37•9=37•3•3=333
37•12=37•3•4=444
37•15=37•3•5 =555 и т. д,
7•11•13=1001
Учитель: Если вы это запомните, то сможете без труда выполнять устно умножения следующего рода:
77•13=1001
77•26=2002
77•39=3003 и т. д.
91•11=1001
91•22=2002
91•33=3003 и т. д.
143•7=1001
143•14=2002
143•21=3003 и т. д.
Учитель: У нас сегодня необычный урок, поэтому нечему удивляться. Давайте послушаем стихотворение.
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
- Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки - миллиметр.
Шаг у людей - примерно метр...
-А километр? - воскликнул я.
Отец сказал: - Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнёшь.
Учитель: Ребята, какие современные меры длины вы знаете?
С: Километр, метр, сантиметр, миллиметр.
Учитель: Хорошо. А чему равен 1 км?
С: 1000м.
Учитель: Еще есть старорусские меры длины. У меня есть задачка, которая вам сможет немного помочь.
От школы до церкви 25 сажень. Червячок проползает 5 дюймов в минуту. За сколько времени доползет он от школы до церкви?
Учитель: Так о каких старорусских мерах длины идет речь?
С: Сажень, дюйм.
Учитель: Молодцы! А какие вы еще знаете старорусские меры длины?
Если вы были внимательны, то могли услышать некоторые из них в стихотворении. Я вам напомню его вам:
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями…
Учитель: Вы догадались, какие старорусские меры длины здесь употреблены?
С: Шаг, локоть.
Учитель: Знаете ли вы, что первой единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами.
Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины. Шаг как мера длины используется и в настоящее время.
Учитель: Другая старинная мера длины встречается в пословицах: «Два вершка от горшка, а уже указчик». Что такое вершок?
Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 Вершок = 4,44 см.
И трава грозой весеннею измята,
дышит грузная и тёплая земля,
голубые ходят в омуте сомята,
пол-аршинными усами шевеля.
(Борис Корнилов)
Учитель: Что же такое аршин? Мера аршин вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть). Он равен 71 см 12 мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Купцы привозили невиданные ткани. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.
Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше.
Учитель: Давайте посмотрим на доску. Вы видите старорусские меры длины, что такое шаг, аршин и локоть, это все наглядно показано на рисунке. А что же такое сажень?
Сажень (от слова сягать, что означает доставать до чего-либо, достигать). В быту существовали разные сажени – маховая и косая.
Маховая – расстояние между раскинутыми в обе стороны руками по концы вытянутых средних пальцев; 1 маховая сажень – 1м 76 см.
Косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки, т.е. около 248 см.
Учитель: При Петре I русские меры были приведены в определенную систему. Она выглядела так:
1 верста = 500 саженям (1,06 км);
1 сажень = 3 аршинам = 7 футам (2,13 м);
1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам (0,71 м);
1 вершок = 4,45 см;
1 миля = 7 верстам (7,47 км)
1 фут = 12 дюймам (30,48см)
1 дюйм = 10 линиям (2,54 см)
Учитель: У нас осталась нерешенная задача. Сейчас я вам ее напомню.
От школы до церкви 25 сажень. Червячок проползает 5 дюймов в минуту. За сколько времени доползет он от школы до церкви?
Кто решит задачу у доски?
Учащийся:
Дано:
S = 25 сажень
V = 5 дюймов/мин
t = ? ч
Решение:
Я вам немного помогу.
1 сажень = 3 аршина
1 аршин = 28 дюймов
1 сажень = 3*28 = 84 дюйма
25*84 = 2100 (дюймов)
2100 : 5 = 420 (мин)
420 : 60 = 8 (ч)
Ответ: за 8 ч Червячок доползет от школы до церкви.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились.
Учащийся: Сегодня на уроке мы решали примеры, используя приемы быстрого устного счета, узнали о старинных мерах длины, решили задачу С.А. Рачинского.
Учитель: Поднимите любой зеленый предмет, кому все было понятно. Поднимите любой желтый предмет, у кого возникали сложности, но вам удалось справиться. Поднимите любой красный предмет те, кому сегодня было трудно, у кого остались вопросы. Я обязательно на них отвечу.
Учитель: Спасибо вам большое за работу! Ребята, ваше домашнее задание, которое вы получали по ходу занятия, вы можете увидеть на экране. На следующем уроке математики мы обязательно все проверим!
Библиографический список
- Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. - М.: Школа-Пресс, 1998. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 7.).
- Волчанинова М.Г., Чернышевский Б. П., Рачинский С.А. «1001 задача для умственного счета» пособие для учителей сельских школ. – М. Московская типография, 1892
- Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: КомКнига, 2005.
- Кудрявцев Л.Д. Математика в современной школе и в недавнем прошлом // Там же. 2006. №1.
- Народное образование, Ежемесячный педагогический журнал. Изд. училищного совета. - С.-П., 1901
- Рачинский С.А. «Сельская школа». Сборник статей. Изд. 5. – С.-П. Сунодальная типография, 1902
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Электричество в нашей жизни".
Классный час для начальной школы....
Классный час на тему: "Режим дня - основа жизни человека". 1 класс.
Цель этого занятия убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время....
Презентация к уроку смыслового чтения "В школе С.А. Рачинского"
•«Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для все...
Материалы к сочинению Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского" 3-4 классы
Развитие речи. Обучающее сочинениеМатериалы к сочинению Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского" 3-4 классы...
Исследование мотивации к обучению в школе и показателей психологического климата классного коллектива. Определение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).
Методики ориентированы на определение психологического климата по уровням: высокий, близкий к высокому, средний, низкий. Необходим учёт этих факторов.Правильное мотивирование, создание комфортной обст...
Классный час «Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского»
Сценарий классного часа по предмету математика. Работа написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д. Классный час опубликован во Всероссийском журнале "Педагогический опыт"....
Исследование мотивации к обучению в школе и показателей психологического климата классного коллектива. Определение уровня удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по методике А.А. Андреева).
Методики ориентированы на определение психологического климата по уровням: высокий, близкий к высокому, средний, низкий. Необходим учёт этих факторов.Правильное мотивирование, создание комфортной обст...