Классный час «Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского»
классный час (3 класс)

Кечкина Ольга Федоровна

Сценарий классного часа по предмету математика. Работа написана в соавторстве с Плотниковой Т.Д. Классный час опубликован во Всероссийском  журнале "Педагогический опыт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kechkina_of_plotnikovatd.docx382.74 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города МосквыTetrad19

ГБОУ «Школа №1239»

unnamed (1)

Image29

                                    Учить не для экзамена, а для жизни.

                                                                         С.А. Рачинский

 «Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского»

           (классный час по предмету математика для 3-4 класса)

                                                      Авторы:

                                                                   Кечкина Ольга Федоровна,

                                                     учитель начальных классов

                                                      Плотникова Татьяна Дмитриевна,

                                                     учитель начальных классов

Москва, 2021

Содержание

  1. Информационная карта……………………………………………….……3
  2. Сценарий классного часа «Учить не для экзамена, а для жизни.

Школа С.А. Рачинского»…...……………………………………………...4

  1. Библиографический список ………………………………….……….….16

Tetrad19

Информационная карта

Название

«Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского»

Автор, должность

Кечкина Ольга Федоровна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239»

Плотникова Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1239»

Возрастная категория

Учащиеся начальной школы (3-4 класс)

Форма проведения

Классный час

Ключевые цели

- ознакомление учащихся с опытом педагогической деятельности и системой воспитания и обучения С.А. Рачинского;

- подготовка учащихся к восприятию и применению на практике  приемов устного счета в области математического образования (по системе С.А. Рачинского);

- развитие умения выслушать сообщение и выделить главное, на практике применить полученные знания.

Сценарий классного часа

Учить не для экзаменов, а для жизни.

С.А. Рачинский

 Учитель: Сегодня нам хотелось бы провести необычный урок математики. Этот урок будет посвящен педагогической системе обучения и воспитания детей сельской школы С.А. Рачинского. Возможно, кто-то из вас видел картины Н.П. Богданова-Бельского, посвященные именно Татевской сельской школе С.А. Рачинского. В этом году исполняется 185 лет со дня рождения С.А. Рачинского. Наш классный час посвящается памяти великого народного учителя.

Сергей Александрович в области народного просвещения на протяжении своей деятельности построил более 20 начальных школ, 4 из которых содержал полностью. В 1868 г. организовал в своем имении начальную школу, где и учительствовал, стремясь развить у крестьянских детей математические способности, вызвать у них интерес к математике. Это отражено на известной картине бывшего ученика этой школы Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет», где изображен С.А. Рачинский на уроке математики.

Татевская средняя школа работает в настоящее время, при ней создан музей С.А. Рачинского. Опыт работы своих школ Рачинский обобщил в книге «Сельская школа» (1902 г.).

Его перу принадлежат и специальные учебные пособия по математике: «Арифметические забавы», «Геометрические забавы» (1901 г.); «1001 задача для умственного счета» (1899 г.).

Учитель: На доске вы видите картину «Устный счет», которая упоминалась ранее. Что изображено на картине?

C:\Users\Семья\Desktop\Bogdanov-Belskiy-Nikolay-Petrovich-1868-----1945.-Ustnyiy-schyot-v-narodnoy-shkole-S.A.Rachinskogo.-1895.jpg

Учащийся: Мальчики собрались около классной доски и что-то рассматривают.

Учитель: Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане. Видно, нелегкую задачу дал учитель. А тот, который что-то шепчет на ухо учителю, кажется, уже решил задачу. Учитель слушает ученика внимательно, но на лице нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают, и потому не спешит одобрить его ответ?

Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Учитель — это Сергей Александрович Рачинский.

Учитель: Хотите ли Вы узнать задание, которое записано на доске?

Учащиеся: Да.

Учитель: На доске я запишу задачу так, как привыкли писать вы:

(10•10 +11•11+ 12•12 + 13•13 + 14•14) : 365=

Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.

Вот так задача! Такой пример не скоро решишь, да еще в уме. А все-таки попробуйте сосчитать устно, в трудных местах я буду помогать вам. Десятью десять — сто, это знает каждый. Одиннадцать умножить на одиннадцать — это тоже нетрудно сосчитать: 11•10 = 110, да еще 11, всего 121. Умножая 12 на 12, поступаем так: 12 • 10 = 120, да еще 12 • 2 = 24, а всего будет 144.

Действуя аналогично, получите: 13 • 13 = 169 и 14 • 14 = 196.

Но пока мы умножали, то почти забыли, какие числа получились ранее. Потом я помогу вспомнить их, а ведь эти числа надо еще сложить, да потом сумму разделить на 365. Придется вам немного помочь. Какие же числа у вас получились?

Учащиеся: 100, 121, 144, 169 и 196.

Учитель: Теперь вы, скорее всего, хотите сразу сложить все пять чисел, а потом уже делить результат на 365? Давайте мы это сделаем по-другому. Ну-ка, сложим первые три числа: 100, 121 и 144. Сколько получится?

Учащийся: 365.

Учитель: А делить насколько необходимо?

Учащийся: Тоже на 365!

Учитель: Сколько же получится, если сумму первых трех чисел разделить на 365?

Учащийся: Один.

Учитель: Теперь сложите остальные два числа: 169 и 196. Сколько получится?

Учащийся: Тоже 365.

Учитель: Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два! Только для его решения необходимо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а каждое слагаемое в отдельности или же по группам в два-три слагаемых, а потом сложить получившиеся результаты.

Учитель: Ребята, вы молодцы. Все успешно справились с заданием. Сейчас на похожих примерах мы с вами закрепим навык быстрого устного счета. Оказывается, существует очень много приемов устного счета. Овладев ими, вы сможете считать без калькулятора. Давайте начнем с простого. Устно попробуем сложить два двухзначных числа:

62+54 = ?

Учащийся: 116.

Учитель: Расскажите, как вы считали?

Учащийся:  К 2+4= 6. К 6+5= 11. И того 116. (Дети считают «столбиком»)

Учитель: Поднимите руку те, кто знает более простой и быстрый  способ решения примера.

Учащийся: С помощью калькулятора.

Учитель: Нет, ребята. Устно. На контрольных, как вы знаете, пользоваться калькулятором нельзя, поэтому я вам расскажу и объясню приемы быстрого устного счета больших чисел.

62+54 =

Учитель:К 62 прибавим 50, получим сколько?

Учащийся: 112.

Учитель: К 112 прибавим 4, сколько получим?

Учащийся:116.

Учитель: Думаю, теперь вы сможете справиться с заданиями такого вида.

Раз все разобрались, решаем устно примеры без помощи калькулятора.

3745 + 637 = ?

Учитель: Посчитайте, что у вас получится? Напоминаю, что мы считаем устно без калькулятора. Как быстро решить данный пример?

Учащийся:К 3745 прибавим 600, к сумме 4345 прибавим 30, а к 4375 прибавим 7. Получим 4382.

Учитель: Я вам покажу еще более быстрый способ решения: к 37 сотням прибавим 6 сотен, получим 43 сотни, т.е. 4300. Затем сложим 45 и 37, получим 82 единицы. 4300+82 = 4382.

Теперь самостоятельно попробуйте решить подобный пример, а затем объяснить способ действия. Будьте внимательны, примеры будут на вычитание.

824 – 396 = ?

Учащийся: 428.

Учитель: Молодцы!

Есть легкий способ решения. Кто-нибудь из вас уже догадался? Тогда я вам объясню. Дополнив вычитаемое 4 единицами, вычитаем 400 из 824. Добавляем затем к разности 428 ранее вычтенные 4 единицы и получаем 428. Т.е., 824 – 396 = (824 – 400) + 4 = 428.

Вам понятно как мы сосчитали?

Тогда, пользуясь данным приемом, попробуйте решить следующий пример самостоятельно. Одного человека попрошу выйти к доске.

687 – 293 = ?

Учащийся: 687 – 293 = (687– 300) + 7= 394.

Учитель: Молодцы! Выполним физкультминутку. 

Физкультминутка

Мы считали и устали.

Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали,

Раз- два – три.

Ножками потопали,

Раз – два – три.

И еще потопали,

И дружней похлопали.

Сели, встали, и друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Учитель: Молодцы. Сейчас мы говорили о приемах сложения и вычитания, но вы знаете еще и другие математические действия. Какие?

Учащийся: Умножение и деление.

Учитель:  Правильно. Умножение и деление. Давайте рассмотрим некоторые из приемов быстрого устного счета на умножение и деление.

Как известно, дети любят умножать на 10, 100, 1000. Так же быстро и легко можно умножать на 5 и 50, особенно четные числа. Давайте попробуем умножить 68 на 5, для этого мы должны 68 разделить на 2. Сколько у нас получится?

Учащийся:  34.

Учитель:  34•10. Посмотрите, как это будет выглядеть: (68:2) •5•2= 34•10 = 340.

Попробуйте сами сделать аналогично. 68•50.

Учащийся: (68:2) •50•2 = (68:2) •100 = 3400.

Учитель: Так же можно поступить и с нечетными числами: 17•50 = (16+1) •50 = (8•2 +1) •50 = 8•2•50 + 1•50 = 8•100 + 50 = 800 + 50 = 850.

А вот этот пример будет вашим домашним заданием, запишите его, пожалуйста: 13•50.

Учитель:  Теперь давайте рассмотрим приемы быстрого устного счета на 11, 111, 1111.

Умножьте 72 на 11. Нет, нет, не думайте, я сразу открою вам секрет как это делается.

72•11 = 7 (7+2) 2 = 792.

94•11 = 9 (9+4) 4 = 9 (13) 4 = (9+1) 34 = 1034

А теперь сами попробуйте решить.

35•11 = ?

Учащийся:  385.

Учитель:  Давайте решим 24 • 111. Будьте внимательны. Решение будет выглядеть следующим образом.

24•111 = 2 (2+4) (2+4) 4 = 2664

24 •1111 = 2 (2+4) (2+4) (2+4) 4 = 26664

Примеры решите дома:

36•111 = ?

36•1111= ?

Учитель:  Вот видите, какой секрет для умножения на 11, 111, 1111. Надеюсь, вы это запомните и будете пользоваться в дальнейшем на уроках математики. Теперь перейдем к делению, что часто вызывает затруднение. Например, чтобы устно разделить число на 5, отделяют запятой в удвоенном числе последнюю цифру. Посмотрите на доску:

68:5 = 136: 10 = 13,6

(68•2): (5•2) = 136:10 = 13,6

Этот пример также будет вашим домашним заданием, запишите его, пожалуйста:

237:5 = ?

Учитель:  Посмотрите как просто деление на 5. А вот еще один прием: чтобы устно разделить число на 15, делят удвоенное число на 30. Например,

240:15 = (240•2) : (15•2)  = 480 : 30 = 48: 3 = 16.

Учитель:  Так же полезно запомнить следующее: 37•З =111

Запомнив это, легко выполнять устно умножение числа 37 на 6, 9, 12 и т. п.

37•6=37•3•2=222

37•9=37•3•3=333

37•12=37•3•4=444

37•15=37•3•5 =555 и т. д,

7•11•13=1001

Учитель:  Если вы это запомните, то сможете без труда выполнять устно умножения следующего рода:

77•13=1001

77•26=2002

77•39=3003 и т. д.

91•11=1001

91•22=2002

91•33=3003 и т. д.

143•7=1001

143•14=2002

143•21=3003 и т. д.

Учитель: У нас сегодня необычный урок, поэтому нечему удивляться. Давайте послушаем стихотворение.

  Можно измерять шагами.

   Можно измерять локтями.

   И линейкою, и веткой,

   Сантиметром и рулеткой.

   Папа говорил мне так:

   - Пусть нашей мерой будет шаг.

   Шаг муравьишки - миллиметр.

   Шаг у людей - примерно метр...

   -А километр? - воскликнул я.

  Отец сказал: - Ну, что ж,

  Стань великаном и, шутя,

  На километр шагнёшь.

Учитель: Ребята, какие современные меры длины вы знаете?

С: Километр, метр, сантиметр, миллиметр.

Учитель:  Хорошо. А чему равен 1 км?

С: 1000м.

Учитель: Еще есть старорусские  меры длины. У меня есть задачка, которая вам сможет немного помочь.

От школы до церкви 25 сажень. Червячок проползает 5 дюймов в минуту. За сколько времени доползет он от школы до церкви?

Учитель:  Так о каких старорусских мерах длины идет речь?

С: Сажень, дюйм.

Учитель:  Молодцы! А какие вы еще знаете старорусские меры длины?

Если вы были внимательны, то могли услышать некоторые из них в стихотворении. Я вам напомню его вам:

Можно измерять шагами.

Можно измерять локтями…

Учитель:  Вы догадались, какие старорусские меры длины здесь употреблены?

С: Шаг, локоть.

Учитель:  Знаете ли вы, что первой единицы для измерения величин были не слишком точными. Например, расстояния измерялись шагами.

Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины. Шаг как мера длины используется и в настоящее время.

Учитель:  Другая старинная мера длины встречается в пословицах: «Два вершка от  горшка, а уже указчик». Что такое вершок?

Вершок - старинная русская мера длины, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 Вершок = 4,44 см.  

И трава грозой весеннею измята,
дышит грузная и тёплая земля,
голубые ходят в омуте сомята,
пол-аршинными усами шевеля.

(Борис Корнилов)

Учитель:  Что же такое аршин? Мера аршин вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть). Он  равен 71 см 12 мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Купцы привозили невиданные ткани.  Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.

     Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.  У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше.

Учитель:  Давайте посмотрим на доску. Вы видите старорусские меры длины, что такое шаг, аршин и локоть, это все наглядно показано на рисунке. А что же такое сажень?

мера в рис

Сажень (от слова сягать, что означает доставать до чего-либо, достигать). В быту существовали разные сажени – маховая и косая.

Маховая – расстояние между раскинутыми в обе стороны руками по концы вытянутых средних пальцев; 1 маховая сажень – 1м 76 см.

Косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки, т.е. около 248 см.

Учитель:  При Петре I русские меры были приведены в определенную систему.  Она выглядела так:

1 верста = 500 саженям (1,06 км);
1 сажень = 3 аршинам = 7 футам  (2,13 м);
1 аршин = 16 вершкам  = 28 дюймам (0,71 м);
1 вершок = 4,45 см;
1 миля = 7 верстам (7,47 км)

1 фут = 12 дюймам (30,48см)

1 дюйм = 10 линиям (2,54 см)

Учитель:  У нас осталась нерешенная задача. Сейчас я вам ее напомню.

От школы до церкви 25 сажень. Червячок проползает 5 дюймов в минуту. За сколько времени доползет он от школы до церкви?

Кто решит задачу у доски?

Учащийся:

Дано:

S = 25 сажень

V = 5 дюймов/мин

t = ? ч

Решение:

Я вам немного помогу.

1 сажень = 3 аршина

1 аршин = 28 дюймов

1 сажень = 3*28 = 84 дюйма

25*84 = 2100 (дюймов)

2100 : 5 = 420 (мин)

420 : 60 = 8 (ч)

Ответ: за 8 ч Червячок доползет от школы до церкви.

    Учитель:   Молодцы!

Учитель: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились.

Учащийся:  Сегодня на уроке мы решали примеры, используя приемы быстрого устного счета, узнали о старинных мерах длины, решили задачу С.А. Рачинского.

Учитель: Поднимите любой зеленый предмет, кому все было понятно. Поднимите любой желтый предмет, у кого возникали сложности, но вам удалось справиться. Поднимите любой красный предмет те, кому сегодня было трудно, у кого остались вопросы. Я обязательно на них отвечу.

Учитель: Спасибо вам большое за работу!  Ребята, ваше домашнее задание, которое вы получали по ходу занятия, вы можете увидеть на экране. На следующем уроке математики мы обязательно все проверим!

Библиографический список

  1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. - М.: Школа-Пресс, 1998. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 7.).
  2.  Волчанинова М.Г., Чернышевский Б. П., Рачинский С.А. «1001 задача для умственного счета» пособие для учителей сельских школ. – М. Московская типография, 1892
  3.  Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: КомКнига, 2005. 
  4.  Кудрявцев Л.Д. Математика в современной школе и в недавнем прошлом // Там же. 2006. №1.
  5. Народное образование, Ежемесячный педагогический журнал. Изд. училищного совета. - С.-П., 1901
  6. Рачинский С.А. «Сельская школа». Сборник статей. Изд. 5. – С.-П. Сунодальная типография, 1902


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Учись учиться".

Классный час с целью привития уважения к любому виду труда и воспитанию стремления детей к самосовершенствованию и саморазвитию....

Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"

     Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными...

Презентация к уроку смыслового чтения "В школе С.А. Рачинского"

•«Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для все...

Классный час "Учись учиться"

Классный час "Учись учиться"...

Проект классного часа "Учись себя беречь" 3 класс специальной коррекционной школы II вида

Классный час предлагается для ребят 2-3 классов школ II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Основной целью проекта является формирование у школьников потребности и умения бережно относить...

Материалы к сочинению Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского" 3-4 классы

Развитие речи. Обучающее сочинениеМатериалы к сочинению Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского" 3-4 классы...

Классный час "Учить не для экзамена, а для жизни. Школа С.А. Рачинского"

Сценарий классного часа по предмету математика. Работа написана в соавторстве с Кечкиной О.Ф. Классный час опубликован во Всероссийском журнале "Педагогический опыт"....