Программа «Все цвета, кроме черного»
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Вдовина Юлия Владимировна

 

           В  младшем  школьном  возрасте  происходит  развитие  психических, психофизиологических  характеристик ребенка,  которые  необходимо  учитывать  в  процессе  воспитания. Особенностью  развития  детей младшего школьного возраста является недостаточное  умение  произвольно регулировать  процесс восприятия  по инструкции;  затруднение  в выделении  наиболее  существенных признаков  поступающей  информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vse_tsveta_krome_chernogo.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»

Кулундинского района Алтайского края

     

ПРОГРАММА

«Все  цвета, кроме черного»

                                                           

                         

       

                                                                          Срок реализации:4 года

                                                         Руководитель: учитель классов Вдовина Ю.В.

Кулунда

2017г.

Содержание

         1.Введение (пояснительная записка).

         2.План проведения  занятий  по курсу «Все  цвета,  кроме  черного».

         3.Материально- техническое  обеспечение.

         4.Перечень методов,  педагогические  технологии.

         5.Ход  занятий.

         6.Список  используемой  литературы.

Введение

(пояснительная  записка)

           В  младшем  школьном  возрасте  происходит  развитие  психических, психофизиологических  характеристик ребенка,  которые  необходимо  учитывать  в  процессе  воспитания. Особенностью  развития  детей младшего школьного возраста является недостаточное  умение  произвольно регулировать  процесс восприятия  по инструкции;  затруднение  в выделении  наиболее  существенных признаков  поступающей  информации. В этом  возрасте эмоциональные  стимулы  наиболее  значимы вызванные  биоэлектрические  реакции  мозга на  эти  стимулы  в  полтора -  два  раза  превышают,  овиты на  нейтральные  раздражители.

          Дети  полнее  и глубже  анализируют  информацию, если  она  эмоционально  привлекательна.

          Л.С.Выготский  писал об этом: «Ни  одна  форма  поведения  не  является столь крепкой, как  связанная  с эмоциями. Поэтому, если  вы  хотите  вызвать у ученика  нужные вам  формы  обучения,  всегда  позаботьтесь  о том,  чтобы  эти  реакции  оставили  эмоциональный  след  в ученике...  Эмоциональные  реакции оказывают  существенное  влияние  на  все  решительно  формы  нашего  поведения  и на  все  моменты  воспитательного  процесса».

           При  организации  целевого воздействия на  ребенка младшего  школьного  возраста следует  учитывать  и  особенности  его  внимания. Внимание - одна  из  важнейших  психофизиологических функций -  обязательное  условие результативности любого  вида  деятельности (восприятие реальных предметов и явлений,  мысленные операции  с  числами,  словами,  образами и т. п.)

            По Д.А.Фарбер: «Роль внимания  состоит в  создании общей  мобилизационной  готовности  к  деятельности  и  ее  избирательной  функциональной  организации   в  соответствии  с  конкретными  задачами  и потребностями. Наблюдая  за  непосредственными  реакциями  ребенка, можно  составить представление  о  многих  сторонах  его  психической  жизни - основных  интересах, потребностях,  эмоциональном  тоне, особенностях  восприятия  и  внимания. Уже  простое  наблюдение показывает:  внимание по- разному  проявляется  у одного  и  того  же  ребенка-  то  он  легко  отвлекается,  переключаясь  с  одного  предмета  на  другой,  то  так  бывает  захвачен  какой-то деятельностью, что  перестает  реагировать на  окружающее».

          Если  такие  характеристики  внимания,  как  объем, концентрация, переключение,  распределение, устойчивость,  сильно выражены,  то  они «хороши»  при  соответствии   особенностям  той  деятельности, в  которую  ребенок  вовлечен  по  собственной  инициативе,  либо  которая  предложена ему взрослыми  или  сверстниками. При  таком  соответствии  именно  внимание становится  регулятором  деятельности,  повышает  эффективность,  являясь  надежным  союзником в развитии  познавательной  деятельности  ребенка.

       Построение  рабочих  тетрадей  предполагает активное  включение  ребенка  в организацию работы: самостоятельный   анализ  и  оценка ситуаций поддерживают активное внимание ребенка  в  процессе занятий.  

      В 7-10 лет  у  ребенка  интенсивно  формируются  механизмы произвольного  внимания. Ребенок уже  способен  планировать  ближайшие  действия  и  организовывать  их в  соответствии  с  задачами,  которые  ставят перед ним  взрослые. Однако эта способность  еще  очень  нестойка  и  произвольное внимание  ребенка легко  переключается  на  интересы, непосредственно  привлекающие  его.

        У  школьников  2 - 4  классов  еще  не  развита  устойчивость  внимания, что   особенно  проявляется   при  выполнении  ими  умственных  действий.

        Поэтому  на  этапе  интенсивного  формирования  механизмов  произвольного  внимания,  который  рассматривается  как  сенситивный (особо  чувствительный к развитию этой  характеристики  восприятия  и   мышления),  необходимо оказывать  целенаправленное педагогическое  воздействие, способствующее его  развитию.

         В  младшем  школьном  возрасте  происходит  и  качественные  изменения  памяти. Память  развивается  в  двух  направлениях - формируются  произвольность  и осмысленность.

          С  первых  дней  обучения ребенку  предъявляются  требования,  касающиеся  произвольности  познавательных процессов,  учебной   мотивации,  навыков, позволяющих  успешно  осваивать  программу, и т. д. Даже  хорошо  подготовленные  дети  в  период  адаптации  испытывают  стресс,  показывают  нестабильные  результаты. Дети  с  низким  уровнем  готовности   способны  потеряться,  разочароваться  в  школе.

     Таким  образом,  одним  из  главных  направлений   этой  программы,  как  в  период  адаптации  в  первом  классе,  так  и  на  всем  протяжении  обучения  в  младших  классах.

      Причем  учебная  деятельность  понимается  не,  только  как  проявление  интеллектуально-познавательной  активности  детей,  но и  как  «...явление  целостной  и  полнокровной  жизни  детей  в  школьный  период  развития...» (В.В.Давыдов).

       Успешность  освоения  учебной  деятельности,  прежде  всего,  заложена не  в  ранней программной   подготовке  дошкольника,  а  в  полноценном  освоении  игровой  деятельности. Так,  в  частности,  в  процессе  развития  сюжетной  игры  расширяется  кругозор,  формируется   воображение,  произвольность  поведения;  вырабатываются  умения  принимать  правила,  инструкции,  следовать  заданному  алгоритму;  формируются  познавательные  интересы.

       Школьная  практика  опирается  на  реактивное  обучение- т. е. на  способность ребенка организовывать свою деятельность  по  чужой  программе.

       Сформировавшийся  мотивационный  компонент  готовности  к  обучению, подкрепляясь  развитыми  познавательными  процессами (память, внимание, воображение)  и  первичной   подготовкой  к  школе,  позволяет  младшему  школьнику  успешно  преодолеть  период  адаптации.  Во  все  занятия  программы  включены  различные  игры.  

          По  мере  того  как  развивается  память, от  непосредственного  запоминания,  свойственного  дошкольникам,  к  запоминанию, опосредованному  конкретными смысловыми  задачами,  освоение  учебного  материала  происходит  за счет  его  осмысления,  а  не  формального  повторения.  Эта  особенность  также  учтена  при  разработке  УМК «Все цвета,  кроме черного».

          Несмотря  на  усилия  взрослых (медиков, юристов,  педагогов, родителей) число  детей  и подростков,  использующих  одурманивающие  вещества,  продолжает  расти. Среди  тех,  кто  имеет опыт употребления  наркотиков,  все  больше  оказывается  девочек.

          Трудно  найти  человека, который   бы не  знал,  что  наркотики  опасны. Ощущение приятного  служит  показателем  того,  что  с помощью  определенного  фактора  внешнего  мира  можно  реализовать  ту  или  иную  потребность. Изначально  это  служит  своеобразным  подкреплением. Типичное  заблуждение. С  ним  не  всегда  может  справиться  взрослый,  не  говоря  уже  о  подростках.

           Как  это  сделать,  если  в  силу  занятости  взрослых,  дети  представлены  сами  себе,  лишены  родительского  внимания  и заботы.  Часто  чувствуют  себя  непонятыми,  отверженными. Подростки,  живущие  в  ситуации  затяжных  конфликтов,  вынуждены  самостоятельно  решать  проблему  социальной  адаптации.  Ищут  ответы  на волнующие  их  вопросы,  поддержку  и  внимание  на  лице.

Возникшие  комплексы уничтожают  с  помощью  психоактивных  веществ,  высказывая  желания «стать  своим  в компании»,  «выглядеть взрослыми», «испытать  новые  ощущения». Результаты  опросов  показывают,  что  современные  школьники  хорошо  осведомлены, что «пить, курить - здоровью вредить». Однако  это  не  только  не  пугает  их, но и, наоборот,  подстегивает  любопытство,  толкает  их  на  опасные  эксперименты с одурманивающими  веществами.

            Известный  польский  психотерапевт  Марек  Котаньский  утверждал,  что «наркотики  не  имеют  силы  над  счастливым  человеком, любящим  и любимым,  умеющим  ставить  перед собой  цели  и  достигать  намеченного, интересным  окружающим  и  интересующимися  окружающими».  В  этом  утверждении  и  состоит  актуальность  темы  педагогической  и  семейной  профилактики  наркотизма  в школе.

   

          Цель:

-Формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

-Улучшение  успешности  освоения  учебной  деятельности  посредством  реализации  программы: «Все  цвета,  кроме  черного»;

     - вытеснить  за  счет  средств  воспитания и обучения  из  сферы  интересов  детей  и  подростков форм  активности,  связанных  с  употреблением  наркогенных  веществ,  сформировать  у  детей  навыки  Эффективной  адаптации  в  обществе, позволяющей  в  дальнейшем  предупредить  вредные  привычки.

            Занятия   по  курсу «Учусь  понимать  себя» (2-ой  класс)  помогают  детям  узнать  себя,  понять  свои чувства,  настроение,  на  занятиях  дети  учатся  рассказывать  о  себе  другим.  Дети  на  тренинговых  занятиях  учатся  управлять  своими  чувствами.

            Занятие  в третьем  классе  проходят  по   курсу «Учись  понимать  других».         

Они  направлены  на  развитие  у  ребенка  интереса  к  тому,  что  думают  и  чувствуют другие  люди, как  они  выражают  свои  чувства, а  также  умения адекватно  оценивают  поступки  других  людей.

              На  формирование  навыков  общения,  а  также  способов  оценивать  свое  поведение,  самостоятельно  принимать  решения,  отвечать  за  свои  поступки  направлены  задания  в  четвертом  классе. «Учусь  общаться»- так  назван  курс,  который  является  логическим  продолжением  предыдущих  курсов.  В  четвертом  классе сделано  обобщение  знаний,  освоенных  на  предыдущих  этапах  обучения,  на  новом  уровне  рассматриваются  вопросы  формирования  характера,  силы  воли, дружбы,  межличностных  отношений.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:

• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

• расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;

• формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления свои поведением, эмоциональным состоянием.

• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

             

                                            Теоретическое обоснование:

       1.М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного»

Организация  педагогической  профилактики  наркотизма среди  младших  школьников.

(пособие  для  педагогов).

       2.М.М.Безруких  -Учусь  понимать  себя; рабочая  тетрадь.

       3.М.М.Безруких - « Все  цвета,  кроме  черного» -Книга  для  родителей.

       4.М.М.Безруких - «Все  цвета, кроме  черного»- Учусь  общаться -рабочая  тетрадь.

       5.Л.С.Выготский; Д.А.Фарбер- «Возрастные  особенности  младших  школьников».

       6.Д.А.Глазунов- Приоритетные  направления  развития по  возрастным категориям.

«Развивающие  занятия». Методическое  пособие с электронным  приложением.

       7.Особенности  учебной  деятельности  младших  школьников. В.В.Давыдов.

                                       

                                              Механизм  реализации:

Программа  «Все  цвета, кроме  черного»  выстроена  по   5  направлениям:

            Физическое здоровье;  психическое  здоровье; межличностное  общение;    коммуникативные  способности; развитие внимания, памяти, мышления.

Реализуется  во  внеурочной  деятельности  по ФГОС во 2 – 4 классах 1 час в неделю.

Основная  форма  работы:  групповая.

В  реализации  программы  принимают  участие  ученики 2 – 4 классов,  их  родители, руководитель  кружка, медицинский  работник.

         

Этапы  реализации:

1  этап — Подготовительный

   

               Действие

               Цель

1.Подбор  учебно-методической  литературы.

1.Изучение  возрастных особенностей младших  школьников.

-Изучение  особенностей  учебной  деятельности  учащихся.

2.Разработка  программы

2.Выстраивание  системы  занятий  по  формированию  коммуникативных  способностей, межличностному общению, ЗОЖ.

3.Подготовка  материальной  базы.

3.Повысить  интерес  к  групповым  занятиям,  к  играм.

2  этап — Апробационный

                Действие

                 Цель

1.Первичное  диагностическое  обследование.

1.Выявить  уровень: памяти, внимания, мышления.

-Определить  межличностное  взаимоотношение  в  коллективе.

2.Реализация  программы «Все  цвета, кроме  черного».

2.Улучшение  взаимоотношений  в коллективе.

-Улучшение  памяти,  внимания, мышления.

3.Усовершенствование  материальной  базы.

3.Приобрести  мяч,  настольные  игры  для  улучшения  моторики  пальцев рук.

3  этап — Контрольно  обобщающий

                    Действие

               Цель

Вторичное  диагностическое  обследование.

-Проверить  уровень  памяти,  внимания, мышления.

-Определить  изменения  в  межличностных  взаимоотношениях  в  коллективе  сверстников,  уровень  агрессивности,  тревожности.  

 

3  этап -  Контрольно - обобщающий

              Действие

            Цель

1.Третье  диагностическое  обследование.

1.Проверить  уровень памяти,  внимания, мышления.

-Определить  и  сравнить межличностные  взаимоотношения  в  коллективе сверстников  и  уровень  агрессивности  и тревожности  на  начало  и конец  года.

2.Проверить  уровень  улучшения  памяти, внимания,  мышления;  мотивации учения.

2.Проверить  насколько  у  первоклассников  улучшилась  учебная  деятельность и  повысилась  мотивация  учения.

3.Обобщение  опыта  работы.

3.Поделиться  опытом  с  коллегами.

4.Оценка  эффективности  программы «Все  цвета, кроме  черного».

4.Скорректировать  программу,  выделить плюсы, минусы.

Прогнозируемый   результат

Результаты  деятельности  школьников  распределяются  по 2 уровням.

Уровень 1. Приобретение  умений  тренировать  свою  память,   внимание, мышление.

Знать  полезные  и  вредные  привычки. К  концу  обучения  учащиеся  будут   знать:

-полезные  и  вредные  привычки;

-основные  режимные  моменты;

-от  чего  зависит здоровье  человека;

-как  улучшить  настроение;

-упражнения  для  тренировки  внимания,  памяти.

Уметь:

  • планировать  свое  время;
  • тренировать  свою память, мышление;
  • улучшать   свое  настроение.

Владеть:

            -основными  упражнениями  по  тренировке  памяти,  внимания;

            -практическими  упражнениями,  помогающими  заботиться  о  своем  здоровье.

Уровень 2.Развитие  коммуникативных  способностей,  общение  друг  с  другом.

Приобретение  школьниками  опыта  общественной  деятельности,  работы  в коллективе,  опыта  заботы  о  младших.

Результаты  освоения  программы

 

Основное  содержание    групповых  занятий составляют  игры и «психотехнические  упражнения» направленные   на  развитие  познавательной  и  эмоционально- волевой  сферы,  навыков адекватного  социального  поведения  школьников. Вместе  с  тем, еще  необходимым  элементом всех  занятий  должны  быть  психотехники,  направленные  на  развитие  собственно  групповых  структур  и  процессов,  поддержание  благоприятного  внутригруппового  климата, сплочение  и  организационное  развитие детского  сообщества.

Наибольший   развивающий  эффект достигается  не за  счет  увеличения  разнообразия психотехнических  приемов, а  за счет    наиболее,  полного  использования потенциальных  возможностей  каждого  из  комплексных  упражнений,  включенных  в занятие. Например,  упражнение  на  развитие  внимания  может  одновременно  способствовать выработке  навыков  общения,  способствовать сплочению  группы,  позволять  ребенку  познать  еще  какие- либо  новые  стороны  своего Я.  С  другой  стороны,  каждое  упражнение  должно  быть  проведено  несколько  раз:  с усложнениями, с передачей  функций  ведущего  от  взрослого  к  каждому  желающему  ребенку,  с  другими  возможными  вариациями. Если упражнение  полностью  отработано, но  очень  нравится  детям,  его  надо включать в работу  группы до  тех пор,  пока  желание  выполнять  его  сохраняется. Как  показывает  практика,  для  ребенка,  находящегося  в  процессе  адаптации,  каждый  новый  вид  активности,  тип  решаемой  задачи  составляет  определенную  проблему. Структура  группового  занятия  со  школьниками  должна  включать  в  себя  следующие элементы: ритуал  приветствия,  разминка,  рефлексия  прошлого  занятия, основное  содержание  занятия,  рефлексия  прошедшего  занятия, ритуал  прощания.

Основное  содержание  занятия  представляет  собой  совокупность  психотехнических упражнений  и приемов,  направленных  на  решение задач  данного развивающего  комплекса. Приоритет  отдается  многофункциональным  техникам,  направленным  одновременно  и  на  развитие  познавательных  процессов,  и  на  формирование  социальных  навыков,  и  на  динамическое  развитие  группы. Важен также  порядок  предъявления  упражнений  и  их  общее  количество.  Последовательность  упражнений  должна предполагать  чередование  деятельностей,  смену  психофизического  состояния  ребенка:  от подвижного  к  спокойному,  от  интеллектуальной  игры  к  релаксации  технике  и др. Игр  должно  быть  2-4, некоторые  из  которых  были  разучены  на  прошлом  занятии.

Рефлексия  занятия предполагает ретроспективную  оценку  занятия  в  двух  аспектах:  эмоциональном (понравилось,  не  понравилось,  было хорошо — было  плохо  и почему), и  смысловом  (почему  это  важно,  зачем  мы  это  делали).  

Излагаемая  программа представляет  собой  систему  взаимосвязанных  занятий,  выстроенных в  определенной   логике  и  направленных  на  формирование у  младших  школьников  необходимого  уровня психологической  готовности  к  школе в  сферах  обучения,  общения  со  сверстниками  и  педагогами,  мотивационной  готовности.

Предметными  результатами  занятий  по  программе «Все  цвета,  кроме  черного»  являются:

  • создание   условий  для  успешной  адаптации  в  школе,  класса;
  • создание  у  детей  представления о  ценности  здоровья и  необходимости бережного  отношения  к  нему;
  • сформированность  важнейших  учебных  умений  и  действий.

           

   Метапредметными  результатами  являются:

                    - культурно-  познавательная,  коммуникативная  компетентности;

                    - приобретение  опыта  в  преодолении  возникших  трудностей;

                    - расширение  кругозора,  сферы  актуальных  интересов и  способностей.  

                             

Личностными  результатами  занятий  являются:    

                   -обучение  планированию,  самоконтролю  и  взаимоконтролю;

                   -развитие  способности  эффективно  строить взаимоотношения  со  взрослыми  

                     и  сверстниками;

  • формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни;
  • развитие  личностных  ресурсов  детей  за  счет  расширения  кругозора,  сферы  актуальных   интересов  и  способностей.                    

Содержание программы

«Учусь понимать себя» 

(1-2 класс)

Содержание

Задачи

Формы обучения

Ожидаемый результат

1 четверть

Твои новые друзья.

Что ты знаешь о себе.

 Как ты растешь.

Раскрыть взаимосвязь здоровья и поведения человека; научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее его здоровье; привить навыки здоровьесберегающего поведения

Игры: инсценировки, интегрирование темы в различные виды детского творчества

Сформировать представление о своем здоровье, его назначении, здоровом образе жизни

2 четверть

Твое настроение.

 Как исправить настроение.

3 четверть

Как ты понимаешь мир

Твои чувства.

4 четверть

Твои поступки. Твои привычки

 

      Обучающимся предлагаются развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.

«Учусь понимать других»

(3 класс)

Содержание

Задачи

Формы обучения

Ожидаемый результат

1 четверть

Что изменилось за год.

Как научиться разговаривать с людьми

Сформировать представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья; о ситуации, связанных с риском наркотизации.

Ролевые игры. Контекстное обучение: включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов, в различные виды творчества.

Укрепить личностную мотивацию к выбору здорового образа жизни, обучить поведенческим схемам, направленным на сохранение и укрепление здоровья

2 четверть

Что такое интонация.

Для чего нужна улыбка.

3 четверть

Как научиться преодолевать трудности

4 четверть

Как понимать друг друга.

Умеешь ли ты дружить

 

    

Обучающимся предлагаются задания, способствующие не только приобщить детей к здоровому образу жизни, но и приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми - сверстниками и взрослыми. Предлагаемые игровые ситуации побуждают ребенка делать выбор между "плохим" и "хорошим", проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать, исподволь формируя ценностные ориентации и, главное, умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимости говорить "нет".

 «Учусь общаться» 

(4 класс)

Содержание

Задачи

Формы обучения

Ожидаемый результат

1

четверть

Что вы знаете друг о друге. Твой класс

Научить относится к людям, употребляющим запрещаетющие наркосодержащие вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду; обучить равноправному общению  в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы.

Тренинги, специальное обучение, контекстное обучение, ролевые игры, разновозрастное обучение

Сформировать отношение к здоровью как важнейшей человеческой ценности, помочь овладению навыками здоровье-сберегающего поведения на практике

2

четверть

Кто твой друг. Как научиться жить дружно.

Как помириться после ссоры.

3

четверть

Какой у тебя характер.

Как воспитывать свой характер. Как сказать «нет».и отстаивать свое мнение.

4 четверть

Фантастическое путешествие.

 

       Ученикам 4-х классов предлагаются проблемные задания и игры, обучающие детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные. Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.

 «Учусь понимать себя» 

(1 класс)

Содержание

Дата

Твои новые друзья.

Учимся помогать друг другу в трудных ситуациях.

Как ты растешь.

Как здоровье влияет на самочувствие.

Что ты знаешь о себе.

Режим дня и мое здоровье.

Давайте будем вежливыми.

Моя будущая школа.

Дом в котором я живу.

«Если был бы я волшебником».

«Грустный, радостный, спокойный»

Твое настроение.

Как ты познаешь мир.

Тренируем память и внимание.

Межличностное общение.

Общаясь наблюдаем.

Твои чувства.

Анализируем свои чувства.

Как исправить настроение.

Регуляция своего эмоционального состояния.

Твои поступки.

Последствия поступков.

Твои привычки.

Полезные привычки.

Твой день.

Учимся запоминать

Учимся мыслить.

Учимся воображать.

Умение определять чувства и настроение.

Учимся общаться

Учимся наблюдать

Учимся произвольно двигаться.

Учимся логически мыслить.

Учимся творчески мыслить.

Развиваем произвольное внимание.

Пространственная ориентация.

Зрительное восприятие.

Произвольное внимание.

Учимся контролировать себя.

Развитие восприятия.

Развитие активного внимания.

Развитие воображения.

Учимся расслабляться.

Учимся творчески мыслить.

Учимся координировать свои действия.

 «Учусь понимать себя» 

(2 класс)

Содержание

Дата

Вводное занятие. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Диагностика «Уровень социальной адаптированности учащихся».

Твои новые друзья

Режим дня

Сказкотерапия. Чтение и обсуждение сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Как ты растешь (занятие-исследование)

О вреде курения

Конкурс плакатов на тему «Курить здоровью вредить»

Что ты знаешь о себе

Тестирование «Какой я?»

Ты в кругу людей. Правила общения.

Твое настроение

От чего зависит настроение

 «Правила общения». Беседа.

Сказкотерапия. Просмотр и обсуждение мульфильма «Маугли»

Как ты познаешь мир

Конкурс плакатов на тему «Будь осторожен с неизвестными веществами.

Сказкотерапия. Чтение и обсуждение сказки В.Гауфа «Маленький Мук»

Твои чувства

 «Что такое чувства?» Беседа. Встреча с медицинским работником.

 «Волшебная страна чувств». Урок творчества.

Ролевые игры.

Как исправить настроение

Сказкотерапия. Сочинение сказки «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость-Веселье»

Экскурсия в краеведческий музей

Твои поступки.

 «Человек в мире правил». Беседа.

 «Не делай этого». «Нет школьному хулиганству. Выставка рисунков.

 «Главные ценности в жизни школы». Театрализация.

Твои привычки

Как избавиться от вредных привычек.

Сказкоткрапия. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Итоговое занятие. Составление коллажа

Диагностика «Уровень социализации учащихся».

«Учусь понимать других»

(3 класс)

Содержание

Дата

Наблюдение за изменениями, произошедшими в своём организме.

Что я знаю о себе.

Работоспособность

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома

Знакомство с формулами общения.

Давайте познакомимся.

Кого или чего я боюсь

Игры-тренинги

Роль интонации в общении

Ролевые игры. Инсценировка.

Ролевые игры. Инсценировка.

Золотые ключики к сердцам людей.

Трудности в общении с людьми.

Способы преодоления трудностей в общении

Как научиться преодолевать трудности вместе

Твёрдое слово «нет!»

Как понять друг друга без слов. Роль мимики и жестов в общении с людьми.

Мимика в рисунках.

Мимика в рисунках.

Значение доброжелательных отношений с людьми.

От улыбки станет день светлей

От улыбки станет день светлей

От улыбки станет день светлей

Как научиться жить дружно

Ценность дружбы

Законы дружбы

Законы дружбы

Законы дружбы

Я и другие

Я и другие

Прощай тётушка скука

Прощай тётушка скука

Игра «Разыщи радость»

Урок здоровья

«Учусь общаться» 

(4 класс)

Содержание

Дата

Что вы знаете друг о друге.

Что вы знаете друг о друге.

Твой класс.

Твой класс.

Кто твой друг.

Кто твой друг.

Знакомство с литературными героями, обсуждение и анализ их поступков.

Как научиться жить дружно.

Как научиться жить дружно.

Литературные герои и их поступки.

Литературные герои и их поступки.

Литературные герои и их поступки. Тренинг.

Как помириться после ссоры.

Как помириться после ссоры.

Какой у тебя характер.

Какой у тебя характер.

Как воспитывать свой характер.

Как воспитывать свой характер.

Ролевые игры «Воспитание характера».

Ролевые игры «Воспитание характера».

Как проявить силу своего характера.

Как проявить силу своего характера.

Как проявить силу своего характера.

Как проявить силу своего характера.

Как сказать «нет» и отстаивать свое мнение.

Как сказать «нет» и отстаивать свое мнение.

Разыгрывание ситуаций, когда и как нужно сказать «нет».

Разыгрывание ситуаций, когда и как нужно сказать «нет».

Фантастическое путешествие.

Фантастическое путешествие.

Планета,  на которой ты хотел бы жить.

Планета,  на которой ты хотел бы жить. Рисование плакатов.

Планета,  на которой ты хотел бы жить. Рисование плакатов.

Конкурс знатоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Все цвета кроме черного" по теме "Твое настроение" 2 класс.

Задания этого занятия направлены на то, чтобы учащиеся научились различать свое настроение и анализировать причины, которые вызывают смену настроения....

Методическая разработка занятия по программе УМК "Все цвета, кроме черного" по теме: "Как ты растешь"

Подробная разработка занятия о необходимости ведения здорового образа жизни и о факторах, влияющих на здоровье человека....

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» Авторы программы: Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т.А. – М.: «Вентана – Граф», 2003. 3 класс. Тема: "Как научиться разговаривать с людьми ".

На занятии учащиеся знакомятся и отрабатывают фразы, используемые при знакомстве, отказе, просьбе, извинении; развивают групповую сплоченность, умение конструктивн...

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» 4 класс. Тема: «Как научиться жить дружно».

С целью формирования у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков составлено занятие по д...

Занятия "Все цвета, кроме черного"

Формировать у детей здоровый образ жизни.....

Внеклассное занятие курса "Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя" во 2 классе

Внеклассное занятие курса "Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя" во 2 классе. Урок - путешествие по залам исторического музея. Урок проводится с использованием презентации....

Сообщение "Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"

Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"...