Сообщение "Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"
статья по теме
Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_profilakticheskim_programmam.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Узуновская средняя общеобразовательная школа»
Сообщение
«Из опыта работы по реализации программ
«Разговор о правильном питании»,
«Все цвета, кроме черного».
Зам. директора по ВР
Н.В. Тихонова
2012 год
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Поэтому мы считаем проблему сохранения здоровья, прежде всего, социальной и уверены, что решать ее нужно на всех уровнях общества.
В целях совершенствования и координации учебно – воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей в нашей школе реализуются программы «Здоровье», «Правильное питание – путь к здоровью и успешному обучению», «Все цвета, кроме черного», «Разговор о правильном питании».
Хочу подробнее рассказать о реализации программы «Разговор о правильном питании».
Мы работаем по данной программе восьмой год. Учителя начальных классов используют в работе методику «Школа здорового питания», которая составлена И.В. Мелиховой, Т.В. Астафьевой, З.П. Петрухиной. На настоящий момент по данной программе занимаются 132 учащихся.
Приоритетным направлением работы по данной методике является не только получение теоретических знаний, но и их практическая направленность. Поэтому мы считаем, что главная задача данной методики – максимально адаптировать ребенка к реальным жизненным условиям, чтобы дети смогли применять полученные знания на практике.
Примечательно, что данная программа практикоориентирована: можно читать тетради по ролям, разыгрывать сценки, ходить на экскурсии, но если дети сами что-то придумают, это ещё ценнее.
Наша работа началась с диагностики для выявления уровня сформированности понятий о правильном питании у родителей и ребят, о пользе продуктов, о значении рационального питания в жизни семьи; с выяснения уровня здоровья детей. При диагностировании дети и родители дали ответы на одни и те же вопросы, заполнили анкету «Мое здоровье», что позволило определить, какое значение имеет правильное питание в их жизни, выявило отношение обучающихся к своему здоровью, понимание важности правильного питания.
В результате были получены данные, говорящие о наличии определенных проблем. Так, при опросе обучающихся младшего школьного возраста нами установлено, что питание в семьях отличается однообразием. О вреде еды в сухомятку знают 84 % опрошенных, не осведомлены на эту тему 13, 1 % и отрицательно ответили 2,9 %.
Стало ясно, что необходимо работать над вопросом о правильном питании.
Исходя из этого, определены следующие направления работы:
- организационные;
- профилактические;
- диагностические;
- консультационные;
- пропагандистские;
- исследовательские;
- обучающие;
- воспитывающие.
По этим направлениям учителя начальных классов составили планы работы. В 1 – 2 классах, работающих по новым стандартам, введена и реализуется во внеурочной деятельности программа «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья» (для детей 8–10 лет).
Учитывая возрастные и психологические особенности младшего школьника, занятия проводятся в нестандартной форме, в форме викторин, КВНов, путешествий, конкурсов, круглых столов, мини – спектаклей, дискуссий и т. д. В уроки здоровья учителя вводят аффермации (целительные утверждения), например: «Изо дня в день, с каждым днем я чувствую себя лучше и лучше». А также в конце каждого занятия дети получают совет: умей себе помочь, помог себе – помоги другим!
В целях воспитания интереса к здоровому образу жизни данная методика использует такой метод как экскурсия. Были проведены экскурсии в столовую, на родник, в хлебопекарню. Такие мероприятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.
Неоценимую помощь в работе оказывает медицинская сестра, которая следит за питанием, проводит медицинские осмотры. Ее также приглашают на занятия для бесед с детьми.
В содержании программы большое внимание уделяется работе с родителями – приведено большое число заданий, предполагающих совместную работу детей и взрослых. Взрослые члены семьи участвуют в праздниках, викторинах, конкурсах и т.д.
В работе с детьми мы используем проектную деятельность, которая рассчитана на совместную работу ребенка и его родителей. В прошлом учебном году реализован проект «Овощи».
В результате проектной деятельности дети и родители проявили творческую активность. Ими нарисованы рисунки, написаны сказки, рассказы, составлены кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д. У детей повысился уровень знаний по данной теме, сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания и т.д.
Программа «Разговор о правильном питании» способствовала развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, они многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каш и запеканок и т.д., способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным.
Классные руководители 5 – 11 классов продолжают работу, начатую учителями начальных классов в этом направлении. Традиционными стали классные часы о здоровом образе жизни и профилактики заболеваний желудочно – кишечного тракта. О вреде чипсов, сухариков, газированных напитков учащиеся рассказывают сами языком плакатов, фотографий из школьной жизни, сказок – историй. Практикуется проведение классных часов в форме кулинарного поединка, где ребята демонстрируют умения в приготовлении пищи и знания о пользе горячего питания.
Составленные разработки мероприятий пополняют методическую копилку.
В формировании представлений о здоровом образе жизни, правильном питании наша школа работает не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий окружающий мир, иностранный язык, технологию, искусство. Такие уроки в основном содержат интерактивные формы, направленные на развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов обучающихся и активизацию творческих возможностей. В прошлом учебном году учащиеся 6 классов на уроке английского языка работали над проектом «Мой режим дня», на уроках русского языка дети пишут мини – сочинения о пользе овощей и фруктов в рационе питания.
Работа по программе «Разговор о правильном питании» способствовала формированию знаний у детей, их осознанного отношения к питанию, как части культуры питания, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в школе, но и дома. Работа по данной программе позволила педагогам добиться положительных результатов:
- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме на 50%, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать каши, супы, запеканки и т.д.
- большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;
- у большинства детей сформированы основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть.
- сформировано представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания.
- у большинства ребятишек сформировалось представление (необходимости и важности соблюдения режима питания, как одного из необходимых условий рационального питания.
Совокупность педагогических, психологических, медицинских и других условий, созданных в нашей школе, способствуют успешному обучению и сохранению здоровья детей.
«Все цвета, кроме черного»
Известный польский психотерапевт Марек Котаньский утверждал, что «наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующимися окружающими». В этом утверждении и состоит актуальность темы педагогической и семейной профилактики наркотизма в школе.
Основные темы:
Как ты растешь.
Твое настроение.
Как ты познаешь мир.
Твои поступки.
Как научиться преодолевать трудности.
Для чего нужна улыбка.
Как научиться жить дружно.
Как воспитать свой характер.
На таких занятиях у учащихся развивается представление о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, учащиеся, как младшего, так и подросткового возраста, могут проявить свои творческие, организаторские способности.
Работа системная и строится по принципу спирали: каждое следующее занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые дети получают на предыдущем занятии. Важно привить ребенку навыки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Каждая ситуация «проигрывается» с одноклассниками. Предлагаются различные задания на закрепление формул общения в новых для ребенка ситуациях. Коллективная работа в классе предполагает широкое использование вариантов игр: ролевая, сюжетно-ролевая, образно-ролевая, тренинговые игры.
Используются также дискуссионные формы и метод проектной деятельности.
Таким образом, школьник является не просто слушателем, воспринимающим готовую информацию, он активно участвует в обсуждении, анализе, оценке представленных норм, поведенческих схем, формирует свое собственное отношение к этим проблемам. Учитывая возрастные особенности учащихся, занятия можно разделить на несколько этапов.
Так, занятия по курсу «Учусь понимать себя» (2-ой класс) помогают детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, на занятиях дети учатся рассказывать о себе другим. Дети на тренинговых занятиях учатся управлять своими чувствами.
Занятие в третьем классе проходят по курсу «Учись понимать других».
Они направлены на развитие у ребенка интереса к тому, что думают и чувствуют другие люди, как они выражают свои чувства, а также умения адекватно оценивают поступки других людей.
На формирование навыков общения, а также способов оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки направлены задания в четвертом классе. «Учусь общаться» - так назван курс, который является логическим продолжением предыдущих курсов. В четвертом классе сделано обобщение знаний, освоенных на предыдущих этапах обучения, на новом уровне рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт "Опыт работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"
Творческий отчёт содержит важный материал из опыта моей работы по программе "Разговор о правильном питании" за последние 5 лет....
Системе работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" (2 класс)
Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания.Для воспол...
Профилактические программы "Разговор о правильном питании"
Профилактические программы в 1 классе "Разговор о правильном питании"...
Питайся правильно! Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» Стаж работы в программе 5лет.
Из опыта работы классного руководителя ....
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Конкурсная работа в рамках программы «Разговор о правильном питании»
Конкурсная работа по теме "Система рабoты пo развитию кoммуникативных навыкoв у учащихся 1-гo класса при реализации прoграммы «Разгoвoр o правильнoм питании»"...
Система работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"
В презентации раскрыта система работы учителя начальных классов по формированию основ культуры питания детей как составляющей здорового образа жизни....