Методическая разработка внеурочного мероприятия " Азбука добра"
методическая разработка (4 класс)

Прокошева Наталья Леонидовна

Внеурочное мероприятие посвящено теме " Что такое доброта?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_azbuka_dobra.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Азбука добра»

Дата проведения: 20.052021

Класс: 4

Воспитатель ГПД: Прокошева Наталья Леонидовна

Место проведения: кабинет 4 класса

Тема «Азбука добра»

Методы и формы: игра-путешествие

Цель: формирование у учащихся уважения к общечеловеческим нравственным ценностям

Задачи:

 - воспитывать у учащихся доброжелательность, чуткость;

 -формировать стремление совершать добрые поступки, заботиться о душевном состоянии других людей.

 Наглядность, оборудование:

 карточки с пословицами;

 карта путешествия, острова;

 компьютер;

 песня «Доброта»

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Зимний солнечный лучик проник к нам в класс. Теплом коснулся каждого из      нас.      

   - Наши глазки сияют.

   - На лице у нас приветливая улыбка.

   - Нам легко и радостно.

   - Мы спокойны, уверенны и доброжелательны.

 2. Создание проблемной ситуации.

    Звучит песня «Доброта»

 - Вы послушали песню. О чем она? (О доброте, о необходимости делать добро другим людям)

3. Сообщение темы и целей.

   - Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? (Доброте)

   - Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.

   - А что такое добро? Доброта? (Это все хорошее, красивое, доброе).

   - В толковом словаре можно прочитать следующее определение:

   ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она одарит хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно непокорным небом

Давайте воевать за доброту.

   - Доброта..  Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут , а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

4. Путешествие по станциям.

   - Чтобы лучше разобраться, что такое настоящая доброта, мы отправимся в небольшое путешествие. И первый остров, который мы посетим – это остров «Пословиц».

    - А знаете ли вы историю слова «добро». Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

   - Вам необходимо из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл.

   Доброе слово, что ясный день. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Жизнь дана на добрые дела. Живи добрее – будешь всех милее.

   - Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают другие.

   - Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

   - Доброе слово лечит, а злое калечит. Делай другим добро – будешь сам без беды.

   - Жизнь достойная человека – это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным и добрым человеком.

   - Непросто быть добрым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают вам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

   - Наш дальнейший путь лежит к острову сказок. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.

   - Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

   - Послушайте вопросы, и скажите, о ком идет речь.

   1). Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

   2). Этот герой лечил зверей и птиц в Африке. (Айболит)

   3). Красные и белые розы были любимыми цветами этой девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)

   4). Этот сказочный персонаж помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)

   5). Эта девочка согрела теплым словом Деда Мороза. (Падчерица из сказки «Морозко»)

   - Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев. (Они делают добрые дела, борются со злом)

   ИГРА «ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ»

   - Суть игры в том, что я буду перечислять всевозможных известных сказочных персонажей. Если вы услышите имя доброго сказочного героя, хлопайте в ладоши, если злого – закрывайте лицо ладошками.

   Сказочные персонажи: Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас,  Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Золушка, Мальвина ,старуха Шапокляк, Чебурашка, Крокодил Гена.

   - Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово-

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый сумеет найти,

Чтоб справиться другу с тоской,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

   - Первый шаг к доброте – это доброе, вежливое слово. А наше путешествие продолжается. Мы у острова «Волшебные слова»

   - Есть пословица: доброе слово и кошке приятно.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

   ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

   - Нужно подобрать в рифму слова, пропущенные в стихотворениях.

Я, признаться, удивлен,

Расскажу вам вот о чем.

Встретил шуструю Настенку

Я на улице сейчас,

Настя-милая девчонка,

Она ходит в первый класс,

 Но давно уже от Насти

Я не слышу слово …..

Дед на внучку осерчал-

Экая досада:

Он портфель ей подарил,

Думал: будет рада.

Нот зачем молчать как рыба

Ну, сказал бы…..

Когда меня бранят за шалости.

Я говорю, прости…(пожалуйста)

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но напрасно я от Вити

Ждал лишь слова…..(Извините)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…..

Зеленеет старый пень,

Когда услышит……

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…..

  - А какие добрые, волшебные слова звучат в вашей речи?

  - Недаром говорят: «Слово лечит», «Словом можно убить». Поэтому быть добрым – значит приветливо относиться к людям, стараться согреть их ласковым словом.

  - Ребята, на этом острове злые люди заколдовали солнышко. Какие слова написаны на лучиках?

  - Сейчас мы сделаем так, что эти слова исчезнут. Заменим словами добрыми, противоположными по смыслу.

ЗЛОЙ - ДОБРЫЙ

ЖАДНЫЙ - ЩЕДРЫЙ

ГРУСТНЫЙ - ВЕСЕЛЫЙ
ГРУБЫЙ- ВЕЖЛИВЫЙ

ГОРЕ-РАДОСТЬ

ВРАЖДА-ДРУЖБА

- Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнышко. Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.

Друзья мои!

Внушайте веру людям!

И чаще говорите «Добрый день».

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей.

- Ребята, вот незаметно мы прибыли к острову «Добрые дела».

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

-Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

  Дети читают стихи:

Достается не дешево

Счастье трудных дорог

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой меркой измеряются

Все земные труды…

Может, вырастил деревце?

Посадил ты сады?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Полезным мирным трудом?

Иль под снежной порошей

 Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.

- Давайте послушаем стихотворение А. Л. Барто«Любочка». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

- Какая Любочка на самом деле?

- А теперь обсудим несколько ситуаций из произведений

  «Просто старушка» В. Осеева

  «Плохо» В. Осеева

  «Старик и яблоня» (По Л. Н. Толстому)

- Главное – захотеть стать добрым, научить свое сердце быть чутким, а руки умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.

   Дети читают стихи:

Стать добрым волшебником-

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово.

Кто любит собак

Или прочих животных

Серьезных котят

И щенков беззаботных.

Кто может любить и козла и осла

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

На клумбе цветок

Его листья повисли

Грустит он. О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

О чем же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем-

Галопом сестренка

Помчалась на нем!

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы заботы:

«Вернусь -хорошо бы

Пошить, почитать.

Да надо с уборкой

Возиться опять»

И ты совершаешь

Великое чудо-

Пол засверкал,

Засияла посуда.

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

Да это -как в сказке!

Волшебник ты мой!

   - Так какого человека можно назвать добрым? (Любит людей, готов в трудную минуту прийти на помощь, бережет природу…)

   - А теперь представьте себя волшебником и подумайте, какое чудо, а это значит,  доброе дело вы могли бы совершить дома, на улице, в транспорте, на природе, в классе.

   - Я знаю, что многие из вас завели «Дневники добрых дел».

   ИГРА «ДА – НЕТ»

Вы смелые?                                        Веселые?

Умелые?                                             Драчливые?

Ленивые?                                            Добросердечные?

Добродушные?                                  Доброжелательные?

Злые?                                                  Жадные?

Добрые?                                             Добропорядочные?

- Я надеюсь, что вы добродушные, добрые, добросердечные, доброжелательные, добропорядочные. Ведь основа этих слов «добро».

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живем на земле.

5. Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Я надеюсь, что впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивей. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро-это здорово. Может быть, поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами

А-аз

Б-буки

В - веди

Г-глаголь (говорить)

Д-добро

Ж - жить

 З-земля

Л-люди

М - мыслить

Т - творить

- Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

 

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорогами добра".

Праздник проводился в рамках декады инвалидов. На нем присутствовали дети , обучающиеся на дому, младшего школьного возраста....

Методическая разработка. Внеурочное мероприятие "Моя малая Родина"

Разработка внеурочного мероприятия по формированию нравственности и патриотизма у младших школьников. Знакомство с достопримечательностями родного края....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по русскому языку в 3 классе.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме  игры  КВН призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен язык, на котором мы говорим. Поэтому мы  должны изучать...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Азбука безопасности на дороге"

Знакомство учащихся с правилами дорожного движения .Формирование навыков поведения на дорогах....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Твори добро"

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей.Занятие рассчитано для детей младшего и среднего школьного во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"...

Методическая разработка педагогического мероприятия «Твори добро!»

Данный классный час был разработан с целью познакомить студентов с яркими примерами проявления доброты в жизни и литературе, способствовать развитию творческих способностей, умению рассуждать, выделат...