Урок Чистой воды во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Закирова Ольга Павловна

Одним из направлений работы каждого классного руководителя является экологическое воспитание учащихся. Данный урок поможет научить детей бережнее относиться к пресной воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chistoy_vody.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Чистой воды во 2 классе

Цель: посредством рассказа о значении воды и просмотра мультфильма о её трудоёмком процессе очистки способствовать формированию экологической культуры школьников.

Задачи:

  - рассмотреть значение воды в природе и жизни человека;

  - донести до школьников информацию о трудоёмком процессе очистки питьевой воды,

  - воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.

Оборудование:

    - интерактивная доска Smart, компьютер;

    - мультфильм «Приключение капельки»;

    - раздаточный материал: листки с заданиями для работы в паре;

    - сувениры (закладки от Мосводоканала).

Ход урока

Формулирование темы урока

- Отгадайте загадку и определите, о чём пойдёт речь на уроке.

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без…

Учащиеся: Воды.

[Лист 1. Учитель дотрагивается до изображённого шарика, за ним на доске появляется изображение воды. ]

- Почему нельзя прожить без воды?

- Сформулируйте тему урока. Дети высказывают свои предположения.

[Лист 2.  «Урок Чистой воды».]

Учитель: Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей стихи. Даже о капле воды написано множество страниц. А учёные по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на вопрос: что такое вода? Французский писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери ответил на этот вопрос так:

  «Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете.

Рассказ учащихся о значении воды в природе и жизни человека

[В процессе своего рассказа школьники перемещают на видимую часть доски изображения под номерами 1,2,… - Лист 2.]

1-й ученик: Как вы думаете, много ли воды на Земле? Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду: на земле, в воздухе, под землёй. Все живые растительные и животные существа состоят из воды: животные – на 75%, медузы – на 99%, огурцы – на 95%.

2-й ученик: Тело человека на 70% состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных веществ.

  Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды.

3-й ученик: При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.

4-й ученик: Вода – важный помощник для человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому многие города издавна строились по берегам рек.

 5-й ученик: Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.

Учитель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Задание «Соберите пословицы и поговорки о воде»

- Слово «вода» присутствует во многих пословицах и поговорках. У нас на доске поговорки рассыпались. Нам надо их собрать.

[Лист 3. Школьники восстанавливают пословицы и поговорки. Для проверки нажимают на кнопку «Check».]

 По мере восстановления идёт обсуждение полученных пословиц и поговорок.

        Пословицы и поговорки, используемые в задании:

  • Друзья – не разлей вода.
  • Вода камень точит.
  • Замолчал, как воды в рот набрал.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не зная броду, не лезь в воду.
  • Как с гуся вода.
  • Как рыба в воде.
  • Стоя у ручья, не ценят воду.

Рассказ учителя об экологической обстановке, о водных ресурсах г.Москвы и их состоянии.

- С одной стороны воды на Земле очень много, а с другой – очень мало. Как такое может быть? Какая вода нужна человеку?

  Воды много в морях и океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства.

  Пресной воды значительно меньше. Уже сегодня 1/3 населения Земли испытывает в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах на Южном и Северном полюсах Земли. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды всё быстрее сокращаются

  В последнее время особенно остро встала проблема ухудшения качества питьевой воды. В природные водоёмы нередко сливаются отходы промышленного производства, нефтесодержащие вещества. Пластиковые отходы таят в себе большую угрозу, так как при разложении выделяют крайне опасное вещество – диоксин. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Всё это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей.

   По инициативе партии «Единая Россия» разработан проект «Чистая вода». Её главная цель – обеспечить Москву чистой водой.

     Откуда к нам в дом приходит вода?

  9 столетий назад именно Москва-река дала название нашей столице. В 18 веке по указу Елизаветы был открыт первый водопровод. Сегодня московскую воду пьют миллионы людей. Водоснабжение Москвы осуществляется из поверхностных водоёмов, водохранилищ и рек, расположенных на территории Москвы, Московской, Смоленской и Тверской областях. Подготовка питьевой воды Москвы производится на 5-ти станциях: Рублёвской, Восточной, Северной, Западной и Юго-Западной.

Физминутка.

Просмотр мультфильма «Приключения капельки» (http://www.mosvodokanal.ru/)

Учитель: Сейчас мы посмотрим мультфильм «Приключения капельки».  Ваша задача – посмотреть, какой путь проходит каждая капля воды от водоёма до каждой квартиры.

Обсуждение

Учитель: Так куда же капли воды попали из водоёма? (-В водоприёмник.)

- С кем столкнулись в Москве-реке?

- Кто их приветствовал в смесительном цехе?

- Как капельки приобрели свежий аромат?

[Лист 4. Учащиеся восстанавливают последовательность, перетаскивая изображения этапов очистки воды: водоприёмник – смеситель – отстойник – озонирование – фильтрация – резервуар питьевой воды.]

Учитель: Посмотрите, какой долгий и трудоёмкий процесс по очистке воды. И как мы иногда небережливо расходуем воду.  К примеру, при наполнении ванны расходуется 200 литров воды, при стирке в стиральной машине – 150 литров.

  Если каждый из нас задумается о необходимости беречь этот уникальный природный ресурс, то потребление воды уменьшится в несколько раз.

- Как вы думаете, что можете сделать вы для экономного расходования воды?

Выполнение задания на листочках в парах с последующим фронтальной проверкой у доски.

[Лист 5.]

В задании надо соединить проблему с её решением.

ПРОБЛЕМА                                                                             РЕШЕНИЕ

За одно купание в ванне расходуется                                   Закрывайте кран.

около 300 литров воды.

Через бесцельно открытый кран                                            Наполняйте ванну не более,

выливается до 1000 литров воды                                              чем наполовину.

в сутки.

Если чистить зубы, не закрывая                                             Не сливайте воду из крана -

кран, напрасно расходуется                                                     держите бутылку с водой

до 5 литров воды.                                                                      в холодильнике.

                                                 

Чтобы набрать из-под крана один                                          Наберите стакан воды и

стакан холодной воды, надо слить                                         закройте кран.                                                                                        

примерно 5 литров тёплой воды.

Если остаётся время до конца урока, можно провести викторину.

Викторина с целью выявления «знатоков воды»

  1. Что в гору не вкатить, в решете не унести и в руках не донести? (Воду)
  2. Можно ли пить воду прямо из рек, озёр? Почему? (Нет, в ней примеси, грязь, бактерии)
  3. Как вода пришла в дом? (По водопроводу)
  4. Может ли вода стать мельником? (Водяная мельница)
  5. В каких овощах и фруктах больще всего воды? (В огурце, в арбузе)
  6. В составе каких животных больше всего воды? (Медузы)
  7. Кругом вода – с питьём беда. Что это? (Море или океан)
  8. Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
  9. Чем опасно загрязнение воды? (Заболевания, гибель живого)

Вручение сувениров от Мосводоканала «знатокам воды».

Подведение итогов

- Какой проблеме был посвящён наш урок?

- Над какими вопросами вы задумались?

- О чём расскажете своим близким?

На дом учащимся задаётся творческое задание. [Лист 6.]

Придумайте и нарисуйте экологический знак на тему «Берегите воду».

Интернет-ресурсы, используемые при разработке урока:

  1. http://www.mosvodokanal.ru/
  2. http://www.mishka.by
  3. http://nsportal.ru
  4. http://detyam.com.ua


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок чистой воды

Урок окружающего мира в 1 классе. Дети знакомятся со свойствами воды, сравнивают соленую и пресную воду. Знакомятся с изображением рек на карте....

Урок "Чистой воды"

На уроке рассматриваются вопросы о роли воды в жизни человека, причины загрязнения воды и бережное и экономное отношение к воде!...

Урок чистой воды

Берегите воду. Снежинка-балеринка. Беседа Артема с дедом....

«Урок чистой воды. Вода – путешественница»

Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы. Главные вопросы мероприятия: 1. Состояние воды в природе. 2. Значение воды в жизни человека. 3. Охрана и рациональное использование водных р...

Метапредмет. Уроки чистой воды. 3 класс

Данное занятие было разработано для проведения общешкольного дня метапредмета по теме "Вода". Занятие рассчитано на весь учебный день. Связь предметов:математика + окружающий мир + русский язык + ИЗО....

Внеклассное мероприятие в 1 классе "Урок чистой воды"

Целью данного  занятия является: донести до сознания детей понимание бережного отношения к воде, как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России....

Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)

Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....