Урок Чистой воды во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Одним из направлений работы каждого классного руководителя является экологическое воспитание учащихся. Данный урок поможет научить детей бережнее относиться к пресной воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chistoy_vody.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Чистой воды во 2 классе
Цель: посредством рассказа о значении воды и просмотра мультфильма о её трудоёмком процессе очистки способствовать формированию экологической культуры школьников.
Задачи:
- рассмотреть значение воды в природе и жизни человека;
- донести до школьников информацию о трудоёмком процессе очистки питьевой воды,
- воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Оборудование:
- интерактивная доска Smart, компьютер;
- мультфильм «Приключение капельки»;
- раздаточный материал: листки с заданиями для работы в паре;
- сувениры (закладки от Мосводоканала).
Ход урока
Формулирование темы урока
- Отгадайте загадку и определите, о чём пойдёт речь на уроке.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без…
Учащиеся: Воды.
[Лист 1. Учитель дотрагивается до изображённого шарика, за ним на доске появляется изображение воды. ]
- Почему нельзя прожить без воды?
- Сформулируйте тему урока. Дети высказывают свои предположения.
[Лист 2. «Урок Чистой воды».]
Учитель: Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей стихи. Даже о капле воды написано множество страниц. А учёные по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на вопрос: что такое вода? Французский писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери ответил на этот вопрос так:
«Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете.
Рассказ учащихся о значении воды в природе и жизни человека
[В процессе своего рассказа школьники перемещают на видимую часть доски изображения под номерами 1,2,… - Лист 2.]
1-й ученик: Как вы думаете, много ли воды на Земле? Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду: на земле, в воздухе, под землёй. Все живые растительные и животные существа состоят из воды: животные – на 75%, медузы – на 99%, огурцы – на 95%.
2-й ученик: Тело человека на 70% состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных веществ.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды.
3-й ученик: При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.
4-й ученик: Вода – важный помощник для человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому многие города издавна строились по берегам рек.
5-й ученик: Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Задание «Соберите пословицы и поговорки о воде»
- Слово «вода» присутствует во многих пословицах и поговорках. У нас на доске поговорки рассыпались. Нам надо их собрать.
[Лист 3. Школьники восстанавливают пословицы и поговорки. Для проверки нажимают на кнопку «Check».]
По мере восстановления идёт обсуждение полученных пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки, используемые в задании:
- Друзья – не разлей вода.
- Вода камень точит.
- Замолчал, как воды в рот набрал.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Не зная броду, не лезь в воду.
- Как с гуся вода.
- Как рыба в воде.
- Стоя у ручья, не ценят воду.
Рассказ учителя об экологической обстановке, о водных ресурсах г.Москвы и их состоянии.
- С одной стороны воды на Земле очень много, а с другой – очень мало. Как такое может быть? Какая вода нужна человеку?
Воды много в морях и океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства.
Пресной воды значительно меньше. Уже сегодня 1/3 населения Земли испытывает в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах на Южном и Северном полюсах Земли. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды всё быстрее сокращаются
В последнее время особенно остро встала проблема ухудшения качества питьевой воды. В природные водоёмы нередко сливаются отходы промышленного производства, нефтесодержащие вещества. Пластиковые отходы таят в себе большую угрозу, так как при разложении выделяют крайне опасное вещество – диоксин. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Всё это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей.
По инициативе партии «Единая Россия» разработан проект «Чистая вода». Её главная цель – обеспечить Москву чистой водой.
Откуда к нам в дом приходит вода?
9 столетий назад именно Москва-река дала название нашей столице. В 18 веке по указу Елизаветы был открыт первый водопровод. Сегодня московскую воду пьют миллионы людей. Водоснабжение Москвы осуществляется из поверхностных водоёмов, водохранилищ и рек, расположенных на территории Москвы, Московской, Смоленской и Тверской областях. Подготовка питьевой воды Москвы производится на 5-ти станциях: Рублёвской, Восточной, Северной, Западной и Юго-Западной.
Физминутка.
Просмотр мультфильма «Приключения капельки» (http://www.mosvodokanal.ru/)
Учитель: Сейчас мы посмотрим мультфильм «Приключения капельки». Ваша задача – посмотреть, какой путь проходит каждая капля воды от водоёма до каждой квартиры.
Обсуждение
Учитель: Так куда же капли воды попали из водоёма? (-В водоприёмник.)
- С кем столкнулись в Москве-реке?
- Кто их приветствовал в смесительном цехе?
- Как капельки приобрели свежий аромат?
[Лист 4. Учащиеся восстанавливают последовательность, перетаскивая изображения этапов очистки воды: водоприёмник – смеситель – отстойник – озонирование – фильтрация – резервуар питьевой воды.]
Учитель: Посмотрите, какой долгий и трудоёмкий процесс по очистке воды. И как мы иногда небережливо расходуем воду. К примеру, при наполнении ванны расходуется 200 литров воды, при стирке в стиральной машине – 150 литров.
Если каждый из нас задумается о необходимости беречь этот уникальный природный ресурс, то потребление воды уменьшится в несколько раз.
- Как вы думаете, что можете сделать вы для экономного расходования воды?
Выполнение задания на листочках в парах с последующим фронтальной проверкой у доски.
[Лист 5.]
В задании надо соединить проблему с её решением.
ПРОБЛЕМА РЕШЕНИЕ
За одно купание в ванне расходуется Закрывайте кран.
около 300 литров воды.
Через бесцельно открытый кран Наполняйте ванну не более,
выливается до 1000 литров воды чем наполовину.
в сутки.
Если чистить зубы, не закрывая Не сливайте воду из крана -
кран, напрасно расходуется держите бутылку с водой
до 5 литров воды. в холодильнике.
Чтобы набрать из-под крана один Наберите стакан воды и
стакан холодной воды, надо слить закройте кран.
примерно 5 литров тёплой воды.
Если остаётся время до конца урока, можно провести викторину.
Викторина с целью выявления «знатоков воды»
- Что в гору не вкатить, в решете не унести и в руках не донести? (Воду)
- Можно ли пить воду прямо из рек, озёр? Почему? (Нет, в ней примеси, грязь, бактерии)
- Как вода пришла в дом? (По водопроводу)
- Может ли вода стать мельником? (Водяная мельница)
- В каких овощах и фруктах больще всего воды? (В огурце, в арбузе)
- В составе каких животных больше всего воды? (Медузы)
- Кругом вода – с питьём беда. Что это? (Море или океан)
- Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
- Чем опасно загрязнение воды? (Заболевания, гибель живого)
Вручение сувениров от Мосводоканала «знатокам воды».
Подведение итогов
- Какой проблеме был посвящён наш урок?
- Над какими вопросами вы задумались?
- О чём расскажете своим близким?
На дом учащимся задаётся творческое задание. [Лист 6.]
Придумайте и нарисуйте экологический знак на тему «Берегите воду».
Интернет-ресурсы, используемые при разработке урока:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский урок чистой воды
Урок окружающего мира в 1 классе. Дети знакомятся со свойствами воды, сравнивают соленую и пресную воду. Знакомятся с изображением рек на карте....
Урок "Чистой воды"
На уроке рассматриваются вопросы о роли воды в жизни человека, причины загрязнения воды и бережное и экономное отношение к воде!...
Урок чистой воды
Берегите воду. Снежинка-балеринка. Беседа Артема с дедом....
«Урок чистой воды. Вода – путешественница»
Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы. Главные вопросы мероприятия: 1. Состояние воды в природе. 2. Значение воды в жизни человека. 3. Охрана и рациональное использование водных р...
Метапредмет. Уроки чистой воды. 3 класс
Данное занятие было разработано для проведения общешкольного дня метапредмета по теме "Вода". Занятие рассчитано на весь учебный день. Связь предметов:математика + окружающий мир + русский язык + ИЗО....
Внеклассное мероприятие в 1 классе "Урок чистой воды"
Целью данного занятия является: донести до сознания детей понимание бережного отношения к воде, как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России....
Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)
Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....