Метапредмет. Уроки чистой воды. 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Якуб Маргарита Викторовна

Данное занятие было разработано для проведения общешкольного дня метапредмета по теме "Вода". Занятие рассчитано на весь учебный день. Связь предметов:математика + окружающий мир + русский язык + ИЗО. на протяжении нескольких уроков дети делают записи, собирают "капельки", составляют линейку успеха. В конце дня демонстрируют конечный результат ( журнал "Уроки чистой воды " со своей обложкой и иллюстрациями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_list_1.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Общеобразовательное  Автономное Учреждение школа №200

Учебное занятие в 3 классе по теме: «Уроки чистой воды»

                                                                                                     Якуб Маргарита Викторовна

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                      1 квалификационная категория

Белогорск, 2013

Занятия в рамках проведения общешкольного дня мета предмета по теме «Вода» рассчитаны на весь учебный день.

Связь предметов: математика + окружающий мир + русский язык + ИЗО

Тема урока: Уроки - чистой воды.

Цель: наглядно показать значение чистой воды на Земле.

  • Задачи: Раскрыть причины заражения водоёмов.
  • Познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения и экономии воды в домашних условиях.
  • Закрепление, систематизация и расширение знаний учащихся о воде.
  • Количественное использование воды в  домашнем  хозяйстве.
  • Расширить знания детей о необычных свойствах воды.

Оборудование:

Презентация, спиртовка, небольшая металлическая ёмкость эксперимента, «бортовые журналы» на каждого ребёнка с заданиями и иллюстрациями.

Ход урока:

- Вы слыхали о воде?

        Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода

         Наша спутница всегда.

         И смеем вам мы доложить

         Без воды нам не прожить.

- Многие ли из вас задумывались, что мы знаем о воде?(слайд)

Вода – самое известное, уникальное и удивительное вещество на земле. Она сопровождает нас повсюду.

Вода –  единственное вещество на Земле, которое может находиться в 3 состояниях.

Вода нужна всем живым существам на планете.

Воду мы пьём, утоляя жажду, воду мы используем для приёма пищи, водой мы поливаем растения…..

- Какая вода нам нужна?

- Да, нам требуется, не любая вода, а только чистая, пресная.

В каких водоёмах мы можем видеть пресную воду?

Почему нельзя пить морскую воду? И почему вода солёная, ведь все реки впадают в мировой океан ?(слайд)

Рассуждения детей.

Эксперимент:

Откуда же берется соль в море? Давайте посмотрим, что происходит при испарении воды. Нальём немного соленой воды в маленькую ёмкость и поставим ее на спиртовку. Когда вся вода   выкипит, на ее дне останется белый осадок. Если его попробовать на вкус, мы сразу поймем, что это осталась та соль, которая была растворена в воде.

Научный факт: (слайд)

Дело в том, что реки вымывают из почвы содержащиеся в ней минеральные соли и по крупинкам несут их в море. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше. Она никуда из моря не уходит. В то время как вода, испаряясь, превращается в облака. Потом она снова проливается на землю в виде дождя, наполняя реки и снова возвращаясь в море, добавляя в него еще чуточку соли.  

Получается, что вода в Мировом океане сначала была пресная, а постепенно реки "посолили" ее.

 Морскую воду пить невозможно, т.к. в ней растворено много различных солей: 30- 50 г. в одном литре. Это примерно столовая ложка на литровую банку. ( слайд)

Постановка цели:

– Вам тревожное сообщение от Золотой рыбки.(слайд) «Ребята, помогите! Моим подданным не хватает чистой воды. Помогите!»

Дорогие ребята, сегодня  мы отправимся в экспедицию. У вас у каждого есть бортовые журналы», вы будете их заполнять постепенно. Нам предстоит узнать, почему мы должны беречь воду, будем искать пути решения некоторых экологических проблем.

Для этого нам нужно быть очень внимательными, уметь слушать своих товарищей, работать в группах.

Как мы используем воду в быту: (слайд)

  1. Гигиена:

Мытьё рук – 40л

Чистка зубов -15л

Унитаз -60 л

Душ- 100 л

Приготовление пищи – 15л

 мытьё посуды – 50 л,

стирка – 80л,

мытьё полов - 10л.

Посчитайте, сколько литров воды использует 1 человек в день –

А если каждый член семьи будет использовать столько же воды?

Выполняют расчёты и задания на листах.

Давайте подумаем, есть ли возможность сэкономить воду?

1. На время, когда вы чистите зубы, выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот достаточно стакана с водой. (Экономия до 750 литров в неделю при 4-х членах семьи.)

Если Вы принимаете ванну, то старайтесь заполнять ее на 50 - 60%.

2. Не полощите белье под проточной водой. Для этих целей лучше использовать наполненную ванну или таз.    

На кухне:

1. При  мытье посуды не держите постоянно кран открытым. Если ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в раковине, наполненной водой и смешанной с моющим средством, предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополосните в другом отделении раковины с чистой водой. Или ополаскивайте посуду под небольшим напором теплой воды. (Этот способ позволяет снизить потребление воды на мытье посуды в 3-5 раз.)

2. Используйте посудомоечную и стиральную машину по возможности при их полной загрузке. (Экономия до 60 литров воды при каждом использовании.)

Когда еще нужна вода?  (для приготовления пищи и питья)

Вода в квартиры поступает из специальных больших емкостей, откуда ее закачивают мощными насосами по трубам в квартиры. Предварительно на станциях аэрации воду обеззараживают. У вас в доме есть холодная (питьевая) вода и горячая (техническая). Питьевую воду перед употреблением нужно вскипятить. Техническую воду не пьют. Ее используют для стирки, мытья, уборки квартиры.

Фрагмент мультфильма «Капля».

Вывод.

В нашем городе примерно 70 тыс. человек. Если каждый  житель нашего города сэкономит по капле, сколько получится капель?

-Теперь я предлагаю вам отдохнуть на берегу реки. Оглянитесь, вы бы хотели здесь отдыхать?(слайд)

-Какие простые правила вы должны соблюдать, когда отдыхаете на берегу водоёма?

Дети заполняют лист, говорят своё мнение, зачитывают записи к предостерегающим знакам, которые составили сами.

-Вы мне поверите, если я вам скажу, что вода слышит? (Ответы детей).

Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу.(слайд)

Ученые говорили добрые, хорошие слова воде, включали хорошую музыку, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд ). Затем воде дали послушать музыку с мобильного телефона, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд ). Потом сказали слово «спасибо». Посмотрите, какой прекрасный получился кристалл. (слайд ).

Вывод:

Вот и получается, что  вода способна слышать , слушать и запоминать информацию. Значит, она живая.

Текст о красоте воды.  ( В тексте пропущены прилагательные и глаголы)

- Вставьте пропущенные слова так, чтобы смысл текста сохранился, подчеркните предложение, которое выражает главную мысль текста.

Красоту воды нельзя передать словами. Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца и сверкают как горный хрусталь. Шум водопада успокаивает душу человека. А маленький звонкий ручеёк звенит серебряной песней.

А как прекрасен шум морского прибоя! Он радует глаз. И успокаивает душу человека как и водопад. А утром посмотришь в окно, маленькие росинки рассыпались по листьям как стеклянные бусинки. Весь мир отражается в каждой росинке!

А ведь без воды не было бы и пестрой радуги, и жизни на земле.

Благодаря воде есть мир!

Творческое задание: Оформить обложку нашего журнала(используют краски, кисти, цветную принтерную бумагу, стиплер), раскрасить иллюстрации на страницах журнала.

Приклеить все капельки, которые вы собрали за весь день (линейка успеха)

Приложение

Уроки чистой воды

Как человек использует пресную воду?_______________________________________________________

Человеку для питья нужно 2 литра воды в день, посчитай, сколько воды ему нужно

 в неделю                 в месяц                в год  

Просчитай расход воды на 1 человека в сутки и на семью из трёх человек.

Мытьё рук   - 40л                             _______________________________________

Чистка зубов – 15л                           _______________________________________

Унитаз –           60л                           _______________________________________

Душ -              100л                           _______________________________________

Из неисправного крана по капле за сутки набирается 1 ведро воды. Сколько вёдер воды наберётся за неделю, за месяц?________________________________________________ (Проверь краны в своей квартире)

Как ты поступишь, если обнаружишь, что из неисправного крана или повреждённой трубы течёт вода?________________________________________

                                                                                                     

Уроки чистой воды

Как вести себя у водоёмов?_______________________________________

_______________________________________________________________

Как спасти водоём?

- закрыть заводы и фабрики

- строительство очистных сооружений

- объяснить жителям города опасности от равнодушного отношения к природе.

Ты увидел, что в реку сбрасывают отходы промышленного предприятия. Как ты поступишь:

- пройдёшь мимо

- позовёшь взрослых

- сообщишь в общество «Охраны природы»

                                    

_______________             ______________            ______________                  _______________

_______________             ______________            ______________                   ______________

Уроки чистой воды

Составь сложные слова с корнем  - ВОД   ( -воз, - лаз, - ём, - пад, - кач, -рос)

__________________________________________________________________

Поставь подходящие по смыслу слова, чтобы получился связный, красивый текст.

Красоту воды нельзя передать словами. …………….. реки и озёра отражаются в лучах солнца и ……………. как горный хрусталь. Шум водопада ……………….. душу человека. А маленький звонкий ручеёк ……………. серебряной песней. А как прекрасен шум морского прибоя! Он радует глаз. И успокаивает душу человека, как и водопад. А утром …………………. в окно, маленькие росинки ………………….. по листьям как стеклянные бусинки. Весь мир отражается в каждой росинке! А ведь без воды не было бы и пестрой радуги, и жизни на земле.

Благодаря воде есть ……….!

Слова для справок: посмотришь, успокаивает, звенит, гладкие, рассыпались, жизнь.

Подчеркни предложение, которое выражает главную мысль. 

 

                     

Resource id #5506

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок чистой воды

Урок окружающего мира в 1 классе. Дети знакомятся со свойствами воды, сравнивают соленую и пресную воду. Знакомятся с изображением рек на карте....

Урок "Чистой воды"

На уроке рассматриваются вопросы о роли воды в жизни человека, причины загрязнения воды и бережное и экономное отношение к воде!...

Урок чистой воды

Берегите воду. Снежинка-балеринка. Беседа Артема с дедом....

«Урок чистой воды. Вода – путешественница»

Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы. Главные вопросы мероприятия: 1. Состояние воды в природе. 2. Значение воды в жизни человека. 3. Охрана и рациональное использование водных р...

Внеклассное мероприятие в 1 классе "Урок чистой воды"

Целью данного  занятия является: донести до сознания детей понимание бережного отношения к воде, как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России....

Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)

Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....

Урок Чистой воды во 2 классе

Одним из направлений работы каждого классного руководителя является экологическое воспитание учащихся. Данный урок поможет научить детей бережнее относиться к пресной воде....