Статья. Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»
статья
Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitatel.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»
На примере внеклассного занятия мы рассмотрели приёмы работы по созданию «Дымковской игрушки» с обучающимися 3-х классов общеобразовательной школы.
Занятие способствует воспитанию у детей патриотизма, любви к народному искусству России. Даёт возможность детям почувствовать себя народным мастером, создателем творческого объекта – дымковской игрушки. Развивает эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углубляет эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
В процессе работы закрепляются знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формируется умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Дети учатся выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Оборудование для обучающихся
- модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- тычок (ватные палочки 2 шт.)
- простой карандаш
- стирательная резинка
Оборудование для учителя
- дымковские игрушки
- плакаты «Дымковская игрушка»
- презентации «Дымковская игрушка»
План урока (45 мин.)
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
- Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.
Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
(Учитель показывает дымковские игрушки)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)
- Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
- Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)
- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
(Конец показа слайдов, презентаций)
Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?
Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.
Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?
Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Дымковская игрушка" - аппликация
Данное занятие было разработанно для воспитанников 7-9 лет, кружковской деятельности, а так же подходит для проведения уроков технологии 1-3 класса....
Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Дымковская игрушка"
Цель:•способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушкеЗадачи:•продолжать знакомить детей с на...
Занятие "Дымковская игрушка"
На занятии дети знакомятся с дымковской игрушкой: историей,изготовлением.На втором занятии дети лепят свои глиняные игрушки....
Конспект урока изобразительного искусства «Рисование с натуры (дымковская игрушка)». 1 класс
Тема: «Рисование с натуры»Объект труда: дымковская игрушкаЦель: создать условия, чтобы ученики научились расписывать по мотивам дымковской игрушки...
Внеклассное занятие «Дымковская игрушка»
На примере внеклассного занятия показаны приёмы работы по созданию «Дымковской игрушки» с обучающимися 3-х классов общеобразовательной школы....
УРОК изобразительного искусства В 1 КЛАССЕ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»
Цель урока: Воспитать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения русских мастеров, развить эстетическое восприятие и чувство ритма.Задача урока: - познакомить с...
Занятие: «Дымковская игрушка. Лепка.» 2 класс
Занятие разработано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель:...