Занятие: «Дымковская игрушка. Лепка.» 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)
Занятие разработано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.
Цель:
- Закреплять навыки и приёмы лепки, с помощью создания игрушки воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного творчества
Задачи:
1) Образовательные:
- Знакомство обучающихся с предметами русского быта, с традициями и обычаями русского народа;
- Приобщение младших школьников к русскому народному творчеству.
- Закреплять представления о процессе создания игрушки.
- Формировать умение работать с глиной.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
2) Развивающие:
- Развитие детской речи и коммуникативных умений младших школьников;
- Развитие воображения, творческих способностей и познавательной активности обучающихся вторых классов;
- Развитие эмоциональной сферы через общение с предметами старины.
- Развивать желание лепить игрушку своими руками.
3) Воспитательные:
- Воспитание патриотических чувств через интерес к культуре, обычаям и традициям русского народа;
- Воспитание бережного отношения к старинным вещам и культуре общения с музейными экспонатами.
4) Коррекционные:
- Развитие слухового восприятия обучающихся;
- Развитие словарного запаса по теме занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushkakonspekt.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 30 ИМЕНИ К.А. МИКАЭЛЬЯНА»
______________________________________________________
107076, Москва, ул. Олений вал, д. 22 E-mail: sk30si@edu.mos.ru Тел/факс: (495)603-07-28; (495)603-07-33
Занятие: «Дымковская игрушка. Лепка.»
2 класс
Руководитель проекта – М.С.Арзиани – воспитатель
Москва, 2018
Цель:
- Закреплять навыки и приёмы лепки, с помощью создания игрушки воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного творчества
Задачи:
1) Образовательные:
- Знакомство обучающихся с предметами русского быта, с традициями и обычаями русского народа;
- Приобщение младших школьников к русскому народному творчеству.
- Закреплять представления о процессе создания игрушки.
- Формировать умение работать с глиной.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
2) Развивающие:
- Развитие детской речи и коммуникативных умений младших школьников;
- Развитие воображения, творческих способностей и познавательной активности обучающихся вторых классов;
- Развитие эмоциональной сферы через общение с предметами старины.
- Развивать желание лепить игрушку своими руками.
3) Воспитательные:
- Воспитание патриотических чувств через интерес к культуре, обычаям и традициям русского народа;
- Воспитание бережного отношения к старинным вещам и культуре общения с музейными экспонатами.
4) Коррекционные:
- Развитие слухового восприятия обучающихся;
- Развитие словарного запаса по теме занятия.
Оборудование:
- Иллюстрации к занятию.
- Экспонаты музея «Дымковские игрушки»
- Глина.
Словарь:
Дымково, поселение, Вятка, круги, зигзаги, муфельная печь, Дымковская игрушка.
План занятия:
1) Организационный момент. 2) Беседа с обучающимися об истории дымковской игрушки. 3) Работа с презентацией. 4) Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки. 8) Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
- Организационный момент:
(Слайд 1-2)
- Здравствуйте ребята. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ о Дымковской игрушке.
(Слайд 3)
- Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то в былые времена игрушек у детей не было, но им очень хотелось играть и нашлись замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» (игрушки) - из дерева, мочалок, тряпок, соломы... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.
2. Беседа об истории дымковской игрушки.
(Слайд 4) Воспитатель:
- Когда -то очень давно на поросшем лесом берегу Вятки появилось поселение. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу.
- Ребята, как называлось это поселение?
Ответы детей: (ДЫМКОВО)
(Слайд 5)
- А чем же славится село Дымково? Смотрите как много красивых, ярких игрушек. Как называется эта игрушка?
Ответы детей: Дымковская игрушка
Воспитатель: Один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
(Слайд 6) - Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. После праздника игрушками украшали окна между рамами, и все прохожие любовались ими. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
(Слайд 7) – В наше время Дымковские игрушки изготавливают в городе Кирове на фабрике игрушек.
(Слайд 8) – Что такое Дымковская игрушка? Это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.
(Слайд 9) - Их очень много и они все разные. Давайте рассмотрим внимательно, попробуйте назвать игрушки.
Ответы детей.
Воспитатель: -Вы правильно назвали, я добавлю названия игрушек: Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Лошадки. Офицеры. Скоморохи. Звери. Птицы.
(Слайд 10) Воспитатель: - Мастера лепили игрушки из красной глины. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Украшаются налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Острой лучинкой мастера ловко обрезают лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
(Слайд 11) -После лепки игрушки несколько дней сушат, затем 3-4 часа обжигают и остужают. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
(Слайд 12) - После обжига игрушки отбеливают (белят мелом), погружают в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставят на сквозняк. Затем игрушки расписывают.
(Слайд 13) - Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов.
Воспитатель:
-Какие цвета вы видите на игрушках? Назовите их.
Ответы детей: красный, малиновый, жёлтый, оранжевый, голубой, зеленый, синий, чёрный.
(Слайд 14-15) Воспитатель: -Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент.
- Какие элементы росписи присутствуют в дымковской игрушке?
Ответы детей: полоски, круги, волнистые линии, зигзаги, точки
3. Мастер - класс по изготовлению игрушки.
(Слайд 16)
Воспитатель: - Вы познакомились с основными этапами изготовления игрушки. Теперь попробуем изготовить сами. На экране вы видите главные формы дымковской игрушки. Это будет ваша подсказка. Что мы будем сейчас делать? Кем мы станем?
Ответы детей: будем лепить, станем мастерами
(Слайд 17) Воспитатель: - После лепки игрушки несколько дней сушат, затем 3-4 часа обжигают и остужают. Мы с вами слепили замечательные игрушки, которые мы поставим сушить. И подведем итоги.
(Слайд 18)
4. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: - О чём сегодня говорили? Чем занимались?
- Как называется поселение?
- Дымково
- Как называется река рядом с селом?
- Вятка
- Какие элементы росписи присутствуют в игрушках?
- Круги, полоски, точки
- Что делают после лепки дымковской игрушки?
- Обжигают и сушат
Ответы детей
-Тебе было интересно?
- Мне тоже понравилось, как вы дружно лепили в нашей мастерской. Игрушки высохнут, и мы будем их украшать узорами.
Спасибо всем. Наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Дымковская игрушка" - аппликация
Данное занятие было разработанно для воспитанников 7-9 лет, кружковской деятельности, а так же подходит для проведения уроков технологии 1-3 класса....
Занятие "Дымковская игрушка"
На занятии дети знакомятся с дымковской игрушкой: историей,изготовлением.На втором занятии дети лепят свои глиняные игрушки....
Внеклассное занятие «Дымковская игрушка»
На примере внеклассного занятия показаны приёмы работы по созданию «Дымковской игрушки» с обучающимися 3-х классов общеобразовательной школы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...
Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо...
Статья. Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»
Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»...
Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...