Занятие "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по технологии (4 класс) на тему
На занятии дети знакомятся с дымковской игрушкой: историей,изготовлением.На втором занятии дети лепят свои глиняные игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dymkovskaya_igrushka.doc | 151.5 КБ |
izgotovlenie_dymkovskoy_igrushki.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В гостях у Дымковской игрушки» (2 часа)
Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки- барыни.
Задачи:
1. Обучающие:
-способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни;
-обогащать и расширять художественный опыт детей о народной игрушке.
2.Коррекционно-развивающие:
-способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании(анализировать объект, условия работы);
-способствовать развитию умения планировать ход работы, умения контролировать свою работу.
3. Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, последовательность;
- воспитывать уважение к людям труда;
-прививать интерес обучающихся к труду.
4. Развивающие:
-развивать творческие способности, кругозор, мелкую моторику рук, глазомер.
Место проведения занятия: школа –интернат, класс
Продолжительность занятия: 2 часа
Материально-техническое обеспечение занятия: музыкальный центр, диск с записью русских народных песен: «Русская плясовая », «Барыня» «Корабейники» ;
компьютер, проектор, экран для показа презентации..
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: презентация по изготовлению дымковской игрушки, глина, стеки, подкладочная доска, салфетки, образцы дымковской игрушки, силуэты дымковских игрушек из картона, элементы дымковской росписи: бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т.д.
Тип занятия: Урок изучения нового материала.
Для каждого ребенка: нарукавники, глина, стека, вода, подставка, салфетки (бумажные, влажные).
Содержание занятия: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; презентация: изготовлении Дымковской игрушки; «роспись» бумажных силуэтов; чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
В классе декорации с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.
Этапы работы
| Ход занятия | Работа с детьми |
Организационный момент | Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге к вам увидела я сороку. Сорока - белобока по лесу летала, По веткам скакала, Вас, ребята, искала. Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо.) От кого оно? (На конверте написано: КОМУ: с. Усть-Кулом, интернат, Кружок «Рукоделие» От КОГО: Дымковская игрушка.(приложение № 1) (Открывает конверт.) «Здравствуйте, ребятки, - Настенки и Ванятки, Тани, Сани, Пети и другие дети! Если любите играть, Сочинять и рисовать, Приезжайте в гости! Милости просим! Дымковская игрушка». | Поднятие эмоционального настроя |
Беседа с детьми | Педагог: Ребята, кто нас приглашает в гости? Дети: Дымковская игрушка. Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковской игрушке? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр). - Все готовы? Ковёр взлетает: Раз-два-три-четыре-пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь – и мигом приземлимся! (педагог открывает декорацию) | Развивать связную речь детей; память, фантазию, воображение. |
Изучение нового материала Презентация «Изготовление Дымковской игрушки») Закрепление нового материала | Педагог: Куда же мы прилетели. Посмотрим, где живет Дымковская игрушка. Слайд № 2.Смотрите-ка, река! . Слайд №3 А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носил. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. Теперь этот город называется Киров. Слайд № 4. А на другом берегу Вятки, за крепостными стенами, раскинулась заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое: Дымково. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Слайд № 5. Гончары, живущие здесь лепили из глины посуду и игрушки. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья? Слайд № 6. Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно. Слайд № 7. Цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова. Слайд № 8. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек. Педагог: А ну-ка, посмотрим, кто здесь живёт. Кто письмо прислал с сорокой? Кто послал её далёко? Кто ребяток в гости звал? Кто игру им обещал? Поскорее покажись, покажись, Поскорее назовись, назовись! | Познакомить с историей Дымковской игрушки. Развивать внимание, воображение. Воспитывать уважение к народным мастерам. |
Чтение стихотворений педагогом и детьми | (Детям раздаются карточки со словами героев: Барыня, Птица, Всадник ) Звучит «Корабейники» . На столе появляются дымковские игрушки. Педагог: За студёною водицей Собирается девица, Как лебёдушка, плывёт, Вёдра полные несёт. Эта, гляньте, деток нянчит. Вокруг этой пёсик скачет. Эта замуж собралась – Свадьба, видно, удалась! Барыни: Наряжаться нравится Модницам – красавицам. Педагог: В красном новеньком седле Всадник скачет на коне. Конь копытом гордо бьёт. Молодца домой везёт. Всадник: Еду с ярмарки домой, К своей женке молодой! Педагог: Поглядите, что за птицы! Кто ни взглянет, удивится! Расписные петухи, Курочки и индюки. Птицы: Лапки, клювы, оперенье – Просто чудо, загляденье! | Развивать связную речь; память; развивать пластику, координацию движений. |
Музыкально – пантомическая игра | Педагог: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении. Дети становятся в круг. Звучит Русская народная Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки. | Развивать слуховое внимание, воображение; закреплять знания о дымковских игрушках; развивать пластику, координацию движений. Поднятие эмоционального настроя. |
Продолжение показа слайдов и обсуждение способов лепки. Практическая работа На доске написан план работы. | Педагог: Молодцы!. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопрос. - Из чего делают дымковские игрушки?(Из глины) Слайд №9 . Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки. Слайд № 10. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку. Слайд №11. Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Слайд № 12. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи. Слайд № 13. Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы! Посмотрите какие красивые и разнообразные получаются игрушки. Показ слайдов №14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Педагог: Глина у нас есть. Давайте ребята попробуем сегодня слепить барыню. - Какие нужны инструменты для работы? (Стеки) Дети надевают нарукавники. Педагог: Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Давайте повторим план работы: 1.Слепить колокол для юбки. 2.Прилепить к юбке фигурную колбаску-туловище. 3.Скатать шарик для головы и прилепить его на место. 4.Слепить руки и прилепить их на места. 5.Слепить оборочки на юбке и волосы. Прилепить оборочку и волосы, соединить руки с туловищем. 6.Слепить муфту, воротник и шляпу. Педагог: Прежде чем лепить, вспомним некоторые правила-советы по лепке из глины. (Дети называют правила)
Педагог: Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать! Вам в помощь выдам схему. (приложение № 2) | Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью. Развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. Словарная работа: стека, резец. Развивать конструктивные способности; внимание; закреплять умение работать со схемой |
Физкультминутка | Педагог: Я прошу подняться вас – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вверх, вперед смотри – это три. Руки разведем пошире на четыре. С силой пальцы сжать, разжать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть! - Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Вот теперь можно приступить к работе. | Снятие усталости, напряжения в мышцах. Формирование навыков правильной осанки. |
Самостоятельная работа. Звучит танцевальная музыка «Барыня» | - Сейчас приступаем к работе, а я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. | Совершенствование навыков детей в лепке из глины. Развитие тактильных ощущений |
Индивидуальная работа | Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы. | |
Итог занятия Анализ работ Рефлексия | Дети заканчивают работу, моют руки. Педагог: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. - Все ли игрушки ладные? - Чья работа больше всех нравится? Почему? - Какая игрушка самая аккуратная? - А кто придумал и слепил что-то своё? - Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Педагог: Пора нам обратно возвращаться. С Дымковской игрушкой мы не прощаемся, с ней мы встретимся на следующем занятии. Познакомимся с основными элементами росписи и распишем наши бырыни. -Что интересного вы сегодня узнали? Вспомните и назовите, какие дымковские игрушки были на картинках? Было интересно… было трудно… теперь я могу… Я научилась( научился)…. Меня удивило… мне захотелось… Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли. Раз – два – три! Лети! - Повторяйте за мной прощальные слова: Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья – подружки, Мы закончим наш рассказ. Звучит танец «Барыня» Педагог: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши! Дети танцуют | Развивать связную речь детей. Активизация в речи детей прилагательных. Умение оценивать работы товарищей. Снятие усталости, напряжения в мышцах. |
Литература
1. Величко Г., Шпикалова Т., Дымковская игрушка. – М. :Мазаика – синтез, - 2005.
2. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М. :Белый город, -2001.
3. Лавров С. Русские игрушки, игры, забавы. –М. :Белый город, -2001.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. – М. : ООО «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2000.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/ Авт. Сост. Н.Г. Юрина. –М. : ООО Фирма «АСТ», 1998.
Приложение № 1
Письмо
««Здравствуйте, ребятки, -
Настенки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Дымковская игрушка».
Приложение №2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.
Город Вятка Дымковские игрушки делют в городе Кирове. Где делают дымковские игрушки?
Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Г де де ла ю т ды м ко в с ки е и г ру ш ки ? Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Где делают дымковские игрушки?
С ВИ С ТУ ЛЬ КИ – КО ЗЁ Л И БА РА Н Свистульки – козёл и баран.
Так Дымковская слобода выглядит сегодня. А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова. Так Дымковская слобода выглядит сегодня. Где делают дымковскую игрушку? А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.
Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!
КА РУ СЕ ЛЬ Карусель.
ДА МА С СО БА Ч КО Й Дама с собачкой.
НЯ НЬ КА Нянька.
ЧА Е ПИ ТИ Е Чаепитие.
Э КИ ПА Ж Экипаж.
БА ЛА ЛА Е Ч НИ К НА РЫ БЕ Балалаечник на рыбе.
СО БА ЧИ Й ВА ЛЬ С Собачий вальс.
ДО Я Р КА С КО РО ВО Й Доярка с коровой.
ВО Т КА КИ Е Я Р КИ Е И К РА СИ ВЫ Е ДЫ М КО В С КИ Е И Г РУ Ш КИ ! Вот какие яркие и красивые дымковские игрушки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...
Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».
Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...
Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...