Занятие "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по технологии (4 класс) на тему

Громовас Татьяна Николаевна

На занятии дети знакомятся с дымковской игрушкой: историей,изготовлением.На втором занятии дети лепят свои глиняные игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dymkovskaya_igrushka.doc151.5 КБ
Office presentation icon izgotovlenie_dymkovskoy_igrushki.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

                

Тема: «В гостях у Дымковской игрушки» (2 часа)

Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки- барыни.

Задачи:

1. Обучающие:

-способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни;

-обогащать и расширять художественный опыт детей о народной игрушке.

2.Коррекционно-развивающие:

-способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании(анализировать объект, условия работы);

-способствовать развитию умения планировать ход работы, умения контролировать свою работу.

3. Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, последовательность;

- воспитывать уважение к людям труда;

-прививать интерес обучающихся к труду.

4. Развивающие:

-развивать творческие способности, кругозор, мелкую моторику рук, глазомер.

Место проведения занятия:  школа –интернат, класс

Продолжительность занятия: 2 часа

Материально-техническое обеспечение занятия: музыкальный центр, диск с записью русских народных песен: «Русская плясовая », «Барыня» «Корабейники» ;

 компьютер, проектор, экран для показа презентации..

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: презентация по изготовлению дымковской игрушки, глина, стеки, подкладочная доска, салфетки, образцы дымковской игрушки, силуэты дымковских игрушек из картона, элементы дымковской росписи: бумажные фигуры:  круги, кольца, точки, полоски и т.д.

Тип занятия: Урок изучения нового материала.

Для каждого ребенка:  нарукавники,  глина, стека, вода, подставка, салфетки (бумажные, влажные).

Содержание занятия: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи;   презентация: изготовлении Дымковской игрушки; «роспись» бумажных силуэтов; чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.

             В классе декорации с изображением домиков на фоне пейзажа. Из труб идёт дымок. Декорация закрыта занавесом. На полу лежит ковёр. У ковра – столик для настольного    представления. Музыкальное сопровождение занятия обеспечивается с помощью фонограммы.


Этапы работы

        

Ход занятия

Работа с детьми

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге к вам увидела я сороку.

        Сорока - белобока по лесу летала,

        По веткам скакала,

        Вас, ребята, искала.

        Принесла в клюве письмо.

        (Показывает детям письмо.)

        От кого оно?

(На конверте написано: КОМУ: с. Усть-Кулом, интернат, Кружок «Рукоделие»

От КОГО: Дымковская игрушка.(приложение № 1)

(Открывает конверт.)

        «Здравствуйте, ребятки, -

        Настенки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

 Дымковская игрушка».

Поднятие эмоционального настроя

Беседа с детьми

Педагог:  Ребята, кто нас приглашает в гости?

Дети: Дымковская игрушка.

Педагог: Ребята, хотите отправиться в гости к дымковской игрушке?

Дети: Хотим!

Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)

Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).

- Все готовы?  Ковёр взлетает:

Раз-два-три-четыре-пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся,

Глядь – и мигом приземлимся!

(педагог открывает декорацию)

Развивать связную речь детей;

память, фантазию, воображение.

Изучение нового материала Презентация  «Изготовление Дымковской игрушки»)

Закрепление нового материала

 Педагог: Куда же мы прилетели. Посмотрим, где живет Дымковская игрушка.

Слайд № 2.Смотрите-ка, река!  .

Слайд №3 А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носил. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. Теперь этот город называется Киров. 

 Слайд № 4. А на другом берегу Вятки, за крепостными стенами, раскинулась  заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое: Дымково. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки.

Слайд № 5. Гончары, живущие здесь лепили из глины посуду и игрушки. Игрушки глиняные когда-то были самым ярким украшением ярмарки – свистуньи. А почему свистунья?

Слайд № 6. Послушайте, что об этом рассказывает легенда. Рассказывают, будто началось все с беды: подступили к городу враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах и качались деревья. Обрушилась «с молодецким свистом-посвистом» малая дружина вятичей и врагов осилила. С тех пор и отмечают горожане каждую весну народный праздник - ярмарку. Ярмарку-свистунью, шумную, яркую, такую цветную, что глазам больно.

Слайд № 7. Цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.  

Слайд № 8. И ни один праздник не обходится без глиняных игрушек.

  Педагог: А ну-ка, посмотрим, кто здесь живёт.        

                  Кто письмо прислал с сорокой?

                 Кто послал её далёко?

                 Кто ребяток в гости звал?

                 Кто игру им обещал?

                 Поскорее покажись, покажись,

                 Поскорее назовись, назовись!

Познакомить с историей Дымковской игрушки.

Развивать внимание, воображение.

 Воспитывать уважение к народным мастерам.

Чтение стихотворений

педагогом и детьми

(Детям раздаются карточки со словами героев: Барыня, Птица, Всадник ) Звучит «Корабейники» . На столе появляются дымковские игрушки.

Педагог:      За студёною водицей

Собирается девица,

Как лебёдушка, плывёт,

Вёдра полные несёт.

Эта, гляньте, деток нянчит.

Вокруг этой пёсик скачет.

Эта замуж собралась –

Свадьба, видно, удалась!

Барыни:

Наряжаться нравится

Модницам – красавицам.

Педагог:

В красном новеньком седле

Всадник скачет на коне.

Конь копытом гордо бьёт.

Молодца домой везёт.

Всадник:

Еду с ярмарки домой,

К своей женке молодой!

Педагог:

Поглядите, что за птицы!

Кто ни взглянет, удивится!

Расписные петухи,

Курочки и индюки.

Птицы:

Лапки, клювы, оперенье –

Просто чудо, загляденье!

Развивать связную речь; память;

развивать пластику, координацию движений.

Музыкально – пантомическая игра

Педагог:

        Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

        Дети становятся в круг. Звучит Русская народная  Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

Развивать слуховое внимание, воображение;

закреплять знания о дымковских игрушках;

развивать пластику, координацию движений. Поднятие эмоционального настроя.

Продолжение показа слайдов и обсуждение способов лепки.

Практическая работа

На доске написан план работы.

Педагог: Молодцы!. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопрос.

- Из чего делают дымковские игрушки?(Из глины)

Слайд №9 . Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Слайд № 10. Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

Слайд  №11. Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Слайд № 12. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Слайд № 13. Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

Посмотрите какие красивые и разнообразные получаются игрушки.

Показ слайдов №14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22.

Педагог:  Глина у нас есть. Давайте ребята попробуем сегодня слепить барыню.

- Какие нужны инструменты для работы? (Стеки)

Дети  надевают нарукавники.

Педагог:

Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Давайте повторим план работы:

1.Слепить колокол для юбки.

2.Прилепить к юбке фигурную колбаску-туловище.

3.Скатать шарик для головы и прилепить его на место.

4.Слепить руки и прилепить их на места.

5.Слепить оборочки на юбке и волосы. Прилепить оборочку и волосы, соединить руки с туловищем.

6.Слепить муфту, воротник и шляпу.

Педагог:  Прежде чем лепить, вспомним некоторые правила-советы по лепке из глины. (Дети называют правила)

  • Посуду с водой надежно установить на рабочем столе. 
  • закатать рукава, размять глину;
  • лепить только на подкладной доске
  • смачивать руки и части глины по мере надобности;
  • прорабатывать детали стекой;
  • Во время работы быть внимательным и аккуратным.
  • Осторожно обращаться с колющими инструментами.
  • Выполнять задания спокойно, без резких движений.
  • Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам.
  • Не вытирать глаза грязными руками.
  • После работы тщательно протереть руки сухой салфеткой и только потом вымыть  руки с мылом.

Педагог:

Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать!  Вам в помощь выдам  схему.

 (приложение № 2)

Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью.

Развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

Словарная работа: стека, резец.

Развивать конструктивные способности;

 внимание;

закреплять умение работать со схемой

Физкультминутка

Педагог:

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:

«Сяду прямо, не согнусь,

за работу я возьмусь».

Вот теперь можно приступить к работе.

 Снятие усталости, напряжения в мышцах.

Формирование навыков правильной осанки.

Самостоятельная  работа.

Звучит танцевальная музыка «Барыня»

- Сейчас приступаем к работе, а я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.

Совершенствование навыков детей в лепке из глины.

Развитие тактильных ощущений

Индивидуальная работа

Дети приступают к работе, педагог  следит за работой, советует, показывает приемы работы.

Итог  занятия

Анализ   работ

Рефлексия

Дети заканчивают работу, моют руки.

Педагог:

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

- Все ли игрушки ладные?

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- А кто придумал и слепил что-то своё? 

- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров.

Педагог: Пора нам обратно возвращаться. С Дымковской игрушкой  мы не прощаемся, с ней мы  встретимся на следующем занятии. Познакомимся с основными элементами росписи и распишем наши бырыни.

-Что интересного  вы сегодня узнали? Вспомните и назовите, какие дымковские игрушки были на картинках?

Было интересно… было трудно… теперь я могу…

Я научилась( научился)…. Меня удивило… мне захотелось…

Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.

        Раз – два – три!   Лети!

- Повторяйте за мной прощальные слова:

        Мы о дымковской игрушке

        Будем вспоминать не раз.

        А сейчас, друзья – подружки,

        Мы закончим наш рассказ.

Звучит танец  «Барыня»

Педагог:

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети танцуют

Развивать связную речь детей.

Активизация в речи детей прилагательных.

Умение оценивать работы товарищей.

Снятие усталости, напряжения в мышцах.


        Литература

1. Величко Г., Шпикалова Т., Дымковская игрушка. – М. :Мазаика – синтез, - 2005.

2. Клиентов А. Е.  Народные промыслы. – М. :Белый город, -2001.

3. Лавров С. Русские игрушки, игры, забавы. –М. :Белый город, -2001.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. – М. : ООО «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2000.

5. Я познаю мир:  Детская энциклопедия: Игрушки/ Авт. Сост. Н.Г. Юрина. –М. : ООО Фирма «АСТ», 1998.

        

        

Приложение № 1

Письмо

 ««Здравствуйте, ребятки, -

        Настенки и Ванятки,

Тани, Сани, Пети и другие дети!

Если любите играть,

Сочинять и рисовать,

Приезжайте в гости!

Милости просим!

 Дымковская игрушка».

Приложение  №2

Лепка и роспись дымковской барыни


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление дымковской игрушки

Слайд 2

Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.

Слайд 3

Город Вятка Дымковские игрушки делют в городе Кирове. Где делают дымковские игрушки?

Слайд 4

Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Г де де ла ю т ды м ко в с ки е и г ру ш ки ? Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Где делают дымковские игрушки?

Слайд 6

С ВИ С ТУ ЛЬ КИ – КО ЗЁ Л И БА РА Н Свистульки – козёл и баран.

Слайд 7

Так Дымковская слобода выглядит сегодня. А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова. Так Дымковская слобода выглядит сегодня. Где делают дымковскую игрушку? А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.

Слайд 9

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Слайд 10

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.

Слайд 11

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Слайд 12

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Слайд 13

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!

Слайд 14

КА РУ СЕ ЛЬ Карусель.

Слайд 15

ДА МА С СО БА Ч КО Й Дама с собачкой.

Слайд 16

НЯ НЬ КА Нянька.

Слайд 17

ЧА Е ПИ ТИ Е Чаепитие.

Слайд 18

Э КИ ПА Ж Экипаж.

Слайд 19

БА ЛА ЛА Е Ч НИ К НА РЫ БЕ Балалаечник на рыбе.

Слайд 20

СО БА ЧИ Й ВА ЛЬ С Собачий вальс.

Слайд 21

ДО Я Р КА С КО РО ВО Й Доярка с коровой.

Слайд 22

ВО Т КА КИ Е Я Р КИ Е И К РА СИ ВЫ Е ДЫ М КО В С КИ Е И Г РУ Ш КИ ! Вот какие яркие и красивые дымковские игрушки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...