Открытое занятие "Дымковская игрушка" - аппликация
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Данное занятие было разработанно для воспитанников 7-9 лет, кружковской деятельности, а так же подходит для проведения уроков технологии 1-3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_dymkovskaya_igrushka-_otchyot.doc | 546.5 КБ |
istoriya_dymkovskoy_igrushki.doc | 34.5 КБ |
prezentatsiya_moya.rar | 1.51 МБ |
sertifikat.doc | 559 КБ |
fragmenty_dymki.docx | 361.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение
дополнительного образования детей
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
города Лабинска муниципального образования Лабинский район
Занятие – игра
«Дымковская игрушка».
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Анна Алексеевна Сизькова
г. Лабинск, 2013 г.
Пояснительная записка
Занятие на тему «Дымковская игрушка» в технике аппликация и пластилинография разработано для обучающихся объединения «Волшебный сундучок» Центра детского творчества. Оно имеет художественно-эстетическую направленность и может использоваться на уроках технологии в общеобразовательных школах.
Занятие аппликацией очень полезно для развития. Прежде всего, оно развивает мелкую моторику рук, фантазию и творческие способности ребенка, формирует у него навыки ручного труда, прививает любовь к прекрасному. Все эти навыки и умения пригодятся ребёнку и в дальнейшей жизни. Воспроизводя тот или иной образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, что способствует развитию речи.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, в стремлении делать добро людям.
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Для занятия подготовленная презентация об истории и видах дымковской игрушки.
Данное занятие разработано и реализуется в рамках программы «Волшебный сундучок».
Форма обучения – групповая, одновозрастная.
- Этап организационный.
- Вводная беседа о дымковской игрушке.
- Основная часть.
- Физминутка
- Выполнение работы учениками.
- Подведение итогов занятия.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
-пополнят знания о народных промыслах и истории игрушек;
-познакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой;
-научатся выполнению традиционных элементов дымковской росписи,
- научатся приемам кистевого письма: тычком, мазком, линией.
Метапредметные:
а) познавательные:
- ученик получит возможность учиться добывать информацию;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
- строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;
б) коммуникативные:
- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;
-учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной;
-аргументировать свою позицию;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
в) регулятивные:
- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;
- составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.
Личностные:
- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих Одноклассников.
Занятие - игра на тему «Дымковская игрушка».
Цель занятия:
Развить у детей интерес к народному декоративному творчеству.
познакомить детей с дымковской игрушкой (уточки, птички, козлики и др.),
развивать эстетические чувства;
Задачи:
- образовательные: обогатить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.
- воспитательные: Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины. Воспитывать радость, гордость за свой народ и культуру.
- развивающие: Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве. Развить интерес к работе с бумагой, эстетическое восприятие самостоятельность, мелкую моторику Обобщить представления детей о дымковской игрушке и дымковском узоре (особенности изображения, история возникновения)
Тип занятия: занятие – игра.
Форма занятия: традиционное.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
По степени педагогического управления со стороны учителя: метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации
Необходимые материалы, инструменты и приспособления для детей:
-Картинки раскраски с изображением дымковской игрушки;
- фрагменты дымковского узора;
- клей;
- цветные карандаши;
- пластелин.
Оборудование:
проектор для демонстрации слайдов,
письмо – приложение № 5.
История дымковской игрушки – приложение № 1
Пазлы с дымковской игрушкой – приложение № 2
Легенда о дымковском свистке – приложение № 3
Смайлики для рефлексии – приложение № 4
Сертификаты – приложение № 6.
Количественный состав участников занятия не должен превышать 15 человек, в возрасте от 7до 9 лет. Продолжительность занятия – 45 минут.
Ход занятия.
Организационный момент
формирование мотивации к участию в занятии.
Показ слайда № 1.тема урока.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Стук в окно.
Ребята посмотрите, кто это стучится к нам в окошко?
Слайд № 2
Дети: СОРОКА!
Педагог:
Сорока белобока, по лесу летала,
По деревьям скакала,
Центр творчества искала.
Принесла в клюве письмо.
Педагог: показывает детям письмо.
Педагог: Ребята давайте его откроем и прочитаем. Читаем письмо:
«Здравствуйте, ребятки, —
Машутки и Ванятки,
Тани, Сани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково».
Педагог: Ребята, вы хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам?
Дети: Хотим!
Педагог: Так давайте полетим. Закрываем глазки и представляем, что мы на ковре самолёте летим в гости в Дымково.
Основная часть.
Педагог: Ребята вот мы с вами и прилетели. Открывайте глазки.
Педагог: открывает декорацию.
Смотрите-ка, река! Это река, называется Вятка, а на берегу стоит город и город такое же имя носит. Вятка — город старинный. Когда то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу, за крепостными стенами, раскинулась слобода, где жили гончары. Они лепили посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печах. Каждое утро над слободой дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому вятскую слободку и назвали «Дымково».
Приложение № 1 История дымковской игрушки.
Педагог: Ребята куда мы прилетели? К кому в гости?
Дети: В слободу Дымково, в гости к дымковским игрушкам.
Педагог: А где же они? Почему нас не встречают?
Педагог:
А ну ка, посмотрим, кто здесь живет?
Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!
На экране появляются дымковские игрушки.
Педагог: Ребята да это дымковские игрушки.
Посмотрите, какие они красивые, яркие и расписные.
Ребята, а когда вы смотрите на эти игрушки каким: становится ваше настроение?
Дети: радостным.
Педагог: Правильно ребята, потому, что эти игрушки изготавливались к весёлому празднику, который назывался «Свистопляска». На нем весь народ плясал и веселился.
Педагог: А сейчас ребята я расскажу вам стихотворения про дымковские игрушки.
Ели спят у большака.
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Индюк:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная - индюк.
Водоноска:
Эта игрушка называется Водоноска.
За студеною водицей Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Барыня
А вот девица в венце,
Румянец на лице,
Собою хороша,
Стоит не дыша.
Барашек
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий , желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Всадник на коне
В красном новеньком седле
Всадник скачет на коне.
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.
Птица
Поглядите, что за птицы!
Кто ни взглянет, удивится!
Расписные петухи,
Курочки и индюки.
Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!
Педагог: Вам понравились Дымковские игрушки?
Дети: Да.
Педагог: А запомнили какими фигурами и цветами отличается дымковская игрушка?
Дети отвечают.
Физ. минутка.
Стоя:
По солнышку, по солнышку (руки вверх – к плечам)
Дорожкой луговой (руки вперёд- к плечам)
Иду по мягкой травушке ( шагаем в воздухе)
Я летнею порой ( шагаем в воздухе)
И любо мне, и весело, ( повороты туловищем в лево - в право)
Смотрю по сторонам, (повороты головой)
И дымковской игрушке (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая
кисти рук)
Радуюсь я там. (ножницы)
Радуюсь я там (ножницы)
Повернитесь, покружитесь,
Низко-низко поклонитесь!
Ждет нас новая игра.
Составлять узор пора!
Дидактическая игра. Пазлы в форме дымковских игрушек
Приложение № 2.
Педагог раздаёт детям файлы с пазлами.
Дети: Собирают разрезные картинки Дымковских игрушек.
Педагог: Молодцы ребята! С этим заданием вы справились.
А вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?
Дети: хотим.
Педагог: Так давайте мы с вами отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих мастеров дымковской игрушки.
Сейчас я раздам вам каждому картинку дымковской игрушки, а вы из предоставленных в коробочках элементов украсите их дымковской росписью, а недостающие фрагменты раскрасим карандашами или пластилином как подскажет вам фантазия.
«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять…
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы закончили считать.
Педагог: вот теперь, когда мы с вами размяли наши пальчики можно приступать к занятию аппликацией.
Дети работают.
Педагог может прочитать воспитанникам легенду о дымковском свистоке.
Приложение № 3.
Подведение итога занятия.
Педагог: Ребята вот наше путешествие приближается к концу! Много интересного вы узнали о Дымковской игрушке?
Дети: «Да»
Педагог:- А почему слобода называется Дымковской?
Дети: потому, что когда мастера обжигали игрушки из трубы шёл дымок.
Педагог:- Как называются игрушки, с которыми мы познакомились?
Дети: Дымковские.
Педагог: Молодцы!
Педагог: ребята вы сделали свои работы настоящими дымковскими. И по этому, вы награждаетесь сертификатом начинающих мастеров дымковской игрушки.
Вручаются сертификаты. Приложение № 6
Педагог: А сейчас пришла пора возвращаться. Закрываем глазки представляем что мы перенеслись опять в кабинет.
Педагог: повторяйте за мной прощальные слова
Мы о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончим наш рассказ.
Рефлексия.
Педагог: А теперь ребята я раздам вам картинки со смайликами, а вы подумав определитесь, понравилось вам занятие, или нет. Если понравилось, то поднимаете картинку с улыбающимся смайликом, а если нет то с грустным.
Приложение № 4
Предварительный просмотр:
История дымковской игрушки
Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.
История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название – «Свистунья».
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – «Свистопляска».
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.
Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Предварительный просмотр:
Объединение «Волшебный сундучок» Сертификат Данный сертификат выдан _____________________ воспитаннице объединения «Волшебный сундучок» в том, что она посетила занятие «Дымковская игрушка», выполнила работу по заданной теме.
Получила звание Подмастерье. Педагог: А.А. Сизькова |
Объединение «Волшебный сундучок» Сертификат Данный сертификат выдан _______________________ воспитаннику объединения «Волшебный сундучок» в том, что он посетил занятие «Дымковская игрушка», выполнил работу по заданной теме. Получил звание Подмастерье. Педагог: А.А. Сизькова |
Предварительный просмотр:
,
,
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Игрушки" во 2 классе
Одна из глав учебника Way Ahead 1 называется "Toys". После окончания изучения данной темы я провожу итоговый урок, который позволяет выявить в какой мере ученики овладели разговорным...
Презентация и план-конспект открытого урока по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для мамы»
План-конспект открытого урока по трудовому обучению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Изготовление декоративной выпуклой аппликации из картона и цветной бумаги «Букет для ма...
Конспект открытого урока во 2 классе "Повторение и закрепление материала по теме: "Игрушки""
Конспект данного открытого урока содержит различные игровые приемы, используемые на уроках английского языка во 2м классе....
Открытое занятие "Бабочка" - аппликация из природного материала.
Конспект открытого занятия по аппликации из природного материала Бабочка"...
Занятие в 1 классе « Особый ребёнок». Коллективная аппликация «Наши игрушки»
Совершенствовать изобразительные навыки...
Технологическая карта урока технологии для обучающихся с ТМНР "Действия с предметами круглой и квадратной формы. Аппликация "Новогодняя игрушка".
Представлен конспект урока технологии для обучающихся 3 класса по АООП НОО обучающихся с ТМНР (вариант 6.4 ФГОС ОВЗ)....
Конспект открытого урока по предмету "Изобразительная деятельность". Тема: Аппликация «Новогодняя игрушка - Дед Мороз».
Цель: научить изготавливать игрушку «Дед Мороз» к новогоднему празднику.Задачи:Образовательные: 1.Формировать умение приклеивать готовые детали на картон в соответствии с планом рабо...