программа по внеурочной деятельности научно - познавательной направленности"Мой первый шаг в науку"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа написана в соответствии с требованиями ФГОС. В программумвключена пояснительная заиска, цели задачи, практическая значимость,планируемые результаты освоения курса, содержание курса, календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок «Первый шаг в науку и общество» составлена для обучающихся 3а класса а МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина» на 2020-2021 учебный год. Программа составлена на основании нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012.), (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказа Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. № 422н, с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 г. № 1115н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/
- Стратегии развития воспитания на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.06.2015г. года №996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. года №1726-р)
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 729-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 14.01.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ ;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/;
- нормативных правовых актов министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона;
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области» на 2015-2019гг. от 01.09.2015г приказ № 391, с изменениями от 31.08.18г. приказ № 384.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (1 раз в две недели).
Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей формирующейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.
Всему этому способствует реализация цели образовательной программы лицея – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствии с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
– предметные;
– метапредметные;
– личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на формирование познавательных интересов учащихся, развитие их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку и творчество» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Цели и задачи программы
Цели программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности, включающей:
∙ умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
∙ способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
∙ владение социально адекватными способами поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
∙ установка на целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
∙ навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
∙ умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
∙ умение самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Практическая значимость
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
∙ расширяется кругозор в предметных областях;
∙ повышается способность к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации;
∙ происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
∙ наилучшим образом развиваются творческие способности;
∙ развиваются речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
∙ непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
∙ развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
∙ системность организации учебно-воспитательного процесса;
∙ раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Отличительные особенности программы «Первые шаги в науку и творчество» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; формированию умений создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные |
Обучающиеся должны научиться:
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
|
Содержание курса внеурочной деятельности
Краткая характеристика содержания курса внеурочной деятельности | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | Оценочные средства |
Знакомство с темой. Выбор интересующих аспектов темы | Индивидуальная работа Парно-групповая работа Самостоятельная работа Фронтальная работа Коллективная работа | Урок-исследование Урок-проект | Текущий контроль (фронтально, индивидуально) |
Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми | |||
Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте | |||
Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы | |||
Ориентировочное планирование этапов работы над проектами | |||
Реализация выбранных проектов | |||
Презентация проектов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Ресурсное обеспечение | |
План | Факт | ||||
1 | Вводное занятие. Загадки, ребусы, шарады, магические квадраты | 1 | 09.09 | ПК | |
2 | Осенняя олимпиада по математике на Учи. ру (пробный тур) | 1 | 23.09 | ||
3 | Занимательный русский: разборы, ребусы, кроссворды | 07.10 | ПК | ||
4 | Международная дистанционная олимпиада по русскому языку | 1 | 21.10 | ПК https://infourok.ru/konkurs | |
5 | Интеллектуальные задания на сайте « Учи. ру» | 1 | 11.11 | ПК | |
6 | Интеллектуальный конкурс «Спасатели» | 1 | 25.11 | Бланки , http://spasateli.infoznaika.ru | |
7 | Подготовка к научно-практической конференции. Что такое проект? | 1 | 09.12 | ||
8 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации | 1 | 23.12 | ПК | |
9 | Работа с проектом к научно-практической конференции | 1 | 20.01 | ПК | |
10 | Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? | 1 | 03.02 | ||
11 | Презентация проектов | 1 | 17.02 | ПК | |
12 | Читай, играй, выдумывай (литературные загадки) | 1 | 03.03 | ПК | |
13 | Международный онлайн-конкурс по литературе «Литературные сказки» | 1 | 17.03 | ПК https://erudit-online.ru/konkurs/300.html
| |
14 | Интеллектуальный конкурс «Инфознайка» | 1 | 14.04 | ||
15 | Олимпиадные задания по окружающему миру | 1 | 28.04 | ПК | |
16 | Международный онлайн-конкурс по окружающему миру «Формула правильного питания» | 1 | 12.05 | ПК | |
17 | Итоговое занятие. Чему мы научились за год. | 1 | 12.05 | ПК |
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись заместителя директора по ВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"
Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуетс...
Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»
Аннотация: Предлагаемая авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин клуб" представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...
Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков"
Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков" направлена на расширение познавательной активности учащихся, повышение степени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 3 класса
класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. М...