программа по внеурочной деятельности научно - познавательной направленности"Мой первый шаг в науку"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа написана в соответствии с требованиями ФГОС. В программумвключена пояснительная заиска, цели задачи, практическая значимость,планируемые результаты освоения курса, содержание курса, календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок «Первый шаг в науку и общество» составлена для обучающихся 3а класса а МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина» на 2020-2021 учебный год. Программа составлена на основании нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012.), (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказа Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. № 422н, с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 г. № 1115н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/
- Стратегии развития воспитания на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.06.2015г. года №996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. года №1726-р)
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 729-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 14.01.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ ;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/;
- нормативных правовых актов министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона;
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области» на 2015-2019гг. от 01.09.2015г приказ № 391, с изменениями от 31.08.18г. приказ № 384.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (1 раз в две недели).
Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей формирующейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.
Всему этому способствует реализация цели образовательной программы лицея – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствии с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
– предметные;
– метапредметные;
– личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на формирование познавательных интересов учащихся, развитие их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку и творчество» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Цели и задачи программы
Цели программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности, включающей:
∙ умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
∙ способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
∙ владение социально адекватными способами поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
∙ установка на целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
∙ навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
∙ умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
∙ умение самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Практическая значимость
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
∙ расширяется кругозор в предметных областях;
∙ повышается способность к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации;
∙ происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
∙ наилучшим образом развиваются творческие способности;
∙ развиваются речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
∙ непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
∙ развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
∙ системность организации учебно-воспитательного процесса;
∙ раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Отличительные особенности программы «Первые шаги в науку и творчество» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; формированию умений создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные |
Обучающиеся должны научиться:
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
|
Содержание курса внеурочной деятельности
Краткая характеристика содержания курса внеурочной деятельности | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | Оценочные средства |
Знакомство с темой. Выбор интересующих аспектов темы | Индивидуальная работа Парно-групповая работа Самостоятельная работа Фронтальная работа Коллективная работа | Урок-исследование Урок-проект | Текущий контроль (фронтально, индивидуально) |
Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми | |||
Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте | |||
Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы | |||
Ориентировочное планирование этапов работы над проектами | |||
Реализация выбранных проектов | |||
Презентация проектов |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Ресурсное обеспечение | |
План | Факт | ||||
1 | Вводное занятие. Загадки, ребусы, шарады, магические квадраты | 1 | 09.09 | ПК | |
2 | Осенняя олимпиада по математике на Учи. ру (пробный тур) | 1 | 23.09 | ||
3 | Занимательный русский: разборы, ребусы, кроссворды | 07.10 | ПК | ||
4 | Международная дистанционная олимпиада по русскому языку | 1 | 21.10 | ПК https://infourok.ru/konkurs | |
5 | Интеллектуальные задания на сайте « Учи. ру» | 1 | 11.11 | ПК | |
6 | Интеллектуальный конкурс «Спасатели» | 1 | 25.11 | Бланки , http://spasateli.infoznaika.ru | |
7 | Подготовка к научно-практической конференции. Что такое проект? | 1 | 09.12 | ||
8 | Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации | 1 | 23.12 | ПК | |
9 | Работа с проектом к научно-практической конференции | 1 | 20.01 | ПК | |
10 | Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы? | 1 | 03.02 | ||
11 | Презентация проектов | 1 | 17.02 | ПК | |
12 | Читай, играй, выдумывай (литературные загадки) | 1 | 03.03 | ПК | |
13 | Международный онлайн-конкурс по литературе «Литературные сказки» | 1 | 17.03 | ПК https://erudit-online.ru/konkurs/300.html
| |
14 | Интеллектуальный конкурс «Инфознайка» | 1 | 14.04 | ||
15 | Олимпиадные задания по окружающему миру | 1 | 28.04 | ПК | |
16 | Международный онлайн-конкурс по окружающему миру «Формула правильного питания» | 1 | 12.05 | ПК | |
17 | Итоговое занятие. Чему мы научились за год. | 1 | 12.05 | ПК |
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись заместителя директора по ВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Клуб юных математиков" 2 класс
Рабочая программа...

Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"
Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуетс...

Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»
Аннотация: Предлагаемая авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин клуб" представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс
Рабочая программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 3 класса
класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. М...
«Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности. Научно-познавательного направления «Познавательный мир математики»
Программа поможет в воспитании любознательного, активного и заинтересованного познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходит...