программа по внеурочной деятельности научно - познавательной направленности"Мой первый шаг в науку"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Вилочкова Лариса Ивановна

Программа написана в соответствии с требованиями ФГОС. В программумвключена пояснительная заиска, цели задачи, практическая значимость,планируемые результаты освоения курса, содержание курса, календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа курса  внеурочной деятельности кружок  «Первый шаг в науку и  общество» составлена для обучающихся 3а класса а МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина» на 2020-2021 учебный год. Программа составлена на основании нормативных документов:

  •  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012.), (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  •  Приказа Минтруда России от 18.10.2013 г.  № 544н  (в ред.  Приказа Минтруда  России  от  05.08.2016  г.  №  422н,  с  изм.,  внесенными  Приказом Минтруда  России  от  25.12.2014  г.  № 1115н)  «Об  утверждении профессионального  стандарта  «Педагог  (педагогическая  деятельность  в  сфере дошкольного,  начального  общего,  основного  общего,  среднего  общего образования)  (воспитатель,  учитель)»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  •  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован  Минюстом  России  22.12.2009 г.  № 17785)  // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/
  •  Стратегии развития воспитания на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1.06.2015г. года №996-р);
  •  Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. года №1726-р)
  •  Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 729-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»;
  •  Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  •  Письма Департамента  государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 14.01.2015 г. № 09-3564 «О  внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  •  Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
  •  Постановления  Главного  государственного  санитарного  врача Российской  Федерации  от  29.12.2010  №  189  (ред.  от  25.12.2013 г.)  «Об утверждении  СанПиН  2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования  к  условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред.  Изменений  №  1,  утв.  Постановлением  Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв.  Постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача РоссийскойФедерации  от  25.12.2013 г.  №  72,  Изменений  №  3,  утв. Постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от 24.11.2015 г. № 81) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/ ;
  •  Постановления  Главного  государственного  санитарного  врача Российской  Федерации  от  10.07.2015 г.  № 26  «Об  утверждении  СанПиН 2.4.2.3286-15  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и организации  обучения  и  воспитания  в  организациях,  осуществляющих образовательную  деятельность  по  адаптированным  основным общеобразовательным  программам  для  обучающихся  с  ограниченными возможностями  здоровья»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России  14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/;
  •  нормативных правовых актов министерства образования Саратовской области, регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона;
  •  Основной образовательной программы  начального общего образования МОУ «Лицей №3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области» на 2015-2019гг. от  01.09.2015г приказ №  391, с изменениями от 31.08.18г. приказ № 384.

Программа рассчитана на 17 учебных часов (1 раз в две недели).

   Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей формирующейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы.

Всему этому способствует реализация цели образовательной программы лицея – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствии с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

– предметные;

– метапредметные;

– личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на формирование познавательных интересов учащихся, развитие их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Первые шаги в науку и творчество» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Цели и задачи программы

Цели программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности, включающей:

 умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

 способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 владение социально адекватными способами поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

 установка на целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

 навыки организации рабочего пространства и рационального  использования рабочего времени;

 умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 умение самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

 расширяется кругозор в предметных областях;

 повышается способность к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации;

 происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

 наилучшим образом развиваются творческие способности;

 развиваются речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих  принципов:

 непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

 развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 системность организации учебно-воспитательного процесса;

 раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Отличительные особенности программы «Первые шаги в науку и творчество» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; формированию умений создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  •  объяснять, доказывать и защищать свои идеи

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • ставить и удерживать цели;
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  •  вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других)
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Содержание курса внеурочной деятельности

Краткая характеристика содержания курса внеурочной деятельности

Основные виды учебной деятельности

Форма организации учебных занятий

Оценочные средства

Знакомство с темой. Выбор интересующих аспектов темы

Индивидуальная работа

Парно-групповая работа

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Коллективная работа

Урок-исследование

Урок-проект

Текущий контроль (фронтально, индивидуально)

Подготовка к сбору информации. Сбор информации детьми

Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в информационном проекте

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации темы

Ориентировочное планирование этапов работы над проектами

Реализация выбранных проектов

Презентация проектов

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Ресурсное

обеспечение

План

Факт

1

Вводное занятие. Загадки, ребусы, шарады, магические квадраты

1

09.09

ПК

2

Осенняя олимпиада по математике на Учи. ру (пробный тур)

1

23.09

ПК  https://olympiads.uchi.ru/olympic_games?group_id=410273&_ga=2.176324133.1255521.1599944764-66357682.1597942941#

3

Занимательный русский: разборы, ребусы, кроссворды

07.10

 ПК

4

Международная дистанционная олимпиада по русскому языку 

1

21.10

ПК https://infourok.ru/konkurs


5

Интеллектуальные задания на сайте « Учи. ру»

1

11.11

ПК

6

Интеллектуальный конкурс «Спасатели»

1

25.11

Бланки , http://spasateli.infoznaika.ru

7

Подготовка к научно-практической конференции. Что такое проект?

1

09.12

https://infourok.ru/konkurs

8

Знакомство с возможными проектами, выбор проектов для реализации

1

23.12

ПК

9

Работа с проектом к научно-практической конференции

1

20.01

ПК

10

Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы?

1

03.02

11

Презентация проектов   

1

17.02

ПК

12

Читай, играй, выдумывай (литературные загадки)

1

03.03

ПК

13

Международный онлайн-конкурс по литературе «Литературные сказки»

1

17.03

ПК  https://erudit-online.ru/konkurs/300.html

        

14

Интеллектуальный конкурс «Инфознайка»

1

14.04

15

Олимпиадные задания по окружающему миру

1

28.04

ПК

16

Международный онлайн-конкурс по окружающему миру «Формула правильного питания»

1

12.05

ПК

https://erudit-online.ru/konkurs/300.html

17

Итоговое занятие. Чему мы научились за год.

1

12.05

ПК

        

Лист корректировки рабочей программы

Дата

Причины коррекции

Что скорректировано

Подпись

заместителя директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"

Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуетс...

Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»

Аннотация: Предлагаемая  авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин  клуб"  представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков"

Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков" направлена на расширение  познавательной активности учащихся, повышение  степени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 3 класса

класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. М...