Внеурочная деятельность "Уроки счастья"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании МО _____________/_____________________/ ФИО Протокол № ____________ от «___»__________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:_________ Галданова С.З. «___»_____________20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»:__________ Ринчинова С.С. Приказ № ____ от «___»____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _внеурочной деятельности________
предмет
класс__________________________
ФИО учителя_Гуржапова Дарима Викторовна
______учитель начальных классов_
Должность, категория
2019– 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки счастья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы внеурочной деятельности и перспективной программы воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах «Уроки счастья» составленной на основе книги Светланы Белицкой «Ваш ребенок и его успех»
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе. Так же очень часто до детей доходит, что счастье можно испытывать пассивно, ничего для этого не предпринимая, он перестает поиск реальных ощущений и становиться зависимым от телефона, телевизора, компьютерных игр. Таким образом он лишается опыта, переживаний, теряет готовность к испытаниям. Появляется иллюзия что счастье можно купить, или ему все подадут на блюдечке. «Уроки счастья» учат прислушиваться к своим чувствам и сопереживать другим, познавать и завоевывать мир, искать своё предназначение в жизни, а также осознать свою уникальность, полюбить и поверить в себя. Это должно помочь ребятам стать счастливее и возможно изменить мир.
В таких странах как Испания, Израиль уроки по эмоциональному общению обязательны. На занятиях ученики смотрят фильмы и разбирают жизненные ситуации. Так же в рамках урока проходят дискуссии по остросоциальным проблемам.
В английских, австралийских, и американских школах проводят «Уроки осознанности». На таких занятиях основной упор делается на устройство детской нервной системы и на помощь тем детям, которым сложно медитировать. Ученики МШВ таким образом успокаиваются и практикуют усидчивость. А подросткам занятия помогают сглаживать конфликты, неизбежные в любом коллективе. Для этого они учатся проговаривать свои эмоции.
А в Германии в более чем в 100 школах дети учатся быть в гармонии с собой и с миром. В течении года каждый ученик занимается реализацией своего «доброго проекта».
Подобные школьные уроки уже вводятся и в других школах мира: в Бутане, на Крите, в Австралии.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
«Уроки счастья» составляют эмоциональные и игровые элементы, строятся на непроизвольном внимании и памяти. Так же используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендуется детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями и т.д. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Цель: помочь ребенку осознать свою уникальность, полюбить и поверить в себя, тем самым воспитать грамотную, активную личность, ориентированную на духовное и нравственное развитие, осознающую ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи программы «Уроки счастья»:
- Учить выражать свои эмоции, управлять негативными эмоциями, такими как гнев или зависть;
- Помочь детям чувствовать себя комфортно в любом коллективе, уметь быть частью и в то же время сохранять свою индивидуальность;
- Учить принимать решения, оценивать и брать ответственность за последствия своих действий;
- Помочь детям осознать свои сильные стороны и принять слабые;
- Учить ребенка хвалить себя за достижение поставленных= целей и извлекать пользу из своих ошибок.
Место курса в учебном плане
Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. Программа включает в себя 34 занятия по 35 - 40 минут и рассчитана на один год обучения.
Планируемые результаты освоения курса «Уроки счастья»
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;
Содержание программы
ТЕМА 1 Я среди людей.
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», « мы», « они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно- ролевая игра «Я и другие люди»
ТЕМА 2 Кто я и как выгляжу?
Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. аккуратность, опрятность, бережливость- уважение человека к себе. Личная гигиена.
ТЕМА 3 Размышления о семье
ТЕМА 4 Коробка счастья
ТЕМА 5 Я и мои роли.
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня- кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.
ТЕМА 6 - Проект «Книга улыбок», мы люди, а не боги! (для родителей)
ТЕМА 7 Свет мой, зеркальце, скажи…
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я, мой характер, мои знания. Моё поведение зависит от меня самого.
ТЕМА 8 Неизвестное в известном?
ТЕМА 9 Неповторимые звездочки
ТЕМА 10 Радуга моих эмоций
ТЕМА 11 «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
ТЕМА 12 -Проект «Фильм моей жизни» - За чертой! (для родителей)
ТЕМА 13 Где живет Геракл?
ТЕМА 14 Вперед, только вперед!
ТЕМА 15 Наши лучшие друзья – ошибки.
ТЕМА 16 Нарцисс Самохвалов
ТЕМА 17 Как я работаю над собой.?
ТЕМА 18- Проект «Дневник успеха»
- Оптимисты всех стран, объединяйтесь! (для родителей)
ТЕМА 19 Мой цветик-семицветик
ТЕМА 20 Альпинисты своих целей.
ТЕМА 21 Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка!
ТЕМА 22 Любопытство и упорство – два волшебника!
ТЕМА 23 Ты можешь больше, чем ты думаешь.
ТЕМА 24 Проект «Карта желаний»
ТЕМА 25 Тяжкое бремя популярности.
ТЕМА 26 Скажи мне, друг мой…
Понятия «товарищ», «друг», «господин» Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
ТЕМА 27 Мирись, мирись!
ТЕМА 28 Сострадают люди-сорадуются ангелы
ТЕМА 29 В мире мудрых мыслей.
ТЕМА 30 Проект «Интервью с ВИП»
ТЕМА 31 Праздники в жизни человека.
Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
ТЕМА 32 Отношение к старшим
Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.
ТЕМА 33 Речевой этикет. Вежливость и этикет.
Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза в поведении человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
ТЕМА 34 Итоговое занятие
Выставка детского творчества
Оборудование и кадровое обеспечение
Материально-техническая база. На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.
Необходимое оборудование: памятки для каждого ученика, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.
Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки счастья» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
экскурсии, прогулки по поселку, виртуальные путешествия по родному краю;
участие вместе в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Отчётность
Для подведения итогов предполагается ежегодное открытое мероприятие для родителей. Итоговый отчёт по реализации программы внеурочной деятельности «Мой мир» будет представлен на ШМО / «Круглом столе».
Мониторинг. Мониторинг результатов реализации программы включает в себя следующие компоненты:
Личностные результаты Самоопределение | 1 - 4 | Внутренняя позиция ученика | «Что мне нравится в школе» (По Н.Г. Лускановой) | Справка. Заседание ШМО |
1 - 4 | Освоение основных социальных ролей | «Кто я? (Куна) | ||
1 - 2 | Особенности самооценки | «Лесенка» (В.Г. Щур) | ||
3 - 4 | Методика Дембо-Рубинштейна | |||
Личностные результаты смыслообразование | 1 – 4 | Мотивационная основа учебной деятельности | Опросник мотивации | Справка |
Личностные результаты Действия нравственно-этического оценивания | 1 - 4 | Уровень социализирован- ности и уровень воспитанности обучающихся | «Уровень воспитанности» Р.В. Овчарова | |
Метопредмет- ные результаты освоения обучающимися ООП | май | Определение уровня сформированности у обучающихся УУД: -регулятивных -познавательных -коммуникативных -информационно-коммуникационной компетентности | Комплексная работа «Учимся учиться и действовать» | Справка, протоколы заседания ШМО |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Цели | Дата | ||||
По плану | По факту | ||||||
Я и чувство защищенности | |||||||
1 | Я среди людей. | Раскрыть перед детьми многообразие человеческих отношений | |||||
2 | Кто я и как выгляжу? | Учить оценивать и следить за своим внешним видом | |||||
3 | Размышления о семье | Учить ребенка исследовать главные источники влияния на него и его жизнь. | |||||
4 | Коробка счастья | Помочь вспомнить счастливые моменты, за которые он благодарен судьбе | |||||
5 | Я и мои роли | Показать многообразие ролей, научить оценивать поступки товарищей. | |||||
6 | - Проект «Книга улыбок» - Мы люди, а не боги! (для родителей) | - Учить детей замечать хорошее, смотреть на мир оптимистично. - учить родителей строить доверительные отношения с детьми | |||||
Я есть я | |||||||
7 | Свет мой, зеркальце, скажи… | Учить точно описывать себя | 1 | ||||
8 | Неизвестное в известном? | Учить ребенка исследовать свое прошлое, основные события, которые повлияли на индивидуальность | 1 | ||||
9 | Неповторимые звездочки | Дать понять что каждый человек индивидуален, неповторим, уникален. | |||||
10 | Радуга моих эмоций | Научить ребенка исследовать, осознавать и выражать свои чувства. | |||||
11 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | Учить анализировать прошедший день и ставить маленькие цели на следующий. | |||||
12 | -Проект «Фильм моей жизни» - За чертой! (для родителей) | - Учить ребенка исследовать свою жизнь и снимать видеоролик - научить родителей устанавливать обоснованные ограничения и границы | |||||
Я и мой успех | |||||||
13 | Где живет Геракл? | Помочь осознать ребенку свои сильные стороны | 1 | ||||
14 | Вперед, только вперед! | Научить ребенка оценивать свой прогресс | 1 | ||||
15 | Наши лучшие друзья – ошибки. | Научить ребенка извлекать пользу из своих ошибок | |||||
16 | Нарцисс Самохвалов | Научить хвалить себя за достижение той или иной цели, выстраивать позитивный внутренний диалог | |||||
17 | Как я работаю над собой.? | Учить детей различным методам работы над собой | |||||
18 | - Проект «Дневник успеха» - Оптимисты всех стран, объединяйтесь! (для родителей) | - учить детей анализировать свои успехи и хвалить себя; -учить родителей создавать позитивное окружение. | |||||
Я и мои цели | |||||||
19 | Мой цветик-семицветик | Помочь осознать собственные цели и желания | 2 | ||||
20 | Альпинисты своих целей. | Развивать способность устанавливать реальные и достижимые цели, искать пути их достижения. | |||||
21 | Раз ступенька, два ступенька – будет лесенка! | Научить основным шагам целеполагания, оценке последствий своих решений | |||||
22 | Любопытство и упорство – два волшебника! | Развивать у детей такие качества как любопытство и упорство | |||||
23 | Ты можешь больше, чем ты думаешь. | Дать понять ребенку что его возможности безграничны и что можно быть умным в самых разных областях | |||||
24 | Проект «Карта желаний» | - Научить иллюстрировать реализацию мечты | |||||
Я и другие | |||||||
25 | Тяжкое бремя популярности. | Научить вливаться в группу. | 1 | ||||
26 | Скажи мне, друг мой… | Научить понимать интересы, способности других. | 1 | ||||
27 | Мирись, мирись! | Научить разрешать конфликты. | |||||
28 | Сострадают люди-сорадуются ангелы | Научить одобрять и поддерживать сверстников | |||||
29 | В мире мудрых мыслей. | Познакомить детей с известными афоризмами, философами. | |||||
30 | Проект «Интервью с ВИП» | Дать возможность детям почувствовать себя значимым и интересным | |||||
31 | Праздники в жизни человека. | Учить правилам этикета праздничного общения | |||||
32 | Отношение к старшим | Показать необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. | |||||
33 | Речевой этикет. Вежливость и этикет. | Познакомить с основными правилами вежливости в общении. | |||||
34 | Итоговое занятие | Выставка детского творчества |
Литература
- Белицкая Светлана М. Ваш ребен6ок и его успех/М.:Эксмо, 2012.-352с
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Л.И.Лавреньева Нравственное воспитание в начальной школе. Журнал Завуч в начальной школе. № 4 2004 год
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.. С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета счастья"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета счастья"....
Занятие по внеурочной деятельности "Лад и согласие - первое счастье"
Данный сценарий можно использовать на внеурочной деятельности и для проведения классного часа....
Мастер-класс "Дерево счастья". Внеурочная деятельность
Мастер-класс "Дерево счастья" представляет собой презентацию с пошаговым выполнением декоративной работы на занятиях школьной изостудии. Возраст учащихся 3 - 5 класс. Работа выполнялась в...
Внеурочное занятие " Счастье"
Занятие позволяет создать условия для осознания и осмысления учениками понятия «счастье» как общечеловеческой ценности применительно к самому себе....
Программа внеурочной деятельности "Уроки счастья"
Программа «Уроки счастья» учат прислушиваться к своим чувствам и сопереживать другим, познавать и завоевывать мир, искать своё предназначение в жизни, а также осознать свою уникальность, п...