Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета счастья"
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Правдивцева Ольга Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета счастья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

               Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по внеурочной деятельности

                       "Планета счастья"

Возрастная категория: 6-8 лет

Количество часов: всего 34, 1 час в неделю

Составитель: учитель начальных классов I КК     Правдивцева Ольга Васильевна                      

                                    Бутурлиновка, 2018

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программы «Планета счастья» реализуется за пределами основной образовательной программы, ориентирована на коррекцию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, а также на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста, на развитие его творческих способностей, интересов, коммуникативных качеств и получение элементарных знаний о театральном искусстве.

        Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, а в последствии склонность к преступности, выдвигают на первый план задачу выявления причин проявления агрессии у детей.

         Именно во младшем школьном возрасте эта черта находится в стадии своего становления. Поэтому важно предпринять своевременные корригирующие меры. Различные формы агрессии характерны для большинства обучающихся. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и успешно развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. Как следствие снижается продуктивный потенциал ребенка, нарушается полноценная коммуникация, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

          Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте показывает, что многое зависит от направленности и особенностей поведения ребенка, его воспитательной среды.

          Внутренняя неудовлетворенность ребенком его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще черты лидерства, является одной из причин проявления агрессивности. И если сверстники по какой-то причине не признают или отвергают полностью его, то агрессия простимулируется обидой ущемления самолюбия, и будет направлена непосредственно на обидчика.

           Частые конфликты, ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональной напряженности, что может послужить толчком к их психическому нездоровью. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.

Агрессивность имеет свои как отрицательные, так и положительные стороны.

                Попадая в новую среду- школа, ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой – как часть социума. Формирование личности ребенка происходит через отношения с другими людьми- одноклассниками, учителями. Ребенок познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.

               Театрализованная деятельность оказывает влияние на становление личности обучающегося. В театральных постановках ребенок играет определенную роль. И это помогает ему не только представить, но и переживать поступки своего героя. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он ранее и не замечал. Он передает их при помощи мимики, движений, жестов. Обучающегося, склонного к агрессии, необходимо чаще ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго,- это дает возможность зафиксировать в подсознании разные позиции, принять ценность именно неагресивного поведения.

                В театрализованной деятельности расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей. Театрализованная игра дает возможность обучающемуся решать многие проблемные вопросы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость. Проводя анализ сюжетов, поступков персонажей, дети анализируют и собственное поведение. Это дает возможность задуматься о последствиях своих поступках, об их влиянии на окружающих. Школьник начинает осознавать ответственность за свое поведение. Ролевые игры способствуют закреплению положительных эмоций, переключению с отрицательных эмоций на позитив радости, спокойствия, удовлетворения.

             Данная программа содержит курс по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности.

            Цель программы- коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности.

           Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия -45 минут. Общее количество учебных занятий в год – 34.

Задачи:

-Формирование осознания собственных эмоций и чувств окружающих.

- Развитие эмпатии и позитивной самооценки.

- Приобщение детей к театральной культуре.

- Ознакомление с различными видами театра ( детский, театр зверей, кукольный, театр теней).

- Обучение детей элементам художественно- образных выразительных средств ( мимика, пантомимика, интонация).

Содержание программы включает в себя несколько направлений:

             - Ознакомление с различными видами театра.

             - Работа над формированием коммуникативных навыков (речь,              мимика, пластика).

              - Игры на снятие различных видов проявления агрессивного поведения.

              - Постановка сюжетов из сказок (возможен спектакль в полном объеме).

                                            Формы работы

С детьми

С родителями

С учителями

Занятия

Консультации

Анкетирование

Игры- занятия

Мастер - классы

Консультации

Игры- путешествия

Посещение кинотеатра с детьми

Мастер - классы

Занятия- постановки

Посещение спектаклей, поставленных детьми.

Совместная деятельность педагога и обучающихся

Игротека.

Упражнения, этюды

                                  Ожидаемые результаты

- Обучающиеся овладеют умением находить средства выразительности и эмоциональности состояния; способностью импровизировать при помощи мимики, жестов.

- У обучающихся сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

- Наличие у ребенка желания сотрудничать со сверстниками, проявлять доброжелательное отношение к окружающим, не вступать в конфликты, быть эмоционально отзывчивым, проявлять чувство долга по отношению к другим, адекватно реагировать на успехи и неудачи других детей.

Способ определения результативности программы

Для определения результативности программы используется диагностика, которая обеспечивает комплексный подход к оценке промежуточных  и итоговых результатов освоения содержания программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений обучающихся. Диагностика проводится 2 раза в год. Используются следующие методики.

Методика

Задачи

«Структурированное наблюдение» (А.А.Романов)

Выявить склонность к агрессивности у детей младшего школьного возраста.

«Мозаика»

Выявить уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста.

«Незаконченные истории»

Анкета для педагогов, разработанная Лаврентьевым Г.П., Титаренко Т.М.

Выявить осуществляемую систему работы педагогов с детьми младшего школьного возраста по коррекции агрессивного поведения.

Сводная таблица уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

№ п/п

ФИО обучающегося

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Общий уровень

Уровни проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста:

Высокий уровень- проявляет несколько форм агрессивного поведения ( физическую, вербальную, в мимике, в жестах), не способен сопереживать окружающим, равнодушен к неудачам других.

Средний уровень- проявляется одна из форм агрессивного поведения, способны к сопереживанию, замечают эмоциональное состояние окружающих.

Низкий уровень- не склонен к проявлению     какого-либо вида агрессии, адекватно реагирует на успехи и неудачи сверстников, проявляет чувство долга по отношению к окружающим, готов оказывать помощь.

Виды контроля:

- текущий (осуществляется посредством наблюдения за поведением обучающегося);

- итоговый (мониторинг).

 КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Сроки реализации

Модуль

Тема занятия

1

сентябрь

Вводное занятие

«Здравствуй, друг!»

2

сентябрь

«Что такое театр».

3

сентябрь

«Муха- Цокотуха»

«Муха – Цокотуха». Знакомство со сказкой.

4

сентябрь

«Муха – Цокотуха». Работа с пиктограммами.

5

октябрь

«Муха – Цокотуха». Мастерская мимики и жестов.

6

октябрь

«Муха – Цокотуха». Диалог, а средство анализа сказки.

7

октябрь

«Муха – Цокотуха». Карнавал эмоций.

8

октябрь

«Муха – Цокотуха». Постановка эпизодов из сказки с агрессивными персонажами.

9

ноябрь

«Муха – Цокотуха». «Муха – Цокотуха». Изменился я друзья, догадайтесь, кто же я?

10

ноябрь

«Муха – Цокотуха». Пантомима и сценическое перевоплощение.

11

ноябрь

«Муха – Цокотуха». Постановка эпизодов из сказки.

12

ноябрь

«Муха – Цокотуха». Театрализованное представление. Итоговое занятие.

13

декабрь

«Красная шапочка»

«Красная шапочка». Знакомство со сказкой.

14

декабрь

«Красная шапочка». Мимика, жесты, пантомимика.

15

декабрь

«Красная шапочка». Снятие проявлений различного вида агрессии через разыгрывание эпизодов сказки с агрессивными персонажами.

16

декабрь

«Красная шапочка». Сценическое перевоплощение.

17

январь

«Красная шапочка». Театр кукол.

18

январь

«Красная шапочка». Театр кукол.

19

январь

«Красная шапочка». Карнавал эмоций.

20

январь

«Красная шапочка». Постановка сказки.

21

февраль

«Красная шапочка». Постановка сказки.

22

февраль

«Красная шапочка». Театральное представление.

23

февраль

Театральные профессии. Закулисье.

24

февраль

«Волк и семеро козлят»

«Волк и семеро козлят». Знакомство со сказкой.

25

март

«Волк и семеро козлят». Мастерская мимики и жестов.

26

март

«Волк и семеро козлят». Анализ сказки, проигрывание эпизодов.

27

март

«Волк и семеро козлят». Карнавал эмоций.

28

март

«Волк и семеро козлят». Снятие проявлений различного вида агрессии через разыгрывание эпизодов сказки с агрессивными персонажами.

29

апрель

«Волк и семеро козлят». Театр кукол.

30

апрель

«Волк и семеро козлят». Сценическое перевоплощение.

31

апрель

«Волк и семеро козлят». Репетиция сказки.

32

апрель

«Волк и семеро козлят». Репетиция сказки.

33

май

«Волк и семеро козлят». Театрализованное представление.

34

май

Итоговое занятие.

                  Список использованной литературы

1.Алябьева Е.А. Коррекционно- развивающие занятия для детей младшего школьного возраста: учебное пособие. –М. :ТЦ Сфера, 2005.- 280с.

2.Балакирева Т.А. Эмоции и дети. / Дошкольное воспитание. – 2005 .- №1 с.65-70

3.Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Тренинги по сказкотерапии: методическое пособие, - М.: СПб Речь, 2005.- 128 с.

4.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. Ярославль: Академия развития, 2016.- 86 с.

5.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Мн.: Ильин В.П., 2006.- 256с.

                                                                                             

                                                                                                    Приложение

Методика 1 "Структурированное наблюдение"

Цель: выявить склонность к агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов фиксированных форм поведения.

Ход. Учитель осуществляет наблюдение за детьми во время занятий и во внеурочное время. Результаты фиксируются в протоколе, где отмечаются фрагменты агрессивного поведения ребенка.

Методика 2 "Картинки"

Цель: изучить уровень агрессивности обучающихся.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход.  Учитель показывает  обучающимся картинки, на которых изображены конфликтные ситуации.  На каждой картинке фигурирует обиженный человек. Если ребенок понял, что на рисунке изображена  конфликтная ситуация , то следует ему задать вопрос : "Как бы ты поступил на месте этого обиженного человека?" Результаты заносятся в протокол,  где фиксируется умение выходить из конфликтных ситуаций, проявляя или не проявляя  формы агрессивного поведения.

Методика 3 "Мозаика"

Цель: изучить межличностные взаимоотношения в детском коллективе. Определить степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда необходимо сделать выбор "в пользу себя" или "в пользу другого".

Материалы: поле для выкладывания мозаики, коробка с цветными элементами.

Ход: в  эксперименте участвуют двое детей. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому- наблюдать за действиями сверстника. В ходе выполнения задания педагог сначала порицает действия ребенка, а потом поощряет их. Во время эксперимента фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенного к его партнеру: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки педагога, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, аналогичная работа проводится с другим ребенком.

 Во второй части проблемной ситуации обучающимся предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого- синие. Приступив к работе, один из детей замечает, что ему недостаточно  желтых деталей. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просит нужные элементы. Когда оба солнышка готовы, педагог предлагает сделать небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

Методика 4 "Незаконченные истории"

Цель: выявить отношение обучающегося к окружающим.

Ход: Ребятам предлагается закончить несколько ситуаций:

1.Лена и Катя убирали игрушки. Лена быстро  сложила шарики  в коробку. Учитель ей сказал: " Лена, ты выполнила свою часть работы. Если хочешь, иди, играй или помоги Кате закончить уборку". Лена ответила... Что ответила Лена? Почему?

2.Дима принес в школу свой новый конструктор. Всем детям хотелось собирать этот конструктор. Вдруг к  Диме подбежал Коля , выхватил конструктор и стал с ним играть. Тогда Дима... Что сделал Дима? Почему?

3.Соня и Настя играли в пятнашки. Соня убегала, а Настя догоняла. Вдруг Соня упала. Тогда  Настя... Что сделала Настя? Почему?

4. Петя играл в "Войнушки". Он бегал по комнате и кричал. В другой комнате отдыхала мама, у нее болела голова. Мама попросила Петю не шуметь. Петя ей ответил... Что ответил Петя? Почему?

5.Миша гулял  во дворе. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Миша... Что сделал Миша? Почему?

            Сводная таблица уровня агрессивного поведения детей

                               младшего школьного возраста

№ п/п

ФИО обучающегося

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Общий уровень

Уровни проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста:

Высокий уровень- проявляет несколько форм агрессивного поведения ( физическую, вербальную, в мимике, в жестах), не способен сопереживать окружающим, равнодушен к неудачам других.

Средний уровень- проявляется одна из форм агрессивного поведения, способны к сопереживанию, замечают эмоциональное состояние окружающих.

Низкий уровень- не склонен к проявлению     какого-либо вида агрессии, адекватно реагирует на успехи и неудачи сверстников, проявляет чувство долга по отношению к окружающим, готов оказывать помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...