Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета счастья"
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета счастья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Планета счастья"
Возрастная категория: 6-8 лет
Количество часов: всего 34, 1 час в неделю
Составитель: учитель начальных классов I КК Правдивцева Ольга Васильевна
Бутурлиновка, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программы «Планета счастья» реализуется за пределами основной образовательной программы, ориентирована на коррекцию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, а также на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста, на развитие его творческих способностей, интересов, коммуникативных качеств и получение элементарных знаний о театральном искусстве.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, а в последствии склонность к преступности, выдвигают на первый план задачу выявления причин проявления агрессии у детей.
Именно во младшем школьном возрасте эта черта находится в стадии своего становления. Поэтому важно предпринять своевременные корригирующие меры. Различные формы агрессии характерны для большинства обучающихся. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и успешно развивается, превращаясь в устойчивое качество личности. Как следствие снижается продуктивный потенциал ребенка, нарушается полноценная коммуникация, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте показывает, что многое зависит от направленности и особенностей поведения ребенка, его воспитательной среды.
Внутренняя неудовлетворенность ребенком его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще черты лидерства, является одной из причин проявления агрессивности. И если сверстники по какой-то причине не признают или отвергают полностью его, то агрессия простимулируется обидой ущемления самолюбия, и будет направлена непосредственно на обидчика.
Частые конфликты, ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональной напряженности, что может послужить толчком к их психическому нездоровью. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.
Агрессивность имеет свои как отрицательные, так и положительные стороны.
Попадая в новую среду- школа, ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой – как часть социума. Формирование личности ребенка происходит через отношения с другими людьми- одноклассниками, учителями. Ребенок познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.
Театрализованная деятельность оказывает влияние на становление личности обучающегося. В театральных постановках ребенок играет определенную роль. И это помогает ему не только представить, но и переживать поступки своего героя. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он ранее и не замечал. Он передает их при помощи мимики, движений, жестов. Обучающегося, склонного к агрессии, необходимо чаще ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго,- это дает возможность зафиксировать в подсознании разные позиции, принять ценность именно неагресивного поведения.
В театрализованной деятельности расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей. Театрализованная игра дает возможность обучающемуся решать многие проблемные вопросы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость. Проводя анализ сюжетов, поступков персонажей, дети анализируют и собственное поведение. Это дает возможность задуматься о последствиях своих поступках, об их влиянии на окружающих. Школьник начинает осознавать ответственность за свое поведение. Ролевые игры способствуют закреплению положительных эмоций, переключению с отрицательных эмоций на позитив радости, спокойствия, удовлетворения.
Данная программа содержит курс по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности.
Цель программы- коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста посредством театрализованной деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия -45 минут. Общее количество учебных занятий в год – 34.
Задачи:
-Формирование осознания собственных эмоций и чувств окружающих.
- Развитие эмпатии и позитивной самооценки.
- Приобщение детей к театральной культуре.
- Ознакомление с различными видами театра ( детский, театр зверей, кукольный, театр теней).
- Обучение детей элементам художественно- образных выразительных средств ( мимика, пантомимика, интонация).
Содержание программы включает в себя несколько направлений:
- Ознакомление с различными видами театра.
- Работа над формированием коммуникативных навыков (речь, мимика, пластика).
- Игры на снятие различных видов проявления агрессивного поведения.
- Постановка сюжетов из сказок (возможен спектакль в полном объеме).
Формы работы
С детьми | С родителями | С учителями |
Занятия | Консультации | Анкетирование |
Игры- занятия | Мастер - классы | Консультации |
Игры- путешествия | Посещение кинотеатра с детьми | Мастер - классы |
Занятия- постановки | Посещение спектаклей, поставленных детьми. | |
Совместная деятельность педагога и обучающихся | Игротека. | |
Упражнения, этюды |
Ожидаемые результаты
- Обучающиеся овладеют умением находить средства выразительности и эмоциональности состояния; способностью импровизировать при помощи мимики, жестов.
- У обучающихся сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Наличие у ребенка желания сотрудничать со сверстниками, проявлять доброжелательное отношение к окружающим, не вступать в конфликты, быть эмоционально отзывчивым, проявлять чувство долга по отношению к другим, адекватно реагировать на успехи и неудачи других детей.
Способ определения результативности программы
Для определения результативности программы используется диагностика, которая обеспечивает комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения содержания программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений обучающихся. Диагностика проводится 2 раза в год. Используются следующие методики.
Методика | Задачи |
«Структурированное наблюдение» (А.А.Романов) | Выявить склонность к агрессивности у детей младшего школьного возраста. |
«Мозаика» | Выявить уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста. |
«Незаконченные истории» | |
Анкета для педагогов, разработанная Лаврентьевым Г.П., Титаренко Т.М. | Выявить осуществляемую систему работы педагогов с детьми младшего школьного возраста по коррекции агрессивного поведения. |
Сводная таблица уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
№ п/п | ФИО обучающегося | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Общий уровень |
Уровни проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста:
Высокий уровень- проявляет несколько форм агрессивного поведения ( физическую, вербальную, в мимике, в жестах), не способен сопереживать окружающим, равнодушен к неудачам других.
Средний уровень- проявляется одна из форм агрессивного поведения, способны к сопереживанию, замечают эмоциональное состояние окружающих.
Низкий уровень- не склонен к проявлению какого-либо вида агрессии, адекватно реагирует на успехи и неудачи сверстников, проявляет чувство долга по отношению к окружающим, готов оказывать помощь.
Виды контроля:
- текущий (осуществляется посредством наблюдения за поведением обучающегося);
- итоговый (мониторинг).
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Сроки реализации | Модуль | Тема занятия |
1 | сентябрь | Вводное занятие | «Здравствуй, друг!» |
2 | сентябрь | «Что такое театр». | |
3 | сентябрь | «Муха- Цокотуха» | «Муха – Цокотуха». Знакомство со сказкой. |
4 | сентябрь | «Муха – Цокотуха». Работа с пиктограммами. | |
5 | октябрь | «Муха – Цокотуха». Мастерская мимики и жестов. | |
6 | октябрь | «Муха – Цокотуха». Диалог, а средство анализа сказки. | |
7 | октябрь | «Муха – Цокотуха». Карнавал эмоций. | |
8 | октябрь | «Муха – Цокотуха». Постановка эпизодов из сказки с агрессивными персонажами. | |
9 | ноябрь | «Муха – Цокотуха». «Муха – Цокотуха». Изменился я друзья, догадайтесь, кто же я? | |
10 | ноябрь | «Муха – Цокотуха». Пантомима и сценическое перевоплощение. | |
11 | ноябрь | «Муха – Цокотуха». Постановка эпизодов из сказки. | |
12 | ноябрь | «Муха – Цокотуха». Театрализованное представление. Итоговое занятие. | |
13 | декабрь | «Красная шапочка» | «Красная шапочка». Знакомство со сказкой. |
14 | декабрь | «Красная шапочка». Мимика, жесты, пантомимика. | |
15 | декабрь | «Красная шапочка». Снятие проявлений различного вида агрессии через разыгрывание эпизодов сказки с агрессивными персонажами. | |
16 | декабрь | «Красная шапочка». Сценическое перевоплощение. | |
17 | январь | «Красная шапочка». Театр кукол. | |
18 | январь | «Красная шапочка». Театр кукол. | |
19 | январь | «Красная шапочка». Карнавал эмоций. | |
20 | январь | «Красная шапочка». Постановка сказки. | |
21 | февраль | «Красная шапочка». Постановка сказки. | |
22 | февраль | «Красная шапочка». Театральное представление. | |
23 | февраль | Театральные профессии. Закулисье. | |
24 | февраль | «Волк и семеро козлят» | «Волк и семеро козлят». Знакомство со сказкой. |
25 | март | «Волк и семеро козлят». Мастерская мимики и жестов. | |
26 | март | «Волк и семеро козлят». Анализ сказки, проигрывание эпизодов. | |
27 | март | «Волк и семеро козлят». Карнавал эмоций. | |
28 | март | «Волк и семеро козлят». Снятие проявлений различного вида агрессии через разыгрывание эпизодов сказки с агрессивными персонажами. | |
29 | апрель | «Волк и семеро козлят». Театр кукол. | |
30 | апрель | «Волк и семеро козлят». Сценическое перевоплощение. | |
31 | апрель | «Волк и семеро козлят». Репетиция сказки. | |
32 | апрель | «Волк и семеро козлят». Репетиция сказки. | |
33 | май | «Волк и семеро козлят». Театрализованное представление. | |
34 | май | Итоговое занятие. |
Список использованной литературы
1.Алябьева Е.А. Коррекционно- развивающие занятия для детей младшего школьного возраста: учебное пособие. –М. :ТЦ Сфера, 2005.- 280с.
2.Балакирева Т.А. Эмоции и дети. / Дошкольное воспитание. – 2005 .- №1 с.65-70
3.Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Тренинги по сказкотерапии: методическое пособие, - М.: СПб Речь, 2005.- 128 с.
4.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. Ярославль: Академия развития, 2016.- 86 с.
5.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Мн.: Ильин В.П., 2006.- 256с.
Приложение
Методика 1 "Структурированное наблюдение"
Цель: выявить склонность к агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов фиксированных форм поведения.
Ход. Учитель осуществляет наблюдение за детьми во время занятий и во внеурочное время. Результаты фиксируются в протоколе, где отмечаются фрагменты агрессивного поведения ребенка.
Методика 2 "Картинки"
Цель: изучить уровень агрессивности обучающихся.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход. Учитель показывает обучающимся картинки, на которых изображены конфликтные ситуации. На каждой картинке фигурирует обиженный человек. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация , то следует ему задать вопрос : "Как бы ты поступил на месте этого обиженного человека?" Результаты заносятся в протокол, где фиксируется умение выходить из конфликтных ситуаций, проявляя или не проявляя формы агрессивного поведения.
Методика 3 "Мозаика"
Цель: изучить межличностные взаимоотношения в детском коллективе. Определить степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда необходимо сделать выбор "в пользу себя" или "в пользу другого".
Материалы: поле для выкладывания мозаики, коробка с цветными элементами.
Ход: в эксперименте участвуют двое детей. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому- наблюдать за действиями сверстника. В ходе выполнения задания педагог сначала порицает действия ребенка, а потом поощряет их. Во время эксперимента фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенного к его партнеру: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки педагога, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, аналогичная работа проводится с другим ребенком.
Во второй части проблемной ситуации обучающимся предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого- синие. Приступив к работе, один из детей замечает, что ему недостаточно желтых деталей. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просит нужные элементы. Когда оба солнышка готовы, педагог предлагает сделать небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.
Методика 4 "Незаконченные истории"
Цель: выявить отношение обучающегося к окружающим.
Ход: Ребятам предлагается закончить несколько ситуаций:
1.Лена и Катя убирали игрушки. Лена быстро сложила шарики в коробку. Учитель ей сказал: " Лена, ты выполнила свою часть работы. Если хочешь, иди, играй или помоги Кате закончить уборку". Лена ответила... Что ответила Лена? Почему?
2.Дима принес в школу свой новый конструктор. Всем детям хотелось собирать этот конструктор. Вдруг к Диме подбежал Коля , выхватил конструктор и стал с ним играть. Тогда Дима... Что сделал Дима? Почему?
3.Соня и Настя играли в пятнашки. Соня убегала, а Настя догоняла. Вдруг Соня упала. Тогда Настя... Что сделала Настя? Почему?
4. Петя играл в "Войнушки". Он бегал по комнате и кричал. В другой комнате отдыхала мама, у нее болела голова. Мама попросила Петю не шуметь. Петя ей ответил... Что ответил Петя? Почему?
5.Миша гулял во дворе. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Миша... Что сделал Миша? Почему?
Сводная таблица уровня агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста
№ п/п | ФИО обучающегося | Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Общий уровень |
Уровни проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста:
Высокий уровень- проявляет несколько форм агрессивного поведения ( физическую, вербальную, в мимике, в жестах), не способен сопереживать окружающим, равнодушен к неудачам других.
Средний уровень- проявляется одна из форм агрессивного поведения, способны к сопереживанию, замечают эмоциональное состояние окружающих.
Низкий уровень- не склонен к проявлению какого-либо вида агрессии, адекватно реагирует на успехи и неудачи сверстников, проявляет чувство долга по отношению к окружающим, готов оказывать помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья", 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...