Методическая разработка воспитательского часа " Что такое " Буллинг"?
методическая разработка (4 класс)
Цель занятия: знакомство с понятием «буллинг», с мерами предупреждения и предотвращения данного явления в социальной группе – класс.
Задачи: познакомить с понятиями физическое и психологическое насилие; с помощью игровых техник дать учащимся понять, что каждый обладает качествами способствующими противостоянию физическому и психологическому насилию; развивать такие нравственные качества, как терпимость к людям, толерантность, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия; формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, моббинг, насилие, агрессия и другие. Использование приведенных игр и упражнений позволит снизить агрессивные и враждебные реакции школьников; оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения; сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте; развить толерантность и эмпатию.
Оборудование: наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: компьютерная презентация (слайды), видеоролик; бумага, ручки, карандаши.
Ход занятия.
1.Этап Организационный момент.
Воспитатель:Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас сегодня видеть! Я надеюсь, что это взаимно и ближайшие 40 минут мы проведем с пользой и узнаем много нового и интересного! Я прошу каждого из вас посмотреть на соседа по парте и сказать ему 3 комплимента. И не забудьте улыбнуться, ведь улыбка – это наш проводник в хорошее настроение, а где хорошее настроение, там все получается, и учебные задачи решаются быстрее и проще!
2.Этап. Введение в тему занятия.
Просмотр отрывка из кинофильма «Чучело».
Обсуждение.
Воспитатель:встречались ли вы с жестокостью подростков, показанной в фильме? Можно ли оставлять безнаказанным предательство? Есть ли в нашей группе сильная личность; а ты сам – сильная или слабая личность? Как бы ты повёл(а) себя в конфликтных ситуациях, подобных изображённым в повести «Чучело»?
Воспитатель:Дорогие ребята, как вы поняли, сегодня мы с вами затронем одну важную проблему – проблему насилия или буллинга. К сожалению, ежедневно от насилия страдает огромное количество людей, в том числе и детей. А прежде чем мы погрузимся в историю нашей темы, давайте немножко разомнемся.
3. Этап. Физкультминутка
Игра «Ванька-встанька»
Воспитатель задает вопросы, а ученики встают, садятся отвечая как положительно, так и отрицательно.
Кто любит шутки?
Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
Кто не любит, когда над ним подшучивают?
Кто получал прозвища?
Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?
Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
Кто на злобные слова отвечает шуткой?
Кто прощал, когда его обижали?
4.Этап. Основная часть.
Воспитатель:: молодцы, ребята, вот мы с вами и размялись, и узнали немного друг о друге. А теперь нам предстоит погрузиться в историю, разобраться с основными понятиями и найти способы преодоления сложных ситуаций. Итак, что же такое буллинг? Кому известен этот термин?
Тра́вля или буллинг — это агрессивное преследование одного из членов коллектива, например, в классе, со стороны другого, но также часто группы лиц. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В качестве особой формы травли выделяют групповую травлю («травля толпы»).
Существуют две основные формы травли:
Психологическая форма травли — это угрозы, насмешки, клевета, изоляция и т. д.
Физическая форма — толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д.; иногда бывает с использованием оружия.
На выбор формы травли влияет возраст участников (травля у детей мягче, чем у подростков) и пол (мальчики чаще используют физическую форму, а девочки — психологическую). В последнее время возникла и интернет-травля (кибербуллинг) — травля через Интернет, электронную почту, SMS и т. д.
Воспитатель:: как вы думаете, кто чаще всего в школе страдает от буллинга? (Дети предполагают).
-Жертвами травли в школе чаще всего становятся: двоечники; круглые отличники; любимчики учителей; физически слабые дети; дети, гиперопекаемые родителями; ябеды; дети учителей; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива; не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям; вундеркинды; дети плохо обеспеченных (бедных) родителей; представители национальных меньшинств, то есть те из детей, кто чем-то отличается от других.
Воспитатель:ребята, посмотрите друг на друга. Есть ли между нами различия? (Дети высказывают свое мнение) Правильно ребята, каждый из нас уникален и неповторим, у каждого из нас свои глаза, непохожие на других, голос, тело и т.д. У каждого свои привычки, обычаи, взгляды. Это замечательно, что все мы разные. В этом наша сила. Как вы думаете, если бы мы все были абсолютно одинаковые, интересно ли нам было жить на этом свете? Помечтайте, представьте себе 7 миллиардов абсолютно одинаковых людей. Страшная картинка представляется, не правда ли? К сожалению, люди часто бывают нетерпимы к тем, кто отличается от них. Давайте вместе разберемся, кто участвует в травле? (Дети отвечают)
Воспитатель:в травле есть три роли: жертва, агрессор и свидетель. Негативные последствия травли, как отмечают психологи, возникают у всех трёх групп участников травли. Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. Опыт насилия плохо влияет на личность агрессора. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений. Ему труднее создать доверительные и теплые отношения с родственниками, друзьями. В отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику путём нанесения тяжких травм.
-Как вы думаете, можно ли предотвратить данное негативное явление? Для того чтобы ответить на вопрос, мы немножко поиграем.
5.Этап. Закрепление полученных знаний в игровой форме.
1) Упражнение «Безмолвный крик»
Инструкция учащимся: «Закройте глаза, трижды глубоко вдохните и с силой выдохните. Представьте, что вы идете в тихое и приятное место, где никто вас не потревожит. Вспомните о ком-нибудь, кто действует вам на нервы, злит или причиняет вам какое-либо зло. Представьте, что этот человек еще сильнее раздражает вас. Пусть ваше раздражение усиливается. Определите сами, когда оно станет достаточно сильным — таким, что больше терпеть невозможно. Тот человек тоже должен понять, что дальше раздражать вас уже нельзя. Для этого вы можете закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал, т. е. кричать нужно про себя. Откройте рот и закричите про себя так “громко”, как только сможете. Закричите еще раз и в этот раз — “еще громче”!.. А теперь снова вспомните о человеке, который осложняет вам жизнь. Представьте, что каким-то образом вы мешаете ему злить вас. Придумайте в своем воображении, как вы сможете сделать так, чтобы он больше не мучил вас (1 мин). А теперь откройте глаза и расскажите, что вы пережили».
Вопросы для обсуждения:
Получилось ли в своем воображении крикнуть очень-очень громко?
Кого вы представили в образе своего злого духа?
Что вы кричали?
Что вы придумали, чтобы остановить этого человека?
2)Упражнение «Шутливое письмо»
Воспитатель:часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора.
Инструкция учащимся: «Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преумножить и “провинности” этого человека. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом». По окончании желающие могут прочитать свои письма вслух. (Завершите упражнение игрой в «снежки»: участники комкают свои письма и кидаются ими друг в друга пару минут.)
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?
Что было при этом труднее всего?
Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?
Можете ли вы иногда смеяться над собой?
Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?
Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)
3)Игра «Король»
Воспитатель: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять».
Инструкция: игроки определяют короля. Остальные участники — слуги, они должны делать все, что он приказывает. Король не имеет права отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других участников. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т. д. Когда время «правления» короля закончится, группа собирается в круг и обсуждает полученный в игре опыт. Это поможет каждому из тех, кто станет следующим королем, соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Вопросы для обсуждения:
Как ты чувствовал себя, когда был королем?
Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Легко ли тебе было выполнять желания короля?
Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
4) Упражнение «Карта желаемых чувств»
Инструкция учащимся: «Составьте карту чувств, которые вам хотелось бы пережить в ближайшее время. Спросите себя, в каких ситуациях можно пережить желаемые чувства? Что их может пробудить:
общение с друзьями, другом, подругой;
успехи в учебе;
общение с природой;
интересный досуг;
занятие любимым делом;
забота о других людях;
ваша внешность;
состояние здоровья;
материальные приобретения и т. д.
Разберитесь последовательно с каждой ситуацией. Запишите, какие чувства хотели бы пережить. Пожелайте себе таких переживаний, которые, несомненно, доставят вам удовольствие… Определите свое эмоциональное состояние “здесь и сейчас”. Актуализируйте те состояния и переживания, которые вам особенно приятны».
4.Этап. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Какой вывод вы для себя сделали, работая вместе?
- В нашем мире много оттенков, не только белое и черное. Поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Вывод: Ребята, учитесь чувствовать и понимать что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто человеку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей. В этом вам помогут ваши друзья, родители, учителя, а главное – книги.
5. Этап. Рефлексия:
Воспитатель
- Что вам понравилось в занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Учитель: я благодарю вас за проделанную работу, я надеюсь, занятие вам было полезно и теперь в случае опасности наступления буллинга мы с вами сможем вместе дать отпор и предотвратить это негативное явление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательских занятий по теме «Тематические прогулки»
Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе — 66 часов, 2-4 классы по 68Часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 -4 классах. Программа рассчитана на дет...
Методическая разработка воспитательского занятия "Права и обязанности подростков"
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспи...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Что такое хорошо, что такое плохо"
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.Задачи:Разви...
Методическая разработка классного часа "Что такое доброта"
Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями....
Методическая разработка воспитательского занятия «День народного единства»
Тема: «День народного единства» (30-35 минут)....
Методическая разработка воспитательского занятия ко Дню народного единства.
Данную разработку применяла на практике для детей 2 класса. Ребятам материал был понятен и интересен. В конце выполнили творческое задание (см. фото)....
Методическая разработка классного часа "Что такое совесть"
Тема классного часа: «Что такое совесть»Цель: создание условий для овладения теоретическими знаниями (осмысление понятия «совесть») и расширения представлений учащихся об ответ...