Классный час "Человек - часть природы"
план-конспект занятия (2 класс)
На классном часе рассматриваются вопросы взаимодействия человека с природой и вопросы экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chelovek_-_chast_prirody.docx | 58.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10 г. Павлово
Классный час
во 2 классе
Тема «Человек – часть природы»
Литература:
1.Зорина З. А. Я познаю мир: поведение животных: энциклопедия.- М: «Астрель», 2004.444с.
2.Тарабакина Т. И. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль: «Академия развития», 2004.240с.
3.Чижевская А. Е. Я познаю мир: экология: энциклопедия.- М: «Астрель», 2003.410с.
4.http://gribnik-club.ru/knigi-o-gribah
5.http://detkam.e-papa.ru/zagadki/1/
Громова Ирина Ивановна
учитель начальных
классов высшей категории,
г. Павлово
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент, включающий: Цель: - создание у детей психологической установки на работу, эмоционального настроя, хорошего настроения, -снятие напряжения и включение их в совместную деятельность. Создание ситуацию «успеха». («хочу»). Формирование самоконтроля. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: планирование, целеполагание. Познавательные: моделирование, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Психологические приёмы «Улыбка» и «Ладошки» настраивают детей на учебную деятельность, предмет и тему занятия. Схема помогает обучающимся актуализировать изученный материал. | Эмоциональный настрой «Улыбка» и «Ладошки».(1 мин) -Здравствуйте ребята! Поприветствуем друг друга улыбками и поздороваемся с природой! Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя. - Ребята, потрите свои ладошки и поделитесь своим теплом друг с другом. Что вы ждёте от сегодняшней работы? Какие цели ставите для себя? - На предыдущем занятии мы с вами составили схему. Что она обозначает? - О чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (О взаимодействии природы и человека) - Именно эта тема свела нас снова вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. А чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: Цели: - осознание обучающимися необходимости соблюдать правила поведения в природе, бережного отношения к ней с детских лет; - формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в УД, на овладение способами деятельности, на фоне познавательной мотивации происходит закрепление «ситуации успеха». («могу»). Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.. Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, форма ученик-ученик. Познавательные УУД: структурирование знания, логические операции анализа и синтеза, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные УУД: самоконтроль. Наглядный, словесный , проблемный и метод самостоятельной работы способствуют актуализации изученного материала. Заполнение кластера, правильные ответы в игре «Молчанка», варианты ответов на провокационный вопрос способствуют достижению целей и задач данного этапа урока. Часть заданий выполняется детьми самостоятельно, чтобы каждый ребёнок смог убедиться в правильности собственных знаний. Методы организации совместной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная; Приём «Кластер», «Провокация» и игра «Молчанка» способствуют мотивированию учебной активности обучащихся в ходе опроса; Осуществление обратной связи с помощью жестов «да» и «нет» позволяют учителю оценить ответы обучащихся в ходе опроса, а провокационный вопрос определить уровень сформированности экологической знаний и культуры. | - Поработайте в парах и заполните кластер «Что даёт природа человеку?».
Проверка задания.( Природа всё даёт человеку: пищу, воду, жильё, лекарства, одежду, воздух, …) - Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно и губить природу, а значит и самого себя. Нужно помнить о том, что человек и природа — одна большая семья и должны жить дружно. - Дома вы рисовали рисунки на тему «Правила поведения в природе». Как можно проверить, хорошо ли знаете вы эти правила? Поиграем в игру «Молчанка». Если согласны, то киваем головой «да». Если не согласны – киваем «нет». Мы природу охраняем (Да) Всех зверят оберегаем (Да) Мусор мы кругом бросаем (нет) И деревья мы ломаем (нет) Птицам делаем кормушки (Да) Ловим разных мы зверушек (Нет) Речки чистим берега (да) Мы природе ведь друзья (Да) -Молодцы ребята, вы знаете, как помогать природе и как воздействовать на неё, не нанося вред. - Некоторые люди думают: «Человечество большое, людей на планете много. Кто-нибудь позаботится о природе, а я могу жить спокойно, не утруждая себя защитой природы». Или «Я ещё маленький, пусть взрослые занимаются этим». Вы с ними согласны? (приём «Провокация»)
- Что мы с вами можем сделать уже сейчас? (не сорить на улице, объяснять маленьким, что нельзя рвать листья и цветы в парках). |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: Цели: - приобретение знаний и навыков правильного поведения в лесу, применение навыков экологической культуры в конкретной ситуации; - формирование познавательной мотивации на основе активизации познавательной деятельности, эмоциональной мотивации («ситуация успеха»); - воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности. Личностные УУД: смыслообразование. Регулятивные УУД: планирование, коррекция. Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, классификация. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешение конфликтов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Частично-поисковая деятельность обучающихся в процессе групповой работы позволяет обучающимся освоить основные положения нового учебного материала: правила поведения по охране леса, правила сбора грибов, охрана растений и животных. Методы: наглядный, словесный, игровой, частично-поисковый, практической работы. Форма занятия игра-путешествие способствует достижению поставленных целей в ходе изучения учебного материала. Загадки активизируют внимание и интерес обучащихся к излагаемому учебному материалу. Групповая работа создает ситуацию успеха для слабых и средне-слабых учащихся, которые тоже ощущают свою значимость. Дополнительные вопросы позволяют поддержать «ситуацию успеха» у той части обучащихся, которая освоила учебный материал на низком уровне. Верносоставленный список правил поведения позволяют определить начальный уровень освоения учебного материала. | - Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в удивительное царство природы, которое нас зимой согревает, весной веселит, летом охлаждает, а осенью питает. Что это за царство? - Верно это - «лес». Какие цели можно поставить на сегодняшнее занятие? - Да, сегодня мы проверим, хорошо ли мы знаем обитателей нашего леса и узнаем, какие правила охраны природы нужно соблюдать в лесу. Чем может быть полезно нам это путешествие? (приобретение знаний и умений, которые необходимы нам в жизни). -Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. А чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему и знать, какие правила мы должны соблюдать в гостях у леса. Этой теме мы и посвящаем наше занятие. - Разделимся на 3группы. Выберите капитана, и отправимся на лесные полянки, где нас ждут «лесовички» (подготовленные обучающиеся). Капитаны получают путевые листы, на которых в процессе игры приклеивают правила поведения в лесу. 1 группа «Наблюдатели природы» Каждому члену команды предлагаются следующие предметы: фотоаппарат, плеер, магнитофон, бинокль, сачок, и он объясняет можно ли брать его с собой в путешествие и объясняет свой выбор. После правильных ответов команда выбирает из предложенного списка правила по охране леса. 2 группа «Знатоки растений леса» «Лесовичок» зачитывает каждому члену команды описание лесного растения, а он должен отобрать карточку с изображением тех растений, которые соответствуют данному описанию. После правильных ответов команда выбирает из предложенного списка правила сбора грибов. 3 группа «Удивительные животные». «Лесовичок» задает каждому члену команды вопросы-загадки. После правильных ответов команда выбирает из предложенного списка правила поведения в лесу с животными.
По окончанию работы групп капитаны знакомят всех со своей «добычей» - правилами поведения в лесу. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: Цели: - расширение и уточнение знаний и навыков правильного поведения в лесу, применение навыков экологической культуры в конкретной ситуации; - формирование познавательной мотивации на основе выполнения заданий творческого характера. («знаю») - развитие образной памяти, логического и наглядно-образного мышления. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, самоопределение. Регулятивные УУД: прогнозирование, оценка. Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие, фиксация знаний с помощью средств ИКТ, моделирование, выбор способов решения УЗ. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешение конфликтов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Использование компьютерных технологий, приёма «Мозговой штурм» и загадок позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Правильность выполнения заданий позволяют определить степень усвоения обучающимися учебного материала. |
Игра «Экологический светофор». Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и поднимите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей. Задания по выбору на нетбуках. 1. Работа на нетбуках в программе Кирилл и Мефодий»: «Окружающий мир», занятие 12 «Привал на поляне». После выбора правильного ответа, обсуждаются последствия для природы от оставленного горе-путешественниками мусора и способы уборки разного вида мусора. 2. Работа в программе Tax Paint:создать рекламный плакат с призывом о помощи к людям от представителей лесного сообщества После выполнения заданий по выбору проводится обобщение .Приём «Мозговой штурм». За 1 минуту придумать продолжение фразы «Лес –это …» - Закончить наше занятие хочется обращением к людям всей планеты. Чтение стихотворения хором. Взрослым и детям давно пора знать Что для природы важнее всего Это везде чистоту соблюдать И больше не надо почти ничего Мусору – свалки, а птице – гнездо Белкам и зайцам – леса и поля Не загрязняй никогда ничего И будет тебе благодарна земля. |
5. | Задание на дом, включающее: Цель: - закрепление и обобщение правил поведения в лесу, развитие творческих способностей и речи; - формирование потребности в защите и сохранении природы; - создание ситуации выбора и создания успеха. Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация. Познавательные УУД: выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: прогнозирование, самооценка. Рефлексия (мысленное возвращение к прошлым действиям). Оценка собственной учебной деятельности. Закрепление положительных эмоций от радости познания. | - Предлагаю вам дома по выбору: - найти стихи о лесе и его охране, -составить рассказ на тему «Наш лес через 100 лет», отразив ситуацию о том, что будет с лесом, если не соблюдать правила поведения в природе.
- Какое задание было самым интересным? Самым трудным? - Если все будут убирать за собой правильно мусор на лесных полянках, то на них всегда будут расти цветы: -если для вас занятие было интересным, посадите на ней красные цветы, -если не совсем интересным, то жёлтые, -если не понравилось, то белые цветы. Спасибо за работу. До встречи на следующем занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек разумный – часть природы.
Данный урок раскрывает сущность понятия - "Человек - разумный" с помощью нетрадиционных дидактических приемов, позволяет определить отличие человека от животного и показать непохожесть между людьми, р...
открытый урок Окружающий мир 3 класс тема: Животные- часть природы. Роль животных в природе.
Урок по программе Н.Ф.Виноградовой,...
Человек – часть природы. Природа в опасности
Конспект урока для 3 класса по теме "Человек – часть природы. Природа в опасности". Данный урок посвящен взаимоотношению человека с природой.Прослеживается связь развития речи и искусства....
Конспект урока с презентацией. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе".
Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе"....
« Животные - часть природы. Роль животных в природе».
laquo; Животные - часть природы. Роль животных в природе»....
2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".
Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....
Конспект классного часа на тему "Человек - часть природы"
Данный материал будет полезен учителям и воспитателям в работе с детьми с ОВЗ....