« Животные - часть природы. Роль животных в природе».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
« Животные - часть природы. Роль животных в природе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_otkrytyy.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Животные - часть природы. Роль животных в природе».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма работы: Групповая, в парах, индивидуальная.
Цели: создание условий для проявления познавательной активности учеников; способствование расширению знаний, обучающихся о животных как части природы, о роли животных в природе; умение составлять цепи питания, моделировать ситуацию.
Задачи:
Обучающие: научить составлять цепи питания, высказывать свою точку зрения и делать выводы, выявить вместе с учащимися тесную взаимосвязь между животными и окружающей природой.
Развивающие: развивать процессы мышления, сравнения, анализа; содействовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает; развивать познавательные интересы, наблюдательность, сообразительность.
Воспитательные: - способствовать воспитанию интереса и любви к животным, уважительного и бережного отношения к природе.
Планируемые матапредметные результаты:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения;
- использовать учебник при работе по предложенному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценке.
Познавательные:
- осмысление взаимосвязи животных с природой;
- добывать новые знания и извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, презентация учителя, карточки-помощницы);
- применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, строить рассуждения.
Коммуникативные:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
– совершенствование умений работать в паре, в группе.
Планируемые предметные результаты: научатся работать с учебником, в группах, получат знания о животных как части природы, о роли животных в природе, сформулируют правила поведения в природе.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УДД | Содержание этапа. |
1.Организ. момент. | Личностные УДД: | Мы начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. (На партах должны быть: учебник, тетрадь, дневник, пенал, клей) Сядьте тихо те, кто готов к уроку. |
2.Актуализация знаний. | Регулятивные УДД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - осознание качества и уровня усвоения, контроль и результат работы. ПознавательныеУДД: структурированиезнаний, анализ объектов, результата работы; - уметь ориентироваться в своей системе знаний, опираясь на жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. - Из какого стихотворения этот отрывок? «(Листопад») - Какое время года описал Иван Алексеевич Бунин? (осень) -Осень вдохновляла не только поэтов, но и писателей, композиторов, художников. Слайд 1. Посмотрите на экран - Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» Скажите, пожалуйста, что изобразил художник? (природу) (прикрепляется таблица на доску) - Ребята, а что такое природа? (Природа – это всё, что нас окружает, и не сделано руками человека) - Верно. Перед вами природные тела. (картинки на доске) На какие две группы можно распределить эти тела природы? (тела живой природы и неживой природы) (прикрепляются карточки на доску) -Пожалуйста, желающие выполнить этот задание (1 ученик у доски) Остальные возьмите на партах листочки со скрепкой и выполните эту работу в парах Неживая природа Живая природа облако дерево камень грибы снежинка бактерии солнце человек - Оцените правильность выполнения задания. (все верно) Соберите карточки и отложите, чтобы они вам не мешали. 3. Определение темы урока. Какие царства живой природы вы знаете? (грибы, бактерии, растения, животные) Все ли царства живой природы у нас представлены? (нет) Какого же царства нет? (царства животных) (прикрепляется табличка) - О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему нашего урока. (Животные) -Ребята, а что вы знаете о животных? (Дикие и домашние; растительноядные, хищники, всеядные; животные, которые впадают в спячку; животные обитают везде). |
Самоопределение к деятельности Постановка учебных задач. Цели: организовать постановку цели урока; организовать составление совместного плана действий; обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Регулятивные УДД:- определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить. Познавательные УДД: Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УДД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Верно. Как вы думаете, что вы узнаете сегодня на уроке? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же нам предстоит узнать. 1.Почему животные - это часть живой природы? 2.Какую роль играют животные в природе? 3.Может ли природа существовать без животных? 4.Почему жизнь животных тесно связана с растениями и другими организмами? 5.Что такое цепи питания? |
Открытие нового знания. | Личностные УДД: - понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним, необходимость товарищеского сотрудничества. Познавательные УДД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и полученную информацию. Регулятивные УДД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Посмотрите еще раз на царства живой природы и подумайте, какие общие признаки их объединяют? (живут, растут, дышат, питаются, размножаются, умирают). - Можно ли эти признаки отнести к животным? (Да) Ответьте, пожалуйста, на 1 вопрос: почему животные – это часть живой природы? ( Животные, как и растения, относится к живым телам природы, потому что имеют те же признаки живого организма) Теперь откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите тему урока - Животные. Возьмите на партах схемы. - Давайте рассмотрим их и назовём ещё раз признаки живой природы. -Заполните схему и приклейте себе в тетрадь. - Вот мы и доказали с вами, что животные - это часть живой природы, потому что они – живые организмы. - На Земле существует множество самых разных животных. От самых маленьких до огромных. - Где же можно встретить животных? Слайд 3 - Их можно встретить везде: в воздухе, под землёй, в воде, на земле. Работа по учебнику. Поисковое чтение. - А какую же роль играют животные в природе? Зачем они нужны? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Откройте стр. 94-95. Возьмите в руки простой карандаш. Прочитайте текст и выделите, какую роль играют животные в природе? - Какую же работу выполняют животные в природе? (ответы детей) - Какой же вывод мы сможем сделать? (Растения и животные тесно связаны между собой. Есть в природе связи между животными) Какое новое слово вам встретилось? (перегной) найдите в словаре, что оно обозначает. Запишите себе в тетрадь. |
Физкультминутка | Личностные УДД: | Ну а сейчас немного отдохнем. |
Первичное закрепление изученного. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. | Познавательные УДД: - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке. Коммуникативные УДД: - формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УДД: - контроль, саморегуляция. | Ребята, давайте на несколько минут представим, что бы произошло на нашей планете, если царства животных не было? (Групповая работа) - Сейчас мы разделимся на группы. Прежде чем вы приступите к работе в группах, давайте вспомним правила работы в группе. В каждой группе выберите главного. Подготовьте ответы на вопросы. 1 ряд – Если бы не было бы домашних животных…??( 2 ряд – если бы не было животных в водоёмах…??( 3 ряд- если бы не было животных в лесах…?? (3 мин.) Выступление представителей групп. - Какой же вывод можно сделать, выслушав рассказы одноклассников? (Животные природе нужны, потому что в природе всё взаимосвязано. Животных надо беречь.) Проверка домашнего задания. -Верно. Животных надо беречь. Давайте разберёмся, что значит беречь животных? -К сегодняшнему уроку вы должны были составить памятки правила поведения в природе. Назовите только те правила, которые связаны с животными. (Не лови бабочек шмелей и лягушек. Не разоряй муравейник. Не шуми в лесу. Не разоряй гнезда птиц. Не уноси домой детенышей диких животных. Не убивай зверей. Никогда не наноси вред природе!) - Как вы можете помочь животным?( делаем кормушки, скворечники…) |
Включение в систему знаний. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи. | Коммуникативные УДД: - умение делать выводы на основе полученной информации. Познавательные УДД: - находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней. | - Молодцы, что вы помогаете животным, заботитесь о них. Ведь животные – это часть природы, а в природе всё взаимосвязано. Слайд (заяц) Вот, например, лесной трусишка заяц. (на доске картинка зайца.) - Чем он питается? (корой деревьев) ( На доске картинка дерева.) - А кто охотится на зайца? (лиса) (На доске картинка лисы.) Дерево _______ заяц_______ лиса. Вот простая цепь питания. На стр. 94 у вас представлена еще одна проста цепь питания. - С чего начинается цепь питания? (с растения) - Это ещё один пример связи растений и животных. -Теперь попробуем составить их. Проверка. - Чему же вы сейчас научились? (Составлять цепи питания) |
Рефлексия. Цель: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Регулятивные УДД: - оценивать правильность выполнения действий на уроке. Личностные УДД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - Давайте вернёмся к вопросам, которые стояли перед нами на этом уроке. На все ли вопросы мы дали ответ? - О чем мы сегодня говорили на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о царстве животных). -Это первый урок по большой теме «Животные». Сейчас мы подведем итог урока в форме Синквейна. 1. Кто? Животные 2. Какие? Разнообразные, нужные. 3. Что делают? Питаются, дышат, размножаются. 4. Животные – часть живой природы. 5. Необходимые. Самооценка работы на уроке. - Оцените свою работу на уроке. Выставление отметок за работу на уроке. Домашнее задание Карточка. Благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конспект "Животные - часть живой природы"
Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир.1 класс....
Животные-часть природы
конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа....
открытый урок Окружающий мир 3 класс тема: Животные- часть природы. Роль животных в природе.
Урок по программе Н.Ф.Виноградовой,...
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)
Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...
Конспект урока с презентацией. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе".
Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе"....
Презентация по окружающему миру на тему: "Роль животных в природе" (3 класс)
Презентация по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...