« Животные - часть природы. Роль животных в природе».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

« Животные - часть природы. Роль животных в природе».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_otkrytyy.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Животные - часть природы. Роль животных в природе».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма работы: Групповая, в парах, индивидуальная.

Цели: создание условий для проявления познавательной активности учеников; способствование расширению знаний, обучающихся о животных как части природы, о роли животных в природе; умение составлять цепи питания, моделировать ситуацию.

Задачи:

Обучающие: научить составлять цепи питания, высказывать свою точку зрения и делать выводы, выявить вместе с учащимися тесную взаимосвязь между животными и окружающей природой.

Развивающие: развивать процессы мышления, сравнения, анализа; содействовать формированию чувства ответственности за всё живое, что нас окружает; развивать познавательные интересы, наблюдательность, сообразительность.

Воспитательные: - способствовать воспитанию интереса и любви к животным, уважительного и бережного отношения к природе.

Планируемые матапредметные результаты:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

- отвечать на вопросы и оценивать свои достижения;

- использовать учебник при работе по предложенному плану;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценке.

Познавательные:

- осмысление взаимосвязи животных с природой;

- добывать новые знания и извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, презентация учителя, карточки-помощницы);

- применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

– совершенствование умений работать в паре, в группе.

Планируемые предметные результаты: научатся работать с учебником, в группах, получат знания о животных как части природы, о роли животных в природе, сформулируют правила поведения в природе.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УДД

Содержание этапа.

1.Организ. момент.

Личностные УДД:

Мы начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. (На партах должны быть: учебник, тетрадь, дневник,  пенал, клей)

Сядьте тихо те, кто готов к уроку.

2.Актуализация знаний.

Регулятивные УДД:

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- осознание качества и уровня усвоения, контроль и результат работы.

ПознавательныеУДД: структурированиезнаний, анализ объектов, результата работы;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, опираясь на жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Из какого стихотворения этот отрывок? «(Листопад»)

- Какое время года описал Иван Алексеевич Бунин? (осень)

-Осень вдохновляла не только поэтов, но и писателей, композиторов, художников.

Слайд 1. Посмотрите на экран

- Перед вами  репродукция картины Исаака Ильича  Левитана «Золотая осень»

Скажите, пожалуйста, что изобразил художник? (природу)  (прикрепляется таблица на доску)

- Ребята, а что такое природа? (Природа – это всё, что нас окружает, и не сделано руками человека)

- Верно. Перед вами природные тела. (картинки на доске) На какие две группы можно распределить эти тела природы? (тела живой природы и неживой природы)  (прикрепляются карточки на доску)

-Пожалуйста, желающие выполнить этот задание (1 ученик у доски)

Остальные возьмите на партах листочки со скрепкой и выполните эту работу в парах

Неживая природа                      Живая природа

облако                                          дерево

камень                                          грибы

снежинка                                    бактерии

солнце                                          человек

 - Оцените правильность выполнения задания. (все верно)

Соберите карточки и отложите, чтобы они вам не мешали.

3. Определение темы урока.

Какие царства живой природы вы знаете? (грибы, бактерии, растения, животные) 

Все ли царства живой природы у нас представлены? (нет)

Какого же царства нет? (царства животных) (прикрепляется табличка)

- О чём же мы будем говорить  сегодня на уроке? Определите тему нашего урока. (Животные)  

-Ребята,  а что вы знаете о животных?    (Дикие и домашние; растительноядные, хищники, всеядные; животные, которые впадают в спячку; животные обитают везде).  

Самоопределение к деятельности

Постановка учебных задач.

Цели: организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Регулятивные УДД:- определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные УДД:

 Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УДД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Верно. Как вы думаете, что   вы узнаете сегодня на уроке? (ответы детей)

Давайте посмотрим, что же нам предстоит узнать.              

1.Почему животные - это часть живой природы?

2.Какую роль играют животные в природе?

3.Может ли природа существовать без животных?

4.Почему жизнь животных тесно связана с растениями и другими организмами?

5.Что такое цепи питания?

Открытие нового знания.

Личностные УДД:

- понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним, необходимость товарищеского сотрудничества.

Познавательные УДД:

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и полученную информацию.

Регулятивные УДД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Посмотрите еще раз  на царства живой природы и подумайте, какие общие признаки их объединяют?  (живут, растут, дышат, питаются, размножаются, умирают).

- Можно ли эти признаки отнести к животным? (Да)

Ответьте, пожалуйста,  на 1 вопрос: почему животные – это часть живой природы? ( Животные, как и растения, относится к живым телам природы, потому что имеют те же признаки живого организма)

Теперь откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите  тему урока - Животные.

Возьмите на партах схемы.

- Давайте рассмотрим их и назовём ещё раз признаки живой природы.

-Заполните  схему и приклейте себе в тетрадь.

-  Вот мы  и доказали с вами, что животные - это часть живой природы, потому что они – живые организмы.

- На Земле существует множество самых разных животных. От самых маленьких до огромных.

  - Где же можно встретить животных?

Слайд  3

- Их можно встретить везде: в воздухе, под землёй, в воде, на земле. 

 Работа по учебнику. Поисковое чтение.

- А какую же роль играют животные в природе? Зачем они нужны? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Откройте стр. 94-95. Возьмите в руки  простой карандаш. Прочитайте текст и выделите, какую роль играют животные в природе?

 - Какую же работу выполняют животные в природе? (ответы детей)

 - Какой же вывод мы сможем сделать? (Растения и животные тесно связаны между собой. Есть в природе связи между животными)

Какое новое слово вам встретилось? (перегной) найдите в словаре, что оно обозначает. Запишите себе в тетрадь.

Физкультминутка

Личностные УДД:

Ну а сейчас  немного отдохнем.

Первичное закрепление изученного.

Цель:

установить правильность и осознанность изученного материала.

Познавательные УДД:

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Коммуникативные УДД:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УДД:

- контроль, саморегуляция.

  Ребята, давайте на несколько минут представим, что бы произошло на нашей планете, если царства животных не было? (Групповая работа)        

- Сейчас мы разделимся на группы.

Прежде чем вы приступите к работе в группах, давайте вспомним правила работы в группе.

В каждой группе выберите главного. Подготовьте ответы на вопросы.

   1 ряд – Если бы не было бы домашних животных…??(

   2 ряд – если бы не было животных в водоёмах…??(

   3 ряд-  если бы не было животных в лесах…?? (3 мин.)

Выступление представителей групп.

- Какой же вывод можно сделать, выслушав рассказы одноклассников?

(Животные природе нужны, потому что в природе всё взаимосвязано. Животных надо беречь.)

Проверка домашнего задания.

-Верно. Животных надо беречь. Давайте разберёмся, что значит беречь животных?

-К сегодняшнему уроку вы должны были составить памятки правила поведения в природе. Назовите только те правила, которые связаны с животными. (Не лови бабочек шмелей и лягушек. Не разоряй муравейник. Не шуми в лесу. Не разоряй гнезда птиц. Не уноси домой детенышей диких животных. Не убивай зверей. Никогда не наноси вред природе!)

- Как вы можете помочь животным?( делаем кормушки, скворечники…)

Включение в систему знаний.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи.

Коммуникативные УДД:

- умение делать выводы на основе полученной информации.

Познавательные УДД:

- находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

      -   Молодцы, что вы помогаете животным, заботитесь о них. Ведь животные – это часть природы, а в природе всё взаимосвязано. 

Слайд  (заяц)

 Вот, например, лесной трусишка заяц.  (на доске картинка зайца.)

- Чем он питается?  (корой деревьев) ( На доске картинка дерева.)

- А кто охотится на зайца?  (лиса)   (На доске картинка лисы.)

Дерево  _______ заяц_______ лиса.

Вот простая цепь питания.

На стр. 94 у вас представлена еще одна проста цепь питания.

- С чего начинается цепь питания? (с растения)

- Это ещё один пример связи растений и животных.

 -Теперь попробуем составить их.

Проверка.

 - Чему же вы сейчас научились?        (Составлять цепи питания)

Рефлексия.

Цель:

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УДД:

- оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Личностные УДД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Давайте вернёмся к вопросам, которые стояли перед нами на этом уроке.  На все ли вопросы мы дали ответ?  

- О чем мы сегодня говорили на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о царстве животных).

-Это первый урок по большой теме «Животные».

Сейчас мы подведем итог урока в форме

Синквейна.

1. Кто?     Животные

2. Какие? Разнообразные, нужные.

3. Что делают? Питаются, дышат, размножаются.

4. Животные – часть живой природы.

5.  Необходимые.

Самооценка работы на уроке.

- Оцените свою работу на уроке.  

Выставление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание

Карточка.

Благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект "Животные - часть живой природы"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир.1 класс....

Животные-часть природы

конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа....

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Презентация по окружающему миру на тему: "Роль животных в природе" (3 класс)

Презентация по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...