Человек разумный – часть природы.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Данный урок раскрывает сущность понятия - "Человек - разумный" с помощью нетрадиционных дидактических приемов, позволяет определить отличие человека от животного и показать непохожесть между людьми, развивает умение сопоставлять факты на базе имеющегося жизненного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_razumnyy.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек разумный – часть природы.
Тема: Про тебя.
Цели: повторить признаки живой природы; ввести понятие «живые существа» или «живые организмы»;
Выяснить, чем человек отличается от других живых существ;
Установить признаки сходства и отличия людей друг от друга;
Развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: два листа бумаги, тушь, салфетки для рук, цветные карандаши, карточки.
Ход урока
- Сообщение темы урока.
Вы знаете, что природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.
-На какие две группы делят природу? (на живую и неживую)
- Чем отличается живая природа от неживой?
Признаки живой природы:
*живые организмы рождаются.
*питаются
*дышат
*растут
*развиваются
*размножаются (оставляют потомство)
- А какое место в природе занимаем мы – люди? (Человек – это живой организм и относится к живой природе. Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)
Докажите.
А к какой группе животного мира относится человек?
«Давайте приглядимся к человеку, а значит, и к себе. Человек – часть живой природы. Все живое растет. Я тоже расту, но я все-таки не растение. С раннего детства я ношу шляпки, но я, конечно, не гриб. Видимо я отношусь к животным. Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. Значит, я – млекопитающее»
(Млекопитающее. Человека родила и выкормила молоком мама. Тело человека покрыто волосками. Следовательно, человек – млекопитающее)
- Тема нашего урока – «Про тебя» Это первый урок раздела «Человек разумный – часть природы».
2. Работа над темой урока.
И все же человек отличается от растений, грибов и любого неразумного животного. В чем же самое главное отличие человека?
(Человек отличается от других существ, живущих на Земле, тем, что он существо разумное! Только он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа.)
- Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о разумной деятельности человека на Земле. Приведите свои примеры. (с. 50-51)
(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)
- Чем похожи люди между собой?
(черты лица, части тела, характер и т.д.)
- Рассмотрите рисунки в уч. с. 45. Назовите основные части тела человека. (Голова, шея, туловище (грудь, живот), верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).)
Работа в тетради. С. 34 № 48.
Физминутка.
- Какой вывод можно сделать? Внешнее строение у людей одинаковое.
- Как можно отличить одного человека от другого? (Люди отличаются друг от друга ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей)
- У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются добротой, честностью, трудолюбием, аккуратностью, вежливостью, отзывчивостью. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают и фантазируют люди по-разному.
3. Игра «Снежинка», которая показывает, что все думают и действуют по-разному.
1. Взять листок бумаги.
2. Сложить его вдвое.
3. Оторвать верхний правый угол.
4. Снова сложить бумагу вдвое.
5. Оторвать верхний правый угол.
6. Снова сложить бумагу вдвое.
7. Оторвать верхний правый угол.
8. Снова сложить бумагу вдвое.
9. Оторвать верхний правый угол.
10. Развернуть листок бумаги.
- Обратите внимание на то, как по-разному выглядят листы бумаги. Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? (Нет)
Почему? (Потому что все выполняли инструкцию учителя) Почему листки так надорваны по-разному? (Потому что каждый истолковал по-своему, что такое правый угол свернутого листа бумаги)
Работа в тетради. С. 35 № 50.
- На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев. Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Давайте попробуем сделать отпечатки своих пальцев. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа. Попробуйте определить, к какой группе они относятся.
Чтение последнего абзаца на с. 47
4. Органы чувств.
- Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств. Каково их назначение? (У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания)
Загадки: Живет мой братец за горой. Не может видеться со мной.(глаза)
Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)
Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей? (нос)
Две куколки на кровельке сидят. (уши)
- С помощью какого органа чувств вы сможете распознать свои отпечатки пальцев? (С помощью зрения)
- Приведите примеры, как еще при помощи органов чувств вы можете познавать окружающий мир?
- А как животные получают информацию об окружающем мире? (При помощи органов чувств)
- А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного? (Человек может получать информацию из книг и интернета)
5. Сходство и отличие человека и животных.
- Чем человек похож на разных животных и чем отличается?
- Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает и человек.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я - ___________.
6. Итог урока.
- Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? Умеют ли животные читать, писать, сочинять стихи и рисовать? Придумали ли они цифры, буквы, ноты?
- Могут ли изобретать самолеты, автомобили, корабли?
- Изготавливают ли инструменты для строительства своих жилищ?
(Человек сильно отличается от животных. Он создает то, чего нет в природе. Изобретает. Умеет устно и письменно излагать свои мысли)
7. Домашнее задание. Т. с. 34 № 47. Уч. с.43-48.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я - ___________.
1)
Отличительные признаки | Группы животных | Умения |
Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. | Рыбы | Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся. |
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. | Насекомые | Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку. |
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. | Птицы | Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов. |
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. | Млекопитающие | Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей. Выступают в цирке. |
2) Вставьте пропущенные в тексте слова.
Я не ___________, хотя и умею плавать. Я не _____________, ведь у меня не шесть ног. Я не ________, у меня нет __________ для полета.
Я - ___________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС ЧЕЛОВЕК- ЧАСТЬ ПРИРОДЫ
Тема:«Человек-часть природы» Цель: сформировать представление о правильном отношении к своему здоровью через понятие правильного питания как основной части сохранения и укрепления здоровья.1....
План-конспект урока по окружающему миру по теме: «Про тебя» из раздела: «Человек разумный - часть природы».
План-конспект урока по окружающему миру по теме: «Про тебя» из раздела: «Человек разумный - часть природы»....
презентация к исследовательской работе "Человек - часть природы"
Актуальность исследования: Экологические проблемы лесов являются одной из основных проблем человечества в современном мире. Данное исследование поможет выявить, какие изменения произошли...
Человек – часть природы. Природа в опасности
Конспект урока для 3 класса по теме "Человек – часть природы. Природа в опасности". Данный урок посвящен взаимоотношению человека с природой.Прослеживается связь развития речи и искусства....
Тест "Человек разумный - часть природы"
Тест по окружающему миру к главе "Человек разумный - часть природы"...
2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".
Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....
Проверочная работа по окружающему миру ПНШ, 3 четверть 2 класс по теме "Человек разумный - часть природы"
Данная работа направлена на проверку знаний учащихся по теме "Человек разумный - часть природы"...