Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
статья
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kultury_mladshih_shkolnikov.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставровская Н.А., учитель начальных классов
ГБОУ школа №467 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.
Формирование коммуникативной культуры младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативную культуру можно назвать связующим звеном, компонентом всех видов культур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью трансформатора—коммуникативной культуры. Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе общения.
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы стран, за его социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».
Формирование коммуникативной культуры можно начинать с самого раннего возраста. Начальная школа самый благоприятный этап для развития коммуникативной культуры ребенка.
У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники. Таким образом, коммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Коммуникативную культуру можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:
1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);
2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);
3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением);
5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении)
Какое место занимает формирование коммуникативной культуры младших школьников в ФГОС? Повышается интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.
Коммуникативные действия обеспечивают:
-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
-коммуникация как взаимодействие;
-коммуникация как кооперация, сотрудничество;
-коммуникация как условие интериоризации .
Коммуникация как взаимодействие.
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
Одной из важных задач при формировании коммуникативных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.
Под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в общении;
- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;
-задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
Коммуникация как кооперация.
Коммуникативные действия, направленные на сотрудничество.
Важным является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности .
Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
Учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими.
Коммуникация как условие интериоризации.
Коммуникативные действия, направленные на формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.
Третью группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. К моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. В 6,5 – 7 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать ( сообщать) их партнёру.
Отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе.
Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. Такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.
Игры, которые традиционно используются для развития и поддержки мотивации, можно использовать для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.
Именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные учебные действия, обеспечить готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной культуры младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Формирование коммуникативной культуры...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности
Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"...
Педагогический проект "Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности"
Педагогический проект...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...
Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери. Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...