Формирование коммуникативной культуры младших школьников в рамках проектной деятельности
опыты и эксперименты на тему

Рохлина Екатерина Александровна

Описание опыта работы по формированию коммуникативной культуры в рамках курса"Учусь создавать проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvazhaemye_kollegi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! В своем выступлении я попытаюсь представить опыт работы по формированию коммуникативной культуры младших школьников.

Обобщение носило проектный характер

Свою работу я строила в соответствии с нормативными документами. 

Обобщая опыт, поставила цель - эффективно  использовать ресурс психолого-педагогического сопровождения обучающихся при формировании коммуникативных УУД на занятиях внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», наметила задачи, спланировала ожидаемые результаты, одним из которых стала корректировка программы курса, внесение психолого-педагогического сопровождения, определили этапы деятельности.

Первоначально необходимо было разобраться с тем, какие требования предъявляются в проектной деятельности младшим школьникам, как достигаются личностные и предметные результаты обучающиеся, а в частности коммуникативные универсальные учебные действия.

Тема самообразования была связана с проектной деятельностью младших школьников. Я изучала научные статьи, опыт коллег, участвовала в вебинарах по заявленной теме.

В результате  у меня сложилось представление о том, что такое коммуникативная культура младших школьников, как учащиеся должны взаимодействовать друг с другом, какое место коммуникация занимает в достижении результатов основной образовательной программы начального общего образования.

Пополнение теоретического опыта шло параллельно с изучением курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» под редакцией Р. Ф. Сизовой, Р. Ф. Селимовой.

Я сделала вывод, что данный курс учитывает педагогическую точку зрения. В нем представлены формы, методы, способы организации проектной деятельности учащихся.

Авторы курса предлагают технологию создания проекта, но оставались вопросы:

  1. как создать комфортные условия для детей в ходе работы над проектом;
  2. какой должна быть проектная группа при этом;
  3. как использовать индивидуальные особенности учащихся в ходе проектной деятельности.

Вопросы требовали решения. Так появился мой педагогический проект «Формирование коммуникативных УУД обучающихся на уровне начального общего образования (1-4 классы) в рамках курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»

Обобщив свой педагогический опыт, я представляю решение проблемы по формированию коммуникативной культуры младших школьников в ходе проектной деятельности с точки зрения психолого-педагогических условий.

Немаловажную роль в решении данной проблемы сыграла и моя диссертационная работа.

Рассматривая коммуникативную культуру с позиций общения, коммуникации, толерантности, мне необходимо было учесть психолого-педагогические особенности учащихся моего 1 класса.

Для выявления уровня коммуникативной культуры младших школьников я использовала психологические методики. Особое внимание уделяла методики диагностики потенциала коммуникативной импульсивности.

Первоначальные результаты диагностики показали мне: у учащихся класса не сформировано умение договариваться, прислушиваться к мнению партнера. Лишь 30% группы признали, сто для решения конкретного вопроса необходимо учитывать мнения всех участников совместной деятельности.

Я обратила внимание, что работа в группах осуществлялась без взаимного контроля. Дети обладали достаточно высоким уровнем импульсивности (суммарно 70%). Это мешало сохранять устойчивый интерес к работе.

60% детей класса не способны были строить понятные для партнера высказывания.

Большая часть детей (70% группы) не пытались выстраивать систему дополнительных вопросов, которые могли бы уточнить совместную деятельность. Поэтому на тот момент групповая работа была неэффективна.

Вместе с тем, наблюдая за классом, я отметила, что у учащихся есть потребность в общении со сверстниками, взрослыми. В целом, дети проявляли эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Эта проблема коммуникативной культуры детей оказалась актуальной и для их родителей. Поэтому на индивидуальных консультациях, родительских лекториях необходимо было освещать вопросы:

  1. как организовать взаимодействие детей и родителей,
  2. как выйти из сложившейся конфликтной ситуации;
  3. какие приемы, правила существуют для формирования коммуникативной культуры младших школьников.

Создавая образовательную программу, я ориентировалась на курс «Учусь создавать проект» ( авт –Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова). Результаты диагностических работ показали необходимость включения психолого-педагогического сопровождения. Учитывая это, на начальном этапе проектная деятельность строилась под руководством учителя. Постепенно учащиеся смогли сами перейти к проектированию деятельности и научились создавать проект.

Организовывая проектную деятельность, я ориентировалась на лисностно-значимые задачи для младших школьников, включала учеников в поисковую деятельность, систематически отслеживала их результаты. Работая с группами, старалась создавать положительно эмоциональное состояние у учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение предполагало рассмотрение содержания курса на конкретных учебных, социально-значимых ситуациях, которые ребенок встречает, переживает в повседневной жизни.

Закрепление изученного материала, также как и открытие новых знаний происходило в ходе решения практических задач. В связи с этим мою были разработаны дидактические игры, упражнения, коммуникативные тренинги.

Приоритетной формой работы оставалась игра, так как это основной вид деятельности младших школьников. Для детей моего класса это актуально – слабое произвольное внимание слабое не позволяет удерживать стойкого интереса к деятельности.

Важная роль на занятиях отводилась рефлексии. Мне необходимо было не просто научить детей обдумывать собственные действия, но и уметь высказывать свое мнение, воспринимать адекватно критику одноклассников.

В ходе наблюдения за группой я отметила, что уровень импульсивности снизился. Это позволяет учащимся сохранять устойчивый интерес к работе. 70% группы признают , что для решения вопроса необходимо рассмотреть его с разных позиций, включив мнения участников совместной деятельности. 60% группы детей научились строить понятные для партнера высказывания. Большая часть детей смогла выстроить систему дополнительных вопросов, которые уточняют совместную деятельность. Дети стали проявлять эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Результаты диагностики дают мне право говорить о том, что уровень сформированности коммуникативной культуры повысился. Родители тоже отмечают – многие проблемы снялись: дети умеют договариваться; слушать, слышать, понимать друг друга; стали более открытыми; повысилась мотивация к познавательной деятельности. Все это в целом отразилось и на качестве образования класса.

Проектная деятельность стала важной не только для моих детей, но и для меня. Я считаю, что опыт, который сложился в ходе педагогического проектирования, позволил мне вырасти как учителю.

Этот опыт я представляла на школьном предметном объединении, на педагогическом совете, посвященном вопросам воспитания. Опыт был рекомендован и представлен городскому сообществу учителей начальных классов.

Опыт опубликован в журнале «Молодой ученый», в сборниках статей Рязанского Государственного Университета.

Я смогла аттестоваться на первую квалификационную категорию

Однако работу в данном направлении необходимо продолжать, ведь общение это целая наука.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

Мастер - класс "Формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Баумгертнер Е.М.Место работы: МБОУ «Табатская СОШ» Бейского района республики ХакасияЦель мастер-класса: позна...

Курсовая работа на тему: "Школьная газета, как средство формирования коммуникативной культуры младшего школьника"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»    Поярков Данила Александрович  ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО ...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...