Рабочая программа внеурочной деятельности «Югра – моё наследие»
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Югра – моё наследие» для 2 классов состоит из: пояснительной записки,место учебного предмета «Югра-моё наследие» в учебном плане,личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, форм и методов обучения, предполагаемых результатов реализации программы, ценностных ориентиров содержания курса, содержания учебного предмета, календарно - тематического плана, списка использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Моя-Югра 2 класс | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
с изменениями, утвержденными приказом от ___________ номер_______________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Л.И.Золотухиной
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Югра – моё наследие»
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего: 34ч/год;1ч/неделю
Сургут, 2019 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Югра – моё наследие » разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Положением о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4.
Курс «Югра – моё наследие» области экологического и этнокультурного образования в начальной школе ориентируется на развитие у учащихся комплекса сложившихся у них житейских понятий, образов, представлений, ценностей, оценок, способов деятельности, который отражает культуру взаимодействия человека с природой и другими людьми.
В основе этого комплекса – культурный концепт «природное и культурное наследие», складывающийся в сознании каждого человека в течение его жизни. В отличие от юридического понятия «объекты Всемирного природного и культурного наследия», речь идет о личностном измерении того природного и культурного наследства, которое достается каждому по факту его рождения – наследства, которым каждый обязан распорядиться так, чтобы оно осталось и нашим потомкам.
Средствами развития (уточнения, дополнения) культурного концепта «наследие» выступают адаптированные к младшему школьному возрасту с помощью языка народной мудрости первичные научные знания о закономерностях взаимодействий природы и общества («зеленых аксиомах») и деятельностные средства познания («экологические линзы»). Они служат основой для формулировки полезных привычек поведения в окружающей социоприродной среде. Их присвоение учащимися создает основы культуры устойчивого развития местного сообщества и всей страны – как культуры сохранения и приумножения нашего общего природного и культурного наследия для ныне живущих и будущих поколений.
Содержание опирается на разнообразные источники информации, раскрывающие взаимодействие человека с природой, людьми и миром вещей: сказки, мифы, легенды коренных и других народов, населяющих Югру, поговорки и пословицы северных и других народов России, мыслеобразы научных знаний, заметки сибирских натуралистов, фото-, видео- и аудиоматериалы о природном и культурном наследии региона, мультфильмы о нравственном поведении человека в окружающей среде, произведения югорских художников и скульпторов, поэтов и писателей, детские творческие работы.
Содержание курса строится как открытая система, формирующая каркас смысловых установок деятельности, которые пробуждают у обучающихся интерес и желание действовать для изучения, сохранения и приумножения достояния своего края – его богатой природы и культурного наследия, создававшегося веками людьми разных национальностей.
Поэтому содержание курса выполняет роль не источника учебной информации о наследии, а комплекса ключевых ориентиров культурного поведения – навигаторов в области изучения, сохранения, развития природного и культурного наследия родной земли в реальной жизни в интересах процветания края, его людей, своей семьи. Авторы рабочих программ могут наполнять их содержание местными примерами, конкретными фактами, учитывающими местную природную и этнокультурную специфику.
Курс «Югра – моё наследие» не дублирует содержание Окружающего мира, Литературного чтения и других учебных предметов, а также не подменяет их региональный компонент. Содержание курса использует знания, полученные на разных учебных предметах, включая региональный компонент рабочих программ по этим предметам, и востребует сформированные на них универсальные учебные действия для применения в новых ситуациях: при участии в экологических акциях, проведении просветительской работы, чтении «по-новому» сказок и открытии в них неожиданных смыслов, выполнении наблюдений и опытов, составлении Красных книг культурного опыта и в других общественно значимых полезных делах. При этом содержание курса, в силу своей общекультурной направленности, предусматривает не только развитие уже освоенных универсальных учебных действий, но и формирование ряда новых, необходимых учащимся для реализации их мотивации на продолжение развития своей культуры и культуры окружающих людей и вне стен школы, в дальнейшей жизни. Эту роль выполняют умения: соединять знания, чувства и действия; рассматривать любую деятельность с точки зрения единства ее экологической, социальной и экономической стороны (отношения к природе, людям, вещам); понимать и самостоятельно создавать познавательные метафоры – речевые и визуальные и т.д.
Содержание направлено на патриотическое воспитание юных граждан страны. Оно побуждает учащихся не ограничиваться значениями получаемых знаний и умений, а искать личностные смыслы изучаемого, осознанно приходить к формулировке нравственных принципов жизни и полезных привычек – социальных норм поведения.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к воспитанию, обучению и развитию личности в основной школе путем формирования базовых знаний, умений, отношений для развития в подростковом возрасте образа жизни устойчивого типа – экологически сообразного, здорового и безопасного, основанного на «зеленом» потреблении, глобальной и локальной гражданской ответственности, сохранении для будущих поколений природного и культурного наследия. Поэтому представленный учебный курс является вариантом образования для устойчивого развития в начальной школе.
Методика курса опирается на системно-деятельностный (субъектно-деятельностный) и культурно-исторический (лингвокультурологический) подходы. Предусматривает использование методов смысловой педагогики, поощряет использование активных, творческих способов деятельности и коммуникаций в реальной жизни.
Цель программы «Югра – моё наследие» в начальной школе являются:
- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;
- воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;
- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
Основные задачи:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Место учебного предмета «Югра-моё наследие» в учебном плане
Программа предусматривает изучение курса «Югра – мое наследие» как регионального компонента. является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю (34 ч. в год).
Данная программа разработана для учащихся 2 классов.
Изучение курса на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические и экологические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Программа обеспечивает достижение определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностный, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Предметными результатами являются:
- первичные представления (на уровне ознакомления)
- о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное) и откуда берется;
- о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;
- о ценности разнообразия культурного наследия – культур разных сообществ людей (народов, профессий, религий, граждан одной страны, края), которые обогащают друг друга и помогают людям жить, учиться, трудиться и отдыхать;
- умения различать и группировать объекты природного и культурного наследия;
- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;
- называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;
- называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:
- понимать и объяснять значение символов (герб и флаг Югры; эмблема ЮНЕСКО; узоры народных орнаментов коренных и других народов края; символические образы Патримонито, Лады и Югорки);
- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;
- применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;
- приводить пример различий взаимодействия человека с природой в реальности и фантазии;
- сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;
- понимать и объяснять скрытый смысл сказок о взаимоотношениях человека с природой;
- задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;
- формулировать своими словами полезные привычки;
- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;
- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.
Личностные результаты
Личностными результатами учащихся второго класса при изучении регионального курса являются:
- осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;
- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;
- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.
Формы и методы обучения
- игры; опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа в компьютерном классе;
- дискуссии, беседы.
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу курса обучения учащиеся научатся:
- различать природное и культурное наследие;
- узнавать и отличать флаг и герб Югры от государственной символики РФ от флагов и гербов других стран мира;
- выявлять связи живых организмов в природных сообществах Югорского края;
- объяснять, как действуют запреты природы в разных природных сообществах;
- анализировать влияние человека на природу, оценивать правильность поведения людей в природе;
- стремиться беречь богатства природы в повседневной жизни.
- - описывать природное разнообразие Югорского края;
- - приводить примеры культурного разнообразия края;
- - приводить примеры ошибок в поведении человека в дикой природе и в обществе;
- - называть полезные привычки человека в экомире и объяснять их важность.
- - объяснять, как действуют запреты природы в разных сообществах;
- - приводить примеры связи между особенностями природы края и жизнью населения;
- - сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;
- - формулировать полезные привычки поведения в разных природных сообществах;
- - называть и узнавать типичных представителей природных сообществ Югры;
- - составлять краткий рассказ о виртуальных путешествиях по природным сообществам края;
Учащиеся получат возможность научиться:
- разбираться в языке символов;
- объяснять символический смысл цветных полос флага Ханты-Мансийского автономного округа;
- воспитывать у себя полезные для экомира привычки;
- новым полезным правилам поведения в разных природных сообществах Югорского края;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- участвовать в природоохранной деятельности.
- понимать и описывать эмблему ЮНЕСКО о сохранении природного и культурного наследия;
- сравнивать природное и культурное наследие жителей Югры и зарубежных стран;
- составлять краткое описание экомира;
- составлять краткий рассказ о смысле акции «Спасти и сохранить»;
- планировать свои действия по участию в акции;
- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;
- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу;
- сотрудничать с одноклассниками в процессе участия в акции;
- оценивать результаты своих действий и сопоставлять их с общественной оценкой.
- формулировать своими словами полезные привычки в экомире, называть новые на основе своего личного опыта.
Первый уровень – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Ценностные ориентиры содержания курса
Изучение курса краеведения «Край родной – моя Югра» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Курс краеведения «Край родной – моя Югра» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно-эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).
Содержание учебного предмета
№ п/п | РАЗДЕЛ | Количество часов |
1 | Югра – твое наследие. Введение. Что такое наследие. Наши помощники. Природное наследие Югры. Наше культурное наследие. Герб и флаг Югры. Герб класса. Зачем изучать наследие? Экомир. | 7 |
2 | Строим экомир. Как изучать наследие? Отношение к природе в реальности и фантазиях. Наши отношения с дикой природой: ошибки и полезные привычки. Ценность природных сообществ дикой природы. Сохраняем природное разнообразие края. Культурное разнообразие края. Дружба народов. | 6 |
3 | Секреты Югорской земли. Особенности Югорской природы. Секреты царства болот. На дне болотного царства. На поверхности болота. Болота в жизни людей. Ошибки поведения и полезные привычки. По рекам и озерам Югры: приглашение в путешествие. Югра – край рек и озер. Путешествие на пароходе по Оби и Иртышу. Тайны лесных сообществ края. Приглашение в путешествие (глухая тайга). Лес в хозяйственной деятельности человека. Учимся на ошибках. Путешествие по Югорской тундре. Как ее сохранить. Природа рядом с нами: наша ответственность. | 14 |
4 | Спасти и сохранить. Международная акция «Спасти и сохранить». Учимся действовать. | 7 |
ИТОГО | 34 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема урока | Коли чество часов | 2 а класс | 2 б класс | 2 в класс | 2 г класс | ||||
Дата | Дата | Дата | Дата | |||||||
план | план | факт | факт | план | план | план | план | |||
Югра – твое наследие. | 7 | |||||||||
1 | Введение. Что такое наследие. | 1 | ||||||||
2 | Наши помощники. | 1 | ||||||||
3 | Природное наследие Югры. | 1 | ||||||||
4 | Наше культурное наследие. Особенности культурного наследия Югры. | 1 | ||||||||
5 | Герб и флаг Югры. | 1 | ||||||||
6 | Герб класса. | 1 | ||||||||
7 | Зачем изучать наследие? Экомир. | 1 | ||||||||
Строим экомир. | 6 | |||||||||
8 | Как изучать наследие? | 1 | ||||||||
9 | Отношение к природе в реальности и фантазиях. | 1 | ||||||||
10 | Наши отношения с дикой природой: ошибки и полезные привычки. | 1 | ||||||||
11 | Ценность природных сообществ дикой природы. | 1 | ||||||||
12 | Сохраняем природное разнообразие края. | 1 | ||||||||
13 | Культурное разнообразие края. Дружба народов. | 1 | ||||||||
Секреты Югорской земли. | 14 | |||||||||
14 | Особенности Югорской природы. | 1 | ||||||||
15 | Секреты царства болот. Приглашение в путешествие. | 1 | ||||||||
16 | На дне болотного царства. | 1 | ||||||||
17 | На поверхности болота. | 1 | ||||||||
18 | Болота в жизни людей. Ошибки поведения и полезные привычки. | 1 | ||||||||
19 | По рекам и озерам Югры: приглашение в путешествие. | 1 | ||||||||
20-21 | Югра – край рек и озер. | 2 | ||||||||
22 | Путешествие на пароходе по Оби и Иртышу. Хозяйственная деятельность человека: ошибки и их исправление. | 1 | ||||||||
23 | Тайны лесных сообществ края. Приглашение в путешествие (глухая тайга). | 1 | ||||||||
24 | Лес в хозяйственной деятельности человека. Учимся на ошибках. | 1 | ||||||||
25-26 | Путешествие по Югорской тундре. Как ее сохранить. | 2 | ||||||||
27 | Природа рядом с нами: наша ответственность. | 1 | ||||||||
Спасти и сохранить. | 7 | |||||||||
28-30 | Международная акция «Спасти и сохранить». | 3 | ||||||||
31-34 | Учимся действовать | 4 |
Список использованной литературы
1. Древний город на Оби [под ред. В.И.Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б.Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
4. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А.М.Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д.А.Редин, Н.Б.Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Сейненский Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006.
7. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г.Ф.Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
8. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю.А.Дорохов; ред. Ю.В.Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
9. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А.Щукин; фот.: А.Щукин [и др.]; авт. текста: Л.И.Попкова, Н.М.Попкова]. – Москва: MV, 2000.
10. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А.М.Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса...
Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"
Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Задачи программы:-способствовать расширению кругозора;-развивать мотивацию к познанию и творчеству;-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвр...
Анализ реализации Внеурочной деятельности " Югра-моё наследие "
Анализ реализации Внеурочной деятельности "Югра-моё наследие" ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия. Югра. Нягань"
Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как патриотизма, духовно-нравственность, бережное от...