Рабочая программа внеурочной деятельности «Югра – моё наследие»
рабочая программа (2 класс)

Николенко Евгения Борисовна

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Югра – моё наследие» для 2 классов состоит из: пояснительной записки,место учебного предмета «Югра-моё наследие» в учебном плане,личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, форм и методов обучения, предполагаемых результатов реализации программы, ценностных ориентиров содержания курса, содержания учебного предмета, календарно - тематического плана, списка  использованной литературы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Моя-Югра 2 класс38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

                                                                                              с изменениями, утвержденными приказом от ___________ номер_______________ 

                                                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Л.И.Золотухиной


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                      Внеурочной деятельности «Югра – моё наследие»

                                                                                      Срок реализации программы -2019/2020 гг.

                                                                                      Количество часов по учебному плану:

                                                                                      Всего: 34ч/год;1ч/неделю

Сургут, 2019 г.

Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности  «Югра – моё наследие » разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- Положением о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №4.

          Курс «Югра – моё наследие» области экологического и этнокультурного образования в начальной школе ориентируется на развитие у учащихся комплекса сложившихся у них житейских понятий, образов, представлений, ценностей, оценок, способов деятельности, который отражает культуру взаимодействия человека с природой и другими людьми.

В основе этого комплекса – культурный концепт «природное и культурное наследие», складывающийся в сознании каждого человека в течение его жизни. В отличие от юридического понятия «объекты Всемирного природного и культурного наследия», речь идет о личностном измерении того природного и культурного наследства, которое достается каждому по факту его рождения – наследства, которым каждый обязан распорядиться так, чтобы оно осталось и нашим потомкам.

Средствами развития (уточнения, дополнения) культурного концепта «наследие» выступают адаптированные к младшему школьному возрасту с помощью языка народной мудрости первичные научные знания о закономерностях взаимодействий природы и общества («зеленых аксиомах») и деятельностные средства познания («экологические линзы»). Они служат основой для формулировки полезных привычек поведения в окружающей социоприродной среде. Их присвоение учащимися создает основы культуры устойчивого развития местного сообщества и всей страны – как культуры сохранения и приумножения нашего общего природного и культурного наследия для ныне живущих и будущих поколений.

Содержание опирается на разнообразные источники информации, раскрывающие взаимодействие человека с природой, людьми и миром вещей: сказки, мифы, легенды коренных и других народов, населяющих Югру, поговорки и пословицы северных и других народов России, мыслеобразы научных знаний, заметки сибирских натуралистов, фото-, видео- и аудиоматериалы о природном и культурном наследии региона, мультфильмы о нравственном поведении человека в окружающей среде, произведения югорских художников и скульпторов, поэтов и писателей, детские творческие работы.

Содержание курса строится как открытая система, формирующая каркас смысловых установок деятельности, которые пробуждают у обучающихся интерес и желание действовать для изучения, сохранения и приумножения достояния своего края – его богатой природы и культурного наследия, создававшегося веками людьми разных национальностей.  

Поэтому содержание курса выполняет роль не источника учебной информации о наследии, а комплекса ключевых ориентиров культурного поведения – навигаторов в области изучения, сохранения, развития природного и культурного наследия родной земли в реальной жизни в интересах процветания края, его людей, своей семьи. Авторы рабочих программ могут наполнять их содержание местными примерами, конкретными фактами, учитывающими местную природную и этнокультурную специфику.

Курс «Югра – моё наследие» не дублирует содержание Окружающего мира, Литературного чтения и других учебных предметов, а также не подменяет их региональный компонент. Содержание курса использует знания, полученные на разных учебных предметах, включая региональный компонент рабочих программ по этим предметам, и востребует сформированные на них универсальные учебные действия для применения в новых ситуациях: при участии в экологических акциях, проведении просветительской работы, чтении «по-новому» сказок и открытии в них неожиданных смыслов, выполнении наблюдений и опытов, составлении Красных книг культурного опыта и в других общественно значимых полезных делах. При этом содержание курса, в силу своей общекультурной направленности, предусматривает не только развитие уже освоенных универсальных учебных действий, но и формирование ряда новых, необходимых учащимся для реализации их мотивации на продолжение развития своей культуры и культуры окружающих людей и вне стен школы, в дальнейшей жизни. Эту роль выполняют умения: соединять знания, чувства и действия; рассматривать любую деятельность с точки зрения единства ее экологической, социальной и экономической стороны (отношения к природе, людям, вещам); понимать и самостоятельно создавать познавательные метафоры – речевые и визуальные и т.д.

Содержание направлено на патриотическое воспитание юных граждан страны. Оно побуждает учащихся не ограничиваться значениями получаемых знаний и умений, а искать личностные смыслы изучаемого, осознанно приходить к формулировке нравственных принципов жизни и полезных привычек – социальных норм поведения.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к воспитанию, обучению и развитию личности в основной школе путем формирования базовых знаний, умений, отношений для развития в подростковом возрасте образа жизни устойчивого типа – экологически сообразного, здорового и безопасного, основанного на «зеленом» потреблении, глобальной и локальной гражданской ответственности, сохранении для будущих поколений природного и культурного наследия. Поэтому представленный учебный курс является вариантом образования для устойчивого развития в начальной школе.

Методика курса опирается на системно-деятельностный (субъектно-деятельностный) и культурно-исторический (лингвокультурологический) подходы. Предусматривает использование методов смысловой педагогики, поощряет использование активных, творческих способов деятельности и коммуникаций в реальной жизни.

Цель программы «Югра – моё наследие» в начальной школе являются:

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;

- формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

Основные задачи:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Место учебного предмета «Югра-моё наследие» в учебном плане

Программа предусматривает изучение курса «Югра – мое наследие» как регионального компонента. является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю  (34 ч. в год).

Данная программа разработана для учащихся 2  классов.

Изучение курса на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, обучающиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические и экологические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

Программа обеспечивает достижение определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностный, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Предметными результатами являются:

- первичные представления (на уровне ознакомления)

- о том, что такое наследие людей, каким оно бывает (природное и культурное) и откуда берется;

- о ценности разнообразия природного наследия – сообществ дикой природы, которые все вместе создают пригодные для жизни условия на Земле;

- о ценности разнообразия культурного наследия – культур разных сообществ людей (народов, профессий, религий, граждан одной страны, края), которые обогащают друг друга и помогают людям жить, учиться, трудиться и отдыхать;

- умения различать и группировать объекты природного и культурного наследия;

- приводить примеры природного и культурного (материального и нематериального) наследия своего края, местности;

- называть местные особенности природного наследия и достопримечательности культурного наследия;

- называть, что угрожает разнообразию природного и культурного наследия, а что помогает его сохранить, используя личный опыт.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения проявляются в умении:

- понимать и объяснять значение символов (герб и флаг Югры; эмблема ЮНЕСКО; узоры народных орнаментов коренных и других народов края; символические образы Патримонито, Лады и Югорки);

- с помощью взрослых составлять краткое сообщение о том или ином объекте природного или культурного наследия, значимом для семьи, личности;

- применять правило трех «П» (понимание, переживание, практика) при составлении рассказа;

- приводить пример различий взаимодействия человека с природой в реальности и фантазии;

- сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;

- понимать и объяснять скрытый смысл сказок о взаимоотношениях человека с природой;

- задавать вопросы о связях (в природе, между природой и людьми), их значении и смысле;

- формулировать своими словами полезные привычки;

- взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

- делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу.

Личностные результаты

Личностными результатами учащихся второго класса при изучении регионального курса являются:

- осознание себя сопричастным к природному и многонациональному культурному достоянию края, значимости лично своих действий для его сохранения и приумножения;

- мотивированность к развитию своих знаний и умений о природном и культурном наследии Югры для построения совместными усилиями благополучного экомира;

- ценность полезных привычек, вырабатываемых на основе науки, народной мудрости и личного опыта, по сохранению для своих будущих детей всего самого ценного, что дала нам жизнь – природы и культуры.

Формы и методы обучения

- игры; опыты;

- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

- интеллектуальные головоломки;

- практические занятия;

- работа в компьютерном классе; 

- дискуссии, беседы.

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу курса обучения учащиеся научатся:

  • различать природное и культурное наследие;
  • узнавать и отличать флаг и герб Югры от государственной символики РФ от флагов и гербов других стран мира;
  • выявлять связи живых организмов в природных сообществах Югорского края;
  • объяснять, как действуют запреты природы в разных природных сообществах;
  • анализировать влияние человека на природу, оценивать правильность поведения людей в природе;
  • стремиться беречь богатства природы в повседневной жизни.
  • - описывать природное разнообразие Югорского края;
  • - приводить примеры культурного разнообразия края;
  • - приводить примеры ошибок в поведении человека в дикой природе и в обществе;
  • - называть полезные привычки человека в экомире и объяснять их важность.
  • - объяснять, как действуют запреты природы в разных сообществах;
  • - приводить примеры связи между особенностями природы края и жизнью населения;
  • - сравнивать поведение человека с образцом и оценивать его;
  • - формулировать полезные привычки поведения в разных природных сообществах;
  • - называть и узнавать типичных представителей природных сообществ Югры;
  • - составлять краткий рассказ о виртуальных путешествиях по природным сообществам края;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • разбираться в языке символов;
  • объяснять символический смысл цветных полос флага Ханты-Мансийского автономного округа;
  • воспитывать у себя полезные для экомира привычки;
  • новым полезным правилам поведения в разных природных сообществах Югорского края;
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
  • участвовать в природоохранной деятельности.
  • понимать и описывать эмблему ЮНЕСКО о сохранении природного и культурного наследия;
  • сравнивать природное и культурное наследие жителей Югры и зарубежных стран;
  • составлять краткое описание экомира;
  • составлять краткий рассказ о смысле акции «Спасти и сохранить»;
  • планировать свои действия по участию в акции;

  • взаимодействовать и помогать друг другу для достижения общей цели;

  • делиться своим мнением с одноклассниками и приходить к общему выводу;

  • сотрудничать с одноклассниками в процессе участия в акции;

  • оценивать результаты своих действий и сопоставлять их с общественной оценкой.

  • формулировать своими словами полезные привычки в экомире, называть новые на основе своего личного опыта.

 

Первый уровень – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Ценностные ориентиры содержания курса

   Изучение курса краеведения «Край родной – моя Югра» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

Курс краеведения «Край родной – моя Югра» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

- исторический.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно-эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования).

Содержание учебного предмета

№ п/п

РАЗДЕЛ

Количество часов

1

Югра – твое наследие.

Введение. Что такое наследие. Наши помощники. Природное наследие Югры. Наше культурное наследие. Герб и флаг Югры. Герб класса.  Зачем изучать наследие? Экомир.

7

2

Строим экомир.

Как изучать наследие? Отношение к природе в реальности и фантазиях. Наши отношения с дикой природой: ошибки и полезные привычки. Ценность природных сообществ дикой природы. Сохраняем природное разнообразие края. Культурное разнообразие края. Дружба народов.

6

3

Секреты Югорской земли.

Особенности Югорской природы. Секреты царства болот. На дне болотного царства. На поверхности болота. Болота в жизни людей. Ошибки поведения и полезные привычки. По рекам и озерам Югры: приглашение в путешествие. Югра – край рек и озер. Путешествие на пароходе по Оби и Иртышу. Тайны лесных сообществ края. Приглашение в путешествие (глухая тайга). Лес в хозяйственной деятельности человека. Учимся на ошибках. Путешествие по Югорской тундре. Как ее сохранить. Природа рядом с нами: наша ответственность.

14

4

Спасти и сохранить.

Международная акция «Спасти и сохранить». Учимся действовать.

7

ИТОГО

34

Календарно - тематический план

№ п/п

Тема урока

Коли

чество часов

2 а класс

2 б класс

2 в класс

2 г класс

Дата

Дата

Дата

Дата

план

план

факт

факт

план

план

план

план

Югра – твое наследие.

7

1

Введение. Что такое наследие.

1

2

Наши помощники.

1

3

Природное наследие Югры.

1

4

Наше культурное наследие.

Особенности культурного наследия Югры.

1

5

Герб и флаг Югры.

1

6

Герб класса.

1

7

Зачем изучать наследие? Экомир.

1

Строим экомир.

6

8

Как изучать наследие?

1

9

Отношение к природе в реальности и фантазиях.

1

10

Наши отношения с дикой природой: ошибки и полезные привычки.

1

11

Ценность природных сообществ дикой природы.

1

12

Сохраняем природное разнообразие края.

1

13

Культурное разнообразие края. Дружба народов.

1

Секреты Югорской земли.

14

14

Особенности Югорской природы.

1

15

Секреты царства болот. Приглашение в путешествие.

1

16

На дне болотного царства.

1

17

На поверхности болота.

1

18

Болота в жизни людей.

 Ошибки поведения и полезные привычки.

1

19

По рекам и озерам Югры: приглашение в путешествие.

1

20-21

Югра – край рек и озер.

2

22

Путешествие на пароходе по Оби и Иртышу. Хозяйственная деятельность человека: ошибки и их исправление.

1

23

Тайны лесных сообществ края.

Приглашение в путешествие (глухая тайга).

1

24

Лес в хозяйственной деятельности человека.

Учимся на ошибках.

1

25-26

Путешествие по Югорской тундре. Как ее сохранить.

2

27

Природа рядом с нами: наша ответственность.

1

Спасти и сохранить.

7

28-30

Международная акция «Спасти и сохранить».

3

31-34

Учимся действовать

4

Список использованной литературы

1. Древний город на Оби [под ред. В.И.Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.

2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.

3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б.Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.

4. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.

5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А.М.Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д.А.Редин, Н.Б.Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.

6. Сейненский Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006.

7. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г.Ф.Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.

8. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю.А.Дорохов; ред. Ю.В.Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.

9. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А.Щукин; фот.: А.Щукин [и др.]; авт. текста: Л.И.Попкова, Н.М.Попкова]. – Москва: MV, 2000.

10. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А.М.Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса...

Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"

Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников  вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Задачи программы:-способствовать расширению кругозора;-развивать мотивацию к познанию и творчеству;-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвр...

Анализ реализации Внеурочной деятельности " Югра-моё наследие "

Анализ реализации Внеурочной деятельности "Югра-моё наследие"  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия. Югра. Нягань"

Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как патриотизма, духовно-нравственность, бережное от...