Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса
рабочая программа на тему

Марочкина Галина Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Согласована:                                                                                                         Утверждена приказом

Зам. директора по УВР:                                                                                      директора школы:                              

____/Добролюбская Е.А./                                                                                   ______ /Поляковой В.В./

«    »________ ______г.                                                                                      «   »__________   _______ г.

        

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Наше наследие»

для учащихся 5 класса

Срок реализации 1год

Разработана

Марочкиной Г.Н.

учителем эрзянского языка

первой квалификационной категории.

2017год

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной  деятельности «Наше наследие» для 5 класса составлена  

  на основе «Программы по изучению эрзянского языка в 5классе  школ с русскоязычным или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся» (четвертый год обучения- 5 класс), авторы составителиО.В.Кочеваткина, Н.А.Кочеваткина.(2013) Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. 

      Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей, преодолении языкового и культурного барьера в ситуации диалога разных культур.

Цель программы:

– привитие любви к языку, природе своего края и страны, умение видеть красоту культурного наследия региона;

– развитие у обучащюихся способности к общению на изучаемом языке в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сферах;

– формирование начальных общих представлений об изучаемом языке, о его взаимодействии с русским языком в качестве государственного языка, представлений о национальной культуре;

– формирование (в доступном объеме) ключевых компетенций (речевой, языковой, социокультурной), обеспечивающих результативность овладения изучаемым языком;

– использование изучаемого языка для решения коммуникативных задач в актуальном для детей младшего школьного возраста сферах общения;

– приобщение к культуре и традициям народа-носителя изучаемого языка;

– развитие творческих способностей обучающегося путем организации образовательной деятельности по изобразительной деятельности, изготовление аппликаций, лепка из соленого теста, пластилина и т.д.

Реализация названных целей требует решения следующих задач:

– комплексное развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма, что способствует формированию речевой компетенции учащихся, с учетом их возможностей и потребностей;

– обеспечение усвоения определенного круга знаний по фонетике, лексике, словообразованию, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности. Овладение первоначальными знаниями обо всех уровнях – основа для формирования языковой компетенции младших школьников;

– формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме на изучаемом языке;

– ознакомление младших школьников (в доступном объеме) с историей, культурой, традициями народа-носителя изучаемого языка, что формирует социокультурную компетенцию – усвоение определенного набора социокультурных знаний;

– воспитание личности ученика, ориентированной на ценности культуры народа-носителя изучаемого языка и общероссийской культуры, осознающей себя жителем своего родного края и России;

– формирование у учащихся стойкой мотивации, позитивного отношения, интереса к изучению государственного языка республики;

– развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся, их мышления, воображения, что обеспечивает формирование учебно-познавательной компетенции, позволяющей совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым языком.

Основные принципы реализации программы:

  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.
  2. Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
  3. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
  4. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
  5. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственными ценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей вплетённой в общую для всех россиян историей, особенностями жизнедеятельности. Это многоцветье, многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы живём, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе. Таким образом, в процессе образования необходимо формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности. Школьный возраст – благоприятная пора для формирования нравственных качеств личности, приобщения ребёнка к ценностям национальной культуры, воспитания терпимости, понимания, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Внеурочная деятельность может способствовать формированию этнокультурной компетентности. В школе с русским или смешанным контингентом детей большим потенциалом формирования этнокультурной компетентности обладают занятия по изучению мордовской культуры. Для учащихся, родители которых носители других культур — русской, татарской, чувашской и других, позволит приобщиться к языку, культуре мордовского народа, сравнить свою культуру с мордовской, понять и принять различия и сходные черты культур своего и других народов. Таким образом, на занятиях по мордовской культуре будет происходить приобщение к культуре различных народов, понимание, осознание языковых особенностей, системы ценностей, норм, традиций.

Программа реализует духовно-нравственное воспитание. В основу данного курса положен исторический принцип освещения этнической культуры, анализ её состояния с точки зрения прошлого опыта, его уроков и т.д.

Программа предполагает ознакомление школьников с мордовским (мокшанским или эрзянским) языком в совокупности с культурой, ценностями, традициями. Учащиеся познакомятся с жизненными устоями мордовского народа, фольклором, литературными произведениями мордовских писателей, родным краем, его животным и растительным миром, особенностями ландшафта, отношением коренных жителей к природным богатствам Родины. Декоративно-прикладное искусство, рассматриваемое на занятиях мордовской культуры, будет способствовать приобщению младших школьников к искусству, ремеслу, традициям народа, многообразиям национальных костюмов, узоров национальной вышивки.

На занятиях по мордовской культуре дети имеют возможность не только познакомиться с особенностями различных народов, но и понять желания других народов и из чего складывались ценностные установки, стремления людей.

Таким образом, исходя из понимания компетентности как способа существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации и нахождения ребёнком своего места в жизни, этнокультурное образование, основанное на духовно-нравственных традициях народа, направлено на формирование личности, овладевшей материальной и духовной культурой своего народа, его нравственно-этическими ценностями, традициями; знающей историю и культуру, уважающей традиции и уклад жизни, принимающей взгляды, философию, традиции, ценности, искусство других народов. В основе компетентностного подхода к содержанию и организации образовательного процесса в рамках этнокультурного образования лежит идея: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.

Формы проведения занятий:

– экскурсии;

– беседа, дискуссия;

– игры, викторины;

– проектная и исследовательская деятельность;

– использование ИКТ;

– создание презентаций;

– посещение музея;

– оформление выставок;

– просмотр видеороликов, документальных и художественных фильмов;

– практические занятия;

– творческие мастерские.

Место предмета в учебном плане.

Программа внеурочной образовательной деятельности «Наше наследие» МБОУ «Тургеневская СОШ»  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), согласно плана внеурочной деятельности на   2017-2018 учебный год.

Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

К  окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

- виды фольклорных жанров;

- названия обрядовых праздников;

-отличительные особенности русского, мордовских (мокшанского, эрзянского, шокшанского), татарского национальных костюмов;

- названия народных инструментов;

- различные виды народных промыслов  мордвы.

Обучающиеся должны уметь:

- пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;

- исполнять народные (русские, мордовские) песни;

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

- вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;

- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;

- исполнять на ложках несложные мелодии.

Планируемые результаты.

              Курс внеурочной образовательной деятельности «Наше наследие» обеспечивает  обучающемуся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты, которые выражаются в сформированности:

– чувства гордости за свой народ, свой регион, свою страну;

– целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;

– основ гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности;

– уважительного отношения к истории и культуре других народов;

– мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и учебные результаты;

– эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

– общего представления о мире как многоязычном и поликультурном сообществе и о языке, в том числе мокшанском/эрзянском, как средстве общения между людьми;

– осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми он может встретиться в повседневной жизни.

Метапредметные результаты, связанные с:

– овладением начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умений планировать, контролировать и оценивать учебные и речевые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– развитием речевых, интеллектуальных и творческих способностей школьника;

– формированием общего и лингвистического кругозора младших школьников;

– развитием речевой культуры школьников и культуры общения, а также целенаправленным приобщением учащихся к различным учебным техникам, т. е. развитием общеучебных и специальных умений, обеспечивающих эффективное овладение иноязычным общением.

Предметные результаты

Речевая компетенция

Говорение:

– в условиях непосредственного общения в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения вести элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос и диалог-побуждение, соблюдая элементарные нормы речевого этикета мокшанского языка;

– строить небольшие устные монологические высказывания, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания и пользуясь основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом, характеристикой);

аудирование:

ученик научится:

– понимать содержание учебных, а также небольших аудиотекстов, содержащих изученный языковой материал и соответствующих уровню развития детей и их интересам;

– при непосредственном общении понимать просьбы и указания учителя и одноклассников, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке, и вербально/невербально реагировать на них;

чтение:

ученик научится:

– выразительно читать вслух простые и небольшие по объему тексты, построенные преимущественно на знакомом языковом материале;

- читать про себя с пониманием основного содержания короткие простые тексты, имеющие ясную логическую структуру и соответствующие интересам и уровню подготовки учащихся;

– читать про себя с извлечением полной информации из текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале;

письмо:

ученик научится:

– писать короткое личное письмо или поздравление с праздником с опорой на образец.

Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки):

– соблюдать правильное ударение в словах и фразах;

– соблюдать особенности интонации основных типов предложений;

– распознавать и употреблять в речи, изученные в курсе начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише) и грамматические явления.

Социокультурная компетентность включает основные знания:

– названий стран финно-угорских народов, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных мордовских сказок, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен).

В познавательной сфере:

– умение систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой;

– умение действовать по образцу при порождении собственных устных и письменных высказываний в пределах тематики программы курса «Мокшанский язык»;

– умение пользоваться справочным материалом, двуязычными словарями;

– умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

– представление о эрзянском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

– приобщение к культурным ценностям народа через текст и визуальную информацию


Тематическое   планирование

№п/п

Разделы программы

Количество часов

Из них

Теория

практика

1

Введение

1

1

2

Истоки становления истории мордовского народа.

7

6

1

3

Мордовский костюм – часть духовного богатства своего народа.

7

6

1

4

Фольклор.

7

6

1

5

Культурное наследие мордвы

7

6

1

6

Спортивная жизнь Мордовии

2

2

7

Путешествие по Мордовии.

2

1

1

8

Итоговое повторение

1

1

Всего

34

29

5

Содержание программы.

Введение  - 1ч.

Истоки становления истории мордовского народа.-7ч

Государственные символы Республики Мордовия. История мордовского края. Многовековые традиции и обычаи мордвы. Национально-культурные традиции мордвы. Семейно-бытовые традиции. Верование мордвы. Мордовские божества. Мордовские национальные праздники. Обряды мордвы. Традиционная кухня . 

Мордовский костюм – часть духовного богатства своего народа.-7ч.

Особенности мордовской одежды - важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни  народа, его традиций, эстетического вкуса.

Верхняя  одежда  женщин.

Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и  украшений: панго, черьбулонь  вельтямо, сорока коня, колодка, сюлгам, эрьгть, кедькс, их особенности и композиция.

Верхняя  одежда  мужчин, его типы.

Обувь. Особенности плетения  обуви.

Вышивка. Основные  цвета мордовского орнамента и вышивки: чёрный, красный, жёлтый, зелёный.

Особенности геометрического орнамента. Связь его с древним письмом. Его отличительные особенности, от русского орнамента и вышивки. Узоры головных уборов. Отличительные  особенности мордовской  и русской  вышивки.

           Фольклор-7ч

Мордовские народные песни. Сказания и предания. Мифология мордвы. Устное народное творчество. Мордовская свадьба. Языческая вера мордвы.

Культурное наследие-7ч

Живопись.Известные художники. Скульптура. Степан Эрьзя. Музей Эрьзи. Знаменитые деятели культуры. Адмирал Ушаков-великий полководец. Известные писатели и поэты Мордовии. Михаил Девятаев-легенда. Журнал «Чилисема».

  Спортивная жизнь Мордовии -2ч

Гордость мордовской нации. Знаменитые спортсмены.

Путешествие по Мордовии.- 2ч

Саранск-столица Мордовии.Города и районные центры  республики Мордовия

Итоговый урок.1ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Наименования разделов и тем.

Вид занятий

Кол-

Планируемые результаты освоения материала (предм, метапредм, личностные)

Дата проведения

План

Факт

1

1.Введение

Просмотр фильма о Мордовии

1

Предметные:

-формирование понятия, что такое культура- представление о важнейших элементах материальной культуры мордовского народа;

- умение выделять типы жилищ, особенности постройки двора и хозяйственных построек.

Метапредметные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- способность участвовать в речевом общении.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее-

2.Истоки становления истории мордовского народа.

7

2

История мордовского края. Происхождение и расселение мордовского народа

Беседа

1

3

Многовековые традиции и обычаи мордвы.

Занятие  

ознакомление

1

4

Национально-культурные традиции мордвы.

Комбинированное занятие

1

5

Семейно-бытовые традиции

Комбинированное занятие

1

6

Мордовские национальные праздники

Беседа

1

7

Традиционная  кухня. Проверочная работа

Беседа

1

8

Государственные символы Республики Мордовия.

Беседа

1

3.Мордовский костюм – часть духовного богатства своего народа.

7

Предметные:

- освоение композиции мордовской национальной одежды;

- развивать умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента. освоение композиции мордовской национальной вышивки, орнамента;

- развивать умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки

представление о важнейших составных культуры и спорта спортивной  мордовского народа;

Метапредметные:

- способность извлекать информацию из различных источников;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- применение приобретенных знаний в повседневной жизни;

- сравнивать предметы: находить общее и различия, группировать их.

- - применение приобретенных знаний в повседневной жизни.

- научится играть в национальные подвижные игры

Личностные:

- понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее.-

9

Разнообразие мордовского костюма.

Комбинированное занятие

1

10

Женский национальный костюм.

 Презентация

1

11

Особенности мордовских украшений в национальном костюме.

Беседа

1

12

Особенности мордовской вышивки и цвета. Тест

Презентация

1

13

Разнообразные мордовские украшения.

Комбинированное занятие

1

14

Мужской национальный костюм

Презентация

1

15

Обувь мордвы

Исследование

1

4.Фольклор

7

Предметные результаты:

осознанно воспринимать и понимать фольклорныйтекст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого этикета

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о мордовском национальном характере;

– видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты

национального характера;

Метапредметные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- способность участвовать в речевом общении.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее

16

Возникновение мордовского народного творчества

Комбинированное занятие

1

17

Мордовские песни и песенные традиции.

Прослушивание песен

1

18

Сказания и предания.

Беседа

1

19

 Мифология мордвы

Комбинированное занятие

1

20

Мордовские сказки, загадки.

Комбинированное занятие

1

21

Мордовская свадьба.

Комбинированное занятие

1

22

Языческая вера мордвы. Тест

Беседа

1

 5.Культурное наследие мордвы

7

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности, осознающей и принимающей поликультурность современного многоэтничного общества;

формирование основ для понимания особенностей народной культуры, познания основ мордовской культуры, знакомства с культурами разных народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства Мордови;

Метапредметные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- способность участвовать в речевом общении.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее-

23

Наши земляки

Презентация

1

24

Известные художники Мордовии

Презентация

1

25

Великий скульптор Эрьзя

Презентация

1

26

Адмирал Ушаков-великий полководец

Презентация

1

27

Михаил Девятаев-легенда

Презентация

1

28

Писатели и поэты  Мордовии

Беседа

1

29

Журнал «Чилисема». Контрольная работа.

Комбинированное занятие

1

6.Спортивная жизнь Мордовии

2

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

формирование основ для понимания особенностей народной культуры, познания основ мордовской культуры, знакомства с культурами разных народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства Мордовии;

Метапредметные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- способность участвовать в речевом общении.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к спорту.

30

Гордость мордовской нации. Знаменитые спортсмены

Беседа

1

31

Гордость мордовской нации. Знаменитые спортсмены

Презентация

1

7.Путешествие по Мордовии.

2

Предметные:

-формирование понятия, что такое культура- представление о важнейших элементах материальной культуры мордовского народа;

- умение назватьгорода и центры Моровии.

Метапредметные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему;

- способность участвовать в речевом общении.

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни;

- осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее-

32

Саранск –столица Мордовии

Заочная экскурсия

1

33

Города и районные центры  республики Мордовия.Тест.

Презентация

1

34

8.Итоговое повторение

Повторение

1

Учебно-материальная база

1. Аудиозаписи мордовских народных песен в исполнении «Келу», «Умарина» и других ансамблей, солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.

2. Аудиозаписи мордовских народных песен.

3. Аудиозаписи русских народных песен.

4. Диск «Сказки финно-угорских народов».

Список литературы для учителя:

1. Энциклопедический справочник. Всё о Мордовии. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.

2. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа. Методический сборник. г. Ульяновск: Симбирская книга, 2001г.

3. Ф.В.Сычков. Альбом. Воспоминания. Переписка. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.

4. Традиционные праздники и обычаи. Сборник сценариев. г. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1998г.

5. Мордовский народный костюм. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990г.

6. Очерки мордвы. П.И. Мельников (Андрей Печёрский) г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981г.

7. «Эрзянь мастор» Независимая общественно-политическая газета. Выходит с сентября 1994г. г.Саранск: типография «Красный Октябрь», 1994г.

8. Мордовские народные песни. г. Саранск: Музгиз, 1957г.

9. Ю.Пальтин. Содакай. Азбукась стихсэ. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1997г.

10. Мордва. Историко – культурные очерки. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995г.

11. «Ёвксонь кужо. Эрзянь ёвкст». г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993г.

12. С.Люлякина. Тонеть Мордовия, моран морот (песни). г.Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1990г.

Абрамов, К. Г. Степан Эрьзя: роман / К. Г. Абрамов. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977.

Древняя мордва, или Что нашли археологи: рассказы о древней мордве для мален. читателей / В. Вихляев. – Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 200 с.

Брыжинский А. И., Пашутина О. В., Чернов Е. И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001.

Все о Мордовии. Справочно – энциклопедическое издание / сост.: Е. М. Голубчик, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998.

Мордовский народный костюм: Альбом / сост. и авт. текста Т. П. Прокина, М. И. Сурина. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. – 384 с

Пинясов, Я. М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказки / Я. М. Пинясов. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961.

Самородов, К. Т. Мордовские пословицы и присловья / К. Т. Самородов. – Саранск.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.

М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск, 1998.

Л.В.Седова. Родники народной мудрости. Саранск, 2007.

Искусство мордвы. Москва, 1957.

Журнал «Чилисема»

Журнал «Сятко»

Список литературы для учащихся:

1. Брыжинский В.С. Сиянь рисьминеть — Серебряные цепочки. Саранск, 2002.

2. Вихляев В. Древняя мордва, или что нашли археологи. Саранск, 2007.

3. Журналы «Чилисема»

4. Легенды и предания древней мордвы: собраны Т.Барговой и Л.Седовой. Саранск, 2008.

5. Мифы и герои мордовского народа. Саранск, 2009.

6. Мокшин Н. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.

7. Мордовские народные сказки. Саранск, 2006.

8. Русские народные сказки. Москва, 2010.

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];

www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];

http://easyen.ru [Современный учительский портал];

http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].

сайт Министерства образования и науки Российской Федерации:http://www.mon.gov.ru;

сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения»: http://www.standart.edu.ru;

сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru;

сайт «Учительской газеты»: http://www.ug.ru;

сайт журнала «Современный урок: начальная школа»: http://www.ppoisk.com;

портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru;




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Наше наследие". 4 класс

Программа    «Наше наследие» предназначена  для  организации  внеурочной  деятельности  младших  школьников (духовно - нравственное  напра...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ

Задачи программы:-способствовать расширению кругозора;-развивать мотивацию к познанию и творчеству;-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвр...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наши традиции»

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления для обучающихся 2 класса....

Программа по внеурочной деятельности "Наши эксперименты" для 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности разработана для проведения опытов и экспериментов с использованием комплектов учебно-лабораторного оборудования немецкой фирмы Cornelsen Experimenta....