Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_erzyanskiy_yazzyk.5klass.docx | 62.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Согласована: Утверждена приказом
Зам. директора по УВР: директора школы:
____/Добролюбская Е.А./ ______ /Поляковой В.В./
« »________ ______г. « »__________ _______ г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Наше наследие»
для учащихся 5 класса
Срок реализации 1год
Разработана
Марочкиной Г.Н.
учителем эрзянского языка
первой квалификационной категории.
2017год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» для 5 класса составлена
на основе «Программы по изучению эрзянского языка в 5классе школ с русскоязычным или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся» (четвертый год обучения- 5 класс), авторы составителиО.В.Кочеваткина, Н.А.Кочеваткина.(2013) Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей, преодолении языкового и культурного барьера в ситуации диалога разных культур.
Цель программы:
– привитие любви к языку, природе своего края и страны, умение видеть красоту культурного наследия региона;
– развитие у обучащюихся способности к общению на изучаемом языке в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сферах;
– формирование начальных общих представлений об изучаемом языке, о его взаимодействии с русским языком в качестве государственного языка, представлений о национальной культуре;
– формирование (в доступном объеме) ключевых компетенций (речевой, языковой, социокультурной), обеспечивающих результативность овладения изучаемым языком;
– использование изучаемого языка для решения коммуникативных задач в актуальном для детей младшего школьного возраста сферах общения;
– приобщение к культуре и традициям народа-носителя изучаемого языка;
– развитие творческих способностей обучающегося путем организации образовательной деятельности по изобразительной деятельности, изготовление аппликаций, лепка из соленого теста, пластилина и т.д.
Реализация названных целей требует решения следующих задач:
– комплексное развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма, что способствует формированию речевой компетенции учащихся, с учетом их возможностей и потребностей;
– обеспечение усвоения определенного круга знаний по фонетике, лексике, словообразованию, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности. Овладение первоначальными знаниями обо всех уровнях – основа для формирования языковой компетенции младших школьников;
– формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме на изучаемом языке;
– ознакомление младших школьников (в доступном объеме) с историей, культурой, традициями народа-носителя изучаемого языка, что формирует социокультурную компетенцию – усвоение определенного набора социокультурных знаний;
– воспитание личности ученика, ориентированной на ценности культуры народа-носителя изучаемого языка и общероссийской культуры, осознающей себя жителем своего родного края и России;
– формирование у учащихся стойкой мотивации, позитивного отношения, интереса к изучению государственного языка республики;
– развитие познавательных, интеллектуальных способностей учащихся, их мышления, воображения, что обеспечивает формирование учебно-познавательной компетенции, позволяющей совершенствовать учебную деятельность по овладению изучаемым языком.
Основные принципы реализации программы:
- Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.
- Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
- Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
- Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
- Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется этнокультурному образованию, которое способствует формированию у учащихся любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственными ценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей вплетённой в общую для всех россиян историей, особенностями жизнедеятельности. Это многоцветье, многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы живём, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе. Таким образом, в процессе образования необходимо формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности. Школьный возраст – благоприятная пора для формирования нравственных качеств личности, приобщения ребёнка к ценностям национальной культуры, воспитания терпимости, понимания, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Внеурочная деятельность может способствовать формированию этнокультурной компетентности. В школе с русским или смешанным контингентом детей большим потенциалом формирования этнокультурной компетентности обладают занятия по изучению мордовской культуры. Для учащихся, родители которых носители других культур — русской, татарской, чувашской и других, позволит приобщиться к языку, культуре мордовского народа, сравнить свою культуру с мордовской, понять и принять различия и сходные черты культур своего и других народов. Таким образом, на занятиях по мордовской культуре будет происходить приобщение к культуре различных народов, понимание, осознание языковых особенностей, системы ценностей, норм, традиций.
Программа реализует духовно-нравственное воспитание. В основу данного курса положен исторический принцип освещения этнической культуры, анализ её состояния с точки зрения прошлого опыта, его уроков и т.д.
Программа предполагает ознакомление школьников с мордовским (мокшанским или эрзянским) языком в совокупности с культурой, ценностями, традициями. Учащиеся познакомятся с жизненными устоями мордовского народа, фольклором, литературными произведениями мордовских писателей, родным краем, его животным и растительным миром, особенностями ландшафта, отношением коренных жителей к природным богатствам Родины. Декоративно-прикладное искусство, рассматриваемое на занятиях мордовской культуры, будет способствовать приобщению младших школьников к искусству, ремеслу, традициям народа, многообразиям национальных костюмов, узоров национальной вышивки.
На занятиях по мордовской культуре дети имеют возможность не только познакомиться с особенностями различных народов, но и понять желания других народов и из чего складывались ценностные установки, стремления людей.
Таким образом, исходя из понимания компетентности как способа существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации и нахождения ребёнком своего места в жизни, этнокультурное образование, основанное на духовно-нравственных традициях народа, направлено на формирование личности, овладевшей материальной и духовной культурой своего народа, его нравственно-этическими ценностями, традициями; знающей историю и культуру, уважающей традиции и уклад жизни, принимающей взгляды, философию, традиции, ценности, искусство других народов. В основе компетентностного подхода к содержанию и организации образовательного процесса в рамках этнокультурного образования лежит идея: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.
Формы проведения занятий:
– экскурсии;
– беседа, дискуссия;
– игры, викторины;
– проектная и исследовательская деятельность;
– использование ИКТ;
– создание презентаций;
– посещение музея;
– оформление выставок;
– просмотр видеороликов, документальных и художественных фильмов;
– практические занятия;
– творческие мастерские.
Место предмета в учебном плане.
Программа внеурочной образовательной деятельности «Наше наследие» МБОУ «Тургеневская СОШ» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), согласно плана внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- виды фольклорных жанров;
- названия обрядовых праздников;
-отличительные особенности русского, мордовских (мокшанского, эрзянского, шокшанского), татарского национальных костюмов;
- названия народных инструментов;
- различные виды народных промыслов мордвы.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;
- исполнять народные (русские, мордовские) песни;
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;
- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;
- исполнять на ложках несложные мелодии.
Планируемые результаты.
Курс внеурочной образовательной деятельности «Наше наследие» обеспечивает обучающемуся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты, которые выражаются в сформированности:
– чувства гордости за свой народ, свой регион, свою страну;
– целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
– основ гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности;
– уважительного отношения к истории и культуре других народов;
– мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и учебные результаты;
– эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
– умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
– общего представления о мире как многоязычном и поликультурном сообществе и о языке, в том числе мокшанском/эрзянском, как средстве общения между людьми;
– осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми он может встретиться в повседневной жизни.
Метапредметные результаты, связанные с:
– овладением начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умений планировать, контролировать и оценивать учебные и речевые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– развитием речевых, интеллектуальных и творческих способностей школьника;
– формированием общего и лингвистического кругозора младших школьников;
– развитием речевой культуры школьников и культуры общения, а также целенаправленным приобщением учащихся к различным учебным техникам, т. е. развитием общеучебных и специальных умений, обеспечивающих эффективное овладение иноязычным общением.
Предметные результаты
Речевая компетенция
Говорение:
– в условиях непосредственного общения в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения вести элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос и диалог-побуждение, соблюдая элементарные нормы речевого этикета мокшанского языка;
– строить небольшие устные монологические высказывания, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания и пользуясь основными коммуникативными типами речи (описанием, сообщением, рассказом, характеристикой);
аудирование:
ученик научится:
– понимать содержание учебных, а также небольших аудиотекстов, содержащих изученный языковой материал и соответствующих уровню развития детей и их интересам;
– при непосредственном общении понимать просьбы и указания учителя и одноклассников, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке, и вербально/невербально реагировать на них;
чтение:
ученик научится:
– выразительно читать вслух простые и небольшие по объему тексты, построенные преимущественно на знакомом языковом материале;
- читать про себя с пониманием основного содержания короткие простые тексты, имеющие ясную логическую структуру и соответствующие интересам и уровню подготовки учащихся;
– читать про себя с извлечением полной информации из текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале;
письмо:
ученик научится:
– писать короткое личное письмо или поздравление с праздником с опорой на образец.
Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки):
– соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
– соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
– распознавать и употреблять в речи, изученные в курсе начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, оценочную лексику, речевые клише) и грамматические явления.
Социокультурная компетентность включает основные знания:
– названий стран финно-угорских народов, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных мордовских сказок, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен).
В познавательной сфере:
– умение систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой;
– умение действовать по образцу при порождении собственных устных и письменных высказываний в пределах тематики программы курса «Мокшанский язык»;
– умение пользоваться справочным материалом, двуязычными словарями;
– умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
– представление о эрзянском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
– приобщение к культурным ценностям народа через текст и визуальную информацию
Тематическое планирование
№п/п | Разделы программы | Количество часов | Из них | |
Теория | практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Истоки становления истории мордовского народа. | 7 | 6 | 1 |
3 | Мордовский костюм – часть духовного богатства своего народа. | 7 | 6 | 1 |
4 | Фольклор. | 7 | 6 | 1 |
5 | Культурное наследие мордвы | 7 | 6 | 1 |
6 | Спортивная жизнь Мордовии | 2 | 2 | |
7 | Путешествие по Мордовии. | 2 | 1 | 1 |
8 | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 29 | 5 |
Содержание программы.
Введение - 1ч.
Истоки становления истории мордовского народа.-7ч
Государственные символы Республики Мордовия. История мордовского края. Многовековые традиции и обычаи мордвы. Национально-культурные традиции мордвы. Семейно-бытовые традиции. Верование мордвы. Мордовские божества. Мордовские национальные праздники. Обряды мордвы. Традиционная кухня .
Мордовский костюм – часть духовного богатства своего народа.-7ч.
Особенности мордовской одежды - важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса.
Верхняя одежда женщин.
Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и украшений: панго, черьбулонь вельтямо, сорока коня, колодка, сюлгам, эрьгть, кедькс, их особенности и композиция.
Верхняя одежда мужчин, его типы.
Обувь. Особенности плетения обуви.
Вышивка. Основные цвета мордовского орнамента и вышивки: чёрный, красный, жёлтый, зелёный.
Особенности геометрического орнамента. Связь его с древним письмом. Его отличительные особенности, от русского орнамента и вышивки. Узоры головных уборов. Отличительные особенности мордовской и русской вышивки.
Фольклор-7ч
Мордовские народные песни. Сказания и предания. Мифология мордвы. Устное народное творчество. Мордовская свадьба. Языческая вера мордвы.
Культурное наследие-7ч
Живопись.Известные художники. Скульптура. Степан Эрьзя. Музей Эрьзи. Знаменитые деятели культуры. Адмирал Ушаков-великий полководец. Известные писатели и поэты Мордовии. Михаил Девятаев-легенда. Журнал «Чилисема».
Спортивная жизнь Мордовии -2ч
Гордость мордовской нации. Знаменитые спортсмены.
Путешествие по Мордовии.- 2ч
Саранск-столица Мордовии.Города и районные центры республики Мордовия
Итоговый урок.1ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименования разделов и тем. | Вид занятий | Кол- | Планируемые результаты освоения материала (предм, метапредм, личностные) | Дата проведения | ||||
План | Факт | ||||||||
1 | 1.Введение | Просмотр фильма о Мордовии | 1 | Предметные: -формирование понятия, что такое культура- представление о важнейших элементах материальной культуры мордовского народа; - умение выделять типы жилищ, особенности постройки двора и хозяйственных построек. Метапредметные: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; - способность участвовать в речевом общении. Личностные: - принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни; - осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее- | |||||
2.Истоки становления истории мордовского народа. | 7 | ||||||||
2 | История мордовского края. Происхождение и расселение мордовского народа | Беседа | 1 | ||||||
3 | Многовековые традиции и обычаи мордвы. | Занятие ознакомление | 1 | ||||||
4 | Национально-культурные традиции мордвы. | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
5 | Семейно-бытовые традиции | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
6 | Мордовские национальные праздники | Беседа | 1 | ||||||
7 | Традиционная кухня. Проверочная работа | Беседа | 1 | ||||||
8 | Государственные символы Республики Мордовия. | Беседа | 1 | ||||||
3.Мордовский костюм – часть духовного богатства своего народа. | 7 | Предметные: - освоение композиции мордовской национальной одежды; - развивать умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента. освоение композиции мордовской национальной вышивки, орнамента; - развивать умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки представление о важнейших составных культуры и спорта спортивной мордовского народа; Метапредметные: - способность извлекать информацию из различных источников; - овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; - применение приобретенных знаний в повседневной жизни; - сравнивать предметы: находить общее и различия, группировать их. - - применение приобретенных знаний в повседневной жизни. - научится играть в национальные подвижные игры Личностные: - понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни; - осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее.- | |||||||
9 | Разнообразие мордовского костюма. | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
10 | Женский национальный костюм. | Презентация | 1 | ||||||
11 | Особенности мордовских украшений в национальном костюме. | Беседа | 1 | ||||||
12 | Особенности мордовской вышивки и цвета. Тест | Презентация | 1 | ||||||
13 | Разнообразные мордовские украшения. | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
14 | Мужской национальный костюм | Презентация | 1 | ||||||
15 | Обувь мордвы | Исследование | 1 | ||||||
4.Фольклор | 7 | Предметные результаты: осознанно воспринимать и понимать фольклорныйтекст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого этикета – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о мордовском национальном характере; – видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; – выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; – сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; Метапредметные: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; - способность участвовать в речевом общении. Личностные: - принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни; - осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее | |||||||
16 | Возникновение мордовского народного творчества | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
17 | Мордовские песни и песенные традиции. | Прослушивание песен | 1 | ||||||
18 | Сказания и предания. | Беседа | 1 | ||||||
19 | Мифология мордвы | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
20 | Мордовские сказки, загадки. | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
21 | Мордовская свадьба. | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
22 | Языческая вера мордвы. Тест | Беседа | 1 | ||||||
5.Культурное наследие мордвы | 7 | Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности, осознающей и принимающей поликультурность современного многоэтничного общества; формирование основ для понимания особенностей народной культуры, познания основ мордовской культуры, знакомства с культурами разных народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства Мордови; Метапредметные: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; - способность участвовать в речевом общении. Личностные: - принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни; - осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее- | |||||||
23 | Наши земляки | Презентация | 1 | ||||||
24 | Известные художники Мордовии | Презентация | 1 | ||||||
25 | Великий скульптор Эрьзя | Презентация | 1 | ||||||
26 | Адмирал Ушаков-великий полководец | Презентация | 1 | ||||||
27 | Михаил Девятаев-легенда | Презентация | 1 | ||||||
28 | Писатели и поэты Мордовии | Беседа | 1 | ||||||
29 | Журнал «Чилисема». Контрольная работа. | Комбинированное занятие | 1 | ||||||
6.Спортивная жизнь Мордовии | 2 | Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; формирование основ для понимания особенностей народной культуры, познания основ мордовской культуры, знакомства с культурами разных народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства Мордовии; Метапредметные: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; - способность участвовать в речевом общении. Личностные: - принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни; - осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к спорту. | |||||||
30 | Гордость мордовской нации. Знаменитые спортсмены | Беседа | 1 | ||||||
31 | Гордость мордовской нации. Знаменитые спортсмены | Презентация | 1 | ||||||
7.Путешествие по Мордовии. | 2 | Предметные: -формирование понятия, что такое культура- представление о важнейших элементах материальной культуры мордовского народа; - умение назватьгорода и центры Моровии. Метапредметные: - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу; овладение приемами отбора и систематизации материала на данную тему; - способность участвовать в речевом общении. Личностные: - принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности. понимание мордовской культуры как одной из основных ценностей мордовского народа, её значении в дальнейшем обучении и всей жизни; - осознание эстетической ценности мордовской культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее- | |||||||
32 | Саранск –столица Мордовии | Заочная экскурсия | 1 | ||||||
33 | Города и районные центры республики Мордовия.Тест. | Презентация | 1 | ||||||
34 | 8.Итоговое повторение | Повторение | 1 |
Учебно-материальная база
1. Аудиозаписи мордовских народных песен в исполнении «Келу», «Умарина» и других ансамблей, солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.
2. Аудиозаписи мордовских народных песен.
3. Аудиозаписи русских народных песен.
4. Диск «Сказки финно-угорских народов».
Список литературы для учителя:
1. Энциклопедический справочник. Всё о Мордовии. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.
2. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа. Методический сборник. г. Ульяновск: Симбирская книга, 2001г.
3. Ф.В.Сычков. Альбом. Воспоминания. Переписка. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998г.
4. Традиционные праздники и обычаи. Сборник сценариев. г. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1998г.
5. Мордовский народный костюм. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990г.
6. Очерки мордвы. П.И. Мельников (Андрей Печёрский) г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1981г.
7. «Эрзянь мастор» Независимая общественно-политическая газета. Выходит с сентября 1994г. г.Саранск: типография «Красный Октябрь», 1994г.
8. Мордовские народные песни. г. Саранск: Музгиз, 1957г.
9. Ю.Пальтин. Содакай. Азбукась стихсэ. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1997г.
10. Мордва. Историко – культурные очерки. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995г.
11. «Ёвксонь кужо. Эрзянь ёвкст». г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1993г.
12. С.Люлякина. Тонеть Мордовия, моран морот (песни). г.Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1990г.
Абрамов, К. Г. Степан Эрьзя: роман / К. Г. Абрамов. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977.
Древняя мордва, или Что нашли археологи: рассказы о древней мордве для мален. читателей / В. Вихляев. – Саранск : Изд. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007. – 200 с.
Брыжинский А. И., Пашутина О. В., Чернов Е. И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001.
Все о Мордовии. Справочно – энциклопедическое издание / сост.: Е. М. Голубчик, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998.
Мордовский народный костюм: Альбом / сост. и авт. текста Т. П. Прокина, М. И. Сурина. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. – 384 с
Пинясов, Я. М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказки / Я. М. Пинясов. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961.
Самородов, К. Т. Мордовские пословицы и присловья / К. Т. Самородов. – Саранск.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.
М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск, 1998.
Л.В.Седова. Родники народной мудрости. Саранск, 2007.
Искусство мордвы. Москва, 1957.
Журнал «Чилисема»
Журнал «Сятко»
Список литературы для учащихся:
1. Брыжинский В.С. Сиянь рисьминеть — Серебряные цепочки. Саранск, 2002.
2. Вихляев В. Древняя мордва, или что нашли археологи. Саранск, 2007.
3. Журналы «Чилисема»
4. Легенды и предания древней мордвы: собраны Т.Барговой и Л.Седовой. Саранск, 2008.
5. Мифы и герои мордовского народа. Саранск, 2009.
6. Мокшин Н. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.
7. Мордовские народные сказки. Саранск, 2006.
8. Русские народные сказки. Москва, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].
сайт Министерства образования и науки Российской Федерации:http://www.mon.gov.ru;
сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения»: http://www.standart.edu.ru;
сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru;
сайт «Учительской газеты»: http://www.ug.ru;
сайт журнала «Современный урок: начальная школа»: http://www.ppoisk.com;
портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Наша Родина - Россия (1 класс)
Программа внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Наше наследие". 4 класс
Программа «Наше наследие» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников (духовно - нравственное напра...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Задачи программы:-способствовать расширению кругозора;-развивать мотивацию к познанию и творчеству;-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвр...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наши традиции»
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления для обучающихся 2 класса....
Программа по внеурочной деятельности "Наши эксперименты" для 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности разработана для проведения опытов и экспериментов с использованием комплектов учебно-лабораторного оборудования немецкой фирмы Cornelsen Experimenta....