Квест - игра "Права и Я"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Квест – игра «Права и Я»
Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди воспитанников Центра через повышение уровня правовой культуры.
Задачи:
- Формирование ответственного и законопослушного поведения
- Способствовать становлению и укреплению отрицательного отношения к противоправным поступкам
- Пропаганда здорового образа жизни
- Повышение уровня правовой грамотности
Ход занятия
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.
И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру. Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
В начале занятия детям выдают маршрутный лист.
1 Станция. «Путь в школу»
Ситуация, «Вы вышли из дома, чтобы пойти в школу. По дороге к остановке транспорта вы увидели кем-то оставленный яркий красивый пакет. В котором лежало что-то неизвестное. Вот он! Ведущий активно убеждает засунуть руку, достать содержимое пакета. Подводится итог упражнения: как происходит выбор в нашей жизни. Задается вопрос: «Чем опасен необдуманный выбор?».
Задание «Я - Гражданин»
Предлагаю ответить на вопросы:
1. В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)
2. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).
3. В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утере паспорта и при смене фамилии)
4. В каких ситуация людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, при получении денег в сберкассе, подаче заявления в загс).
5. Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт или его украли?
6. Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)
7. Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище цвета с низу вверх: красный, синий, белый)
8. Что изображено на гербе нашей страны? (двуглавый орел)
9. Какой город является столицей России? (Москва)
2 Станция. «Я в обществе»
Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.
Существует 4 вида юридической ответственности:
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь, разбитое стекло).
Сейчас я буду зачитывать вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:
- Порвал учебник одноклассника (Гражданская)
- Избил одноклассника (Уголовная)
- Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)
- Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)
- Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)
- Разбил мячом окно. (Гражданская)
- Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)
- Компания подростков на улице в нетрезвом виде (Административная)
- Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)
- Обзывал, оскорблял другого ученика (Административная)
- Пришел в школу без школьной формы и учебных принадлежностей (Дисциплинарная)
- В магазине не рассчитался за покупку и вышел. (Уголовная)
3 Станция. «В школе»
Беседа
Ребята, что общего между проступком, правонарушением, преступлением?
Да, все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов.
Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Да – нет? Почему?
Конечно, нет. Проступок и преступление не одно и тоже. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.
Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
- Ребята, а кто же несет ответственность за ваши действия, если вам нет 16-ти лет? (родители.)
- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение? (предупреждение, штраф, постановка на учет в полицию)
- А могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму (нет)
Преступление – это нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
- Во сколько лет наступает уголовная ответственность? (Правильно, с 14-ти лет. За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) суд может лишить подростка свободы и направить его в воспитательно-трудовую колонию для несовершеннолетних преступников или приговорить к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений).
Задание. «Определить проступок, правонарушение или преступление». Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1. Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе.
Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?
Ни чего противозаконного Дима не совершил, но он нарушил Устав школы, т.к. не посещал уроков в школе. Т.е совершил проступок. За такой проступок к ученику могут применены меры дисциплинарного наказания: выговор, вызов родителей к директору.
Ситуация 2. Два старшеклассника поджидали детей за территорией школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться.
Как можно классифицировать действия старшеклассников: как проступок, правонарушение или преступление?
Действия данных учеников противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Ситуация 3. Старшеклассники в выходной день гуляя по улице зашли в магазин и купили пива. В аллее ребята распили пиво.
Как можно расценить их поведение?
Данные действия квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
Задание. Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.
Уважать учителей (обязанность)
Бесплатное образование (права)
Удобное рабочее место (права)
Отдыхать во время перемен (права)
Охрана здоровья (права)
Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)
Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)
Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).
Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)
4 Станция. «В парке»
Задание «Происшествие в парке»
Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.
Слова на следах:
всем по 16 лет (2)
в парке (4)
пили пиво на скамейке (6)
пошли гулять (3)
день рождения Вани (5)
друзья (1)
подошли сотрудники полиции (9)
ругались нецензурной бранью (8)
мальчики шумели (7)
Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.
Вопросы: Накажут ли друзей? Объясните за какие правонарушения.
Ситуация
На пути следования по парку Вам встречается мужчина, который злоупотребляет спиртными напитками. Задача участников – убедить его отказаться от вредной привычки и следовать вместе с ними. Смоделировать ситуацию принуждения: мужчина предлагает присоединиться к нему. Участники аргументируют отказ и всё-таки убеждают его спасать свою жизнь.
5 Станция. «С друзьями»
Ситуация. По пути вы увидели заброшенное здание. Вы можете сделать выбор: заходить туда или нет. Идет обсуждение между участниками. Можно помогать участникам «вредными» советами: «Так интересно, что же там», «Я бы на вашем месте не рискнула туда заходить» и т.д.
Время на обсуждение одна минута.
Участники аргументированно объясняют своё решение войти или не входить.
Упражнение «Кукла-марионетка»
Цель: определить, почувствовать ощущение несвободы, когда кто-то управляет тобой.
Участники разбиваются по три человека, в одной группе может быть и четыре. Задание: два участника играют роль кукловода, а один в роли марионетки. Марионетка не должна сопротивляться действиям кукловодов. Каждый участник должен побывать в роли марионетки.
После прохождения пункта участникам предлагается ответить на вопросы:
Что вы чувствовали в роли куклы?
Комфортно ли вам было?
Хотелось ли что-то исправить в действиях кукловода, сделать по-своему?
Рефлексия/подведение итогов:
Участники садятся в круг для подведения итогов и обсуждения вопросов:
Что нового узнали?
От кого зависит выбор человека?
Почему необходимо с осторожностью делать выбор в жизни?
Каждая команда высказывает свое мнение, что понравилось, для чего был проделан этот сложный путь.
1 Станция
«Путь в школу»
2 Станция
«Я в обществе»
3 Станция
«В школе»
4 Станция
«В парке»
5 Станция
«С друзьями»
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Административная ответственность -
применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения (испорченная вещь, разбитое стекло).
Проступок – это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веб-квест "Приключения в трех королевствах"
Эта работа соединяет несколько Интернет – технологий: веб-квест, образовательный блог. Занятие проводится дистанционно, совершенствует навыки работы с компьютерными программами. Данный веб-квест – это...
Веб-квест "Литературная сказка"
Веб-квест "Литературная сказка" По образовательной программе «Школа 2100» в 4 классе дети вместе с героями учебника «В океане света» отправляются в путешествие в усадьбу Аксак...
Квест "Триединство"
Данный сценарий игры предназначен для учащихся начальных классов, позволяет формировать этнокультурную компетентность учащихся....
Квест "В поисках Деда Мороза"
Сценарий игры, проводимой на праздник Новый Год.Форма: квест.Возраст участников: младший школьный....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается идея использования квест-технологий....
Квест "День гимназии"
Квест, который включает 5 основных станций. Школьное мероприятие для учащихся младших классов....
Квест средняя группа "Квест по дороге сказок"
quot;По дороге сказок"...