ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Барсукова Карина Рафиковна

В статье раскрывается идея использования квест-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sattarova_kr_statya_mrio_saransk.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

САТТАРОВА К. Р.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ[1] 

Этническое возрождение сегодня рассматривается как одна из основных черт развития человечества в новом тысячелетии. В связи с этим в качестве приоритетной установки реформирования российского образования обозначена стратегия поли- и этнокультурной направленности, где важным является развитие и социализация личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях многонациональной мировой цивилизации, формирование этнокультурной компетентности личности.

В современных исследованиях этнокультурная компетентность рассматривается как:

- степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия (В. Г. Крысько) [3];

- свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию (Т. В. Поштарева) [4];

- умение ориентироваться и адекватно вести себя в ситуациях межкультурного общения (Г. С. Голошумова) [2];

- предполагает принятие  этнокультурных различий, понимание и уважение других, их взглядов и ценностей, готовность и способность жить в полиэтническом обществе (Л. В. Розмыслова) [5].

Формирование этнокультурной компетентности школьников на каждой возрастной ступени развития выступает как закономерный переходный этап, необходимый для продвижения личности к общечеловеческой культуре. Активные процессы социализации, начинающиеся с определением ребенка в школу, также активно включают и механизмы приобщения к этнокультурным ценностям. Дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности. Поэтому младший школьный возраст следует рассматривать как начальный этап формирования этнокультурной компетентности личности.

В процессе формирования этнокультурной компетентности младших школьников особое значение имеет правильный выбор образовательной технологии. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма, в данном случае этнокультурная образовательная парадигма. Образовательные технологии позволяют моделировать процесс этнокультурного образования, определять оптимальные формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности учащихся.

В образовательном процессе начальной школы применяется широкий спектр технологий. Особым преимуществом пользуется игровые технологии и технология проблемного обучения. Так, в процессе этнокультурного образования младших школьников встречи учащихся с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами дети берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием межкультурный диалог по каким-либо проблемам. Следующим условием формирования этнокультурной компетентности у младших школьников   является проблематизация отношения школьников к представителям иных культур. Проблематизация – искусственно создаваемая проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в отношении к иным культурам, позволяющая обнаружить и преодолеть собственные стереотипы, предрассудки. Сочетание игровых сюжетов и решение проблемных ситуаций мы находим в реализации квест-технологий.

Квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры [1]. Квест-технология предполагает поиск решения, разгадку тайны. Весь сюжет игры данного вида изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение логической головоломки. Участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса. Все принимает характер открытий требует поиска и осмысливания материала. В контексте этнокультурного образования квест-технологии позволяют изучать объекты этнокультурного наследия, организовывать интерактивные экскурсии, работать с краеведческим материалом.

Республика Мордовия является полиэтническим регионом, но основными этническими группами, проживающими на ее территории являются русские, мордва и татары. С учетом этого, нами был разработан квест «Триединство», цель которого заключается в формировании у младших школьников этнокультурной компетентности, посредством приобщения учащихся к культуре своего и других народов, проживающих на территории Мордовии. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач: формировать интерес к культуре основных этнических групп, проживающих на территории республики, формировать этническое самосознание учащихся, воспитывать толерантность, уважения к  своему и другим народам, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

Сюжет квеста основывается на том, что школьники помогают страннику, собирающему кулинарные рецепты по всему миру. Выполняя предложенные задания, участники квеста понимают, что помощь нужна не только их новому знакомому, но и всей деревне, в которой развивается действие. Школьники проходят по «станциям»: «Кухня», «Мельница», «Танцевальный двор», «Песенный двор», «Врата мудрости», «Ткацкая мастерская». За выполненное задание на каждой станции выдаются артефакты, без которых в дальнейшем невозможно прохождение квеста. У участников появляется возможность проявить себя в интеллектуальном плане, при решении проблемных задач, отвечая на вопросы, касающиеся знания культуры, традиций народов, а также работая с устным народным творчеством этносов нашей республики; проявить творческие способности – в танцах, пении.

Таким образом, применение на практике квест-технологий позволяет нам добиваться результативности в процессе формировании этнокультурной компетентности младших школьников и при этом разнообразить их деятельность игровыми приемами. Использование квест-технологий в процессе этнокультурного образования младших школьников способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности, творческих способностей, увлекает и ненавязчиво заинтересовывает детей.

Литература

  1. Быховский Я. С. Что такое образовательный квест? // http://school-sector.relarn.ru
  2. Голошумова Г. С. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях сельской школы // http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/10.htm
  3. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь / под. ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный словарь, 1999. – 343 с.
  4. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности  //Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 35–42.
  5. Розмыслова Л. В. Создание поликультурной среды в общеобразовательном учреждении // http://www.school27spb.ru/PDF/rozm02.pdf


[1] Работа проведена в рамках Программы стратегического развития МордГПИ, Мероприятия 2.6 "Развитие и совершенствование инфраструктуры инновационной научно-образовательной деятельности Института", проекта 2.6.8 "Развитие научно-исследовательской лаборатории «Этнокультурная подготовка студентов педвуза»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Использование квест-технологий в воспитании"

Пособие раскрывает понятие "квест" и рассказывает как организовать и провести данное мероприятие....

Использование квест-технологии в изучении краеведения

Данная статья знакомит с формой обучения - квест-игра для младших школьников в изучении и знакомстве с достопримечательностями и историей Красносельского района Санкт-Петербурга....

Выступление на методическом объединении "Использование квест-технологий в образовательном процессе"

Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включен в творческую дечтельность, ситуацию поиска решения социально-значимых проблем. О...

Использование КВЕСТ - технологии в начальной школе

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований.  Одним из главных считается то, чтобы  ученик был включен  в активную познавательную деятельность. А что может...

Педагогический опыт по теме: Использование квест-технологий на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования обучающихся

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при  выборе  эффективных форм  взаимодействия   с детьми,  я отталкиваюсь в первую очередь...