Квест "Триединство"
методическая разработка по теме

Барсукова Карина Рафиковна

Данный сценарий игры предназначен для учащихся начальных классов, позволяет формировать этнокультурную компетентность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_triedinstvo.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

КВЕСТ

«ТРИЕДИНСТВО»

(рабочее название)

Логическая цепочка:

ткачи          старцы               песенный двор                танцевальный двор

 мельница          кухня

Герои:

- кулинар-путешественник;

- повара (представители 3 национальностей);

- мельник;

- танцоры (представители 3 национальностей);

- певцы (представители 3 национальностей);

- старцы (представители 3 национальностей);

- ткачи (представители 3 национальностей).

Оборудование:

- мука;

- баранки, блины и пэрэмечи;

- рецепты блюд;

- 3 полотенца (Каждое с разным орнаментом – мордовским, русским и татарским);

- свитки с легендами и мифами.

Кулинар-путешественник: Здравствуйте, ребята! Как я рад встретить вас! Ведь я много путешествую и собираю кулинарные рецепты разных народов практически всю жизнь. Вот дошел и до Мордовского края. Очень хочу попробовать блюда и записать рецепты национальной кухни народов вашей малой родины. Прошу вас о помощи. Помогите мне. Я не справлюсь – давно в пути и очень устал, буквально валюсь с ног… У меня есть маршрут, который я вам передаю – найдите, пожалуйста, эти блюда и их рецепты!

Раздаются маршрутные листы

«Кухня»

Встречают повара (представители 3 этносов)

- Шумбрачи!

- Эсеньмэ сэсь!

- Здравствуйте!

- Как здорово, что вы пришли! Давно никто не заходил к нам…

- Мы даже ничего вкусненького не подготовили… Не ждали, что кто-нибудь к нам заглянет на огонек…

- (обращаясь к своим друзьям) Да даже, если бы мы и знали о визите столь дорогих гостей – не смогли бы ничего приготовить… Главного ингридиента для наших национальных блюд и нет… И достать невозможно…

- Эх… Если бы только от нас все зависело…

- Дааа… Такая неразбериха кругом… У всех свои проблемы… Никто не танцует, не поет. Певцы жалуются на то, что у них вдохновения нет.

- Мифы им нужны для творчества! Они и воодушевят их! Да вот старцев, которые могли бы помочь сначала нужно задобрить подарком. Вот так вот все запутано…

- С радостью бы угостили вас и помогли бы, но не можем…

- До новых встреч, друзья!

«Мельница»

(Сидит задумчивый старый мельник)

- Здравствуйте-здравствуйте, ребятки! Ух, как я давно никого не видел! Совсем заскучал тут один. Оттого ничего и не хочется делать. Другое дело раньше… Дело в руках горело! Всегда людей много было. Поработали, а вечером – песни, пляски!.. Да какие! Каждый народ свою изюминку привносит! А утром снова за работу, отдохнувшие, с бодрым настроением. А сейчас и некому порадовать старика… Ничего не хочется делать… Слышал и у ткачей та же самая история. Скучают сильно – переживают, что никто традиций не знает и не чтит тем самым память наших предков. Кто не придет к ним – допрос сразу устраивают, если видят «Ивана, непомнящего своего родства» и разговаривать с ним не станут. И я согласен с ними. Русские, мордва, татары – только вместе сила. И традиции должны знать не только своего, но и содружественных народов. Ой! Что-то зарассуждался я совсем… Не буду тратить ваше время. Бегите дальше. Надеюсь, еще встретимся.

«Танцевальный двор»

(Представители 3 этносов пытаются танцевать, но ничего не выходит из-за отсутствия музыкального сопровождения. Говорят между собой).

- Да говорю же нет танца без песни!

- Действительно, совсем ничего не выходит. Нашим предкам было проще – они песни знали и под них танцевали.

- Да что ж за люди такие! Не могут ничего сочинить! Не получается, видишь ли! Вдохновения нет…

(обращая внимание на ребят)

- Да у нас гости! Здравствуйте!

- Эсэньме сэсь!

- Шумбратада, ялгат!

- Повеселиться, небось, пришли, потанцевать? А вот не получится.

- Мы сколько не пытались – не выходит без песни. Под счет неинтересно, скучно.

- Сами погибаем без музыки.

- Ребят, выручите нас. Ведь танец для нас – это жизнь, ну, какой танец без сопровождения?

- Может, и мы вам чем пригодимся. Ну, ступайте.

«Песенный двор»

(На завалинке сидят трое – представители мордовского, русского и татарского народов. Скучают, вздыхают).

- (расстроено) Здравствуйте.

- Какие вы все активные, веселые, сколько задора в вас.

- И предки нашит такими были когда-то. Собирались у мельницы, пели песни, танцевали. А сейчас что?

- Не хочется петь, не хочется сочинять. Не хватает вдохновения.

- А мы люди творческие, просто так петь не получится.

- Нужен порыв, душа должна быть открыта. А танцевальный двор требует от нас.

- Никак не поймут, что не можем мы… Не выходит и всё тут…

- Песня – это душа. Душу питать нужно. Искусства требует она.

- Вот чтобы пироги испечь – мука нужна, а чтобы песни петь – нужны, ну, сказы, былины, к примеру.

- Задерживаем вас, наверно?

- Бегите дальше, мы так долго можем рассуждать.

«Старцы»

- Здравствуйте!

- Давно к нам никто не заходил, давно стариков ничем не радовал.

- Ни добрыми вестями, ни подарком.

- А мы страх как подарки любим! Но только те, которые своими руками сделаны.

- В них душа вложена.

- Не ценят нынче люди ни духовности, ни национальных традиций.

- Вот танец, например, это же выражение эмоций, настроений, отражение своей истории.

- А какие могут быть танцы, если они та в танцевальном дворе – сидят чернее тучи и ругаются.

- В общем, обиделись мы на всех. Раз никому неважно и неинтересно чтить свои национальные традиции, тогда и мы не будем ничего передавать.

- А вы, ребята, тоже, наверно, не интересуетесь историей народов Мордовии?

- А ведь это так важно…

- Ну, бегите.

- Не смеем вас задерживать.

«Ткачи»

- Добрый день!

- Чего вы хотели?

- Только говорите быстрее – у нас много работы.

- Мы, пожалуй, единственные, кто продолжает чтить традиции наших народов.

- Единственные, кто хранит память о своей истории.

- Хотя… Еще старцы стараются. Хранят свитки с древними легендами и мифами. Вот только…

- Только обижены они. Задобрить бы их надо.

- Нужно что-то такое сделать, чего они давно ждут.

- Тогда, может, и решатся все наши проблемы.

- Может, вы сможете что-то исправить?

- (обращаясь к говорящему) Чтобы что-то исправлять, они и сами должны хорошо знать свою историю, традиции.

- Согласен… Большой вопрос – смогут ли ребята выручить.

- Друзья мои, мы так долго будем рассуждать. Пусть ребята решают сами. Ступайте. И сами сделайте свой выбор.

«Ткачи» (2 раз)

- Все-таки решили во всем разобраться? Ну что ж … это похвально. Чего именно от нас вы хотите? (Подарок для старцев – полотенца).

- Мы могли бы вам помочь … но вот только хотим проверить вас – действительно, ли вы сможете.

- Ответьте на несколько наших вопросов.

1) Какие народы проживают на территории Мордовского края?

2) Какие национальные черты характера каждого из народов вы сможете назвать?

3) Назовите по одной народной традиции у мордвы, татар и русских.

4) Определите по картинкам, к культуре какого народа принадлежит каждый из костюмов.

- Достаточно. Вы показали очень хорошие знания.

- За это мы даем вам полотенца.

- Очень надеемся, что ваш подарок очень понравится старцам.

- Удачи! До свидания!

«Старцы» (2 раз)

- Ой! Что это? Это нам?

- Спасибо!

- Как приятно!

- Может, мы можем и для вас что-нибудь сделать?

- Вы хотите получить древние мифы и легенды трех народов?

- Мы отдадим при одном условии. Назовите героев народных мифов и легенд.

- Получайте эти свитки. Берегите их. Они понадобятся нашим потомкам.

- Счастливого пути!

«Песенный двор» (2 раз)

- Вы принесли мифы и легенды!

- Давайте почитаем!

(Чтение мифов и легенд)

- Теперь и душа поет!

(Разучивание отрывков русской, татарской и мордовской песен)

- Друзья! Мы с вами прекрасно провели время, жаль с вами прощаться, но мы знаем, что у вас еще очень много дел!

- До свидания!

«Танцевальный двор» (2 раз)

- Старые друзья! Рады видеть вас! Чем можем вам помочь?

- Вы разучили песни?

- Ура! Давайте выучим движенья.

- И потанцуем.

(Разучивание танцевальных движений русских, мордвы и татар под собственное пение)

- Спасибо вам!

- Мы здорово повеселились!

- Выручили нас. Пришла пора прощаться.

- Вы многим людям еще помочь сможете.

- Спасибо! До свидания!

«Мельница» (2 раз)

(Мельник сидит и вздыхает)

- Ребята! Как хорошо, что вы пришли!  Совсем истосковался тут! Скучно…

- Как вы научились петь и танцевать? Да как же вам удалось их уговорить?

- Не терпится посмотреть!

(Дети танцуют и поют, мельник радуется, пританцовывает, хлопает в ладоши)

- Уважили старика! Просите чего хотите! Все для вас сделаю!

(Мельник дает муку)

- Спасибо, ребятки. Зарядили вы меня. Теперь и поработать хочется.

(Начинает работать)

- Счастливой вам дороги!

«Кухня» (2 раз)

- (один из поваров, обращаясь к коллегам) Наши детки бегут.

- Да они еще и что-то несут!

- Мука! Давайте быстренько приготовим угощенье!

(Повара «готовят», угощают детей баранками (русский повар), блинами (мордовский повар), пэрэмечами (татарский повар).

- За то, что вы развеселили мельника и он снова начал работать, а, значит, у нас всегда будет мука можете просить что угодно.

(Отдают рецепты своих блюд)

- Вы сейчас куда?

- К страннику? Передайте и ему угощенье!

- До свидания!

Кулинар-путешественник: (рядом с ним собрались все герои) Спасибо вам, ребята! Пополнится теперь моя книга кулинарными рецептами народов Мордовского края. Посмотрите-ка! Помогая мне – скольких людей вы спасли! Вы – настоящие герои. Те, для которых народные традиции, а главное, история своего и содружественных ему народов являются чем-то очень и очень важным. Молодцы! Никогда не забывайте свои корни и оставайтесь такими же дружными. Ну, а мы говорим вам: «До скорых встреч!» и …

(хором и с поклоном все герои квеста) «Спасибо!»

(Финальный танец всех персонажей, объединяющий в себе танцевальные национальные движения русских, мордвы и татар)