Квест "Триединство"
методическая разработка по теме
Данный сценарий игры предназначен для учащихся начальных классов, позволяет формировать этнокультурную компетентность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_triedinstvo.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КВЕСТ
«ТРИЕДИНСТВО»
(рабочее название)
Логическая цепочка:
ткачи старцы песенный двор танцевальный двор
мельница кухня
Герои:
- кулинар-путешественник;
- повара (представители 3 национальностей);
- мельник;
- танцоры (представители 3 национальностей);
- певцы (представители 3 национальностей);
- старцы (представители 3 национальностей);
- ткачи (представители 3 национальностей).
Оборудование:
- мука;
- баранки, блины и пэрэмечи;
- рецепты блюд;
- 3 полотенца (Каждое с разным орнаментом – мордовским, русским и татарским);
- свитки с легендами и мифами.
Кулинар-путешественник: Здравствуйте, ребята! Как я рад встретить вас! Ведь я много путешествую и собираю кулинарные рецепты разных народов практически всю жизнь. Вот дошел и до Мордовского края. Очень хочу попробовать блюда и записать рецепты национальной кухни народов вашей малой родины. Прошу вас о помощи. Помогите мне. Я не справлюсь – давно в пути и очень устал, буквально валюсь с ног… У меня есть маршрут, который я вам передаю – найдите, пожалуйста, эти блюда и их рецепты!
Раздаются маршрутные листы
«Кухня»
Встречают повара (представители 3 этносов)
- Шумбрачи!
- Эсеньмэ сэсь!
- Здравствуйте!
- Как здорово, что вы пришли! Давно никто не заходил к нам…
- Мы даже ничего вкусненького не подготовили… Не ждали, что кто-нибудь к нам заглянет на огонек…
- (обращаясь к своим друзьям) Да даже, если бы мы и знали о визите столь дорогих гостей – не смогли бы ничего приготовить… Главного ингридиента для наших национальных блюд и нет… И достать невозможно…
- Эх… Если бы только от нас все зависело…
- Дааа… Такая неразбериха кругом… У всех свои проблемы… Никто не танцует, не поет. Певцы жалуются на то, что у них вдохновения нет.
- Мифы им нужны для творчества! Они и воодушевят их! Да вот старцев, которые могли бы помочь сначала нужно задобрить подарком. Вот так вот все запутано…
- С радостью бы угостили вас и помогли бы, но не можем…
- До новых встреч, друзья!
«Мельница»
(Сидит задумчивый старый мельник)
- Здравствуйте-здравствуйте, ребятки! Ух, как я давно никого не видел! Совсем заскучал тут один. Оттого ничего и не хочется делать. Другое дело раньше… Дело в руках горело! Всегда людей много было. Поработали, а вечером – песни, пляски!.. Да какие! Каждый народ свою изюминку привносит! А утром снова за работу, отдохнувшие, с бодрым настроением. А сейчас и некому порадовать старика… Ничего не хочется делать… Слышал и у ткачей та же самая история. Скучают сильно – переживают, что никто традиций не знает и не чтит тем самым память наших предков. Кто не придет к ним – допрос сразу устраивают, если видят «Ивана, непомнящего своего родства» и разговаривать с ним не станут. И я согласен с ними. Русские, мордва, татары – только вместе сила. И традиции должны знать не только своего, но и содружественных народов. Ой! Что-то зарассуждался я совсем… Не буду тратить ваше время. Бегите дальше. Надеюсь, еще встретимся.
«Танцевальный двор»
(Представители 3 этносов пытаются танцевать, но ничего не выходит из-за отсутствия музыкального сопровождения. Говорят между собой).
- Да говорю же нет танца без песни!
- Действительно, совсем ничего не выходит. Нашим предкам было проще – они песни знали и под них танцевали.
- Да что ж за люди такие! Не могут ничего сочинить! Не получается, видишь ли! Вдохновения нет…
(обращая внимание на ребят)
- Да у нас гости! Здравствуйте!
- Эсэньме сэсь!
- Шумбратада, ялгат!
- Повеселиться, небось, пришли, потанцевать? А вот не получится.
- Мы сколько не пытались – не выходит без песни. Под счет неинтересно, скучно.
- Сами погибаем без музыки.
- Ребят, выручите нас. Ведь танец для нас – это жизнь, ну, какой танец без сопровождения?
- Может, и мы вам чем пригодимся. Ну, ступайте.
«Песенный двор»
(На завалинке сидят трое – представители мордовского, русского и татарского народов. Скучают, вздыхают).
- (расстроено) Здравствуйте.
- Какие вы все активные, веселые, сколько задора в вас.
- И предки нашит такими были когда-то. Собирались у мельницы, пели песни, танцевали. А сейчас что?
- Не хочется петь, не хочется сочинять. Не хватает вдохновения.
- А мы люди творческие, просто так петь не получится.
- Нужен порыв, душа должна быть открыта. А танцевальный двор требует от нас.
- Никак не поймут, что не можем мы… Не выходит и всё тут…
- Песня – это душа. Душу питать нужно. Искусства требует она.
- Вот чтобы пироги испечь – мука нужна, а чтобы песни петь – нужны, ну, сказы, былины, к примеру.
- Задерживаем вас, наверно?
- Бегите дальше, мы так долго можем рассуждать.
«Старцы»
- Здравствуйте!
- Давно к нам никто не заходил, давно стариков ничем не радовал.
- Ни добрыми вестями, ни подарком.
- А мы страх как подарки любим! Но только те, которые своими руками сделаны.
- В них душа вложена.
- Не ценят нынче люди ни духовности, ни национальных традиций.
- Вот танец, например, это же выражение эмоций, настроений, отражение своей истории.
- А какие могут быть танцы, если они та в танцевальном дворе – сидят чернее тучи и ругаются.
- В общем, обиделись мы на всех. Раз никому неважно и неинтересно чтить свои национальные традиции, тогда и мы не будем ничего передавать.
- А вы, ребята, тоже, наверно, не интересуетесь историей народов Мордовии?
- А ведь это так важно…
- Ну, бегите.
- Не смеем вас задерживать.
«Ткачи»
- Добрый день!
- Чего вы хотели?
- Только говорите быстрее – у нас много работы.
- Мы, пожалуй, единственные, кто продолжает чтить традиции наших народов.
- Единственные, кто хранит память о своей истории.
- Хотя… Еще старцы стараются. Хранят свитки с древними легендами и мифами. Вот только…
- Только обижены они. Задобрить бы их надо.
- Нужно что-то такое сделать, чего они давно ждут.
- Тогда, может, и решатся все наши проблемы.
- Может, вы сможете что-то исправить?
- (обращаясь к говорящему) Чтобы что-то исправлять, они и сами должны хорошо знать свою историю, традиции.
- Согласен… Большой вопрос – смогут ли ребята выручить.
- Друзья мои, мы так долго будем рассуждать. Пусть ребята решают сами. Ступайте. И сами сделайте свой выбор.
«Ткачи» (2 раз)
- Все-таки решили во всем разобраться? Ну что ж … это похвально. Чего именно от нас вы хотите? (Подарок для старцев – полотенца).
- Мы могли бы вам помочь … но вот только хотим проверить вас – действительно, ли вы сможете.
- Ответьте на несколько наших вопросов.
1) Какие народы проживают на территории Мордовского края?
2) Какие национальные черты характера каждого из народов вы сможете назвать?
3) Назовите по одной народной традиции у мордвы, татар и русских.
4) Определите по картинкам, к культуре какого народа принадлежит каждый из костюмов.
- Достаточно. Вы показали очень хорошие знания.
- За это мы даем вам полотенца.
- Очень надеемся, что ваш подарок очень понравится старцам.
- Удачи! До свидания!
«Старцы» (2 раз)
- Ой! Что это? Это нам?
- Спасибо!
- Как приятно!
- Может, мы можем и для вас что-нибудь сделать?
- Вы хотите получить древние мифы и легенды трех народов?
- Мы отдадим при одном условии. Назовите героев народных мифов и легенд.
- Получайте эти свитки. Берегите их. Они понадобятся нашим потомкам.
- Счастливого пути!
«Песенный двор» (2 раз)
- Вы принесли мифы и легенды!
- Давайте почитаем!
(Чтение мифов и легенд)
- Теперь и душа поет!
(Разучивание отрывков русской, татарской и мордовской песен)
- Друзья! Мы с вами прекрасно провели время, жаль с вами прощаться, но мы знаем, что у вас еще очень много дел!
- До свидания!
«Танцевальный двор» (2 раз)
- Старые друзья! Рады видеть вас! Чем можем вам помочь?
- Вы разучили песни?
- Ура! Давайте выучим движенья.
- И потанцуем.
(Разучивание танцевальных движений русских, мордвы и татар под собственное пение)
- Спасибо вам!
- Мы здорово повеселились!
- Выручили нас. Пришла пора прощаться.
- Вы многим людям еще помочь сможете.
- Спасибо! До свидания!
«Мельница» (2 раз)
(Мельник сидит и вздыхает)
- Ребята! Как хорошо, что вы пришли! Совсем истосковался тут! Скучно…
- Как вы научились петь и танцевать? Да как же вам удалось их уговорить?
- Не терпится посмотреть!
(Дети танцуют и поют, мельник радуется, пританцовывает, хлопает в ладоши)
- Уважили старика! Просите чего хотите! Все для вас сделаю!
(Мельник дает муку)
- Спасибо, ребятки. Зарядили вы меня. Теперь и поработать хочется.
(Начинает работать)
- Счастливой вам дороги!
«Кухня» (2 раз)
- (один из поваров, обращаясь к коллегам) Наши детки бегут.
- Да они еще и что-то несут!
- Мука! Давайте быстренько приготовим угощенье!
(Повара «готовят», угощают детей баранками (русский повар), блинами (мордовский повар), пэрэмечами (татарский повар).
- За то, что вы развеселили мельника и он снова начал работать, а, значит, у нас всегда будет мука можете просить что угодно.
(Отдают рецепты своих блюд)
- Вы сейчас куда?
- К страннику? Передайте и ему угощенье!
- До свидания!
Кулинар-путешественник: (рядом с ним собрались все герои) Спасибо вам, ребята! Пополнится теперь моя книга кулинарными рецептами народов Мордовского края. Посмотрите-ка! Помогая мне – скольких людей вы спасли! Вы – настоящие герои. Те, для которых народные традиции, а главное, история своего и содружественных ему народов являются чем-то очень и очень важным. Молодцы! Никогда не забывайте свои корни и оставайтесь такими же дружными. Ну, а мы говорим вам: «До скорых встреч!» и …
(хором и с поклоном все герои квеста) «Спасибо!»
(Финальный танец всех персонажей, объединяющий в себе танцевальные национальные движения русских, мордвы и татар)