Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.
статья по теме
Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.
« Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать»
Дж. Родари
Понятие « здоровьесберегающая среда» относится к качественной характеристике любой образовательной среды, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Одной из приоритетных задач образования становится сегодня укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни.
Обучение и воспитание, привитие школьникам норм и навыков здорового образа жизни в системе Занкова носит комплексный и непрерывный характер, побуждает детей к активным и сознательным действиям:
улучшению их собственного психического и физического состояния;
отказу от поведения, наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
адекватному поведению в случае болезни.
Однако оптимальное общее развитие личности только в ходе учебно-урочной деятельности не будет полным, если не учитывать внеурочную деятельность, оказывающую колоссальное влияние на формирование ума, воли, чувства и здоровья личности.
Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали еще философы и врачеватели много столетий назад. В своих трудах они писали, что феномены искусства и культуры, интегрированные в образовательные процессы школы, напрямую влияют на здоровье учащихся и педагогов. В 20 веке появились такие понятия и направления работы, как « библиотерапия», « музыкотерапия», «изотерапия» и т. п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность, что красной нитью проходит в системе занкова. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение- все это не лечебные, а образовательные формы работы.
Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих личностях. В современных условиях такая личность становится востребованной обществом на всех ступенях его развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой промежуток времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих продуктивно подходить к любым из этих изменений. Человек должен активизировать свой творческий потенциал, т. к. именно творчество порождает новое отношение к жизни.
К сожалению, творчеству в современном образовательном процессе отведено своеобразное место: место притягательного дополнения к обязательному содержанию. Творчество-удел дополнительного образования, специальных занятий. Это досадное заблуждение. Созидание нового - неотъемлемая часть человеческой жизни. Этому нужно специально учить, как учат детей навыкам письма, чтения, переработки информации, оперирования математическими символами.
Таким образом, возникает противоречие между характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности, в ее стремлении к проявлению своего «я».
На протяжении десятилетий отечественными и зарубежными психологами большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и творческого мышления. Показателем творческого развития является креативность. В психологических исследованиях под креативностью понимают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, оригинальных идей и нешаблонному их решению.
В психологии разные авторы характеризуют способность к творчеству по – разному и для определения уровня креативности выделяют множество способностей индивида. Общепризнанными являются следующие:
беглость мышления;
гибкость мышления;
оригинальность;
любознательность;
разработка гипотез;
фантастичность;
способность к анализу и синтезу.
Важную роль в развитии креативности и творческого потенциала детей играет начальная школа. Детям младшего школьного возраста изначальна, присуща талантливость. Именно в этом возрасте развиваются воображение и фантазия, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты. Целенаправленная работа учителя дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей детей.
Доказано, что материал в учебниках по развивающей системе Занкова создает благоприятную основу для реализации креативных приемов развития ребенка. Каждый урок можно назвать уроком творчества, но продуктом творческой деятельности является идея, вывод оригинального пути решения проблемы. « Помоги, но старайся не подсказывать»- вот девиз моих уроков. Особенно отдельно выделяю уроки, где продуктом творческой деятельности является что- то конкретное: сочинение, поделки, стихотворение, сказки, рассказы.
Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время. В этом направлении для меня - дать возможность детям попробовать себя в различных сферах деятельности. В планировании, подготовке, проведении и подведении итогов любого мероприятия участвуют дети, учитель и родители. Различные конкурсы, праздники, соревнования- все придумываем вместе.
На праздниках часто использую творческие задания, которые ребята выполняют без подготовки: придумать поздравление товарищу в стихотворной форме, сочини песню на известный мотив, придумай другую концовку сказки, сочини скороговорку и др.
Одним из путей развития креативности: организация творческой проектной деятельности. Дети создают проекты утренников, праздников, классных часов, осуществляют выпуск газет, оформляют выставки поделок.
В классе создается атмосфера творческого поиска: все чем- то увлечены, к чему- то готовятся, что- то обсуждают. На первых порах я являюсь инициатором. Мне действительно интересно с ними. Тоска и равнодушие- это не по мне, а дети, видя увлеченных людей рядом, заражаются атмосферой поиска и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время
- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...
Опыт развития социальных компетенций младших школьников во внеурочное время
Опыт работы с младшими школьниками в группе продленного дня, дополнительном образовании, городском лагере отдыха....
ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...
Роль педагога в развитии креативности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Выступление на заседании ШМО «Начальная школа»...
«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»
Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...
Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...