Рабочая программа воспитательной работы на год
рабочая программа (3 класс)
В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства развития младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 69.2 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружная санаторно-лесная школа»
Рассмотрено на заседании Методического объединения воспитателей Протокол № __ от ___ августа 2016 г. | Утверждено приказом директора № ____ - ОД от ___ ________ 2016 г. |
Рабочая программа
воспитательной работы на 2016 – 2017 учебный год
для учащихся 3 класса (9 – 11 лет)
Составитель: Брайлян Н.В.
(воспитатель)
Салехард, 2016 г.
Пояснительная записка
В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства развития младшего школьника.
Рабочая программа направлена на воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, на раскрытие их способностей и таланта, подготовку к жизни, социальную адаптацию. Основой данной программы является программа, реализуемая ГКОУ ЯНАО «Окружная санаторно-лесная школа» - «Духовно-нравственного развития и воспитания» обучающихся на ступени начального общего образования.
Рабочая программа воспитательной работы является модифицированной.
Актуальность программы воспитательной работы определяется рядом факторов:
- во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;
- во-вторых, программа создает условия для вовлечения воспитанников в проектную, исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение детьми универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;
- в-третьих, общие задачи программы классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими и раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Цели программы:
- Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
- Воспитание общечеловеческой культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Задачи программы:
- Формирование основ нравственного самосознания личности — способности детей формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- Осознание воспитанниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
- Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- Формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Формы и методы работы:
Для реализации программы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Цели и задачи программы достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседы, экскурсии, проекты, наблюдения, праздники и развлечения, творческую деятельность и др.
Программа адресована детям 9-11 лет (3 класс), рассчитана на 1 учебный год обучения (102 часа, 3 занятия в неделю). Наполняемость группы – 10 человек. Младший школьный возраст – это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжает формироваться культура отношений в системе человек – социум, человек – окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности тематические игры, использование сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение несложных исследовательских работ.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Личностные результаты воспитанников:
- Мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;
- Готовность работать самостоятельно и в группе;
- Ценностно – смысловые установки воспитанников, связанные с осознанием ценности общения;
- Освоение элементарных правил нравственного поведения;
- Развитие эмоциональной сферы, образного мышления.
Метапредметные результаты:
- Овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи проектной деятельности;
- Умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации.
Предметные результаты:
- Овладение начальными знаниями по темам направлений в соответствии с программой воспитательной работы.
При реализации рабочей программы воспитательной работы проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных воспитанниками: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала в ходе каждого занятия. С этой целью используется тестирование, анкетирование, мини-выставки, конкурсы творческих работ, проводятся викторины.
Тематический контроль представлен в виде отчетов, коллективных творческих работ, исследовательских работ воспитанников.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Это викторины разной тематики, праздники группы, анкетирование, командные игры.
Учебно-тематический план
№ п/п | Направления | Формируемые УУД | Количество учебных часов | ||
теория | практика | Всего часов | |||
1 | Гражданско-патриотическое воспитание | Коммуникативные Личностные Познавательные | 8 | 9 | 17 |
2 | Нравственно-этическое воспитание | Личностные Коммуникативные Регулятивные | 7 | 10 | 17 |
3 | Трудовое воспитание | Коммуникативные Личностные Познавательные | 7 | 10 | 17 |
4 | Спортивно-оздоровительное воспитание | Регулятивные Коммуникативные Познавательные | 5 | 12 | 17 |
5 | Экологическое воспитание | Познавательные Личностные | 6 | 11 | 17 |
6 | Художественно-эстетическое воспитание | Регулятивные Познавательные Коммуникативные | 6 | 11 | 17 |
Итого: | 102 |
Содержание программы
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания детей отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений:
- Гражданско-патриотическое воспитание
Задачи направления:
- Формирование элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства; представлений о символике государства; представлений о правах и обязанностях граждан России;
- Формирование интереса к общественным явлениям, понимания активной роли человека в обществе;
- Формирование начального представления о народах России, их общей исторической судьбе и единстве народов нашей страны;
- Формирование интереса к национальным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, ЯНАО, города Салехарда;
- Формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, интернате, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- Формирование интереса к делам в жизни школы.
Ценности направления – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество. Закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Виды деятельности и формы занятий:
- Беседы о подвигах Российской армии, защитников Отечества;
- Игры военно-патриотического содержания;
- Творческие конкурсы, сюжетно-ролевые игры, праздники;
- Экскурсии, прогулки по историческим и памятным местам;
- Чтение художественной и документальной литературы гражданско-патриотической направленности.
- Нравственно-этическое воспитание
Задачи направления:
- Формирование представления о правилах поведения в школе, общественных местах, на улице, дома;
- Формирование уважительного отношения к родителям, старшим, сверстникам и младшим;
- Формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
- Формирование знаний о правилах уважительного общения, культуры речи, умения пользоваться «волшебными» словами;
- Формирование умения устанавливать дружеские отношения в коллективе, основанные на взаимопомощи.
Ценности направления – нравственный выбор, смысл жизни, милосердие, достоинство человека, честь, чувство долга, забота и помощь, толерантность, свобода совести и вероисповедания, представление о светской этике.
Виды деятельности и формы занятий:
- Беседы, наблюдение и обсуждение в педагогической ситуации поступков людей, их поведения;
- Коллективные игры на сплочение коллектива;
- Участие в делах благотворительности, помощь людям, животным, нуждающихся в заботе и поддержке;
- Чтение художественной литературы;
- Посещение выставок художественного, декоративно-прикладного творчества.
- Трудовое воспитание
Задачи направления:
- Формирование начального представления о нравственных основах учебы, ведущей роли труда и образования в жизни человека;
- Формирование элементарных представлений об основных профессиях;
- Формирование навыков коллективной деятельности;
- Формирование бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей, к школьному имуществу;
- Формирование отрицательного отношения к лени, небережливому отношению к труду людей.
Ценности направления – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
Виды деятельности и формы занятий:
- Беседы о профессиях, о людях труда;
- Трудовые десанты;
- Экскурсии - знакомства с деятельностью людей разных профессий;
- Чтение художественной литературы с обсуждением;
- Занятие ручным трудом;
- Спортивно-оздоровительное воспитание
Задачи направления:
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких: членов семьи, педагогов, сверстников;
- Формирование элементарных представлений о единстве физического, нравственного и социально-психологического здоровья;
- Формирование знаний о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- Формирование знаний о негативном влиянии вредных привычек на организм человека;
- Формирование элементарных навыков и правил личной гигиены воспитанников.
Ценности направления – здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Виды деятельности и формы занятий:
- Беседы о здоровом образе жизни,
- Спортивные соревнования;
- Рисование на тему о здоровом образе жизни;
- Праздники здоровья;
- Подвижные игры;
- Встреча с медицинскими работниками школы.
- Экологическое воспитание
Задачи направления:
- Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- Формирование элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- Формирование бережного отношения к природе;
- Формирование потребности в общении с природой;
- Способствовать воспитанию у детей познавательного интереса к природе своего края;
- Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;
- Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.
Ценности направления – родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.
Виды деятельности и формы занятий:
- Экологические игры;
- Экологические сказки;
- Рисование природы России, родного края;
- Работа с детской литературой;
- Экскурсии;
- Проектная деятельность;
- Художественно-эстетическое воспитание
Задачи направления:
- Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному;
- Формирование опыта эмоционального постижения народного творчества, фольклора народов России;
- Формирование представления о быте, ремеслах народов родного края;
- Формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Ценности направления – эстетика, красота, самовыражение в творческой деятельности, чувство прекрасного, яркие эмоциональные переживания, трудолюбие, созерцание.
Виды деятельности и формы занятий:
- Праздники;
- Выставки поделок и рисунков;
- Участие в школьной самодеятельности;
- Чтение поэтических произведений;
- Конкурсы чтецов;
Календарно-тематический план
| |||
№ п/п | Тема занятия | Элементарный минимум содержания образования | Дата |
1 | Анкетирование «Моя семья» | Детям предлагается ответить на вопросы, касающиеся состава семьи, о распределении обязанностей, о сложившихся традициях в их семьях | Сентябрь |
2 | Беседа «Права и обязанности ребенка» | В игровой форме происходит усвоение прав и обязанностей детей. | Сентябрь |
3 | Беседа + презентация «Моя многонациональная Родина» | Рассказ (показ) о людях разных национальностей, месте их проживания, костюмах, занятиях | Октябрь |
4 | Интеллектуальная игра «Поле чудес. Все о Севере» | Аналог телевизионной игры. Все задания содержат вопросы о животном и растительном мире Севера, касаются быта народов нашего округа. | Октябрь |
5 | Аппликация «Народов дружная семья» | Приурочено к празднику День народного единства. Ребята получают шаблоны (люди) и «наряжают» их в национальную одежду. Организуется выставка | Ноябрь |
6 | Презентация «Столица округа – Салехард» | Виртуальное знакомство с историческими местами города, его улицами, историей Салехарда | Ноябрь |
7 | Рисование ко Дню округа «Край снегов» (оформление уголка группы) | Показ фотографий, иллюстраций с изображением природы округа. Дети посредством рисунка выражают свое видение малой родины. Выставка работ | Декабрь |
8 | Беседа «Геральдика государства: герб, флаг, гимн РФ» | Знакомство с символикой РФ, сопровождающееся рассказом воспитателя и просмотром презентации | Декабрь |
9 | Чтение художественной литературы Твардовского «Иван Теркин» | Посредством художественной литературы создать у детей образы героев войны. | Январь |
10 | Рисование «Наша Армия сильна!» | Детям предлагается показать в работах сюжеты армейской жизни: транспорт, оружие, служащих. Предлагаются опорные картинки. | Январь |
11 | Изготовление поздравительных открыток «С 23 февраля» | Закрепляется навык работы с ножницами (ТБ), бумагой. Дети учатся создавать композицию на заданную тематику, писать текст-поздравление. | Февраль |
12 | Игровая программа «Вперед, мальчишки!» | Принимая участие в состязаниях и конкурсах программы, мальчики демонстрируют смекалку, волевые качества, находчивость. | Февраль |
13 | Рассказ воспитателя «Чьи имена носят улицы Салехарда?» | Знакомство с жизнью людей, имена которых носят улицы города. Рассказ об их трудовой деятельности или подвиге. | Март |
14 | Аппликация «Нарядная ягушка», «Нарядная малица» | Рассказ об орнаментах на национальной одежде народов Севера. Работа по украшению шаблонов орнаментами. Выставка, обсуждение. | Март |
15 | Беседа «Первый космонавт» | Рассказ, сопровождающийся презентацией о человеке, который первым совершил полет в космос. | Апрель |
16 | Чтение книги «Подвиг народа» (о героях Вов) | Знакомство с героями Вов и их подвигами: З.Космодемьянская, Д. Карбышев и др. Демонстрация памятников, воздвигнутых в честь этих героев. | Апрель |
17 | Экскурсия к Вечному огню (возложение цветов) | Знакомство детей с ритуалом возложения цветов к памятнику победителям в Вов. | Май |
Предполагаемые результаты:
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- привит интерес к историческому и героическому прошлому своей Родины;
- сформировано чувство гордости за свою страну, свой народ;
- сформирована активная жизненная позиция; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
- сформирована потребность и способность руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах;
- воспитано уважения к символике России, округа, уважения к малой родине, землякам.
| |||
№ п/п | Тема занятия | Элементарный минимум содержания образования | Дата |
1 | Беседа «Сохраним чистоту и уют в наших комнатах» | Рассказать детям о подготовке комнат к их приезду в нашу школу, о труде персонала. Вызвать желание соблюдать чистоту и порядок в течение учебного года. | Сентябрь |
2 | Создание «Экрана поведения» | Озвучивание цели создания экрана, правил его заполнения, выбор ответственного за его заполнение | Сентябрь |
3 | Чтение произведения «Цветик семицветик» Катаева | На примере героев прививать детям уроки нравственного поведения. Обсуждение поступка Жени. Рассказы детей об аналогичных или похожих ситуациях, имевших место в их жизни. | Октябрь |
4 | Посещение библиотеки. Правила поведения (инструктаж) | Закрепление правил поведения в общественном месте (библиотеке), беседа с библиотекарем о книжном фонде. | Октябрь |
5 | Чтение сказки «Кукушка» (беседа) | Формировать у ребят уважительное отношение к матери, своему дому, семье. Развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли. | Ноябрь |
6 | Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки» | Беседа по теме; игра «Комплимент»; анализ ситуации, предложенной воспитателем; искусство говорить «нет»; закрепление материала; итог. | Ноябрь |
7 | Устное сочинение «Как я помогаю маме» | Воспитатель загадывает загадку о маме, предлагает поразмышлять о том, какую помощь дети могут оказать маме, чтобы облегчить ее труд. Высказывания тезисами записываются. Итог – общие советы. | Декабрь |
8 | Беседа с элементами игры «День вежливых ребят» | Воспитатель предлагает детям вспомнить вежливые слова и выражения, пройти все этапы игры, проявляя находчивость и сообразительность. | Декабрь |
9 | Беседа с элементами игры «Во что играют дети разных стран?» | Продолжать накапливать опыт, материал по устному народному творчеству. | Январь |
10 | Беседа «Множество решений» | Рассматривание сюжетных картинок с изображением ситуации и несколькими решениями выхода из нее. Дети учатся рассуждать, выбирать правильное решение. | Январь |
11 | Анкета «Какой наш класс?» | Отвечая на вопросы анкеты, дети учатся анализировать, давать оценку действиям своим и товарищей, делать выводы. | Февраль |
12 | Беседа «Мальчишки и девчонки. Мы – одна семья» | Беседа по теме; игра «Противоположности»; игра «Давай поговорим»; анализ ситуации; итог занятия. | Февраль |
13 | Инструктаж «Правила поведения на концерте» | Подвести детей к самостоятельной формулировке правил поведения в актовом зале во время мероприятий, сделать выводы. | Март |
14 | Игра по станциям «Кладоискатели» | Работа в командах, выполнение логических заданий. В завершении дети ищут клад (сладости), разгадывая загадки, постепенно продвигаясь к разгадке. | Март |
15 | Познавательная беседа «Праздник праздников – Пасха» | Закрепить и расширить знания детей о старинном русском празднике, его обрядах. Расширять кругозор, словарный запас детей. | Апрель |
16 | Игра «Как положено друзьям все мы делим пополам» | В процессе игр детям приходится взаимодействовать друг с другом, обсуждая правила, договариваясь об этапах работы. Занятие направлено на сплочение детского коллектива. | Апрель |
17 | Ручной труд «Букет ветерану» (Изготовление цветов из гофрированной бумаги) | Озвучивание цели работы, последовательности ее выполнения. Показ разных вариантов поделки, способов оформления лепестков и листьев. Выставка | Май |
Предполагаемые результаты:
- сформировано начального представления о правах и обязанностях человека;
- приобретен опыт социальной коммуникации;
- сформированы нравственные ценности: уважение к окружающим людям, доброта, чуткость, взаимопомощь;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
| |||
№ п/п | Тема занятия | Элементарный минимум содержания образования | Дата |
1 | Инструктаж по выполнению ПТБ «Дежурство в школьной столовой» | Знакомство с правилами дежурства: наличие соответствующей одежды, соблюдение культурно-гигиенических навыков, ПТБ. | Сентябрь |
2 | Знакомство детей с кружками, функционирующими в школе. | Помочь детям выбрать занятие по душе. Показ результаты труда прошлых лет, показать аудитории кружковой работы. | Сентябрь |
3 | Дискуссия «Маленькое дело лучше большого безделья». | Предложить детям разделиться на 2 команды для дискуссии. Поиск аргументов двух противоположностей – «дело» и «безделье». Примеры из жизни детей, выводы. | Октябрь |
4 | Инструктаж «Как организовать генеральную уборку в доме» | Совместно с воспитателем дети составляют план последовательного выполнения генеральной уборки, учатся распределять обязанности. | Октябрь |
5 | Рассказ воспитателя о профессиях | Знакомство воспитанников с профессиями человек-природа, человек-техника, человек – человек, человек – знак, человек – художественный образ. | Ноябрь |
6 | Рисование людей разных профессий. Выставка рисунков. | Закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии. Внимание детей акцентируется на униформе и атрибутах людей разных профессий. | Ноябрь |
7 | «Мастерская Деда Мороза» Изготовление елочных игрушек | Умение детей самостоятельно перенести трудовые приёмы на изготовление изделия | Декабрь |
8 | Изготовление игры «Футбол» (для дыхательных упражнений) | С помощью подручных средств: коробка, журналы с изображением людей, пластиковые стаканчики – дети создают настольную игру. Коллективный труд. | Декабрь |
9 | Чтение художественной литературы Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»» | Чтение произведения, последующее обсуждение. Разбор речевых оборотов, выслушивается мнение каждого, делаются выводы. | Январь |
10 | Лепка из соленого теста «Пастушок и овечки» | (Тесто готовится заранее) Дети учатся вылеплять детали фигурок из теста, используя различные предметы. После просушки создается коллективная поделка. | Январь |
11 | Экскурсия в пожарную часть | Знакомство с работой пожарных. | Февраль |
12 | Беседа «Чем заняться после школы?» | Беседа по теме; стихотворение монтаж; игра «Давай поговорим»; анализ ситуации «В трех соснах заблудились»; итог. | Февраль |
13 | Мини-сочинение «Как я помогаю маме» | Пословицы о маме. Раскрытие их смысловой нагрузки. Рассказ воспитателя о своем детстве и помощи маме. Рассказы детей. Выводы. | Март |
14 | Изготовление поздравительной открытки «Любимой мамочке» | Закрепление навыка работы ножницами, клеем; Изготовление открытки: вырезание деталей, составление текста. Оценивание работ. | Март |
15 | Трудовой десант «Уход за растениями» | Организация коллективного труда – уход за растениями. Дети готовят средства для ухода: тряпочки, лейки, опрыскиватели. Воспитатель следит за самостоятельным распределение обязанностей. | Апрель |
16 | Собрание группы. Размышления на тему «Мои добрые дела в группе, классе, школе» | Итоговое собрание группы. Воспитатель предлагает вспомнить все хорошие поступки и дела детей. Просмотр фотографий из жизни группы за учебный год. | Апрель |
17 | Подготовка одежды детей к отъезду | Закрепление навыков самообслуживающего труда | Май |
Предполагаемые результаты:
- сформирована система элементарных трудовых навыков и умений;
- сформировано представление о видах профессий, труде; осознание связи между благополучием человека и его трудом;
- сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов;
- умение согласовывать свои действия, желания, интересы с окружающими, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний;
| |||
№ п/п | Тема занятия | Элементарный минимум содержания образования | Дата |
1 | Инструктаж «Правила поведения в корпусе и на игровой площадке» | Рассказ воспитателя об опасностях, подстерегающих детей, не соблюдающих простые правила. | Сентябрь |
2 | Беседа «Мой режим дня» | Знакомство с распорядком дня школы-интерната. | Сентябрь |
3 | Лепка из соленого теста «Овощи, фрукты – полезные продукты» | Загадки об овощах и фруктах. Каждый ребенок лепит ту фигурку, загадку о которой отгадал. Выставка «урожая». | Октябрь |
4 | Беседа «Чтобы зубы были здоровыми» | Беседа по теме; упражнение «Спрятанный сахар», Зачем человеку зубная щетка; практикум «Чистка зубов»; разучивание стихотворения; итог. | Октябрь |
5 | Рисование-тестирование «Когда мне бывает радостно и когда грустно» | Воспитатель предлагает на одной стороне листа бумаги изобразить радость, а на другой – грусть. Пояснение изображений детьми после окончания работы. | Ноябрь |
6 | Беседа «Как отучить себя от вредных привычек» | Анализ ситуации; беседа по теме; рубрика «Это полезно знать»; итог занятия. | Ноябрь |
7 | Практикум «Осанка – стройная спина» | Беседа по теме; рубрика «Это интересно»; Рассказ о нарушении осанки; правила для поддержания осанки (упражнения). Выводы. | Декабрь |
8 | Занятие-игра «Мои эмоции» | Детям предлагается стать на время актерами и показать разные эмоции человека в различных жизненных ситуациях. Можно ли управлять эмоциями и для чего? Рассуждения детей, выводы. | Декабрь |
9 | Беседа «Злой волшебник Табак» (о вреде курения) | Игра «Волшебный стул»; беседа по теме; информация «Это интересно!»; практическая работа; итог. | Январь |
10 | Размышления «Умеем ли мы правильно питаться?» | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»; рубрика «Это интересно»; отгадывание загадок; оздоровительная минутка «Вершки и корешки»; инсценировка «Спор овощей»; работа со стихотворением; итог. | Январь |
11 | Игра «Съедобное – несъедобное» | Игра малой подвижности с мячом. Закрепление знаний о полезных продуктах питания. | Февраль |
12 | Викторина по ПДД «Безопасное колесо» | Отвечая на вопросы викторины, дети повторяют знания правил дорожного движения; Игра «Назови дорожный знак», подведение итогов, награждение. | Февраль |
13 | Вечер загадок «Все о здоровье» | Командная игра. Каждая команда называет отгадку, дает характеристику предмета, его назначение или пользу. Словесная игра «Овощ или фрукт», «Полезно-неполезно». | Март |
14 | Подвижные игры на свежем воздухе | П/и: «Краски», «Король, король…», «Цепи -кованые», «Бояре, а мы к вам пришли» и др. | Март |
15 | Разгадывание кроссворда «Огонь – друг и враг человека» | Беседа по теме; Закрепление знаний правил пожарной безопасности; практическая работа «Составь памятку» (пользование утюгом, плитой, костер в лесу…) | Апрель |
16 | Игра «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» | Игра – состязание в силе, ловкости, скорости бега. Эстафеты со спортивным инвентарем. | Апрель |
17 | Беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми: ответственное поведение» | Беседа по теме; игра «Закончите высказывание»; формулирование правил поведения с незнакомыми людьми; чтение стихов «Азбука безопасности»; анализ предложенной ситуации; итог. | Май |
Предполагаемые результаты:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом;
- осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
- приобретение навыков ухода за телом, зубами; приобретение знаний о правильном питании;
| |||
№ п/п | Тема занятия | Элементарный минимум содержания образования | Дата |
1 | Сбор природного материала для изготовления гербария, поделок. | Прогулка. Закрепление названий деревьев, рассматривание формы листьев. Сбор. Подвижная игра «Раз, два, три – к ольхе беги!» на знание названий деревьев и кустарников участка. | Сентябрь |
2 | Практическое занятие. Создание журнала наблюдений за погодой, изменениями в природе | Знакомство с условными обозначениями: осадки, температура, направление ветра. Работа над оформлением журнала с обсуждением. | Сентябрь |
3 | Ручной труд «Домики для птиц» | Изготовление кормушек для птиц, зимующих на Севере. Развешивание кормушек на деревьях. | Октябрь |
4 | Занятие «Растения Ямала» | Рассматривание карты ЯНАО. Беседа по теме. Загадки о растениях. | Октябрь |
5 | Беседа «Птицы Ямала» | Беседа по теме; Причины исчезновения птиц; Загадки о птицах; физкультминутка; закрепление материала, выводы. | Ноябрь |
6 | Викторина «Лесной блиц -турнир» | Вопросы викторины позволяют закрепить знания детей о природе. Прохождение тематических туров. Игра «Воробьи, вороны» | Ноябрь |
7 | Практическая деятельность «Посадка семян гороха (фасоли)». Наблюдение. | Сообщение цели эксперимента. Подготовка чашечек и семян. Посадка семян. | Декабрь |
8 | Беседа «Есть такая примета» | Беседа по теме: что такое "примета"; как появились приметы в обиходе и почему. Знакомство с некоторыми приметами. | Декабрь |
9 | Оригами «Птицы на ветках» | Загадки о птицах. Объяснение техники исполнения поделки. Самостоятельная работа детей. Выставка поделок. | Январь |
10 | Рассказ «Красная книга» | Беседа по теме: что это за книга? Чему она учит? О чем предупреждает? Просмотр фотографий исчезающих видов животных и растений. | Январь |
11 | Презентация «В мире столько интересного!» | Рассказ воспитателя о разнообразии растительного и животного мира планеты. Просмотр презентации, рассматривание фотографий. Психологическая игра «Сохраним голубую планету». | Февраль |
12 | Чтение книги «Сохраним наш мир» | Чтение книги. Рассматривание иллюстраций к книге. Беседа по теме: поведение человека в природе, роль каждого из нас в сохранении планеты Земля. Выводы. | Февраль |
13 | Уход за растениями в уголке природы, приклеивание отметок с названиями растений уголка | Организация коллективного труда – уход за растениями. Знакомство с названиями некоторых растений (изготовление этикеток и приклеивание на горшки). | Март |
14 | Экологическая игра «День воды» | Беседа по теме; конкурс «Загадочный»; Викторина «Реки, озера, моря, океаны»; конкурс «Знаете ли вы»; «Где мы используем воду»; итоги. | Март |
15 | Практическое занятие «Посадка лука» | Подготовка баночек, земли, саженцев, необходимого инвентаря. Показ воспитателя. Посадка лука и последующее наблюдение. | Апрель |
16 | Беседа «Как уберечь лес от пожара» | Беседа по теме. Составление правил поведения человека в лесу, зачитывание и обсуждение. Просмотр фотографий - последствия неосторожного обращения человека с огнем. Выводы. | Апрель |
17 | Трудовой десант «Пусть планета будет чистой!» | Подготовка инвентаря для уборки. Уборка территории от мусора, сломанных веточек. | Май |
Предполагаемые результаты:
- ценностное отношение к природе;
- освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
- развитие эмоциональной сферы, образного мышления;
- освоение доступных способов изучения природы;
- мотивация личности ребенка к познанию окружающего мира и творчеству;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы.
| |||
№ п/п | Тема занятия | Элементарный минимум содержания образования | Дата |
1 | Аппликация из природного материала «Волшебные листики» | Изготовление по замыслу композиции из сухих листьев на плоскости. Выставка готовых работ, рассказ автора о своей задумке. | Сентябрь |
2 | Конкурс «Рисунки на асфальте» | На прогулке дети с помощью разноцветных мелков рисуют картинки на свободную тематику. Обсуждение идеи. Выбор жюри (воспитатели). | Сентябрь |
3 | Рассказ воспитателя «Раскрасим мир в яркие цвета» | Беседа по теме. Рассказ воспитателя о восприятии цвета, влиянии цвета на настроение человека. Практическая работа «Создай цвет», «Изобрази радугу». | Октябрь |
4 | Ручной труд. Изготовление поделок «Зайцы и мишки из шишек» | Изготовление по замыслу объемных изделий из природного материала | Октябрь |
5 | Драматизация русской народной сказки «Репка» | Выбор ролей, облачение в детали одежды. Рассказ сказки по ролям. Работа над выразительностью речи. Выводы после просмотра. Поиск подходящей поговорки – главной мысли сказки. | Ноябрь |
6 | Рисование портрета «Мамочка – лучшая на свете» | Рисование карандашами портрета мамы: передать характер, вспомнить черты лица, любимое занятие мамы. | Ноябрь |
7 | Конкурс чтецов стихотворений о зиме «Зимний калейдоскоп» | Заранее с детьми разучиваются стихотворения о зиме, выбираются члены жюри (можно из детского состава). Представление каждого участника. Чтение стихотворений. | Декабрь |
8 | Ручной труд «Новогодняя открытка» | Изготовление поздравительных открыток к Новому году. Аккуратность работы с ножницами, клеем. Уборка рабочего места. | Декабрь |
9 | Заочная экскурсия в музей «Картины А.Шилова» | Рассказ воспитателя о писателе-соотечественнике А.Шилове. Знакомство с картинами художника. | Январь |
10 | Музыкальная русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли» | Знакомство детей с народной игрой – аналогом игры «Цепи - кованые». Разучивание текста, знакомство с правилами, деление на команды. | Январь |
11 | Конкурсная программа «О сказках в шутку и всерьез» | Дети проходят несколько туров игры: «Просто сказка», «Сказки перепутались», «Шуточные вопросы», «Кто что потерял». | Февраль |
12 | Занятие по этикету «От чего прибавляется счастье» | Беседа по теме; рубрика «Проверьте себя» (из правил этикета); рубрика «Для любопытных»; высказывания известных людей на тему беседы. | Февраль |
13 | Ручной труд «Сюрприз для мамы» | Изготовление поделки. | Март |
14 | Посещение выставки декоративно-прикладного искусства «Дом ремесел» | Экскурсия, знакомство с экспонатами выставки. | Март |
15 | Интеллектуальная игра «Путешествие в страну Сообразилию» | Вступительное слово, сообщение темы. Игра поэтапная, дети «заезжают» в сказочные города (Цифроград, Запутанбург, Загадовск), решая головоломки и задания. | Апрель |
16 | Оформление уголка «День Победы» | Коллективная работа. Подборка материала: рисунков, фотографий, стихов о войне и Победе. Обсуждение, принятие единого решения, исполнение. | Апрель |
17 | Чаепитие «В кругу друзей» | Изготовление блинчиков; сервировка стола. | Май |
Предполагаемые результаты:
- приобретение школьниками опыта самостоятельного художественно-эстетического творчества;
- укрепление эмоционального и физического здоровья;
- формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия совместной деятельности;
- умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
- знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников;
- развитие эмоциональной и выразительной речи.
Ресурсное обеспечение программы:
- Кадровый состав: воспитатель, библиотекарь, воспитанники, сотрудники организаций (Окружной Дом Ремесел)
- Материально-техническая база: актовый зал, спортивный зал, канцелярские товары (бумага, карандаши, клей, ножницы, картон и др.)
- Спортивное оборудование: мячи, скакалки, кегли, атрибуты для соревнований и игр.
- Мультимедийное оборудование: ноутбук, интерактивная доска
- Наличие необходимой методической литературы
- Интернет – ресурсы: http://kladraz.ru, http://www.solnet.ee, http://www.maam.ru,
http://nsportal.ru, https://almanahpedagoga.ru.
Список литературы:
- Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.- Изд. 2-е - Волгоград: Учитель, 2013. – 205с.
- Организация эколого-иследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы / авт.-сост. Н.И. Асташина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95с.
- Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1 – 4 классы / авт. – сост. Г.Г. Кулинич – Москва: ВАКО, 2006. – 176с.
- Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими занятиями и играми / авт. – сост. – С.Е. Шукшина – Москва: Школьная пресса, 2004. – 48с.
- Азбука нравственного взросления / авт. – сост. В.И. Петрова, Н.М. Трофимова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник - СПб.: Питер Пресс, 2007. – 304с.
- Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1 – 4 классы / авт. – сост. О.Н. Курамшина, А.М. Железкина – Москва: ВАКО, 2008. – 160с.
- Энциклопедия этикета / сост. Л.Н. Рукавчук. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 352с.
- Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги), 1 – 4 классы: методическое пособие / авт. – сост. А.Д. Агафонова. – Москва: Глобус, 2009. – 158с.
- Мой северный край: Разработки внеклассных мероприятий / сост. – Л.А. Лымарь. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009. – 75с.
- Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (1 – 4 классы) / авт. – сост. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко – Москва: ВАКО, 2011. – 288с.
- Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников / авт. – сост. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
- Газета для учителей начальной школы «Педсовет», г. Мытищи; научно-методический журнал «Начальная школа», г. Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.
Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся....
Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Гла Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс
Гла Тема воспитательной работы: «Азбука коллективной жизни»- умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....
Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года
Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....
Рабочая программа воспитательной работы в 3 классе.
Задачи учебно - воспитательной деятельности* создание условий для развития творческих возможностей личности;* формирование нравственной и духовной...
Рабочая программа воспитательной работы в группе ШПД (4 класс)
Группы школы полного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности младших школьников. Строгие рамки урока...