Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
методическая разработка
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 10
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области
Система работы
«Формирование коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста
через игровую деятельность»
Воспитатель: Романенко Марина Валентиновна
Тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л. С.
Актуальность:
Счастье-когда ты умеешь быть понятым и самим собой и людьми. Вся наша жизнь проходит в общении с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие и реагировать на них- зависит очень многое. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Все без исключения хотят видеть счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из проблем, стоящих перед взрослыми -помочь ребенку.
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Родители пытаются заменить непосредственное общение с ребенком дорогими игрушками, планшетами, телефонами. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. В работе с детьми по результатам педагогической диагностики (приложение №1) в начале года были выявлены следующие проблемы: ребята испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые, крикливые или наоборот пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе-группе детского сада, во многом зависит его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Поэтому проблема поиска эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач коммуникативного развития дошкольников была и остается актуальной.
Цель: Формировать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи:
1. Разработать систему работы, направленную на развитие коммуникативных навыков у воспитанников старшего возраста.
2. Создать условия для коммуникативного развития, организация развивающей предметно-пространственной среды (насыщенной, трансформируемой, полифункциональной).
3. Обобщить опыт работы по данной теме.
4. Организовать просветительскую работу, объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
- Методические рекомендации.
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражнений. Новизна моей педагогической инициативы заключается в разработке разнообразных форм и методов организации совместной деятельности воспитателя и дошкольников на основе игры, исходя из выявленных проблем общения старших дошкольников.
Мною в ходе реализации были подобраны, апробированы и внедрены в практику ДОУ разнообразные игры и игровые упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений дошкольников.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач образования, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Роль игровой деятельности в развитии дошкольников.
Принимая во внимание особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника, на мой взгляд, должна стать игра. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. О ее значении говорят множественные исследования.
Игра в свете ФГОС выступает как особая форма социализации ребёнка.
Если игра, является ведущей деятельностью дошкольника и формой социального опыта, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. По моему мнению игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому становится важным использование в учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.
Исходя из этого основная идея работы заключается в создании условий для развития коммуникативных умений старших дошкольников посредством использования игр и игровых упражнений в ходе игровых тренингов общения.
Этапы работы по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
I этап – организационно-подготовительный: (подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, постановка целей и задач).
II этап - основной: (применение практического материала).
III этап — заключительный: (анализ достижения целей и полученных результатов).
II. Реализация работы по развитию коммуникативных умений дошкольников
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Для меня принципиально важной стороной в педагогической технологии являются, отношения к ребенку со стороны педагога. Формирование у дошкольников интереса и потребности активной деятельности, повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса, поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.
После введения ФГОС в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитие ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса: решать образовательные задачи не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в других видах деятельности с детьми наблюдениях, беседах, прогулках, игровой деятельности, режимных моментах.
Использую различные педагогические технологии, позволяющие стимулировать познавательную активность ребенка, что делает процесс обучения интересным, занимательным.
1. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
2. Информационные технологии для меня один из путей реализации ФГОС ДО. С их помощью я открываю новые возможности для развития коммуникативных навыков через игровую деятельность(игру). Для меня, как педагога ИКТ полезны для повышения профессиональной компетентности через сеть интернет (это поиск не только информации, но и обмен опытом работы и дистанционное обучение, участие в вебинарах).
3.Триз-технология. В своей работе я применяю приемы этой уникальной технологии, которую разработал Г.С. Альтшуллер. Я применяю в образовательной деятельности такие приемы, как «Мозговой штурм», « Да-нет-ка», «Хорошо-плохо», №Что было, если бы…» и другие. При использовании ТРИЗ активизируется творческая и мыслительная активность детей. Они учатся мыслить нестандартно, развивается фантазия.
4.Технология проблемного обучения. Её применение помогает формировать мотивацию достижения успеха, умение самостоятельно находить ответы на вопросы: зачем, как, почему? Ребенок оперирует своими знаниями, представляет ситуации и пытается найти правильный путь для ответа на вопрос. Заданные вопросы побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.
5. Технология проектной деятельности помогает мне воспитывать в детях активность, самостоятельность, способность принимать решения, ставить цели, планировать ставлю деятельность. В ходе проектной деятельности у детей развивается не только познавательная способность, но и речь. При реализации проекта дети участвуют в процессе наглядного моделирования, учатся анализировать сложившиеся модельные представления. Метод проектов актуален и эффективен, он дает возможность экспериментировать, развивает творческие способности, коммуникативность.
6.Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровье сберегающих образовательных технологий, является обеспечение ребенка в условиях комплексной информатизации образования возможностью сохранения здоровья, формирование необходимых компетенций не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, возможность использования полученных знаний в повседневной жизни. Организации здорового образа жизни ребёнка, позволяет активизировать дошкольника, формируя основы личностной культуры. В своей педагогической практике здоровьесберегающие технологии применяю в организованной образовательной деятельности: физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; в образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, самомассаж; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, при реализации задач по всем образовательным областям.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребенку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовать собственное устремление к совершенствованию здоровья.
Условия развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось при следующих условиях:
-использование различных видов игр и игровых упражнений (игровой тренинг, направленных на развитие коммуникативных умений);
-интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;
-использование активной игровой позиции воспитателя.
Работу строилась на следующих принципах:
- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;
- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать
- социальный опыт;
- развивающем характере обучения, основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;
- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);
- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;
- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;
- предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;
- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.
Формы работы
Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как:
- игры-разминки
- упражнения
- игры-импровизации,
- пальчиковая гимнастика
- инсценировки
- игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
Включая в организацию дидактические игры и игры-драматизации, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.
В самостоятельной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Мною были созданы картотеки игр, которые я успешно использую в своей работе:
- картотека эмоциональных игр и упражнений;
- картотека сюжетно-ролевых игр;
- картотека дидактических игр;
-картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.
Во все занятия и режимные моменты включаю дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Организацию работы осуществляла в соответствии с тематическим перспективным планом
ТЕМА | Цель | Формы работы | месяц |
«Наше настроение» | Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. | 1.«Диагностика настроения детей». 4. Музыкально-дидактическая игра для развития мимики и артикуляции «Угадай настроение». | Сентябрь |
| Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях ,которые соответствуют этому понятию ,вызвать стремление совершать добрые поступки ; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я». | 1.Беседа – рассуждения «Помоги волшебнику» 3 Беседа по пословицам о добре, 4 Коллективная творческая работа «Дерево доброты». 5 Игры «Доскажи словечко» ,«Хорошо-плохо». | |
| Формировать опыт социального взаимодействия. Обобщать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения. Развивать умения высказываться и слушать высказывания собеседника | 1Беседа «Мои мысли»; 2.Упражнения на преодоление замкнутости, скованности «Путаница», «Котята» ; Игровая ситуация «Ко мне приехал друг» 3 Чтение рассказа Осеевой «Отомстила» 4.Просмотр и обсуждение презентации «Как вести себя с друзьями и родственниками»сентяб | |
| Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного | 1.Прочтение сказки «Упрямые козы» | |
| Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему. Учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты. |
| |
| Познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, закреплять умение участвовать в совместной игре. | 1. Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда» 2Беседа «Дружбой дорожить умейте» 4Дидактическая игра «Оцени поступок»; 5 Коллаж: «Дерево дружбы» (лепка) | |
| Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. | 1 .Прослушивание рассказа «Лучший друг» | |
| Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло» ; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей ,знакомых ,побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способом снятия напряжения ,связанного с чувством злости . | 1.Игра «Цветик-семицветик». 3Разыгрывание ситуации «Разними дерущихся мальчиков», «Помирись с другом, которого ты обидел» 4.Игра «связующая нить 5 «Лепим сказку» 6 Чтение стЛ.Кузьмина «Дом с колокольчиком» | |
| Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми. 2.Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку. 3.Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого | 1 игровая ситуация «Волшебные слова» 2 Дидактическая игра «Приветствие» 3 Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова» 4Дидактическая игра «Вспомни слово» 5Экскурсия в библиотеку «Ежели вы вежливы»
| Май |
Активизация коммуникативной деятельности детей в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Речь – основной компонент коммуникативной деятельности, поэтому с детьми,
Предлагаемые игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
Они хорошо организуют детский коллектив, могут использоваться в разных формах совместной деятельности взрослого и детей.
В ходе работы были разработаны методические рекомендации по использованию тренинга.
Взаимодействие с семьей
Одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.
На основе подобранного материала разработала перспективный план с родителями
Месяц | Название мероприятия | Цель мероприятия |
Сентябрь | 1. Анкетирование «Проблемы социального развития дошкольников» | - дать родителям представление о социально-коммуникативном развитии дошкольников; - познакомить их с основными направлениями и актуальными задачами социально-коммуникативного воспитания детей среднего дошкольного возраста; - с целью определения возникающих проблем в процессе социального развития детей провести анкетирование и обсудить его результаты; - показать значимость детского сада в развитии социального опыта детей. |
2. Фотовыставка «Мои друзья в детском саду» | ||
3. Консультация «Основные направления и актуальные задачи процесса социализации детей среднего возраста» | ||
4. Родительское собрание «Роль родителей в социально-коммуникативном развитии детей» | ||
Октябрь | 1. Экскурсия по группе «Игровые центры для детей среднего возраста» | - познакомить родителей с особенностями игры в дошкольном возрасте; - оказать родителям консультативную и практическую помощь в реализации игрового взаимодействия в условиях семейного воспитания; - сплотить детей и взрослых в совместной деятельности. |
2. Тематическая папка ««Роль игры в жизни дошкольника» | ||
3. Почтовый ящик «Почему? Зачем? И как?» (вопросы к педагогу о проблемах, трудностях в игре) | ||
4. Праздник осени совместно с родителями «Осень – дивная пора» | ||
Ноябрь | 1. Анкетирование ««Стиль воспитания ребенка в семье»» | - определить сложившийся вариант детско-родительских отношений; - познакомить со способами проявления любви к ребёнку; - определить особенности в общении детей среднего дошкольного возраста; - содействовать развитию у родителей представлений об особенностях детских поступков и понимания их мотивации; - помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу; |
2. Индивидуальные беседы «Капризы и упрямство», «Шалости и послушание» | ||
3. Памятка «10 способов проявления любви к ребёнку» | ||
4. Родительское собрание «Внутрисемейные отношения. Эмоциональное самочувствие ребенка. | ||
Декабрь | 1. Консультация «Как правильно воспитывать мальчика», «Как правильно воспитывать девочку» | - познакомить родителей с особенностями гендерного воспитания дошкольников, особенностями воспитания трудолюбия у ребёнка, формирования культуры выполнения трудовых обязанностей мальчиков и девочек; - предложить родителям игры, которые формируют личность, обратить внимание на то, что существуют различия в приобщении мальчиков и девочек к труду; - поддержать оригинальность детско-родительских решений в создании новогодних костюмов для девочек и мальчиков. |
2.Фотовыставка «Вот в семье растёт помощник» | ||
3. Открытое занятие с детьми для родителей «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» | ||
4. Конкурс «Новогодний костюм» | ||
Январь | 1. Тест для родителей по ПДД | - определить заинтересованность родителей в обучении детей ПДД и формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города; - содействовать закреплению представлений у родителей о безопасности жизнедеятельности ребёнка; |
2. Консультация «Безопасность зимних прогулок» | ||
3. Папка-передвижка «ПДД в зимний период» | ||
4. Памятка «Опасные предметы» | ||
Февраль | 1. Анкета для родителей «Зимние виды спорта» | - познакомить родителей с ролевым значением предмета в социальном поведении детей; - с помощью спортивных игр дать родителям возможность осознать значение предметного взаимодействия в социальном поведении дошкольников; - обогатить родителей знаниями, практическими умениями в организации и проведении досуга с детьми; - продемонстрировать уважительное отношение детского сада к роли отца в воспитании ребенка; - развивать атмосферу общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. |
2. Стенгазета «Лучше папы – друга нет», посвящённая Дню Защитника Отечества | ||
3. Спортивное развлечение совместно с родителями «Мама, папа, я – очень дружная семья» | ||
4. Творческая выставка «Чудеса для детей из ненужных вещей» | ||
Март | 1. Праздник, посвящённый Международному Дню 8 марта | - привлечение родителей к участию в празднике; - развитие взаимодействия родителей, детей и воспитателей; - предложить родителям виды деятельности для эмоционального сближения членов семьи; - активизировать коммуникативные навыки в семье между разными поколениями; - формировать навыки сотрудничества взрослых с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье в атмосфере сотрудничества; |
2. Фотовыставка «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» | ||
3. Буклет для пап «Большой сюрприз для мамы» | ||
4. Игровой тренинг «Вместе с мамой и бабушкой» | ||
Апрель | 1. Анкетирование «Знакомство детей с Родиной (селом, краем, страной)» | - провести среди родителей анкетирование с целью выявления трудностей в патриотическом воспитании дошкольников; - познакомить родителей с особенностями патриотического воспитания детей в период дошкольного детства; - привлечь родителей к участию в празднике (изготовление русского народного костюма для своего ребёнка); - совместно с родителями воспитывать у детей любовь к родному краю, рассказывать детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. |
2. Родительское собрание «Современное патриотическое воспитание дошкольников» | ||
3. Фольклорное развлечение «Как на Руси весну встречали» | ||
4. Фотовыставка «Город, в котором я живу» | ||
Май | 1. Консультация «Воспитание дружеских отношений в игре» | - повысить социокультурную компетентность родителей в вопросах нравственного и культурного воспитания детей; - способствовать распространению опыта работы педагогического коллектива в социуме; - создать атмосферу открытости ДОУ к родителям; - опираясь на интерес гостей провести обзорные экскурсии по детскому саду; - довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; - расширить знания родителей по содержанию современного этикета. |
2.День открытых дверей «Здравствуйте, гости, дорогие!» | ||
3. «Чем занимаются в детском саду» | ||
4. Мультипрезентация для родителей «Самые лучшие дети на свете» |
Организовывая работу с родителями, позволила вовлечь родителей в процесс развития познавательного интереса детей также использовала различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.
С этой целью я проводила консультации, индивидуальные беседы, родительское собрания, проводимые в нетрадиционной форме «Играем вместе с детьми», «Воспитание культуры общения в семье», мастер-класс «Игры с пальчиками». Совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребенка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно-образовательном процессе вместе с детьми. Родители, несмотря на свою занятость, совместно с детьми стали активными участниками групповой деятельности.
С родителями ведется работа, направленная на повышение их педагогической компетентности, развития мотивации к совместной деятельности по созданию благоприятных условий для коммуникативного развития дошкольников.
Необходимо вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей.
С этой целью целесообразно использование разнообразных традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, направленных на:
- совершенствования собственных умений межличностного общения;
- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
О результативности взаимодействия с семьей свидетельствуют:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.
- Овладения практическими средствами и способами развития коммуникативных навыков детей.
- Повышение активности родителей воспитанников в участии в совместных мероприятиях группы и ДОУ.
-Положительная мотивация родителей по формированию социально-коммуникативных навыков детей.
Это приведёт к созданию единого образовательного пространства семьи и детского сада.
III. Анализ сформированности коммуникативных навыков на заключительном этапе
Результатом работы можно считать положительную динамику коммуникативного развития воспитанников, которая представлена в сравнительном мониторинге на 2017-2018; 2018-2019 учебный год (приложение 2 )
Для того, чтобы проследить динамику развития коммуникативных способностей детей мною проведено диагностическое обследование по методике М. И. Лисиной «Форма общения ребенка со взрослым»
Мониторинг по теме: «Развитие коммуникативных навыков через игровую деятельность» Лисина М.И
Цель: Выявить развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Критерии:
Сформирован: Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстникам, в природе; понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается; имитирует мимику, движение интонацию героев литературных произведений; выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию без помощи взрослого.
На стадии формирования: Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстникам договаривается с партнерами до начала игры о теме, но не всегда учитывает точку зрения партнера; участвует в создании игровой обстановки; выполняет правила, в случае нарушения прислушивается к оценке играющих и становится более внимательным; способен придерживаться игровых правил в дидактических играх; разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Не сформирован: договаривается о игре с помощью воспитателя; принимает точку зрения партнера; шаблонные игровые сюжеты и действия, предложения сверстников по изменению сюжета принимает; испытывает затруднения в использовании объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию без помощи взрослого.
1 балл – игровые умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в игровой деятельности.
2 балла – игровые умения и навыки развиты на среднем уровне (проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого).
3 балла – игровые умения и навыки развиты на высоком уровне (самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру).
Диагностическая карта «Развитие коммуникативных навыков в игровой деятельности»
№ п/п | Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстникам, в природе | Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается | Имитирует мимику, движение интонацию героев литературных произведений | Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию | Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх | Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок | Итоговый результат | |||||||
Н | К | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
Сформирован | ||||||||||||||
На стадии формирования | ||||||||||||||
Не сформирован |
Сравнительный анализ развития коммуникативных навыков детей в МДОУ детский сад № 8 «Сказка» показал положительную динамику воспитанников. Анализируя полученные данные, можно констатировать, что благодаря успешно подобранным формам, методам и средствам обучения, воспитанники стали соблюдать правила поведения в общественных местах, изменились в общении со взрослыми и сверстникам, в природе; стали понимать социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, они эмоционально откликаются; принимают на себя роль, объединяют несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
К концу года навык сформирован на 75%(15 воспитанников), на стадии формирования находятся 25%(5 воспитанников), не сформирован- 0%.
Следовательно, мы видим, что в группе после серии проведенных игр,
направленных на повышение коммуникативной компетенции значительно улучшились показатели. Значит, гипотеза исследования подтвердилась полностью, формирование коммуникативных умений более успешно, если:
- формировать у детей умения распознавать различные коммуникативныеситуации и правила действия в них;
- в воспитательно-образовательный процесс с детьми старшего дошкольноговозраста системно включаются игровые технологии, направленные на формирование (развитие) у них коммуникативной компетентности;
- осуществлять интегрирацию разных видов игр в педагогическом процессе;
- воспитатель занимает активную игровую позицию.
Преимуществом данного исследования является то, что предлагаемый материал легок и доступен для восприятия ребенка, поскольку осуществляется через игровую деятельность и ориентирован на данный возраст.
В результате целенаправленного взаимодействия с семьей активизировалась заинтересованность родителей и их участие в жизни группы, повысилась педагогическая грамотность.
В целом реализация данной педагогической инициативы позволила достигнуть следующих результатов:
-серия игровых тренингов апробирована и внедрена в практику работы ДОУ;
-наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей дошкольников, дети активно и содержательно общаются в совместных видах деятельности;
-минимизация конфликтных ситуаций на группах в межличностном общении воспитанников - свидетельствует о положительной динамике развития коммуникативных навыков и навыков самоконтроля;
- активно вовлечена родительская общественность в работу по формированию у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.
Мной созданная система работы: «Формирование коммуникативных навыков чрез игровую деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста» используется в работе среди педагогов Карасукского района.
В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении: постепенно пополнять игровой материал для детей, расширять его тематику, дополнять новыми разделами.
Список используемой литературы
1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2017 г.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М
3. Василика М.А. Основы теории коммуникации:.- М.: Гардарики, 2006. - 615 с.: ил.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет
5. Глазунова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143с.: ил.
6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
7. Дерябина О. В. Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников: методические рекомендации. - Н. Новгород: Нижегородский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского, 2015. - 112 с.
8. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
9. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность. - Ред.сост. М.И. Лисина. М., 1974
10. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
11. Немов Р.С Психология.. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.
12. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд.- СПб. 2009. - 304 с.
13. Прохоров А.М., Большой Энциклопедический словарь 2-изд. переработанное и дополненное с ил. 2002. - 1456 с.
14. Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье
15. Смирнова, В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
16. Слебцова И.Ф., Абрамова Л.В., Цветкова Е.В. Педагогические условия реализации положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2011.-65 с.
17.Монина Г.Б., Лютова Е.К. - Робертс Коммуникативный тренинг
18. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учеб. Пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2011. 288с.
19. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с
20. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/Волгоград : Учитель, 2011. - 159 с.
21. Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. -М: Педагогическое общество России, 1998. - 225 с.
22. Фабер, А.Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. - 320 с.
23. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
24. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
25.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»
Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного и младшешкольного возраста
Упражнения по развитию коммуникации...
Использование игровых упражнений и сенсорных стимулов при формировании коммуникативных навыков у детей с ТМНР
Сообщение заслушено на методическом объединении воспитателей, учителей- дефектологов Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного...
«Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога по проблеме: «Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»».
Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...
Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"
Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...