Использование игровых упражнений и сенсорных стимулов при формировании коммуникативных навыков у детей с ТМНР
учебно-методический материал на тему
Сообщение заслушено на методическом объединении воспитателей, учителей- дефектологов Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_17g.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Использование игровых упражнений и сенсорных стимулов при формировании коммуникативных навыков у детей с ТМНР
Сообщение
на методическом объединении воспитателей, учителей - дефектологов
Специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР
Подготовила: Рыбак Н.В.
Санкт-Петербург
2016 -2017 уч. год
Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению какой-то цели, наладив контакт с собеседником:
- получить информацию;
- побудить к действию;
- удовлетворить психическую потребность в общении.
Коммуникация - это процесс обмена информацией для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей.
Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.
Коммуникативные возможности и способности воспитанников, проживающих в нашей группе, резко снижены. Поэтому в нашей работе альтернативная коммуникация - одна из наиболее значимых программ обучения и развития детей, так как способствует лучшему пониманию потребности детей с ТМНР, помогает им включаться в коммуникацию с окружающими, а также способствует социальной адаптации каждого ребенка с учетом уровня его возможностей.
Для всех воспитанников группы характерны нарушения функций психики: мышления и речи, памяти и внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Так, например, речь они понимают на узко бытовом уровне, с жестовым подкреплением. Собственная речь детей с ТМНР представлена вокализациями, звукокомплексами, голосовыми реакциями, криком. Они не могут использовать речь при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что дети отличаются по стилю коммуникации:
- общительные дети, которые любят быть в контакте с другими (Соня Ф., Алина М., Даша К., частично Аэлита К.);
- дети, которые хотят быть в общении, но пассивны (Аэлита К., Лунара Т., Надя Н., Настя Ш.);
- дети, которые не хотят быть в общении (Полина Д.);
- дети со своей собственной программой действий (Фаина М., Полина Д.).
Анализируя коммуникативные проявления воспитанников на начальном этапе работы с ними, мы отметили, что дети способны вступать в коммуникацию, но их социальные и коммуникативные навыки представлены в довольно узком диапазоне:
- привлекают внимание к себе взглядом, криком;
- улыбаются и вокализируют, тем самым сохраняя внимание и заинтересованность взрослого.
Учитывая уровень коммуникативного развития детей группы, основной целью работы мы определили обогащение эмоционального опыта детей, привлечение их к общению, формирование доступных коммуникативных навыков.
Поскольку методических материалов по данной проблеме недостаточно, большую помощь в практической работе оказали обучающие семинары на базе нашего учреждения, СПб АППО, центра «Каритас», изучение специальных программ, разработанных на базе ДДИ №1, изучение литературы в интернет пространстве, а также обмен опытом с коллегами.
Следующим этапом стал подбор материалов и средств для работы с детьми, составление календарно-тематического планирования.
Развитие коммуникации и формирование коммуникативных навыков мы осуществляем как на специально организованных занятиях, так и в ситуациях повседневной жизни (в повседневной жизни мы следуем за спонтанным поведением и активностью ребенка, это позволяет наблюдать за проявлениями ребенка, помогать и направлять ребенка, а также предоставлять ему выбор (игры, игрушки, предмета, действия, продукта питания).
При организации и проведении занятий основными направлениями работы являются: установление эмоционального и зрительного контакта; формирование двигательных умений; установление положительного взаимодействия. В процессе формирования коммуникативных навыков используем методы поддерживающей коммуникации: звуки, устная речь, взгляд, жесты, мимика, изображения, символы, предметы, коммуникаторы с целью привлечь детей к общению.
Учитывая диагнозы детей (F-72, F-73), уровень их коммуникативного развития, личных особенностей и возможностей, мы намечаем конкретные задачи.
Так, например, дети 1-го уровня (Фаина, Полина, частично Лунара, Настя) проявляют реакции на базальном уровне (учащения пульса и дыхания, изменения цвета кожи (покраснение), тонически напрягаются). Эти дети не демонстрируют понимания речи и не могут посылать адекватные собственные коммуникативные сигналы (Фаина, Полина, частично Лунара, Настя, Надя) нуждаются в базальной коммуникации. С ними мы устанавливаем контакт посредством взаимной ритмизации дыхания (например, берем на руки, качаем, а затем и подключаем голос к дыханию: «А-а-а-а!», стимулируем эмоциональную активность и эмоциональные реакции на тактильные, слуховые, зрительные раздражители с целью вызвать интерес к окружающему. В работе с этими детьми основное направление – обогащение и развитие ощущений и восприятия, эмоциональной памяти, обогащение и активизация эмоционального опыта, установление положительного взаимодействия, формируем умение откликаться на свое имя, реагировать на простые жесты: понимать и использовать их («привет, пока, всё, кушать, умываться»). На этом этапе мы используем простые и раздражители: тактильные (прикосновение, поглаживание, обхватывание), вестибулярные (покачивание, повороты тела и частей тела), вибраторные (заводные игрушки, колебания, надавливания). При обучении детей стараемся выполнять основное требование к речи взрослого на данном этапе – говорить мало, тихо, ласково и только о том, что является актуальным на данный момент. В процессе такой коммуникации (ритм дыхания, телесный контакт, ласковый и спокойный голос, движения) появляются симпатия, доверие, интерес к общению, снимается напряжение, создается эмоциональный комфорт.
Для реализации задач мы используем совместные игровые действия, действия с предметами и игрушками, игровые упражнения, игровые ситуации, а также различные сенсорные стимулы. Так, например, для обучения установлению положительного эмоционального контакта используем песенки и потешки («Ладушки», «Заинька», «Привет», «Пока», «Дай ладошечку!», «Кто у нас хороший?»), стимулируем ответную реакцию на голос взрослого, сопровождаемый прикосновениями «Где же наши ручки», «Пальчик-пальчик» и др. В настоящее время можно отметить, что дети способны устанавливать зрительный контакт: смотрят на лицо взрослого, двигательно и улыбкой реагируют на зрительные впечатления, вокализируют.
С целью зрительно-слуховой стимуляции учим смотреть на предмет и отыскивать его взглядом, используем простейшие поисковые вопросы «Где?», «Куда?» и репродуктивные вопросы «Кто?», «Что?». Дети эмоционально откликаются на яркие игрушки, любят играть в «Прятки» (закрывать лицо взрослого и ребенка платком, прозрачной тканью), смотрятся в зеркало. С помощью звучащих игрушек (погремушки, бубен, барабан) и озвученных игрушек (говорящие куклы и антропоморфные игрушки: кошка, собачка, медвежонок) учим определять местонахождение источника и реагировать на них. Это такие игровые упражнения, как «Погремушки», «Погремим-постучим», «Музыкальный сундучок», «Что звучит?», «Где звучит?». Эти игры позволяют привлечь и сосредоточить внимание детей на предмете, вызвать эмоциональные, двигательные, голосовые реакции на раздражители.
Дети эмоционально реагируют на тактильные и двигательные стимулы. С целью развития тактильной чувствительности и обучения адекватному реагированию мы используем приёмы похлопывания по рукам и ладошкам, поглаживания, прикосновения, моторную стимуляцию (качание на лошадке, на фитбол-мяче, на руках, ритмичные хлопки и удары погремушкой). Наиболее часто используем такие игровые упражнения, как «Кач-кач», «Качели», «Ай-да!», «Лодочка», а также игры с пальчиками и ладошками «Этот пальчик», «Сорока-сорока» и т. п. Это помогает детям понимать значение слов и действий, соотносить слова с названным предметом.
Вся работа требует многократного повторения, эмоциональности, прямой помощи и совместного выполнения движений и действий.
В результате работы мы можем отметить, что дети даже с самыми малыми коммуникативными и двигательными возможностями дают динамику в развитии. Например, Аэлита, Надя, Лунара, Настя, Полина:
- реагируют на обращение к ним, поворачивают голову, смотрят, улыбаются, двигательно оживляются;
- улыбаются в ответ на улыбку; узнают знакомые голоса;
- начинают предвкушать (ожидать) события, например, прием пищи;
- для разного рода переживаний проявляют свой характерный крик или плач;
-отворачиваются или отталкивают, выражая несогласие или протест;
- высматривают или пытаются дотянуться.
Фая на эмоциональном уровне реагирует на тактильные стимулы, ласковое обращение: задерживает взгляд, смотрит, улыбается.
В процессе работы определилась еще подгруппа детей. Это Даша, Алина, частично Аэлита, Соня. Эти дети уже могут реагировать на коммуникативные сигналы, у них шире диапазон понимания речи, они проявляют элементарные коммуникативные реакции и подают сигналы вербально и невербально (реагируют на своё имя взглядом, поворотом головы, движением, узнают знакомых людей, смотрят, слушают, когда кто-либо разговаривает). У этих детей немного выше уровень возможностей. При обучении их коммуникации мы можем использовать не только коммуникативную и эмоциональную стимуляцию, но и формировать умение осуществлять общение с помощью жестов, овладевать техникой общения в специально созданных ситуациях в совместной деятельности, а также учить действовать по подражанию и по инструкции.
Алина и Даша включаются в совместную игровую и музыкально-ритмическую деятельность: повторяют движения по тексту песенок, слушают и запоминают песенки, стихи и потешки, которые сопровождаются движениями («Пальчик тук-тук!», «Заинька, попляши», «Вышла курочка гулять» и др.), выполняют движения рук и пальцев рук по тексту игр («Вышли пальчики гулять», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Испеку ватрушки», «Перевьюшки»). Кроме того, эти девочки могут использовать жесты этикетной лексики (привет, пока, до свидания, спасибо), а также жесты «кушать, гулять, спать, играть». Алина уже может показать жестами свои желания или последовательность событий, например, играть, кушать, спать, гулять).
Для развития детей с таким уровнем возможностей мы используем игровые приемы более сложные и доступные для них. Например, с целью зрительной стимуляции учим устанавливать визуальный контакт, рассматривать своё отражение в зеркале, проводим игровые упражнения на развитие выразительности лица («улыбаемся, нахмурились, рассердились, покажи язык, зубы, закрой глаза и открой глаза» и т. п.). Учим узнавать по имени и показывать детей группы, находить на фотографии себя и детей; показывать части тела и лица на себе, на других детях, на кукле и на антропоморфных игрушках.
Для обучения пониманию значения слов мы организуем игры и комментируем действия с игрушками и предметами («Кукла ложится спать», «Накормим куклу» (зайку, мишку), «Покатаем на машине куклу», «Переложи предметы», «Собери в коробку», «Пузыри летят», «Вода льется» и т. п.). Учим понимать и различать противоположные действия («дай-на», «открой-закрой», «сядь-встань», «стой-иди»). Подобные игры и упражнения воспринимаются детьми с интересом и с желанием действовать совместно. Понимание значения слов, действий облегчает жизнь детям, так как позволяет лучше ориентироваться в окружающем, проявлять самостоятельность, активность. О более высоком уровне коммуникативного развития может говорить тот факт, что эти дети (Алина, Даша) могут адекватно реагировать на интонацию речи педагога, на похвалу и порицание, могут показать жестом слова-поощрения «хорошо», «молодец». У них появляется способность понимать инструкцию и выполнять простые поручения («положи», «дай», «на», «подними», «отнеси»).
Таким образом, практическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, дала положительную динамику. Дети проявляют эмоциональную активность, способны откликаться и устанавливать эмоциональный контакт, положительно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, реагируют на различные раздражители, жесты, речь. Они откликаются на свое имя, некоторые дети могут использовать элементарные жесты, выражают свои потребности с помощью невербальных средств. Данная работа способствует лучшей социальной адаптации и улучшению качества жизни детей с ТМНР.
Литература.
- Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с ТМНР /Под ред. В.Н. Асикритова, Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой. – СПб.: ЛЕМА, 2015.
- Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л. И. Кайкина и др.; под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.
- Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Артамоненкова С.И., Вялитов Р.Р., Долотова И.А. и др. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с ТМНР /под ред. Рязановой А.В., Ермолаева Д.В.- М.: Теревинф, 2011.
- Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому
В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...
"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР
Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель: использованиездоровье-сберегающих те...
Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...