Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного и младшешкольного возраста
презентация к уроку на тему
Упражнения по развитию коммуникации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание своих особенностей и особенностей других людей.
Коммуникативные умения – индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми .
1)Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!») 2)Умение организовывать общение («Я умею!») 3)Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!») Способность к общению включает в себя:
Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Во многом от того, как сложатся отношения ребёнка в группе детского сада , в дальнейшем в школе – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. проблема
1.Проективные методики: А) «Дерево» Б) « Несуществующее животное » В) «Рисунок семьи» 2.Наблюдение ( за поведением ребенка) 3. «Особенности межличностных отношений ребенка» Рене Жиля 4. «Изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях» Розенцвейг 5. « Опросник нравственных представлений» Репиной Т.А. диагностика
1.Замкнутость 2.Тревожность 3.Чрезмерная опека 4.Агрессивность 5.Речевые проблемы Причины затруднений в общении:
1. Расширение круга общения 2.Ролевые игры (ребенок берет на себя любую роль, разыгрывание ситуаций) 3.Упражнения на выражение эмоций («мимическая гимнастика», «кролик», «через стекло») 4.Упражнения на владение своим голосом (интонирование, жмурки с голосом) 5.Подвижные игры ( «догони», «поймай за хвост дракона») Формирование коммуникативных умений
6.Упражнения на внимание друг к другу, физический контакт(«скульптор», «слепой и поводырь») 7.Упражнения на повышение самооценки («комплименты») 8.Игры в парах («двое с одним мелком», «зеркало») 9.Игры в группах («пчелы и змеи», «коровы, собаки кошки»)
1.«Дружба начинается с улыбки» (с 4 л.) Цель: Позитивный настрой. Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди 2.«Клубок» ( 4 – 9л.) Цель: игра полезна в компании малознакомых детей Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг класса, говорит: «Меня зовут…, Я люблю…, А что любишь ты?» Упражнения на взаимодействие
3. Игра «Доброе животное» (4- 7л.) Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Упражнения на взаимодействие
4.«Сильный ветер» (5 – 10л.) Цель: знакомство детей между собой, побольше узнать друг о друге, нахождение общих черт, объединяющие детей. Со словами: « Сильный ветер дует на …» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «…на того, у кого светлые волосы», имеющие данный признак встают. «..у кого есть сестра; кто любит животных; у кого нет друзей; кто одет в платье, и т.д.» Упражнения
5.«Коровы, собаки, кошки» (с 6 л.) Цель: Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Ход: Ведущий раздает листочки с названием животных (коровы, собаки, кошки). Дети должны издавать характерные животным звуки, для того чтобы объединиться в группы. В другом варианте: дети ходят с закрытыми глазами и ищут друг друга по звуку. (Рефлексия: трудно ли было найти своих «сородичей»?что вам было удобнее – издавать звуки или искать «сородичей»? почему?) Упражнения
6. «Пчелы и змеи» (+ кошки, если три команды) ( с 9 л.) Цель: взаимодействие внутри группы. Обмен позитивными эмоциями. Ход: В ходе предыдущей игры у нас получилось три команды. Назовем их «ПЧЕЛЫ, ЗМЕИ, КОШКИ». Каждая команда выбирает своего короля. Все короли выходят из класса и ждут, пока их позовут. Каждая команда спрячет предмет, который будет искать король (пчелы – мед, змеи – ящерицу, кошки – мышку). Все участники должны помогать своим королям , издавая определенный звук: пчелы – ЖЖЖЖЖЖЖ…, змеи – ШШШШШ.., кошки – Мяу…Чем ближе подходит король к предмету, тем громче звук издают участники. (Рефлексия: хорошо ли группа помогала королю? Как чувствовал себя в роли короля? Что было самым сложным?)
7. «Корабль среди скал». Цель: игра дает возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. Ход: из числа участников выбирается корабль и капитан, который будет им управлять. Выбирается так же гавань («пусть корабль плывет ко мне!»), в которую плывет корабль, а так же скалы («мы будем препятствием, на пути к гавани»). Кораблю завязывают глаза. Капитан ведет корабль, говоря ему, куда плыть: «..сделай маленький шаг вперед.., влево…, стоп!...и т.д.» Скалы сидят на стульях (можно добавить какие – либо предметы). Когда корабль подойдет к конечной точке своего маршрута, гавань должна заключить корабль в объятья и сказать: «молодец, ты достиг цели!» (Рефлексия: что ты чувствовал, когда был кораблем? что было самым трудным, когда был капитаном? Часто ли твой корабль налетал на скалы?) 8.Рефлексия занятия Упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»
Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...
Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования гуманных отношений является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. Меня привлекла методика Е.Э. Шиловой. Она предлагает...
Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Методика Е.Э. Шиловой
Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста...
«Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога по проблеме: «Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»».
Основные направления диагностической деятельности педагога-психолога...
Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...
Статья: "Методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня"
Аннотация. В статье описываются методы и приемы, используемые в работе по формированию общеупотребительной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Пре...
Комментарии
Спасибо, Ещё бы приложить
Спасибо, Ещё бы приложить методики.